СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cложноподчинённые предложения с придаточным определительным

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным»

Двадцать второе ноября  Классная работа  Сложноподчинённые  предложения с придаточными определительными Парушкина Г.Н.

Двадцать второе ноября Классная работа Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Парушкина Г.Н.

Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая. 2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-. 3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем. 4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется. 5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис. Ответ: 12.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.

2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.

3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.

4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.

5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.

Ответ: 12.

Пояснение  1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая. 2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательном пишется одна -Н-. 3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. 4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 3-го склонения после шипящего буква Ь пишется. 5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -НИБУДЬ слова пишутся через дефис.

Пояснение

1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.

2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательном пишется одна -Н-.

3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 3-го склонения после шипящего буква Ь пишется.

5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -НИБУДЬ слова пишутся через дефис.

Лингвистическая разминка В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье лишнее” в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП. Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось чаще и с_льней. Землю по_сушил мороз и запорошило первым нежным снегом. Прош_л месяц (в)течени_ которого он ни разу (не)был у нас.

Лингвистическая разминка

В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье лишнее” в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП.

Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось чаще и с_льней.

Землю по_сушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

Прош_л месяц (в)течени_ которого он ни разу (не)был у нас.

 (Она глядит, и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.  Землю подсушил мороз, и запорошило первым нежным снегом. – ССП.  Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у нас. – СПП.)  Третьим лишним здесь является СПП. Запишите его и постройте схему.

(Она глядит, и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Землю подсушил мороз, и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у нас. – СПП.)

Третьим лишним здесь является СПП. Запишите его и постройте схему.

Задание 1  Сложные предложения бессоюзные ? союзные ССП ? ? СПП ?

Задание 1

Сложные предложения

бессоюзные

?

союзные

ССП

? ?

СПП ?

Сложные предложения  союзные бессоюзные В чём разница между ССП СПП?  части предложения равны по смыслу зависят друг от друга На какие три группы делятся СПП по значению придаточного?   изъясни- опреде- обстоятель  тельные тельные ственные

Сложные предложения союзные бессоюзные

В чём разница между

ССП СПП?

части предложения

равны по смыслу зависят друг от друга

На какие три группы делятся СПП по значению придаточного?

изъясни- опреде- обстоятель

тельные тельные ственные

Задание 2  Простые предложения  БСП  ССП  СПП 4 1 3 2 5

Задание 2

Простые

предложения

БСП

ССП

СПП

4

1

3

2

5

Задание 3 Сложноподчиненные  предложения состоят в) из главного и придаточного или  из главного и нескольких придаточных. а) только из придаточных предложений   б) из 2 независимых предложений;    в) из главного и придаточного или  из главного и нескольких придаточных.

Задание 3

Сложноподчиненные предложения

состоят

в) из главного и придаточного или

из главного и нескольких придаточных.

а) только из придаточных предложений

б) из 2 независимых предложений;

в) из главного и придаточного или

из главного и нескольких придаточных.

Задание 4 Придаточное может стоять:  в) перед главным,   в середине главного и после главного предложения а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

Задание 4

Придаточное может стоять:

в) перед главным,

в середине главного

и после главного

предложения

а) только после главного;

б) только перед главным;

в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

  Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным Язык , который человек усваивает в раннем детстве , называют родным.   Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.    усваиваемый человеком в раннем Язык , что человек усваивает в раннем детстве , называют родным. детстве = причастный оборот Тот язык , который человек усваивает в раннем детстве , называют родным.

Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным.

Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным

Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным

Язык , который

человек усваивает

в раннем детстве ,

называют родным.

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.

усваиваемый

человеком в раннем

Язык , что

человек усваивает

в раннем детстве ,

называют родным.

детстве

=

причастный

оборот

Тот язык , который

человек усваивает

в раннем детстве ,

называют родным.

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным. Язык , который человек усваивает в раннем детстве , называют родным. =  ГРАММАТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.

Язык , который

человек усваивает

в раннем детстве ,

называют родным.

=

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

Виды придаточных предложений Тип придаточных  Относятся   Отвечают на вопросы  Используются союзы и (или) с.слова  Место по примеры отношению к главному предложению (схемы) Какой который каков чей кто что где       Определи- К сущ . Какой? тельное Чей?   ,

Виды придаточных предложений

Тип придаточных

Относятся

Отвечают на вопросы

Используются союзы и (или) с.слова

Место по

примеры

отношению

к главному

предложению

(схемы)

Какой

который

каков

чей

кто

что

где

Определи-

К сущ .

Какой?

тельное

Чей?

,

Примеры с.сл.  Язык, который человек усваивает в  раннем детстве , называют родным.

Примеры

с.сл.

Язык, который человек усваивает в

раннем детстве , называют родным.

Указательные слова всякий любой такой тот все каждый таков Тот язык, который человек ТОТ усваивает в раннем детстве, называют родным

Указательные слова

всякий

любой

такой

тот

все

каждый

таков

  • Тот язык, который человек

ТОТ

усваивает в раннем детстве,

называют родным

Сложноподчиненное предложение  с придаточным определительным. Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..  существительному К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………  Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА …….. определяемого слова.   КАКОЙ?ЧЕЙ? союзных слов после

Сложноподчиненное предложение

с придаточным определительным.

Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..

существительному

К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………

Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА …….. определяемого слова.

КАКОЙ?ЧЕЙ?

союзных слов

после

В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?  4)Но ведь есть же 1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. 2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.  на белом свете те далёкие края, 3)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. 4)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!  к которым так стремятся  перелётные птицы!

В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?

4)Но ведь есть же

1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

на белом свете

те далёкие края,

3)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

4)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

к которым так стремятся

перелётные птицы!

Домашнее задание  1. Выучить § 11 2. Задание по выбору: - Напишите сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль текста.  - Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.

Домашнее задание

1. Выучить § 11

2. Задание по выбору:

- Напишите сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль текста.

- Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!