СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сложное чувство одиночества. М. Ю. Лермонтов «Парус» (привлечение справочных и иллюстрированных материалов).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по теме:   Стихотворения М. Ю. Лермонтова

«Парус»Цель урока: Определить главную мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»

Просмотр содержимого документа
««Сложное чувство одиночества. М. Ю. Лермонтов «Парус» (привлечение справочных и иллюстрированных материалов).»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г. Новомосковск













Методическая разработка

интегрированного урока теоретического обучения

с применением активных методов

по теме:

«Сложное чувство одиночества. М. Ю. Лермонтов «Парус»

(привлечение справочных и

иллюстрированных материалов).



(4 класс)











Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Рапшина Ирина Александровна





г. Новомосковск

2017





Проект урока по теме: Стихотворения М. Ю. Лермонтова

«Парус»


Цель урока: Определить главную мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»

  1. Цель методическая: сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала.

  2. Цель образования: закрепление в памяти учащихся знаний о литературных жанрах в творчестве М. Ю. Лермонтова (стихотворения, сказки, поэмы, очерки, переводы)

  3. Цель воспитания: - побуждать учащихся в свободное  от уроков время самостоятельно обращаться к книге как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга. 

  4. Цель развития: развивать и придавать устойчивые формы в системе личностных ориентиров, сонаправленных с общественными потребностями; проводить анализ и сравнения. Делать необходимые выводы, развитие логического мышления. Культуры речи, внимания. Памяти.

Межпредметные связи: интеграция с русским языком, изобразительным искусством, историей, музыкой.

Предметные связи: строятся на основе ведущих принципов изучения литературы - художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Тип урока: ОНЗ с использованием технологии «перевернутого обучения», «групповой работы», «эврестической беседы».

АМО: рассказ учителя с элементами беседы, с использованием слайдов, работа над выразительным чтением, анализ стихотворения, работа с текстами.

  • Метод активного воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.


  • метод активной интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.


  • метод творческой активности — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

  • Метод активного диалога (дискуссии).

  • Модульный метод.

  • Метод анализа конкретных ситуаций.

Инновационная игра, базовым процессом которой выступает отрыв от прежнего понимания учебной ситуации и порождение нового знания, действия, метода. Творческий поиск новых путей, креативность. В основе «Мозговой штурм», который акцентируется на создание банка новых нестандартных идей, без конкретизации этих идей в рамках «мозгового штурма».

Моделирование практической ситуации. Перенос реальной ситуации с комплексными вопросами в игровое мероприятие, в котором принимают участие все учащиеся, взявшие на себя определённые роли или позиции: мыслители, капитаны, библиографы, партнёры, слушатели. Технология обучения на данном этапе «Броуновское движение». Предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Активный метод релаксации.

Метод письменного оценивания своей деятельности на уроке «Письмо самому себе».

Устный ответ «Ромашка». На лепестках ромашки написаны вопросы: - Какую тему мы прошли на уроке?

Какие задачи решили?

-Как смогли с ними справиться?

Что нового узнали?

Какие выводы для себя сделали?

Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)

Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)

Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

Осталось непонятным (ЧТО?)

Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)


АМ подведения итогов занятия «Кораблик». На партах у вас лежат кораблики. Вы сможете их отправить в плавание, если нарисуете на них важные свои мысли или чувства по итогу урока. (зелёный-«Отличная работа», «Жёлтый»- у меня не плохо получилось», «Красный»- не очень получилось»).

Оборудование: презентация; интерактивная доска; музыкальное оформление: романс А. Варламова на слова М. Лермонтова «Парус».

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Применение АМ. Выяснение целей, ожиданий и опасений.

Слово учителя на фоне портрета поэта с датами жизни:

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов ...

Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

Это жизни дни его вернулись,

Он в нее хозяином вошел,

Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ ...

В книгах -

трудным временем проверен,

В ярком блеске добрых, смелых глаз.

Он - живой,-

не памятником в сквере

Вновь и вновь

рождается для нас! Павел Алдахин

Целеполагание и мотивация.

Учитель: - Как вы думаете, могут ли 3 странички в учебнике раскрыть полностью жизнь, творчество, увлечения, мысли, чувства поэта? Почему? (рассуждения детей) А хотелось бы вам чуть-чуть побольше узнать о его жизни, творческих способностях, судьбе?

(Лермонтов давно умер, а мы его помним по его стихам)
-Почему наша любовь к его творчеству не ослабевает? (Мастер слова, темы интересные, важные и в наши дни, помогают увидеть необычное в обычном…) Какие стихи Лермонтова вам знакомы? (Москва,..)

АМО Конкурс «Лучший чтец стихов М. Ю. Лермонтова». (вопросы к выступающим и к классу: какова главная мысль стихотворения? Какие чувства передаёте при чтении? Для чего нужно чувствовать настроение стихотворения, понять его смысл, увидеть слова, передают главное, то, что задумал автор?

Учитель: Вам понравилось, как ребята цитировали Лермонтова?

II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Мы начинаем знакомиться с удивительным поэтом М.Ю. Лермонтовым и вы сможете сделать новые открытия в жизни и творчестве поэта. Готовы? Что нужно каждому из нас? (наблюдать, сравнивать, думать, делать выводы).

Предлагаю понаблюдать и сделать выводы о биографии М.Ю. Лермонтова. АМО «Перевёрнутое обучение». (Ребята получили задание для предварительной подготовки: прочитать, подумать…).

Заранее подготовленный ученик знакомит по презентации с ключевыми фактами биографии и творчества М.Ю.Лермонтова.

Представление индивидуальной работы учащихся. Представление результатов работы: ребята по очереди называют факты биографии поэта, не повторяясь, цитируют стихотворения.

-Сделаем вывод: родился.., рано в 4 года потерял мать, воспитывала бабушка, жил в.., учился, ссора близких людей- что чувствуют все люди в такой ситуации?, болел – что чувствует часто болеющий человек? Кавказ, любил….Почему? Служил на Кавказе, Однажды.. (продолжение ниже)

III. Этап постановки проблемы.

Учитель

-Однажды Лермонтов приехал из Москвы в Петербург, и отправился на прогулку. Он вышел к берегу Балтийского моря и увидел картину, которую сейчас видите вы. (пейзаж и фонограмма звуков моря-дать минуты две понаблюдать)

-Что почувствовали и увидели вы? (скалистый берег, блики солнца, лазурь моря, парус,….)

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

3. Работа с текстом произведения

1)Подготовка к первичному восприятию текста

-Как вы думаете, что почувствовал и увидел Лермонтов?

Свои мысли и чувства поэт выразил в стихотворение «Парус». Он написал его после той прогулки по берегу моря в1832 году. Послушайте. Выразительное чтение стихотворения «Парус». (приглашённый ученик 11 класса Вадим Грозовский цитирует «Парус»).


2)Первичное восприятие текста

(Приложение 2 стихотворение «Парус»)

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

-Какое настроение стихотворения? Что почувствовали? (тайна, смятение, смешанные чувства). Предположите, почему Лермонтов захотел написать о парусе?

Какой парус среди бушующей стихии? Не кажется ли вам, что «одинокий парус» – это метафора: поэт говорит, таким образом, о своём одиночестве? (рассуждения детей).

Учитель. Впервые стихотворение ПАРУС было напечатано в 1841 году, уже после смерти Лермонтова. Оно стало, очень популярным, в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени. Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы Родины – о революционных бурях.

V. Этап реализации построенного проекта.

3)Анализ текста.

Работа с таблицей по группам АМ «Морская пристань» 1 строфа «1-ая остановка»

Что читаем?

Что видим?

Как читаем?

Цвета

Предметы
















Словарная работа







Работа с таблицей по группам АМ «Морская пристань» 2строфа «2-ая остановка»

Что читаем?

Что видим?

Как читаем?

Цвета

Предметы
















Словарная работа






Работа с таблицей по группам АМ «Морская пристань» 3строфа «3-ая остановка»


Что читаем?

Что видим?

Как читаем?

Цвета

Предметы
















Словарная работа





Учитель. Понаблюдайте, какие цвета увидел поэт.

-Сделаем вывод: цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости.

-Как вы думаете, какой предмет занимает центральное место в стихотворении, а что является фоном?

-Понаблюдай за описанием фона: (образные выражения) море, ветер, небо, солнце, мачта (выборочно)

-Пронаблюдайте за описанием паруса в паре. Выберите строки, которые говорят об этом.

- Какие эпитеты использует поэт, когда говорит о парусе? Почему? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления, мятежный,…..)+ словарная работа

- Найди олицетворения. Для чего они используются?

- Найди строки, в которых звучит голос автора. Что он хотел ими передать?

-Понаблюдайте за пунктуацией-знаками препинания. Что вас удивило? (многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие.)

- Сколько раз употребляется слово парус? (один)

Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури). Удивительно! Почему? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.

Работа в тетради. (Какие строки передают тревогу поэта? Запиши) и (Укажите рифмующие строки . Подчеркните логические ударения.)


Вывод: ……

Что видим? (море, небо, паруса, затишье)

Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!

Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

2 строфа.

Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.

3 строфа.

Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)

Как читаем? (светло, торжественно)

А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»


Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? Сравните свой воображаемый рисунок с рисунком М.Ю.Лермонтова. Он нарисовал его сразу же, как написал стихотворение «Парус»

АМ релаксации. Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

VI. Этап первичного закрепления во внешней речи.

(СЛАЙД: картина М.Ю.Лермонтова «Парус»)

Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.

Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

(прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»)

VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Ваши впечатления?

Вывод: В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус.


IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

АМ подведение итогов занятия.

Метод «Ромашка».

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Вопросы на ромашке: - Какую тему мы прошли на уроке?

Какие задачи решили?

-Как смогли с ними справиться?

Что нового узнали?

Какие выводы для себя сделали? Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)

Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)

Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

Осталось непонятным (ЧТО?)

Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

АМ подведения итогов занятия «Кораблик». На партах у вас лежат кораблики. Вы сможете их отправить в плавание, если нарисуете на них важные свои мысли или чувства по итогу урока. (зелёный-«Отличная работа», «Жёлтый»- у меня не плохо получилось», «Красный»- не очень получилось»).

Заключительное слово учителя:

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но оно стало долговечнее камня.

Во все времена читатель пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это стихотворение пробуждает «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.


X. Этап домашнего задания 1. Выучить стихотворение наизусть.

2.По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.



10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!