СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смутное время XVII век.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, посвящен гражданской войне произошедшей в XVII веке.этот период известен в истории, как смутное время. 

Просмотр содержимого документа
«Смутное время XVII век.»

Тема урока: «Смутное время».

  1. Учитель: Джандарова Аида Исаевна

  2. Курс: История России с древнейших времен до конца XVIIвека

  3. Тема урока: Смутное время

  4. Тип урока: объяснение нового материала

  5. Цель урока: создать общее представление о социально – экономическом и политическом положении России в начале XVII века

  6. Задачи:

  1. Образовательная:

- Познакомить учеников с причинами, ходом и последствиями смутного времени.

- Обеспечить усвоение понятий (интервенция, самозванство, ополчение, семибоярщина)

  1. Развивающая:

- Развитие яркой эмоциональной монологической речи;

- Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

  1. Воспитательная:

 - Воспитывать уважение к истории своей Родины.

- Воспитывать чувство патриотизма.

  1. Методы:

- словесный,

- наглядный,

- практический.

Вид урока:  изучения новой темы.

Тип урока: исследование.

Оборудование: Слайдовая презентация «Смутное время». Карта России.

План урока:

1. Причины и суть Смутного времени

2. Царствование Лжедмитрия I

3. Боярский заговор

4. Выступление Ивана Болотникова.

5. Лжедмитрий II

6. Перемена в настроение народа.

7. Вторжение войск Польши и Швеции.

Оборудование: учебник, тетрадь, карта Россия в начале XVII века.

Преемственные связи: внутрикурсовые: внешняя политика, социология, внутренняя политика.

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания6 индивидуальный опрос: «внешняя и внутренняя политика Б. Годунова», «экономическое положение России в начале XVII века»; «Лжедмитрий I, путь его движения к Москве».

2. Изучение нового материала:

1.Причины и суть Смутного времени: вводное слово учителя начинается с описания экономического положения России в начале 17 века и указывается что ослабление и неопределённость в системе управления государством приводит к некоторым тяжелым последствиям. Ученикам предлагается для изучения причин Смутного времени текст учебника – выделить основные причины Смутного времени и объяснить суть его. Заслушивается ответы и выполняется задания в тетради: вопрос №1 Каковы основные причины и суть Смутного времени? (работа индивидуальная)

2. Царствование Лжедмитрия I: Учитель предлагает учащимся выделить положительные и отрицательные качества в деятельности и поведении Лжедмитрия и предлагается для обсуждения вопрос: Мог бы и на каких условиях Лжедмитрий сохранить власть в свои руки ? (работа предназначена на группы)

Ученики для того, чтобы полностью раскрыть тему, должны вспомнить обещания Лжедмитрия, данные папе Римскому, польскому королю казимиру, боярам и простому народу и как он их выполнил.

Ответ должен звучать примерно так: положительным в период правления Лжедмитрия было то, что он начал бороться со взяточничеством, возвратил из ссылки опальных бояр, лично выслушивал жалобы и просьбы простого населения, не спешил отдавать Польше русские территории, и вводить в стране католичество. Отрицательным в поведении Лжедмитрия можно указать пренебрежение традициями, религиозными обрядами русских, невыполнение обещания дать народу свободу от крепостной зависимости, невыполнение обещания боярам править вместе с ним, засилье в Москве поляков. Мнение об удержании власти можно формулировать так: дав крестьянам свободу, управляя вместе с боярами, на первое время, уважив традиции и обряды народа и русской церкви, выслав постепенно поляков из страны, Лжедмитрии мог бы не только удержать власть в свои руки, но и вероятнее всего стал бы одним из сильных правителей страны.

3. Боярский заговор: ученикам предлагается подумать, что могло стать причиной заговора бояр против Лжедмитрия I. На основе изучения предидущей главы это должно быть не совсем трудно – отстранение бояр от власти. Задается ученикам вопрос: 1. Кто воспользовался этим заговором? 2. Справедлив ли гнев народа против поляков и почему? 3.как вы думайте, желание видеть Василия Шуйского царем было желание народа или на земском соборе были люди, данной ситуацией пользовавшиеся? Кем они могли быть? 4. Почему дворяне не были довольны приходом к власти Василия Шуйского?

4. Выступление Ивана Болотникова. Ученикам предлагается самостоятельно поработать с текстом главы, разделив главу на смысловые части и озаглавив их. С письменными ответами можно организовать взаимопроверку.

5. Лжедмитрий II: ученики прочитав текст главы ставят к ним вопросы:

1. Кто такой Лжедмитрий II? Откуда он появился?:

2. Капитуляция повстанческой армии Ивана Болотникова вызвало разброд в армии Лжедмитрия IIв чем причина последующего усиления армии нового самозванца?

3. Кому выгодно было вступление на престол Лжедмитрия II? Почему?

4. В чем причина наплыва дворян и бояр в «Тушинский лагерь»?

5. Перелом в настроении народа. Учитель предлагает на размышление вопрос: Тушинский лагерь постоянно пополнялся простым народом, численность войска самозванца выросла до 100 000 по словам современников. В лагере находилось кроме простого народа, много поляков. В чем крылась причина перемены в настроении народа, который вначале встретив второго самозванца хлебом и солью, стал выступать против него создавая ополчения для борьбы с ним?

Ответ должен звучать примерно так: Поляки и вместе с ними тушинские русские – сторонники Лжедмитрия IIграбили местное население, пренебрегали русскими традициями и менталитетом, оскверняли храмы. Это и стало причиной того, что простой люд выступил против нового самозванца. вопрос должны поставить сами ученики друг другу.

Почему Василий Шуйский в борьбе с самозванцем не оперся на силы народа?

В чем была причина призвания шведов Василием на помощь против поляков?

Василий Шуйский не оперся на силы народа. Почему известный полководец Скопин –Шуйский решил в борьбе против поляков призвать на помощь силы русского народа?

6. Вторжение войск Польши и Швеции. Учитель предлагает ученикам для размышления мнение: В чём причина вторжения польских шведских войск на территории России?

Ученики могут записать, опираясь на текст учебника, правильный ответ и аргументируют его. В ходе урока ученики составляют таблицу основных событий данного периода.

Итогом всей работы должно быть то, что ученики придут к мнению: Смутное время в России было закономерным следствием той политики русского правительства и правящей боярской верхушки, которую они проводили начиная со второй половины правления Ивана IVи в начале XVII века.

Закрепление материала:

На карте ученики показывают регионы, охваченные восстанием И. Болотникова, путь движения Лжедмитрия I.

Какова была роль пресечения рода Рюриковичей в развязывании Смуты на Руси?

Как можете характеризовать личность Лжедмитрия? Григория Отрепьева.

Почему положение Василия Шуйского, так же как и Лжедмитрия на русский трон был шатким?

В чем причина перемены в настроении русского народа в отношении Лжедмитрия II?

В чем причина и последствия вторжения на территории Русского государства польских и шведских войск?

Д/З §2, Ответы на вопросы

Опубликовано 16.12.15 в 17:08


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!