Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
г. Новомосковск
Методическая разработка
интегрированного урока теоретического обучения
с применением активных методов
по теме:
«Сложное чувство одиночества. М. Ю. Лермонтов «Парус»
(привлечение справочных и
иллюстрированных материалов).
(4 класс)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Рапшина Ирина Александровна
г. Новомосковск
2017
Проект урока по теме: Стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Парус»
Цель урока: Определить главную мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»
Цель методическая: сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала.
Цель образования: закрепление в памяти учащихся знаний о литературных жанрах в творчестве М. Ю. Лермонтова (стихотворения, сказки, поэмы, очерки, переводы)
Цель воспитания: - побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Цель развития: развивать и придавать устойчивые формы в системе личностных ориентиров, сонаправленных с общественными потребностями; проводить анализ и сравнения. Делать необходимые выводы, развитие логического мышления. Культуры речи, внимания. Памяти.
Межпредметные связи: интеграция с русским языком, изобразительным искусством, историей, музыкой.
Предметные связи: строятся на основе ведущих принципов изучения литературы - художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Тип урока: ОНЗ с использованием технологии «перевернутого обучения», «групповой работы», «эврестической беседы».
АМО: рассказ учителя с элементами беседы, с использованием слайдов, работа над выразительным чтением, анализ стихотворения, работа с текстами.
Метод активного воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
метод творческой активности — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Метод активного диалога (дискуссии).
Модульный метод.
Метод анализа конкретных ситуаций.
Инновационная игра, базовым процессом которой выступает отрыв от прежнего понимания учебной ситуации и порождение нового знания, действия, метода. Творческий поиск новых путей, креативность. В основе «Мозговой штурм», который акцентируется на создание банка новых нестандартных идей, без конкретизации этих идей в рамках «мозгового штурма».
Моделирование практической ситуации. Перенос реальной ситуации с комплексными вопросами в игровое мероприятие, в котором принимают участие все учащиеся, взявшие на себя определённые роли или позиции: мыслители, капитаны, библиографы, партнёры, слушатели. Технология обучения на данном этапе «Броуновское движение». Предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Активный метод релаксации.
Метод письменного оценивания своей деятельности на уроке «Письмо самому себе».
Устный ответ «Ромашка». На лепестках ромашки написаны вопросы: - Какую тему мы прошли на уроке?
Какие задачи решили?
-Как смогли с ними справиться?
Что нового узнали?
Какие выводы для себя сделали?
Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)
Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)
Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
Осталось непонятным (ЧТО?)
Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
АМ подведения итогов занятия «Кораблик». На партах у вас лежат кораблики. Вы сможете их отправить в плавание, если нарисуете на них важные свои мысли или чувства по итогу урока. (зелёный-«Отличная работа», «Жёлтый»- у меня не плохо получилось», «Красный»- не очень получилось»).
Оборудование: презентация; интерактивная доска; музыкальное оформление: романс А. Варламова на слова М. Лермонтова «Парус».
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности.
Применение АМ. Выяснение целей, ожиданий и опасений.
Слово учителя на фоне портрета поэта с датами жизни:
Вереницей идут года,
И не видно черты их конечной.
Лермонтов ...
Он с нами навсегда,
В строй живых записан он навечно!
Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел,
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ ...
В книгах -
трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он - живой,-
не памятником в сквере
Вновь и вновь
рождается для нас! Павел Алдахин
Целеполагание и мотивация.
Учитель: - Как вы думаете, могут ли 3 странички в учебнике раскрыть полностью жизнь, творчество, увлечения, мысли, чувства поэта? Почему? (рассуждения детей) А хотелось бы вам чуть-чуть побольше узнать о его жизни, творческих способностях, судьбе?
(Лермонтов давно умер, а мы его помним по его стихам)
-Почему наша любовь к его творчеству не ослабевает? (Мастер слова, темы интересные, важные и в наши дни, помогают увидеть необычное в обычном…) Какие стихи Лермонтова вам знакомы? (Москва,..)
АМО Конкурс «Лучший чтец стихов М. Ю. Лермонтова». (вопросы к выступающим и к классу: какова главная мысль стихотворения? Какие чувства передаёте при чтении? Для чего нужно чувствовать настроение стихотворения, понять его смысл, увидеть слова, передают главное, то, что задумал автор?
Учитель: Вам понравилось, как ребята цитировали Лермонтова?
II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.
Мы начинаем знакомиться с удивительным поэтом М.Ю. Лермонтовым и вы сможете сделать новые открытия в жизни и творчестве поэта. Готовы? Что нужно каждому из нас? (наблюдать, сравнивать, думать, делать выводы).
Предлагаю понаблюдать и сделать выводы о биографии М.Ю. Лермонтова. АМО «Перевёрнутое обучение». (Ребята получили задание для предварительной подготовки: прочитать, подумать…).
Заранее подготовленный ученик знакомит по презентации с ключевыми фактами биографии и творчества М.Ю.Лермонтова.
Представление индивидуальной работы учащихся. Представление результатов работы: ребята по очереди называют факты биографии поэта, не повторяясь, цитируют стихотворения.
-Сделаем вывод: родился.., рано в 4 года потерял мать, воспитывала бабушка, жил в.., учился, ссора близких людей- что чувствуют все люди в такой ситуации?, болел – что чувствует часто болеющий человек? Кавказ, любил….Почему? Служил на Кавказе, Однажды.. (продолжение ниже)
III. Этап постановки проблемы.
Учитель
-Однажды Лермонтов приехал из Москвы в Петербург, и отправился на прогулку. Он вышел к берегу Балтийского моря и увидел картину, которую сейчас видите вы. (пейзаж и фонограмма звуков моря-дать минуты две понаблюдать)
-Что почувствовали и увидели вы? (скалистый берег, блики солнца, лазурь моря, парус,….)
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
3. Работа с текстом произведения
1)Подготовка к первичному восприятию текста
-Как вы думаете, что почувствовал и увидел Лермонтов?
Свои мысли и чувства поэт выразил в стихотворение «Парус». Он написал его после той прогулки по берегу моря в1832 году. Послушайте. Выразительное чтение стихотворения «Парус». (приглашённый ученик 11 класса Вадим Грозовский цитирует «Парус»).
2)Первичное восприятие текста
(Приложение 2 стихотворение «Парус»)
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
-Какое настроение стихотворения? Что почувствовали? (тайна, смятение, смешанные чувства). Предположите, почему Лермонтов захотел написать о парусе?
Какой парус среди бушующей стихии? Не кажется ли вам, что «одинокий парус» – это метафора: поэт говорит, таким образом, о своём одиночестве? (рассуждения детей).
Учитель. Впервые стихотворение ПАРУС было напечатано в 1841 году, уже после смерти Лермонтова. Оно стало, очень популярным, в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени. Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы Родины – о революционных бурях.
V. Этап реализации построенного проекта.
3)Анализ текста.
Работа с таблицей по группам АМ «Морская пристань» 1 строфа «1-ая остановка»
Что читаем? | Что видим? | Как читаем? | Цвета | Предметы |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Словарная работа | | | | |
Работа с таблицей по группам АМ «Морская пристань» 2строфа «2-ая остановка»
Что читаем? | Что видим? | Как читаем? | Цвета | Предметы |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Словарная работа | | | | |
Работа с таблицей по группам АМ «Морская пристань» 3строфа «3-ая остановка»
Что читаем? | Что видим? | Как читаем? | Цвета | Предметы |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Словарная работа | | | | |
Учитель. Понаблюдайте, какие цвета увидел поэт.
-Сделаем вывод: цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости.
-Как вы думаете, какой предмет занимает центральное место в стихотворении, а что является фоном?
-Понаблюдай за описанием фона: (образные выражения) море, ветер, небо, солнце, мачта (выборочно)
-Пронаблюдайте за описанием паруса в паре. Выберите строки, которые говорят об этом.
- Какие эпитеты использует поэт, когда говорит о парусе? Почему? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления, мятежный,…..)+ словарная работа
- Найди олицетворения. Для чего они используются?
- Найди строки, в которых звучит голос автора. Что он хотел ими передать?
-Понаблюдайте за пунктуацией-знаками препинания. Что вас удивило? (многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие.)
- Сколько раз употребляется слово парус? (один)
Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури). Удивительно! Почему? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.
Работа в тетради. (Какие строки передают тревогу поэта? Запиши) и (Укажите рифмующие строки . Подчеркните логические ударения.)
Вывод: ……
Что видим? (море, небо, паруса, затишье)
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!
Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)
А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
2 строфа.
Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)
Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.
3 строфа.
Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
Как читаем? (светло, торжественно)
А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? Сравните свой воображаемый рисунок с рисунком М.Ю.Лермонтова. Он нарисовал его сразу же, как написал стихотворение «Парус»
АМ релаксации. Упражнение «Четыре стихии».
- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.
VI. Этап первичного закрепления во внешней речи.
(СЛАЙД: картина М.Ю.Лермонтова «Парус»)
Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.
Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
(прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»)
VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.
Ваши впечатления?
Вывод: В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус.
IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.
АМ подведение итогов занятия.
Метод «Ромашка».
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
Вопросы на ромашке: - Какую тему мы прошли на уроке?
Какие задачи решили?
-Как смогли с ними справиться?
Что нового узнали?
Какие выводы для себя сделали? Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)
Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)
Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
Осталось непонятным (ЧТО?)
Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
АМ подведения итогов занятия «Кораблик». На партах у вас лежат кораблики. Вы сможете их отправить в плавание, если нарисуете на них важные свои мысли или чувства по итогу урока. (зелёный-«Отличная работа», «Жёлтый»- у меня не плохо получилось», «Красный»- не очень получилось»).
Заключительное слово учителя:
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но оно стало долговечнее камня.
Во все времена читатель пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это стихотворение пробуждает «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.
X. Этап домашнего задания 1. Выучить стихотворение наизусть.
2.По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.
10