СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смутное время в России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смутное время в России сложный период, освоить его можно только с помощью различных методов работы, один из них представлен в данном уроке

Просмотр содержимого документа
«Смутное время в России»

Повторительно – обобщающий урок

«Смутное время»

Класс: 7.

Цели урока: создать условия:

  • для развития исследовательской, аналитической деятельности учащихся;

  • для формирования у учащихся образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивной др.);

  • для взаимного обмена информацией.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • расширить и закрепить у учащихся знания о Смутном времени в России;

  • закрепить умения работать с картой;

  • понимать значение Смуты для исторического развития Российского государства.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • способствовать развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;

  • способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и принятые решения;

  • способствовать развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; выработке коммуникативных качеств; развитию инициативности учащегося;

  • способствовать развитию творческих навыков обучающихся, умению самостоятельно конструировать свои знания.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • способствовать развитию умения работать с информацией;

  • способствовать формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.


Технологии: игровая, индивидуальный подход в обучении.


Используемая литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., История, учебник 7 класса. - М.: Просвещение, 2011 г.

  2. Симонова Е.В. Тесты по истории России, 7 класс. М.: Экзамен, 2014 г.


Оборудование:

презентация, подготовленная учителем в программе Power Point (приложение 1), компьютерный класс, компьютер, диапроектор, интерактивная доска, карточки с текстом для чтения (приложение 2), карта «Россия XVII», распечатка контурной карты (приложение 3).


Прогнозируемый результат: в ходе занятия учащиеся закрепляют полученные ранее знания.


План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Сообщение ситуации – 2 мин.

  3. Первый тур:

    1. Работа с документом – 7 мин.

    2. Вопросы из черного ящика – 5 мин.

  4. Второй тур:

    1. Соотнесение героев Смутного времени и событий связанных с их деятельностью – 7 мин.

    2. Характеристика правителя Российского государства – 5 мин.

  5. Третий тур:

    1. Конкурс капитанов – 5 мин

    2. Работа по контурной карте – 5 мин.

  6. Третий тур: «Поле исторических чудес» – 4 мин.

  7. Подведение итогов игры — 2 мин

  8. Самооценка учащихся – 1 мин.

  9. Заключительное слово учителя – 1 мин.


Школьники получат возможность:

  • осознать значение и важность темы «Смутное время»;

  • повысить знания в вопросах представления об истории Российского государства на рубеже XVI – XVII веков.

Слово учителю: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок мы сможем управлять временем и перенесёмся в начало XVII века.

Звучит набат.

Учитель: XVII век встречает нас набатом, о каких событиях напоминает нам тревожный колокольный звон?

Предполагаемый ответ: Смута, Смутное время, Лихолетье.

Учитель: Сегодня, ребята, играя мы с вами попробуем погрузиться в этот сложный для нашей страны период.

Инструктаж:

1. Участвуют в соревнованиях 2 команды

- команда 1;

- команда 2 (названия команд определяются заранее).

  1. Проводиться жеребьёвка, которая устанавливает очередность ответов команд.

  2. За один правильный ответ команда получает 1 балл, за целиком выполненное, либо выполненное не до конца - от 1 до 5 баллов на усмотрение жюри.

4. Судят соревнования 3 члена избранного жюри (3 человека из старших классов).

5. Если команда не может ответить на поставленный вопрос, право получает та команда, которая раньше поднимет сигнальную карточку.

6. За нарушение дисциплины судьи имеют право выносить штрафные санкции снимать баллы.


Ход мероприятия:


I тур: А. Задание из конверта. На столе у каждой команды есть свой конверт, в котором находиться задание. В тексте найти 5 ошибок и зачитать верный вариант предложенного текста.


Команде №1: « Указ о «урочных летах» (он разрешал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому) , рассматривался вначале как временная мера, стал действовать постоянно. В 1597 году царем Федором был издан указ о «заповедных летах», который устанавливал десятилетний срок сыска беглых крестьян».

Команде №2: «Около четырех месяцев обсуждался вопрос о выборе нового царя. Сразу же были предложены кандидатуры иностранцев. После жарких споров царем был избран Владислав, сын тушинского патриарха Филарета, родственника по отцовской линии царя Бориса Годунова».


Б. Вопрос из черного ящика:

1) Кто фактически правил Россией в конце XVI века?

2) Кто стал первым патриархом Московским и всея Руси?.

3) Кем была Мария Нагая?

4) Что случилось с царевичем Дмитрием?

5) Назовите причины народных волнений в период царствования Бориса Годунова?

6) Назовите одну из главных причин Смуты.

7) Когда и где впервые объявился Лжедмитрий 1?

8) На кого сделал ставку В. Шуйский в борьбе с самозванцами?

9) В каком году объявился Лжедмитрий 11?

10) В какой битве и когда войска Болотникова потерпели серьезное поражение?

11) В результате чего поляки получили доступ к Москве?

12) В каком году шведские войска захватили Новгород?


Ответы на вопросы из черного ящика:

1. Борис Годунов.

2. Московский митрополит ИОВ

3. Жена Ивана Грозного, сосланная Царем Федором, вместе с царевичем Дмитрием, в Углич

4. Умер в результате несчастного случая (но Мария Нагая утверждала, что он был убит людьми Бориса Годунова, присланными из Москвы).

5. «Голодные годы»: нехватка продуктов питания и рост цен на хлеб

6. Пресечение законной московской династии

7. В 1601 году в Польско-Литовском государстве

8. В. Шуйский побоялся опереться на силы народа и в феврале 1609 года года заключил договор со Швецией об отправке в Россию наемного войска в обмен на крепость Корелы с уездом.

9. В 1607 году в Могилеве.

10. В сражении под Каширой в мае 1607 года

11. В результате Бездарного командования Дмитрия Шуйского, русские войска потерпели поражение под Клушином, вблизи Можайска

12. В 1611 году .


II тур: А. Каждой команде розданы листочки с заданиями в них необходимо провести соответствие (в данном туре учитывается скорость выполнения):

1. Возглавил второе ополчение А. М. Ф. Романов

2. Возврат бояр из ссылки Б. Василий Шуйский

3. Возглавил народное движение В. Ф.И. Мстиславский

4. "Тушинский вор» Г. Прокопий Ляпунов

5. Возглавил осаду на реке Упе Д. Михаил Скопин - Шуйский

6. Талантливый полководец племянник царя Е. Борис Годунов

7. Глава семи знатных бояр Ж. Лжедмитрий II

8. Возглавил первое ополчение З. Иван Болотников

9. "Урочные лета» И. Кузьма Минин

10. Царь новой династии К. Лжедмитрий I


Ответы: 1. И; 2. К; 3. З; 4. Ж; 5. Б; 6. Д; 7. В; 8. Г; 9. Е; 10. А


Б. Дайте характеристику правителю

1 команда — Борис Годунов

2 команда — Василий Шуйский


III тур: А. Конкурс капитанов

Задание: Работа с документом. (в этом конкурсе значение имеет время, т.е. тот капитан, который раньше поднимет сигнальную карточку тот и отвечает) . Капитаны вытягивают из трех документов и отвечают на вопросы.

Документ №1

«Царь и великий Федор Иванович всея Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и … из монастырских вотчин бежали до нынешнего... году за пять лет, тех крестьян беглых с женами и с детьми и со всеми их пожитками везти назад, где кто жил. А которые крестьяне выбежали до нынешнего ...году лет за шесть и за семь и за десять и больше... суда не давать и назад не вывозить.»

  1. Какой указ включал в себя данные постановления?

  2. Какие крестьяне подлежали возвращению бывшим владельцам?


Документ №2.

«На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренной, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жесткости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданнейший его слуга П.Ф. Басманов под рукой признавался иностранцам, что царь не сын Ивана Грозного, но его признают царем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь и не найти.»

1. О ком идет речь в документе?

2. Чем он отличался от предшествующих русских государей?


Документ №3.

«Боярская Дума, ставшая во главе государства по низложению Шуйского, жила не долго и сама по себе распалась с захватом поляками Москвы. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, преобразовалось в какую — то бесформенную, мятущуюся федерацию.

Но с конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы национальные и религиозные. Призыв архимандрита Дионисия поднял нижегородцев во главе с Кузьмой Мининым, а затем и другие города, людей служилых, дворянских и простой народ. Нашелся и вождь, достойный этого патриотического движения...»

  1. О каком герое идет речь?

  2. Против чего поднялось нижегородское население?


Б. Пока капитаны работают над документами предлагаю командам выполнить работу в контурной карте. Покажите передвижение войск и основные сражения:

Команда 1: Войска Лжедмитрия I

Команда 2. И. Болотникова


4 тур. «Поле исторических чудес»:

1. Польский гетман










2. Фамилия костромского крестьянина, совершившего подвиг









3. Фамилия руководителя обороны Смоленска





4. Имя митрополита из царской династии?









5. Имя, принятое Марией Нагой после пострига в монахини





6. Имя жены Лжедмитрия I







Итоги: слово предоставляется жюри, которое объявляет наибольшее количество очков и команду победительницу.

Слово учителю: Итоги

Россия вышла из «Смуты» крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения. Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб её военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи. В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость. Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.

А наша задача, помнить о подвиге наших соплеменников и хранить память о их героических делах, ведь: У народа, который не помнит прошлого, нет будущего!






































































Документ №1

«Царь и великий Федор Иванович всея Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и … из монастырских вотчин бежали до нынешнего... году за пять лет, тех крестьян беглых с женами и с детьми и со всеми их пожитками везти назад, где кто жил. А которые крестьяне выбежали до нынешнего ...году лет за шесть и за семь и за десять и больше... суда не давать и назад не вывозить.»

  1. Какой указ включал в себя данные постановления?

  2. Какие крестьяне подлежали возвращению бывшим владельцам?


Документ №2.

«На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренной, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жесткости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданнейший его слуга П.Ф. Басманов под рукой признавался иностранцам, что царь не сын Ивана Грозного, но его признают царем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь и не найти.»

1. О ком идет речь в документе?

2. Чем он отличался от предшествующих русских государей?


Документ №3.

«Боярская Дума, ставшая во главе государства по низложению Шуйского, жила не долго и сама по себе распалась с захватом поляками Москвы. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, преобразовалось в какую — то бесформенную, мятущуюся федерацию.

Но с конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы национальные и религиозные. Призыв архимандрита Дионисия поднял нижегородцев во главе с Кузьмой Мининым, а затем и другие города, людей служилых, дворянских и простой народ. Нашелся и вождь, достойный этого патриотического движения...»

  1. О каком герое идет речь?

  2. Против чего поднялось нижегородское население?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!