СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для изучения темы "СПП с несколькими придаточными". В презентацию наряду с теоретической частью входят практические задания и задания на повторение темы "Орфография", предназначенные для подготовки учащихся к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением.»

Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка

в 9 классе

Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАССТАВЛЯТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного. 3) ПРИКАСАТЬСЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. 4) (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. 5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. Ответ: 15.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССТАВЛЯТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ПРИКАСАТЬСЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Ответ: 15.

Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия. 2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА)  — в суффиксе причастия пишется одна -Н-. 3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. 4) (усыпана) СПЛОШЬ  — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется. 5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ  — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис. Ответ: 45

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА)  — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.

3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (усыпана) СПЛОШЬ  — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.

5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ  — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.

Ответ: 45

Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве. Ответ: 145.

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.

Ответ: 145.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением.

Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением.

Главное предложение Соподчинение Последовательное Неоднородное соподчинение Однородное соподчинение

Главное предложение

Соподчинение

Последовательное

Неоднородное соподчинение

Однородное соподчинение

В сложноподчиненном предложении неоднородное подчинение — это такое подчинение, когда все придаточные разных видов относятся к главному или каждое их них поясняет разные слова в главной части. Одновременно могут относиться ко всему главному предложению придаточные части следующих типов: времени причины условия следствия цели условия сравнительная.

В сложноподчиненном предложении неоднородное подчинение — это такое подчинение, когда все придаточные разных видов относятся к главному или каждое их них поясняет разные слова в главной части.

Одновременно могут относиться ко всему главному предложению придаточные части следующих типов:

  • времени
  • причины
  • условия
  • следствия
  • цели
  • условия
  • сравнительная.
Прежде чем переставить лапу (1), гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки (2), подобно тому как складывают веер (3), и, подержав так некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь (2) (Е. Носов). СПП состоит из трех простых предложений. Первое зависимое предложение начинает сообщение. Второе предложение является главным, в середине которого находится одна из придаточных частей. Придаточные поясняют всю главную часть и имеют разное значение: первое предложение «прежде чем переставить лапу» отвечает на вопрос с каких пор? и является придаточным времени; третье предложение «подобно тому как складывают веер» содержит сравнение. (Прежде чем …), [… (подобно тому как …)… ].

Прежде чем переставить лапу (1), гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки (2), подобно тому как складывают веер (3), и, подержав так некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь (2) (Е. Носов).

СПП состоит из трех простых предложений. Первое зависимое предложение начинает сообщение. Второе предложение является главным, в середине которого находится одна из придаточных частей. Придаточные поясняют всю главную часть и имеют разное значение:

  • первое предложение «прежде чем переставить лапу» отвечает на вопрос с каких пор? и является придаточным времени;
  • третье предложение «подобно тому как складывают веер» содержит сравнение.

(Прежде чем …), [… (подобно тому как …)… ].

В СПП с неоднородным подчинением придаточных также возможны другие комбинации зависимых частей: одно из перечисленных выше придаточных частей поясняет главное предложение, а второе — только одно слово в нем; два придаточных одного или разных видов поясняют разные слова в главном предложении. Что бы о тебе ни думали (1), делай то, что считаешь справедливым (2) (Пифагор). первое придаточное предложение с уступительным значением  «что бы о тебе ни думали» , присоединенное союзным словом с частицей  «что ни» , поясняет всю главную часть  «делай то» . второе  изъяснительное придаточное предложение поясняет в ней одно слово — указательное местоимение  «то». (Что ни…), […], (что… ).

В СПП с неоднородным подчинением придаточных также возможны другие комбинации зависимых частей:

  • одно из перечисленных выше придаточных частей поясняет главное предложение, а второе — только одно слово в нем;
  • два придаточных одного или разных видов поясняют разные слова в главном предложении.

Что бы о тебе ни думали (1), делай то, что считаешь справедливым (2) (Пифагор).

  • первое придаточное предложение с уступительным значением  «что бы о тебе ни думали» , присоединенное союзным словом с частицей  «что ни» , поясняет всю главную часть  «делай то» .
  • второе  изъяснительное придаточное предложение поясняет в ней одно слово — указательное местоимение  «то».

(Что ни…), […], (что… ).

А после вспомнится и то дерево, под которым развел теплинку (1), и тот ручей, который пел тебе всю ночь (2) (М. Пришвин). В приведенном СПП два придаточных определительных поясняют разные слова главного предложения: то дерево (какое?) под которым развёл теплинку; тот ручей (какой?) который пел тебе всю ночь . […то дерево, (под которым…) и тот ручей], (который…).

А после вспомнится и то дерево, под которым развел теплинку (1), и тот ручей, который пел тебе всю ночь (2) (М. Пришвин).

В приведенном СПП два придаточных определительных поясняют разные слова главного предложения:

  • то дерево (какое?) под которым развёл теплинку;
  • тот ручей (какой?) который пел тебе всю ночь .

[…то дерево, (под которым…) и тот ручей], (который…).

Неоднородное (параллельное) подчинение Главная часть Признаки: Задаёте разные вопросы от главной части. 2. Вид придаточных разный. 3. Зависят от одного и того слова или грамматической основы  в главной части. Придаточное 1 Придаточное 2 Что? Когда? (Когда наша шлюпка направилась к берегу), [ мы увидели ]( что из деревни бросилось бежать множество детей).

Неоднородное (параллельное) подчинение

Главная часть

Признаки:

  • Задаёте разные вопросы

от главной части.

2. Вид придаточных разный.

3. Зависят от одного и того слова

или грамматической основы

в главной части.

Придаточное 1

Придаточное 2

Что?

Когда?

(Когда наша шлюпка направилась к берегу), [ мы увидели ]( что из деревни

бросилось бежать множество детей).

Примеры предложений с параллельным (неоднородным) подчинением Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду (В. Солоухин). Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился (В. Арсеньев). Я сейчас же догадался, что будет дальше, и попытался толкнуть его ногой под столом, чтобы он замолчал (К. Джером). Когда я нёс Лешке книжку, я невольно спрашивал себя, поймёт ли он этого отнюдь не легкого писателя [Хемингуэя] (В. Некрасов). Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, словно и она была поражена силой смельчака Данко (М. Горький). Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече (Н. Гоголь). Я не знал, что ему ответить, и вернулся к разговору, который мы не окончили (В. Машков). Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у неё такие красивые глаза (В. Драгунский).

Примеры предложений с параллельным (неоднородным) подчинением

  • Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду (В. Солоухин).
  • Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился (В. Арсеньев).
  • Я сейчас же догадался, что будет дальше, и попытался толкнуть его ногой под столом, чтобы он замолчал (К. Джером).
  • Когда я нёс Лешке книжку, я невольно спрашивал себя, поймёт ли он этого отнюдь не легкого писателя [Хемингуэя] (В. Некрасов).
  • Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, словно и она была поражена силой смельчака Данко
  • (М. Горький).
  • Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече (Н. Гоголь).
  • Я не знал, что ему ответить, и вернулся к разговору, который мы не окончили (В. Машков).
  • Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у неё такие красивые глаза (В. Драгунский).

Выпишите номера СПП с неоднородным (параллельным) подчинением.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.  2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.  3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.  4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью. 5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри. 6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным. 7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна. 8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества. 9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений. 10.  Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами. 11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо. 12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район. 13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться. 14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу. 15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине. 16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.

Расставьте знаки препинания, определите вид связи в СПП В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун который чтобы не бегать очень быстро привязывает к ногам пудовые гири. (Солоухин).  Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно. Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного. Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

Расставьте знаки препинания, определите вид связи в СПП

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун который чтобы не бегать очень быстро привязывает к ногам пудовые гири. (Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 21 Упражнение 153 (задание № 4)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Параграф 21
  • Упражнение 153 (задание № 4)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!