СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными»

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными

1 вариант

Тест

1. Какое утверждение является неверным?
1) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые связываются сочинительными союзами.
2) В сложносочинённых предложениях с союзом и указывается на чередование явлений.
3) Если простые предложения соединены союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, в них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами а, но, да (в значении но) одно явление противопоставлено другому.
2. Определите тип предложения.
Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на полях чуть съёжились и пожелтели по краям.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение
3. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
1) и привлекают своим запахом пчёл.
2) и кругом пахнет липовым мёдом.
3) распространяя вокруг удивительный запах.
4) тесным полукругом окружающие дом.
4. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
И вот уже косые дожди сбивают последнюю листву с деревьев, и вот уже среди рыжей листвы под ногой хрустнет первая тонкая льдинка, и вот однажды утром первый иней посеребрит голые макушки камней.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений
5. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. В саду было тихо только иногда где-то ворочалась какая-то птица.
Б. Обоз тронулся с места когда село солнце.
В. Страшно выли провода на столбах да грохотали вывески.
Г. В течение долгого времени дни стоят невыносимо жаркие однако в небольшой рощице  веет живительной свежестью.
1) А, Б         2) Б, В         3) В, Г        4) Б, Г
6. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
1) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
3) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

7. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
1) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
2) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
3) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
4) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

 8. Каким членом предложения является союзное слово в предложении?

На его письменном столе с выцветшим зеленым сукном стояла модель крейсера «Громобой», на котором он плавал.

1) Подлежащим
2) Дополнением
3) Обстоятельством
4) Определением

9. Определите верную схему разбора предложения (знаки препинания не расставлены): Вчера я шел по зале освещенной где так давно встречались мы с тобой.

1) [глагол ], ( где    ).
2) [существительное, (где    ),   ].
3) [существительное ], ( где  ).
4) [ глагол, ( где  ),    ].

10. Определите вид придаточной части, относящейся к слову в главной части сложноподчиненного предложения.

Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой, словно лазурной гвоздичке, которую называют в народе девичьей красотой (В. Белов).


1) Придаточная определительная часть.
2) Придаточная изъяснительная часть.
3) Придаточная часть меры и степени.
4) Придаточная присоединительная часть.

11. К чему относится придаточная часть сложноподчиненного предложения?

Но я любитель старых тополей, Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей Своей сухой заржавленной кольчуги (Н. Заболоцкий).

1) Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.
2) Придаточная часть относится к одному слову – существительному – в главной части.
3) Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части.
4) Придаточная часть относится к одному слову – местоимению – в главной части.

12. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.

1) 1,2
2) 1,3,4
3) 1,4 
4) 2,4

13. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.
3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.
4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.

14. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

1) падежные вопросы

2) вопросы определения

3) падежные и вопросы определения

4) вопросы обстоятельства

15. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?

1) с помощью союзных слов

2) с помощью частицы ли

3) с помощью союзов

4) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли

16. Найдите предложение, соответствующее схеме

[…., (что), ]

1) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.

2) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники

3) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.

4) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.

17. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.

2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

3) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…

4) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

18. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

1) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.

2) Говорили, будто его видели в городе.

3) И послышалось мне, будто снег скрипит.

4) Непонятно, откуда берётся эта пыль.

19. Определите средство связи придаточной изъяснительной части с главной в сложноподчиненных предложениях.

1) Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М. Громов).

2) Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С. Голицын).

А. Союз.

Б. Союзное слово.

20. Докажите принадлежность слова что к союзу или к союзному слову.

Юморески Антоши Чехонте по жанру и форме похожи на то, что изо дня в день печаталось в «Стрекозе», «Будильнике» и «Осколках» (М. Громов).

1) ЧТО — союз, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения; членом предложения не является.

2) ЧТО — союзное слово, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения, являясь при этом членом предложения (подлежащим в придаточной части), и выражено относительным местоимением.

Задания

1. Преобразуйте сложносочинённое предложение в сложноподчинённое. Запишите.

В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку.

2. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схему каждого предложения.

1) Солома была гн_лая и рыхлая так(что) волчиха едва (не)пров_лилась. 2) Едва она пос_лилась (в)комнатке всё просв_тлело (в)доме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!