СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смотр знаний по русскому языку в 8 классе "Двусоставное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смотр знаний по русскому языку для родителей обучающихся помогает презентовать результаты деятельности учеников в комфортной обстановке.

Просмотр содержимого документа
«Смотр знаний по русскому языку в 8 классе "Двусоставное предложение"»

12


Смотр знаний по русскому языку в 8 классе

Тема: «Словосочетание. Двусоставное предложение»

Участники смотра знаний по русскому языку:

  • учитель русского языка ВКК Белозерова Л.А.

  • учащиеся 8 класса

  • родители обучающихся 8 класса

  • заместитель директора во УВР

  • жюри: учителя-филологи

Цели смотра знаний:

1. Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по русскому языку по теме «Словосочетание. Двусоставное предложение».

2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить языковой анализ слов и предложений.
3. Проверка уровня сформированности универсальных учебных действий в рамках уроков русского языка.

4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности, саморефлексии успешности коллективного труда.

Ход смотра знаний

  1. Блиц – опрос «Верю / не верю» по теме «Словосочетание. Двусоставное предложение»

  2. Устное выступление обучающихся по теме «Словосочетание. Двусоставное предложение»

  3. Практическая работа по теме в формате ОГЭ по русскому языку

  4. Работа для родителей в формате ОГЭ

  5. Подведение итогов

  6. Рефлексия


Материалы к смотру знаний:

  1. Билеты по теме «Словосочетание. Двусоставное предложение»

Билет №1

Словосочетание как единица языка. Виды словосочетаний.


Билет №2

Словосочетание. Синтаксические связи в словосочетании. Синонимия словосочетаний.


Билет №3

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Отличие предложения от словосочетания.


Билет № 4

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.


Билет № 5

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.


Билет № 6

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.


Билет № 7

Сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Характеристика вспомогательной части СГС.


Билет № 8

Сказуемое. Составное именное сказуемое. Характеристика глаголов-связок СИС


Билет № 9

Сказуемое. Составное именное сказуемое. Характеристика именной части СИС


Билет № 10

Тире между подлежащим и сказуемым. Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.


Билет № 11

Дополнение. Способы выражения дополнения. Виды дополнений.


Билет № 12

Определение. Способы выражения определений. Виды определений. Отличие определений от СИС.


Билет № 13

Приложение. Способы выражения приложений. Дефис в приложениях


Билет № 14

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Виды обстоятельств.


Билет № 15

Роль инфинитива в двусоставном предложении.


Билет № 16

Синтаксический разбор двусоставного предложения.


  1. Вопросы для блиц - опроса «Верю / не верю»

Верите ли вы, что

  1. Словосочетание – это сочетание двух слов, связанных грамматически (-)

  2. Пусть приходит – это словосочетание? (-)

  3. В течение дня – это предлог с существительным, не словосочетание (+)

  4. Управление – это тип подчинительной связи в словосочетании (+)

  5. При согласовании главное и зависимое слово связаны только по смыслу (-)

  6. Письмо друга – это управление (+)

  7. Макароны по-флотски – примыкание (+)

  8. Повод радоваться – это согласование (-)

  9. Их квартира - это примыкание (+)

  10. Цвет хаки – это согласование (-)

  11. Мой щенок - это согласование (+)

  12. Встретить их – управление (+)

  13. Подлежащее и сказуемое являются предикативной основой (+)

  14. Предикативная основа обязательно включает подлежащее и сказуемое (-)

  15. Содержание предложения может отражать не реальный, а желательный фрагмент действительности (+)

  16. Двусоставными называются предложения, в которых не одна, а несколько грамматических основ (-)

  17. Предложение может состоять только из грамматической основы (+)

  18. Подлежащее – это самый главный член предложения (-)

  19. Предложение не может не иметь подлежащего (-)

  20. В предложении могут быть однородные подлежащие. (+)

  21. Подлежащее может быть выражено синтаксически неделимым сочетанием слов (+)

  22. Подлежащее всегда выражается именем существительным в именительном падеже (-)

  23. В предложении «Семеро одного не ждут» подлежащее «семеро» (+)

  24. В предложении «Что-то блаженное было в тишине ночи» подлежащее «что-то» (-)

  25. В предложении «Многие из нас участвовали Дне здоровья» подлежащее «многие из нас» (+)

  26. Сказуемое – это главный член предложения (+)

  27. Сказуемое обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим (+)

  28. Сказуемое всегда выражается глаголом (-)

  29. Сказуемое всегда подчиняет себе подлежащее (-)

  30. Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически (+)

  31. Простое глагольное сказуемое выражается всегда одним словом (-)

  32. Составное глагольное сказуемое включает вспомогательный глагол и инфинитив (+)

  33. Составное именное сказуемое может состоять из одного слова (+)

  34. Составное именное сказуемое включает глагол-связку и именную часть (+)

  35. В предложении «Кузьма всю жизнь мечтал учиться и писать» сказуемое «мечтал» (+)

  36. В предложении «Вероника будет поступать в медицинский университет» - простое глагольное сказуемое. (+)

  37. В предложении «Семнадцать – хорошее число» - составное именное сказуемое (+)

  38. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (+)

  39. Дополнения бывают согласованными и несогласованными (-)

  40. В предложении «Я видел эти работы» есть косвенное дополнение. (-)

  41. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, принадлежность предмета. (+)

  42. Определение может отвечать на вопрос который?(+)

  43. Инфинитив может быть определением (+)

  44. В предложении «Он вошел в дверь направо» есть несогласованное определение (+)

  45. В предложении «День был пасмурный» есть согласованное определение.(-)

  46. Приложение- особый вид определения (+)

  47. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? – это вопросы обстоятельств (+)

  48. В предложении «Глубина реки – шесть метров» есть ТИРЕ (+)

  49. В предложении «Люди как деревья в лесу» есть ТИРЕ (-)

  50. В предложении «Долг наш – защищать крепость…» нет ТИРЕ (-)

  51. Предложение – это коммуникативная единица языка (+)

  52. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространенные и нераспространенные (+)


  1. Практическая работа по теме в формате ОГЭ по русскому языку для обучающихся



Практическая работа по русскому языку для смотра знаний в 8 классе

ФИ _____________________________________ Дата_______________

Прочитайте текст и выполните задания 1-12

(1)26 апреля 1909 года. (2)Пасмурный, серенький денек. (3)Весна еще только вся в предчувствиях. (4)Толпы людей движутся по Пречистенскому бульвару к Арбатской площади. (5)Многие пришли на открытие памятника Н.В. Гоголю. (6)Дело не только в жажде зрелищ, до которых Москва всегда охоча. (7)Создание его – дело всенародное, задуманное давно и наконец осуществленное. (8)Сам памятник укрыт брезентом, и мало кто знает, каким представлен великий писатель. (9)Толпа гадает, что же удалось сделать скульптору, каков «наш» Гоголь?

(10)И вот свершилось! (11)Завеса, укутавшая монумент, пала. (12)Памятник всех сильно удивил. (13)Он стоял в середине площадки, окруженной железной оградой в ампирном стиле, по сторонам четыре громоздких фонаря, поставленных на спины львов. (14)К нему вели ступени из светлого камня. (15)Окружение памятника было стильным и благородным.

(16)На высоком темно-зеленом гранитном пьедестале, на гранитной скамье, восседал бронзовый Гоголь. (17)В скорбной позе, укутанный в альмавиву*, с поникшей вниз головой. (18)Во всей фигуре – вселенская скорбь. (19)Молчание воцарилось на площади. (20)Пугали скорбный лик и костлявая рука, просунувшаяся из-под плаща. (21)Скульптор прекрасно передал настроения позднего Гоголя, сжигающего вторую часть «Мертвых душ», автора «Выбранных мест из переписки с друзьями», писателя, боящегося и ждущего смерти.

(22)Современникам показалось, что скульптор сделал писателя слишком «человечным», скорее проиллюстрировав часть его биографии, чем охарактеризовав его полностью. (23)Всем же (ну, не всем, конечно, но многим) хотелось увидеть Гоголя-поэта, способного сочетать и смех, и слезы. (24)А так, – «больная птица». (25)Такое сравнение было у многих на устах. (26)Но все, однако, при этом понимали, не соглашаясь в большинстве своем с трактовкой Андреева, что работа перед ними мастерская, не банальная, далекая от академических шаблонов.

(27)Почему возникла такая концепция монумента, которая была понята немногими? (28)Почему ныне мы почитаем его как подлинный шедевр, а саму идею, полную трагического пафоса*, воспринимаем как истинную?

(29)Заказ на сооружение монумента был дан скульптору А.Н. Андрееву. (30)Он был в 1900-е годы молодым мастером, правда, успешным, одаренным, по духу своему бунтарским.

(31)Андреев начал готовиться к участию в конкурсе еще в 1904 году, когда жил на Украине и делал наброски. (32)Он побывал в Миргороде, Яновщине, посетил сестру Гоголя, зарисовывал местные типажи. (33)Там поразило его настроение интеллигенции, не «признающей» Гоголя. (34)Так был дан первый толчок для размышлений о писателе, гонимом и отверженном. (35)Такая трактовка все больше увлекала Андреева. (36)Концепция «позднего Гоголя» стала ведущей и нашла выражение в самом памятнике.

(37)Вся бронзовая фигура писателя смотрится общей массой, а больше внимания привлекает голова, выражение лица. (38)Зрителю запоминается «больное» выражение лика, опущенные веки, из-под которых видны зоркие глаза. (39)Поражает и высовывающаяся рука, словно готовая схватить добычу. (40)Всё в этом произведении дышит скрытой силой, затаенной энергией. (41)Гоголь представлен больным, но сила духа его несомненна. (42)Человек смертен, но душа его устремлена к великому. (43)Гоголь страдает, однако страдает он по России. (44)И это выразил скульптор.

(45)Гоголь исподлобья взирает вокруг, мучительно пытаясь понять, что же происходит. (46)Нет ответа. (47)И боль его навек остается с ним. (48)Это не только показ определенного биографического момента, ставшего главным. (49)Перед нами символ России, мучительно искавшей и ищущей путей своего развития. (50)Так образ писателя стал значительнее самого писателя, стал образом России.

(По В.С. Турчину)

  1. Из предложения 33 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. _______________________________________________

  2. Замените словосочетание «на гранитном пьедестале» (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

____________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «настроение Гоголя» (предложение 21), построенное на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

____________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложения 40 подлежащее, определите, какой частью речи оно выражено.

______________________________________________________________________

  1. Среди предложений 40-44 найдите предложения с составными именными сказуемыми. Напишите номера этих предложений.

__________________________________________________________________

  1. Среди предложений 31-36 найдите предложение с составным глагольным сказуемыми. Выпишите это сказуемое.

__________________________________________________________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 29.

___________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-9 найдите предложение с тире между подлежащим и сказуемым. Напишите номер этого предложения.

_______________________________________________________________

  1. Из предложения 31 выписать прямое дополнение.

______________________________________________________________________

  1. Из предложения 9 выписать второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, определить его вид.

_________________________________________________________________________

  1. Из предложения 22 выписать несогласованные определения с определяемым словом.

_____________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

________________________________________________________________

  1. Ключ к практической работе смотра знаний по русскому языку

«Словосочетание. Двусоставное предложение» в 8 классе

  1. Там поразило

  2. На пьедестале из гранита

  3. Гоголевское настроение

  4. Всё – определительное местоимение

  5. 41, 42

  6. Начал готовиться

  7. Заказ был дан

  8. 7

  9. Наброски

  10. «наш» Гоголь согласованное определение

  11. Его биографии, часть биографии

  12. 3



  1. ОГЭ по русскому языку для родителей

ФИО _____________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 1- 12

(1) Огонь быстро приближался. (2) Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня. (3) Ливнем летели искры. (4)Они прожигали одежду. (5) Временами дым заволакивал небо. (6) Потом его сбивало в сторону, и стена пламени появлялась снова, но уже ближе. (7) Леонтьев не мог отвести от неё глаз. (8) Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. (9) Огонь сожжёт их так же незаметно, как пламя костра сжигает мошкару.

(10) Он подумал об этом, но не двинулся с места. (11) На лице и руках он уже чувствовал палящее дыхание пожара. (12) Он снова взглянул на огонь, но это было страшно, и он тотчас посмотрел выше, на небо, где летели горящие сучья и листья, а ещё выше смутно виднелся сквозь дым молодой месяц.

(13) Потом он почувствовал, как его сильно качнуло током горячего воздуха. (14) С верхушки вала понесло в огонь сухие листья. (15) Баулин поднял руку, что-то закричал, и лесники сразу подожгли вал.

(16) Вал как бы вздохнул, вымахал от края до края жадное пламя. (17) Оно слилось с огнём пожара и, ревя и треща, ударило в небо. (18) Леонтьев оглянулся. (19) Две стены пламени сшиблись, как два огромных бешеных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр. (20) Казалось, вот-вот огонь двинется дальше и от него уже никому не спастись.

(21) И вдруг Леонтьев вскрикнул от неожиданности. (22) Огонь, как подрезанный, упал на землю и только низкими языками перебегал, затихая, вдоль вала. (23) Люди кинулись к просеке и начали засыпать песком вялое пламя. (24) Через несколько минут огня уже не было. (25) Только едкий дым быстро струился к небу и застилал свет месяца. (26) Всё было кончено.

(27) Стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева впечатление чуда. (28) Что произошло? (29) Почему пожар сразу погас?

(30) Леонтьев разыскал Баулина. (31) В лесу было темно. (32) Лесники ходили с фонарями.

(33) Баулин распорядился, чтобы вдоль границы пожара остались караульные. (34) Нужно было следить за пожарищем, пока оно совершенно не погаснет.

(35) – Не могу понять, - сказал Леонтьев, - почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, что, кажется, пылал весь мир.

(37) – Да весь смысл встречного огня в том, чтобы дать пожару огромную пищу, действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород, просека заполняется углекислотой и дымом, и огонь, естественно, гаснет…

(По К.Г.Паустовскому)



1. В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНОГО ПОЖАРА ПОНАДОБИЛОСЬ ПОДЖИГАТЬ ВАЛ?»

1) 5,6 2) 8,9 3) 16,17 4) 37,38

2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Лесной пожар показался Леонтьеву страшным и одновременно величественным зрелищем.

2) Люди не знали, как можно справиться с огнём.

3) Пожар потушили благодаря встречному огню.

4) В огромном пламени сгорел почти весь кислород, и без кислорода пламя стало гаснуть.

3. В какой паре предложений автор употребил СИНОНИМЫ?

1) 1,2 2) 13,14 3) 22, 23 4) 24,25

4. Укажите, в каком значении употребляется слово «током» (предложение 13).

1) направленное движение электрических зарядов

2) поток, движущаяся масса жидкости, воздуха

3) нервная энергия человека, воспринимаемая другими людьми

4) специально оборудованная площадка для хранения зерна

5. Из предложения 38 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения».

____________________________________________________________

6. Из предложений 21 – 22 выпишите страдательное причастие прошедшего времени с суффиксом -Н-(-НН).

______________________________________________________________________

7. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Напишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при одиночном ДЕЕПРИЧАСТИИ.

Огонь, (1) как подрезанный, (2) упал на землю и только низкими языками перебегал, (3) затихая, (4) вдоль вала.

______________________

8. Из предложения 25 выпишите словосочетание с видом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

___________________________________________________

9. Замените словосочетание ВСКРИКНУЛ ОТ НЕОЖИДАННОСТИ (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

(35) – Не могу понять, (1)- сказал Леонтьев, (2)- почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, (3)что, (4)кажется,(5) пылал весь мир.

(37) – Да весь смысл встречного огня в том, (6)чтобы дать пожару огромную пищу,(7) действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород,(8) просека заполняется углекислотой и дымом,(9) и огонь, (10)естественно,(11) гаснет…

____________________________

11. Выпишите грамматическую основу предложения № 22.

________________________________________

12. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 12? Ответ напишите цифрой. __________________________________


  1. Ключи к тесту РОДИТЕЛЕЙ

  1. 4

  2. 2

  3. 3

  4. 2

  5. Просека, заполняется

  6. Подрезанный

  7. 3, 4

  8. Едкий дым

  9. Вскрикнул неожиданно / / неожиданно вскрикнул

  10. 4,5,10,11

  11. Огонь упал и перебегал

  12. 5



  1. Оценка результатов смотра знаний по русскому языку в 8 классе

БЛИЦ «Верю - не верю»

Каждый отвечает на 5 вопросов:

МАХ – 5 баллов (1балл за правильный ответ)

ТЕОРИЯ

  1. 5 баллов – теоретический вопрос раскрыт полностью, логично, с использованием примеров, дополнительные вопросы отсутствуют/ были только уточняющие вопросы

  2. 4 балла - теоретический вопрос раскрыт полностью, с использованием примеров, но были дополнительные вопросы.

  3. 3 балла - теоретический вопрос не раскрыт полностью, отсутствовали примеры или не соответствовали теории.

  4. 2 балла – теоретический вопрос не раскрыт.

Практическая работа учеников

Работа состоит из 12 заданий – мах – 12 баллов

Практическая работа родителей

80-100 % работы (10-12 заданий) – 3 баллов

60-79% (7-9 заданий) - 2 балла

49-59% (4-6 заданий) - 1 балла

ИТОГО : 5+5+12 = 22 балла (+ 3 балла родительские)= 25 баллов

«5» - 20- 25 баллов; «4» - 16-19 баллов; «3» -12-15 баллов


  1. Таблица результатов смотра знаний


РЕЗУЛЬТАТЫ СМОТРА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

8 класс

ФИ ученика

БЛИЦ

«Верю/не верю

ТЕОРИЯ

Устное выступление


ПРАКТИКА


ОГЭ для родителей


ИТОГ

Мах 5 баллов

Мах 5 баллов

Мах 12 баллов

Мах 3 балла









** Альмавива – (Almaviva) — мужской темный широкий плащ без рукавов, бывший в моде на протяжении всего XIX в.

** Пафос (гр. Pathos – чувство, страсть) – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!