СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«СМИ и их роль в жизни общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания углубляет знания учащихся о роли граждан и средств массовой информации. Объяснение нового материала с элементами креативного мышления, с различными видами деятельности , проявление творческих способностей помогает понять и роль СМИ и роль самих граждан в политической деятельности

Просмотр содержимого документа
««СМИ и их роль в жизни общества»»

Раздел. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Тема урока: «СМИ и их роль в жизни общества».


Цель: дать знания о сущности понятий "информация", СМИ; определить основные типы и функции средств массовой информации; раскрыть роль СМИ в современной общественной жизни;

Задачи:

Обучающие:

- определить роль СМИ в общественной деятельности;

- установить особенности различных видов информации;

- выявить положительные и отрицательные стороны СМИ, выработать практические рекомендации по использованию СМИ;


Развивающие:

- формирование умения осуществлять информационный поиск;

- анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

- рационально решать познавательные и проблемные задачи;

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссии, групповой работе.


Воспитывающие:

- формирование критического отношения к влиянию средств массовой информации на общественное сознание;

- воспитание чувства патриотизма, толерантности.


Оборудование: раздаточный материал (рабочие листы), Кейсы(информация для обсуждения), презентация, мультимедийная установка.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Тип урока: комбинированный, с элиментами дискуссии.





Ход урока

1. Организационный момент(1 мин) СЛАЙД 1

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на нашем уроке обществознания.

Я предлагаю вам, ребята, разделиться на три группы: политики, журналисты, общественность (социологи)

- Сегодня наш урок продолжает раздел «Политическая жизнь современного общества» и вы много уже знаете.

2. РАЗМИНКА. Давайте повторим основные термины (Слайд 2).

Правильный ответ на Слайд 3

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

7

8

5

6

4

3

2

1

А

Политика

1

особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

Б

Политические партии

2

объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. 

В

Правовое государство

3

то такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан.

Г

Политическая элита

4

это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объём государственной и информационной власти, её отличают высокий социальный статус и интеллект.

Д

Правительство

5

коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих. 

Е

Политическое сознание

6

это совокупность знаний, оценок, представлений и идей, которые выражают интересы социальных субъектов: индивидов, групп, классов, государства. 

Ж

Политический плюрализм

7

сосуществование множества различных взаимосвязанных и одновременно автономных политических групп, партий, организаций, наличие различных мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества.

З

Парламент

8

высший представительный и законодательный орган в государствах с наличием системы разделения властей



- Ребята! Вы получаете рабочие листы, которые по ходу урока заполняете, а в конце урока сдаёте.

На слайде информация. Определите понятие Слайд 4

По поводу происхождения этого выражения есть несколько предположений. Согласно одному из них, когда в Германии печатали в газетах непроверенную информацию, её помечали буквами N.T., что значит на латыни non testatur (не проверено). Сокращение N.T. читается немцами как Ente – и это слово значит на немецком языке «утка». Есть и другие версии о происхождении этого выражения.

Щелчком выводиться информация

Газетной уткой называют публикацию в средствах массовой информации материала, который вводит читателей в заблуждение. Иногда такие новостные заметки возникают в погоне за сенсацией, иногда – из-за того, что журналисты не проверили факты.

Каждая группа в рабочих листах подберите слова или словосочетания, означающие то же самое.

(Фэйк, Хайп, ложь, подлог, чушь, клевета, выдумка, высосанный из пальца,

жёлтая пресса, слухи,  чепуха, дым без огня, притянуто за уши,

бред сумасшедшего, цыганская почта, плод фантазии, неправда)


Ребята, а вы можете определить тему нашего урока?

Тема урока: Роль средств массовой информации в жизни современного общества Слайд 5

Нам нужно решить следующие задачи Слайд 6

2. Мотивация и актуализация опорных знаний.

На уроке мы определим, какова роль СМИ в жизни общества, политической системы, почему средства массовой информации иногда называют «компасом в мире событий». Может ли современное общество прожить без средств массовой коммуникации?

3. Изучение нового материала.

Сегодня невозможно представить себе какую-то сферу нашей жизни без информационных отношений. При этом средства массовой информации оказывает существенное влияние на формирование сознания людей. Вот почему печатные и электронные СМИ давно являются неотъемлемой частью духовной жизни общества, политической жизни. Именно из этих источников современный человек получает большую часть значимой для него информации. Достаточно сказать, что современные средства массовой информации (СМИ) очень сильно отличаются от СМИ предыдущих эпох.

- А как же люди узнавали о событиях, которые происходили в их селениях, городах, стране? Ответы …….

После разгрома персов в марафонской битве Мильтиад послал гонца в Афины.

Наполеон I умер 5 мая 1821 года на острове Святой Елены. В Европе об этом стало известно спустя несколько недель. Сейчас же любая информация в считанные секунды распространяется на весь мир.

Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей. Но людям оказалось этого мало, и они придумали четвёртую власть, неофициальную, но очень полезную, так как именно она сообщала гражданам страны, как действительно работают законодательная, исполнительная и судебная власти, не злоупотребляют ли они своими полномочиями. Эту власть назвали «Средства массовой информации» или «Средства массовой коммуникации».

Разберем значение каждого слова отдельно, используя толковый словарь Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона (Слайд7).

(Слайд 8).- Давайте подберем ассоциации к понятию «СМИ». Выполняем в рабочих листах.

- Какие ассоциации вы записали? (новости, сплетни, ТВ, газеты, радио, Интернет, манипуляция, общение, политика, развлечения, шоу)

А можем ли мы дать определение понятия «СМИ». (Слайд 9)

Используя несколько определений выбирайте самое подходящее для изучения нашей темы. КЕЙС 1

СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т. д.


СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.

СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию.

СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

СМИ - это услуга по обеспечению контакта рекламодателя и потенциальной рекламной аудитории.

СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе.

СМИ – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему? (Слайд 10)

Записывают определение в тетради.


- Теперь мы с вами определим основные виды средств массовой информации.

К видам средств массовой информации относятся (Слайд 11): Здесь допущены ошибки, определите их! КЕЙС 2 Закон о СМИ

- пресса (газеты, журналы);

- книжные издательства;

- агентства печати;

- радиовещание;

- телевидение;

- кино-, видео-, звукозапись;

- Интернет;

- с точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

 - А, какие же функции выполняют СМИ? (Слайд 12) КЕЙС 3

- Информационная;

- Критики и контроля;

- Культурно-образовательная;

- Социализации;

- Регулирующая;

- Рекламно-справочная;

- Формирование общественного мнения;

- Мобилизационная.

Познакомьтесь с текстами кейс 3 . Характеристики каждой функции

На доске пишут разными мелками функции

Каждая группа приведет пример к одной функции .

Раздаю листочки с названием функции.



(Слайд 13) Для определения противоречивого характера СМИ и их влияния на сознание людей, предлагаю каждой группе выявить

1-я группа ПОЛИТИКИ «Отрицательные стороны СМИ»;

2-я группа ЖУРНАЛИСТЫ «Положительные стороны СМИ»;

3-я группа ОБЩЕСТВЕННОСТЬ «Статистика влияния СМИ на молодежь и старшее поколение»

1-я, 2-я группы готовят перекрестные вопросы оппонентам, материал усваивается в процессе дискуссии, 3-я группа презентует результаты соцопроса и подводит итог (Слайд 14).



4. Закрепление материала.

Методика «Открытый микрофон» (Слайд 15).

«Если бы я был писателем, журналистом, критиком, президентом, политиком и т.п. и имел бы одну минуту в эфире, то я бы сказал людям СМИ следующее…»

5. Итог урока.

- Итак, сегодня на уроке мы ещё раз заострили внимание на том, что такое СМИ и какова роль СМИ в политической и общественной жизни. Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан). (Слайд 16)



































Рабочий лист группы______________________________

Тема урока: ______________________________________________________



1.Нарисуйте газетную утку.

























ПОДБЕРИТЕ АССОЦИАЦИИ к фразе «газетная утка»

















Напишите ассоциации к понятию СМИ:











ВИДЫ СМИ:









Положительные стороны СМИ





Отрицательные стороны СМИ



ВОПРОСЫ ДЛЯ ОППОНЕНТА:

















































Социологический опрос

- Назовите самые популярные СМИ?







- Назовите самые популярные телевизионные передачи?









- Назвать 3 фильма, наиболее запомнившихся Вам









- Как часто Вы пользуетесь Интернетом (часов в сутки)?



- С какой целью: новости, учеба, общение?





- Влияют ли на Ваши мысли, чувства современные СМИ?



Социологический опрос

- Назовите самые популярные СМИ?







- Назовите самые популярные телевизионные передачи?









- Назвать 3 фильма, наиболее запомнившихся Вам









- Как часто Вы пользуетесь Интернетом (часов в сутки)?



- С какой целью: новости, учеба, общение?





- Влияют ли на Ваши мысли, чувства современные СМИ?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!