СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смирение как категория российской педагогики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях кризиса авторитета и сакральных ценностей в области воспитания актуализируется проблема привлечения внимания педагогического сообщества к классическим понятиям православной педагогики и придания им статуса категориального концепта, расширения функционального поля их взаимодействия со всей системой педагогических понятий. Одним из таких педагогических категорий является несомненно смирение. В светском педагогическом дискурсе этому понятию незаслуженно отводили второстепенное значение и даже уничижительное как качество бессилия и подчинения чужой недоброй воли.

Просмотр содержимого документа
«Смирение как категория российской педагогики»

Смирение как категория российской педагогики1

Актуальность смирения как педагогической категории в рамках российской цивилизационной этики.

Стремительная либерализация современной жизни приводит в российском образовательном пространстве к кризису межпоколенческих отношений «родители – дети». Тезис о абсолютности прав и свобод ребенка реализуется уже на практике в применении ювенальной полиции в России. Массовая культура включается в либерализацию и формирует новые ценностные образы, где бунт против любого рода авторитета и опеки становится культурной нормой. Сомнению в средствах массовой информации подвергаются все виды авторитетов в обществе – религиозные, семейные, исторические, нравственные, политические, национальные. Нигилизм становится распространенной внутренней болезнью личности современного молодого человека.

В условиях кризиса авторитета и сакральных ценностей в области воспитания актуализируется проблема привлечения внимания педагогического сообщества к классическим понятиям православной педагогики и придания им статуса категориального концепта, расширения функционального поля их взаимодействия со всей системой педагогических понятий. Одним из таких педагогических категорий является несомненно смирение. В светском педагогическом дискурсе этому понятию незаслуженно отводили второстепенное значение и даже уничижительное как качество бессилия и подчинения чужой недоброй воли. Советская педагогика опиралась на идеи К. Маркса: «Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом, – все качества черни, но для пролетариата, который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости – важнее хлеба». (К. Маркс. ПСС. Т. 4, с. 204 – 205.). Но, надо отдать должное, советская педагогика впитала в себя имплицитно традицию русской педагогики смирения, обосновывая отсечение собственной воли человека и подчинение ее высшей воли – идеологии в обществе, коллективистскому идеалу коммунизма. Апология индивидуализма в личностноориентированной либеральной педагогике в постсоветском образовательном пространстве привела к фактическому кризису как саму педагогику, так и ее – плачевный результат, к кризису личности самого ребенка. Происходит осознание либерального перекоса в образовании и возвращение к классическим традиционным ценностям российского общества, чтобы предотвратить дальнейшую культурно-нравственную деградацию и объединить все социальные институты в обществе на основе этих сакральных цивилизационных ценностей.

Педагогика смирения. Теме смирения в педагогической литературе посвящены уже сотни статей и эта категория становится апробированным концептом в педагогической теории и практике, неотъемлемым элементом педагогического тезауруса. Резник М.И. в диссертации по теме: «Смирение и послушание в контексте учений о личности XX века», где смирение – важное богословское, педагогическое и психологическое понятие2. А.Е. Крикунов обосновывает категорию смирения в образовании в традиции русской персоналистической философии3. Путь смирения в педагогике тесно связан с путем творчества, и они взаимоусиливают друг друга, преодолевают отчуждение личности от общества, противостоят деперсонализации и обезличиванию человека в массовой культуре. Шевчук С.В. в диссертации «Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского»4 доказывает культуросообразность применения в светской педагогике принципа смирения: «Педагогическая деятельность Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, М.К. Тенишевой, К.Д. Ушинского доказала возможность использования идей православной педагогики в светской школе. Суть национального воспитания виделась ими в соединении исторической традиции и культурного наследия русского народа, для которого православная вера явилась определяющим началом, а взаимодействие школы и церкви обеспечивало воспитание образованной высоконравственной личности. Постепенно основные идеи православной педагогики были сформулированы в основных принципах, которые стали требованиями к организации учебно-воспитательного процесса: принцип ненасилия; своевременности; единства педагогических влияний; принцип личности; антропологический; принцип неустанного бдения (внимания); принцип любви; принцип смирения». Ю.В. Ильиных рассматривает категорию смирения в аспекте информационно-психологической безопасности личности5. Смирение рассматривается Ю.В. Ильиных как системообразующий фактор самозащиты личности в процессе информационно-психологического воздействия, как нравственно-психологический механизм, позволяющий преодолеть противоречие между потребностями и ценностями в пользу последних посредством изменения эмоциональной индикации и трансформации психического образа некоторого объекта или явления. К. А. Абульханова вскрывает диалектическое единство смирения и свободы в социальном и педагогическом процессах6. Как историко-педагогическую проблему рассматривает категорию смирения и послушания Е.А. Мануйлова7 На широком историческом материале автор приводит аргументы в пользу важности смирения в педагогическом процессе и педагогической культуре педагога на примере трудов П.П. Блонского8, П. Ф. Каптерева9, Н.И. Пирогова10, В. И. Слободчикова11. Что особенно важно в учебно-методической литературе появилась целая серия книг по проведению уроков смирения в средней школе, например, «Урок послушания» Л.П. Родиной.12 Это внимание педагогов теоретиков и практиков к категории смирения ставит воспитание смирения в ряд важнейших педагогических задач российского образования. Исходя из признания смирения как традиционной ценности, входящей в сакральное ядро российского менталитета, в систему ценностей цивилизационной идентичности личности можно выдвинуть следующий тезис о смирении как педагогической категории в рамках российской цивилизационной этики. Рассмотрение категории смирения в рамках представленной таблицы категорий возможно в аналитической связи смирения со всеми этическими категориями, вскрытия важного феномена – все категории являются источниками, средствами и результатом взаимодействия с друг другом. Такой универсальный статус концепта смирения играет важную роль в социализации личности, во включенности ее в весь спектр общественных отношений, в духовном ее возвышении и обожении. Исходя из системного анализа этических категорий можно определить смирение как этическую категорию, выражающуюся на духовном уровне как смирение перед Богом; на духовно-душевном уровне как послушание, кротость, смиренномудрие в обществе; на душевном уровне – повиновение, безропотность; на душевно-телесном уровне – исполнительность; на телесном уровне – покорность. Противоположными пороками смирения являются – гордость, упрямство, лень, своеволие.

Определение смирения. Опираясь на библейскую традицию воспитания смирения в человеке рассмотрим богословское значение смирения и педагогическое значение богословия смирения. Митрополит Сурожский приводит этимологию понятия смирения: «В латинском языке слово «humilitas», означающее смирение, происходит от слова «humus», то есть «плодородная земля», приносящая плоды. Опытное смирение исключает возможность горделивого мечтания стать «как Бог» и нового падения»13. В педагогическом энциклопедическом словаре Бим-Бад Б.М. приводит такое определение: «Смирение  — нравственное качество, противоположное гордости и самомнению; одна из христианских добродетелей, характеризующих такое внутреннее состояние человека, при котором он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам, а во всём уповает на Бога. Оно неразрывно связано с чувством любви человека к Богу. Как христианская добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к религиозно-нравственному идеалу - жизнью человека по образу Божьему, единением его с Богом на основе любви; однако эта жизнь, постоянно «осуществляемая и никогда не осуществимая», приводит человека к действительному осознанию своего несовершенства»14.

Смирение – важнейшее важнейшая богословская категория, которая наряду с другими нравственными качествами человека во взаимодействии с благодатью Божьей, соединяет человека с Богом, является условием его богоуподобления. В самом общем определении, смирение есть волевое качество личности, характеризующее отношение человека к самому себе и к другим, когда человек ставит свою волю ниже другой воли, оценивает себя более критично, чем других. В христианском смысле оно опирается на духовное убеждение, что ничего своего доброго человек не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати. Смирение ведет не к уничтожению человеческой воли, а к просветлению и свободному подчинение её истине. Противоположная двум страстям, порокам – гордости и безволию, смирение выражает бесстрастное, а, следовательно, более целостное восприятие жизни, когда человек воспринимает все жизненные обстоятельства такими как они есть на самом деле и принимает их, смиряясь. Обратимся к Священному Писанию, для понимания универсальности действия смирения во всех сторонах духовной жизни человека.

Смирение в Ветхом Завете. Сущность смирения как духовного качества человека заключается в исполнении заповедей Божьих в свободе своего сердца. Заповедь смирения дается вместе с заповедью хранить субботу, день, посвященный Богу. Самая важная суббота в году – «Песах», еврейская пасха в память об исходе из Египта. «И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное. …очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. (Лев.16:29-34). Душа, которая не очистится смирением сама себя лишает наследства вечного блаженства: «а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего (Лев.23:29).

Каждое слово, которое исходит от Бога, через Священное Писание, испытывает израильский народ на смирение пред волей Божьей. Сорок лет Господь вел еврейский народ через смирение и вывел из пустыни совершенно новый народ: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор.8:2). Смирение ведет к славе Божьей, народ израильский явил в себе силу Божью. «…Питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро» (Втор.8:16).

Царь Соломон в молитве пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян произносит следующие слова, что условием приносимых жертв в храме является смирение всего народа: «Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их» (3 Цар.8:35). Об этом есть и в псалмах царя Давида: «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19). Смирение освобождает человека от права самому вершить суд и справедливость, он отдает это Господу: «Господь - царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле» (Пс.9:38). Смирение ведет к спасению души праведника: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19). Царь Давид сравнивает смиренную душу с младенцем, отнятым от груди матери: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс.130:2). Смиренным Бог дает вечное блаженство, благодать, мудрость, славу, богатство, а у гордых отнимает благодать и посрамляет мудрование не от Бога: «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли» (Пс.146:6); «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать» (Прит.3:34); «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость» (Прит.11:2); «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Прит.22:4.).

Царь Соломон научает в притчах, показывая, что корыстолюбие уводит от смирения: «Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Прит.16:19). Пророк Исайя приводит слова Божьи, которые подтверждают важность смирения, ибо оно привлекает Дух Божий и он почивает на смиренных: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15). Смиренномудрие покрывает как одеждой душу праведника в Судный день: «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф.2:3). Смиренномудрие ведет к благодарности Богу и молитвенному общению с Ним: «Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан.3:87). Смирение в Ветхом Завете многогранно, включает в себя все стороны жизни человека (духовную, душевную, телесную), но в целом подчинено категории «закона» как нравственно-правового внешнего подчинения человека заповедям, от соблюдения которых зависти спасение его души, а от несоблюдения – его погибель. Смирение Богу зачастую на практике в религиозной жизни иудеев ритуализировалось, лишалось внутренней свободы, смирение Богу подменялось смирением пред «законом».

Смирение в Новом Завете. Примером смирения в Новом Завете служит сам Сын Божий – Иисус Христос: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29); «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). Христианство через смирение и мученичество святых посрамило своих языческих мучителей: Христос «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных» (Лук.1:52). Пример Христа, умывающего ноги своим ученикам – апостолам становится нормой в христианской общине, где каждый смиряется друг перед другом: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). Высокомудрие ведет к разделению и возвышению одного над другим, а смиренномудрие – к духовному единству людей и почитанию другого выше себя: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим.12:16); «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3), всегда другого «предупреждайте в почтительности» (Рим.12:9-10). Качествами смирения являются кротость и послушание, примеры которых мы находим в Библии как в духовных, так и в чисто душевных отношениях людей. Так, кротостью обладал пророк Моисей, о чем сказано в книге Числа: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3). В пророчестве о Христе сказано о Нем как о кротком и сам он себе также говорит как о кротком (Матф.11:29): «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Бог направляет «кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс.24:9). Именно кротким уготовано вечное блаженство: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс.36:11); «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф.5:5). Кроткое сердце, по слову царя Соломона, «жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Прит.14:30). Кротость укрощает гневливость и склоняет к милосердию: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит.15:1); «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Прит.25:15). Кротость является условием принятия душой Священного Писания: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21). О духовном качестве кротости говорят слова апостола Петра, обращенные к женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3-4). Апостол Павел обращает внимание, что исправление ближнего возможно при условии любви и кротости к нему: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал.6:1). Важным является терпение, с которым соединена кротость при наставлении врагов: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:25).

Послушанием называется качество, когда человек слышит глас Божий и исполняет Его, как например пророк Авраам ради послушания оставил свой дом и отправился в ханаанскую землю (Бытие 12,1). Заповедь почитания матери и отца из Десятословия включает в себя послушание: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20). Послушание может вести как к спасению, так и в случае неверного послушания – к смерти: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16). Послушание является и Ветхом и в Новом Завете условием принесения жертв Богу: «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1Цар.15:22); «Без послушания никакой дар не приносит пользы» (Мф.7,22). Примером послушания является также всякое подчинение в поведении духовному руководству, а также заповедям Священного Писания, что является признаком истинной духовной любви. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет.1:22). Пример послушания Богу Отцу подает Иисус Христос, искупая грех Адама: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19). Апостол Павел сравнивает через категорию послушания язычников – римлян, ставших христианами с еврееями, которые отломились от лозы Христовой: «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим.11:30-32). В послании к Коринфянам апостол Павел уточняет, что орудия послушания – это духовные молитва и пост: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2Кор.10:4-6).

Душевный смысл термина смирения заключается в простом повиновении человеческом: «Так смирились в тот день Моавитяне пред Израилем, и покоилась земля восемьдесят лет» (Суд.3:30). Повиновение, то есть вверения себя в волю другого человека происходит во всяком примере человеческой власти: «И сел Соломон на престоле Господнем, как царь, вместо Давида, отца своего, и был благоуспешен, и весь Израиль повиновался ему» (1Пар.29:23). Так и жена повинуется мужу своему во всем: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином» (1Пет.3:6). Так и рабы должны повиноваться господам своим: «Рабов [увещевай] повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить» (Тит.2:9).

В Деяниях апостол Петр призывает верующих: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). Повиновение как волевое душевное качество личности вытекает из духовного качества – смирения и тогда угодно Богу. Исполнительность как качество нравственное касается не только внутренних душевных движений ума и воли, но и внешнего поведения человека, поэтому оно душевно-телесное. Духовный смысл ему придает смирение перед заповедями Божьими: «Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед» (Втор.6:3). «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Иис.Нав.1:7). Также о важности исполнительности дел закона и воли Божьей говорит Христос: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф.7:21-27). Апостол Иаков напоминает, что исполнительность ведет к блаженству духовному: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:22-25). Апостол Павел раскрывает важность повиновения властям: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести» (Рим.13:1).

Покорность выражает не только духовно-душевные движения, но иногда чисто телесные, когда говорят о неразумной покорности животных человеку, данную ему Богом: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). Сущность покорности, когда человек без рассуждения принимает волю другого, творя благое: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:13-15). Соответственно противоположностью добродетели смирения являются – гордость (самопревозношение) и безволие (фатализм – слепое принятие судьбы); непослушание, упрямство и рабство духа плотским страстям; лень и тщеславное самоуничижение; непокорность и своеволие. О всех этих качествах несмирения подробно описывается в Библии. Апостол Павел указывает на бездуховность, как основу этих пороков: «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1Фесс.4:8).

В Новом Завете категория смирения более детализируется по уровням человеческого бытия, оно характеризует уже часть внутреннего нравственного механизма действия человека – «благодатной совести», действия нетварных божественных энергий в человеке, которые созидают «нового человека», свободу человека в добре, неискаженном злом.

Богословие и философия смирения. Первый русский митрополит Илларион (1051 г.) говорит о святом князе Владимире, который «со смирением сердца» просветил Русь христианской верой, обращаясь к нему он призывает пример апостола Андрея: «Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое». Закон благодати и смирения стал русским законом жизни, он борется с ветхозаветным законом человечества, основанном на личном успехе и потребительстве. Эти два закона несовместимы в общественной жизни: «Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу, а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты»15. Смирение за тысячу лет цивилизационного развития Руси стала неотъемлемой частью национального самосознания, чертой народного менталитета. Об этом говорят пословицы русского народа: «Возносяся, смиришься, а смиряясь, вознесешься»; «Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье»16. Смирение возносит душу человека к Богу, является основой человеческой солидарности, а гордость разобщает, посрамляется Богом. Смирение становится в российской культуре принципом цивилизованной жизни. Русский философ И. Ильин так определяет стихию смирения в душе человека: «надо переложить центр тяжести в своей жизни и борьбе с себя самого, со своей особы - на предметную стихию бытия, на то, что можно было бы обозначить словами «ткань Божия в мире». Пока человек не имеет жизненной цели и пока он служит только себе самому и своему жизненному «успеху», до тех пор скромность будет казаться ему чем-то странным и ненужным, может быть, даже - вредным, а до смирения он не дойдет никогда: желая выдвинуться, он будет предаваться хвастливости, заносчивости и тщеславию и будет думать про себя, что скромность подобает нищим, а смирение - лицемерам. А между тем скромность начинается там, где человек чует над собою нечто Высшее, а смирение возникает в тот миг, когда человек преклоняется перед этим Высшим. Человеку необходимо иметь в жизни нечто такое, что он ценит и любит, чему он служит как своей главной цели: ей должен быть посвящен его труд, ради нее он сосредоточивает свои силы, за нее он борется, ей он жертвует собою и всем остальным. И тот, кому дано это счастье служения и горения, скоро начинает замечать, что ему все удается тем легче и тем лучше, чем меньше он думает о себе и чем цельнее он отдается предметной стихии своего служения. Нельзя считать себя и свой личный успех важнейшим делом жизни. Надо научиться выходить на Божий простор из жесткой скорлупы своего себялюбия; надо сердцем и волей преодолеть свое одиночество, свой наивный эгоцентризм. Скудна и душна жизнь человека, не знающего ничего о сверхличных богатствах богозданного мира. И только тот, кто узнает счастье предметной жизни и вложится в Божию ткань мира, только тот почует в себе силы Ильи Муромца, дарованные ему его высокими пришельцами: Божие дело - станет его личным делом, невозможное сделается для него возможным, а за плечами у него вырастут крылья настоящего вдохновения. И если бы кто-нибудь спросил, как легче всего и скорее всего возжечь в себе чувство смирения, то ответ был бы таков: не сравнивать свое «превосходство» с «ничтожеством» других людей, но чаще, как можно чаще приводить свою «малость» пред лицо Божьего величия, как бы «вычитая» себя из Его совершенства и созерцая обнаруживающуюся «разность»»17. О смирении как «одежде Бога» говорит и преподобный Исаак Сирин. Он пишет, что смирение есть некая таинственная сила, которая во всей своей полноте подается Богом только святым. Смирение является совокупностью всех добродетелей и поэтому венчает человека, достигшего духовного совершенства: «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем. И всякий, облеченный в оное, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей, сокрывшему добродетель величия Своего и славу Свою прикрывшему смиренномудрием, чтобы тварь не была попалена видением сего». Кто облекается в одежду смирения, тот облекается в Самого Христа. Но даже такой человек не может объяснить другим людям в доступных им понятиях сущность смирения, он только имеет возможность ощущать ее сам»18.

Таким образом, становится понятным все богословское значение смирения для педагогической науки, ставящей задачу духовного воспитания личности. Категория смирения является общегуманитарным понятием, имеющим свой универсальный функционал в каждой общественной науке. Являясь выражением этической универсалии, отражающей сакральную специфику российского менталитета, смирение обретает как педагогическая категория свое законное место в системе традиционного воспитания, основанного на сакральных ценностях. Воспитание этих ценностей – один из цивилизационных потенциалов развития российской цивилизации и государственности, усиления ее лидерских позиций в многополярном мире цивилизаций, преодоления негативных «либеральных ловушек сознания» глобализирующегося мира.



1 Смирение как категория российской педагогики // Лоза плодная. Научно-методический журнал Оренбургской епархиальной православной гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадского. Оренбург. – 2015. – №4.

2 Резник М.И. Смирение и послушание в контексте учений о личности XX века: автореф. дисс. … канд. психолог. наук. Москва, 2005.

3 Крикунов А.Е. Феномен образования в проблемном поле русской персоналистической философии: автореф. … дисс. докт. пед. наук. Елец, 2010.

4 Шевчук С.В. Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2006. С.12.

5 Ильиных Ю.В. Ценностно-смысловое содержание духовно-нравственных структур личности и категории «смирение» в аспекте информационно-психологической безопасности.// Материалы VIII Международной научно-практической конференции. / Центр содействия развитию научных исследований. Новосибирск, 2013. С. 26 – 31.

6 Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения. // Психологический журнал. Т. 20. – 1999. – № 5. – С. 5 – 14.

7 Мануйлова Е.А. Послушание детей как историко-педагогическая проблема. М.: Истоки, 2006. – 27 с.

8 Блонский, П. П. Избр. пед. и психолог: соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. – 547 с.

9 Каптерев, П. Ф. Задачи и основы семейного воспитания//Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 1. - СПб.: [б.и.], 1898. – 117 с.

10 Пирогов, Н. И. Избр. пед. соч. М.: Молодая гвардия, 1953. – 476 с.

11 Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 263 с.

12 Родина Л.П. Урок послушания. Рассказы для детей: Серия «Живой родник». Саратов: Приволжское изд-во, 2010. – 46 с.

13 Митр Антоний Сурожский Человек перед Богом. М.,1995. С. 134.

14 Бим-Бад Б.М. Смирение. // Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 264.

15 Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Режим доступа: http://energodar.net/black/hristianstvo/ilarion.html.

16 Даль Владимир: Пословицы и поговорки русского народа. Режим доступа: http://traditio-ru.org/wiki.

17 Ильин И.А. О смирении // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ilyin/ilyin04.htm

18 Протоиерей Вячеслав Тулупов. Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. М, 2009. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/odeyanie-bozhestva-o-tom-kak-priobresti-smirenie-chast-1-znachenie-i-sushhnost-smireniya/.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!