СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычный рабочий урок

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.»

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.


Цель:

- познакомить учащихся со сложноподчиненным предложением с придаточным образа действия и степени;

- повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.

УУД:

Образовательные:

Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных;

Развивающие:

- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

1. Организационный момент. 2. Подготовка к ОГЭ

Вариант 1.

1. Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: могилы солдат

2.Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: превосходство души

3. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: приняли с неохотой

4. Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: отцов друг

5. Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ревела с надрывом

6. Замените словосочетание «дорожный набор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: набор для дороги

7. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: самовар из меди

8. Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: еловая ветка

9. Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: лучи солнца

10. Замените словосочетание «котлеты из хвои», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: хвойные котлеты

Объяснение нового материала.

Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.

1.Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.

2.Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.

  1. Найдите грамматические основы.

  2. Определите главные и придаточные предложения.

  3. На какие вопросы отвечают придаточные?

  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?

  5. При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.

  6. Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.

На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.


Как? Каким образом?

[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)

Как? В какой степени?


[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)


Учитель: Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени? (Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными. Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения).

Заполнение таблицы.

Учитель: А сейчас заполним таблицу.

Вид

Отвечают на вопрос

Союзы

Союзные слова

К чему присоединяется?

Указательные слова

Образа действия

как?

каким образом?

как, будто

как, что

Сказуемое, обстоятельство образа действия…

так, такой, таким образом…

Меры

как?

насколько?

 ...

что, чтобы…

как?

насколько?

...

К главному при помощи союзов …

местоимения такой, таков …

Степени

до какой степени?

...

как будто, словно...

как?

насколько?

...

К главному …

указательные слова, наречия

настолько…

Закрепление

1. Учитель: Запишем предложения. Выделим грамматические основы. Выделим части предложения. Определим вид придаточных и составим схему.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

Как? Каким образом?

[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)


[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).

Как? В какой степени?

[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)

  1. На войне солдаты поступали так как велел им долг.

  2. Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

  3. Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.

  4. Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.

  5. Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.

  6. Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.

2. Работа с учебником: упр.

Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия или степени. Сравните полученные конструкции с данными и скажите, какие из них более эмоциональны.

  1. Во дворе бушевал сильный огонь. Всякая попытка перебежать в соседнее помещение привела бы только к ненужным потерям.

2) Густой едкий дым плотно наполнял кабинет. Нельзя было даже различить окно на противоположной стороне комнаты.

3) Появление катера было неожиданным. Никто даже не попытался стрелять.

4) Первый удар орудий был оглушителен. Казалось, берега пошатнулись от этого грома. 5) Воздух становился редок. Было больно дышать.

3. Определите вид придаточного предложения.

1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.

5) Служите мне, как вы ему служили.

6) Мать плачет, что река льется.

7) Раз дал слово, нужно его держать.

8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.

10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.

Работа по карточкам.

1 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.

1. Кругом было так темно, что в двух шагах нельзя было рассмотреть человека.

2. Было решено, что завтра мы с Дерсу пойдём пешком.

3. Но вот опять к тому месту, где стреляли, стал стекаться народ.

4. Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.

5. Имейте в виду, что писатель должен отлично знать действительность.

2 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.

1. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу.

2. Всякого он звал к себе так, словно тот ему был до смерти нужен.

3. Не верится, что эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком.

4. И было неизвестно, куда адресовать письмо.

5. Он успел перевидаться со всеми приглашёнными, так что это не было их первой встречей.

3 карточка. Спишите. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного. Постройте схему.

1. Метели, что ломятся в двери, с дороги меня не собьют.

2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

3. Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества или гибели моей.

4. Детство - это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.

Работа по карточкам для сильных учеников.

Карточка 1. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

Все хохотали так громко и долго что Сане стало не по себе. Ему было так тяжело и тоскливо что хоть ложись и помирай. Мел известняк песок нерудное сырье в котором нуждается промышленность строительных материалов. Люблю дома где вещи не имущество где вещи легче лодок на причале. Она поняла, что за человек был Игнат Васильевич. Там где под ногами не земля а песок где в руслах рек не вода а камни птицы живут под землей и звери летают по воздуху. Пурга в горах обычное явление если вслед за свежевыпавшим снегом подымается ветер.

Карточка 2. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

Он сделал так как ему приказали. Все было не так просто как ему показалось поначалу. Тот, кто движется все время вперед одолевает любой холм. Дубравы где в тиши свободы встречал я счастьем каждый день ступаю вновь под ваши своды под вашу дружескую тень. Я видел как сапер от слез ослеп когда ребенок и смеясь и плача схватив ручонками солдатский хлеб его жевать захлебываясь начал. У меня мания преследования постоянный мучительный страх но бывают минуты когда меня охватывает жажда жизни. Кто знатен и силен да не умен так худо ежели и с добрым сердцем он.

Карточка 3. Спишите предложения. Выделите грамматические основы, части предложения. Определите вид придаточного и составьте схемы. Расставьте знаки препинания.

Стало так тихо что было слышно как в головной самоходке работает радиостанция. Малешкин так сжал гранату что побелели пальцы. Я пошел по аллее скользя по еловым иглам которые на вершок покрывали землю. Утром рано солнце выйдет из тумана поле озарит и тогда пройдешь тропинкой где под каждою былинкой жизнь кипит. Саня прикрывая лицо руками стоял перед люком механика-водителя и ждал когда тот запустит мотор. Командующий хорошо знал что люди боятся смерти что бесстрашие это не то что делается без страха а то что делается вопреки страху. Беда коль пироги начнет печи сапожник а сапоги тачать пирожник.

Домашнее задание; стр. 97, упр. 157


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!