СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл названия пьесы Островского "Гроза". Особенности композиции, проблема жанра. Символика деталей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;

воспитывать любовь к русской литературе

ХОД УРОКА

На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”

                                                                                                             А. Н. Островский.

I. Постановка учебной задачи.

– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст.

Просмотр содержимого документа
«Смысл названия пьесы Островского "Гроза". Особенности композиции, проблема жанра. Символика деталей»

Урок 12 Класс: 10А, 10Б, 10В – 08.10.2021

Тема: Смысл названия пьесы. Особенности композиции, проблема жанра. Символика деталей

Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;

воспитывать любовь к русской литературе

ХОД УРОКА

На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”

А. Н. Островский.

I. Постановка учебной задачи.

– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст.

II. Беседа по тексту.

Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены.  Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза.

Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене?

– “Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

Конфликт в драме «Гроза»

1. Между поколениями, со средой

2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками


Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где всё люди «с песьими головами». После выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех».

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, «в чем признает свое благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный» «честным трудом».

Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины «...и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И. Немирович-Данченко).

Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.

Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного.

Символика деталей

Ночь


Символика ночи весьма многообразна.


Для гуманистов Ренессанса ночь была разрушительным элементом, символизирующим физическую смерть, поэтому иногда она изображалась в виде черной крысы.


Согласно Гесиоду (древнегреческий поэт), Ночь - это Мать Богов. Она обычно символизируется женской фигурой в усыпанной звездами вуали, держащей на одной руке черного ребенка (смерть), а на другой руке -белого (сон). Ночь, Никта, в греческой мифологии всегда противопоставляется Гемере, дню. Никта родилась из Хаоса и родила бога смерти, бога сна, бога злословия.


Кроме того, символами ночи в мифологии являются нарождающаяся Луна, (которую Эсхил,  считал оком темной ночи)  мак, сова (голову которой у майя имел бог смерти Хунхау ) или черные крылья, время всепожирающие.


В христианстве ночь — время опасностей и искушений: «Бог даровал день живым, а ночь отдал мертвым»…


Но ночь  — это и время духовной битвы, молитвы для мистиков и монахов. Именно ночью родился Христос, который принес «свет истины тем, кто скитается в ночи заблуждения».


Если во сне Вы гуляете темной ночью - это сулит Вам печаль, разочарование, потери.


Как правило, ночь сравнивают с тьмой, предшествующей возрождению и просветлению. Но это также хаос, разрушение, возвращение к утробному состоянию мира.


Обряды, посвященные культам земли, во многих культурах совершались в ночное время. В эпоху раннего христианства это происходило, в первую очередь, из-за необходимости соблюдать тайну собраний.


С таким символом, как ночь, в произведении Островского «Гроза» читатель сталкивается не один раз.


Ночь постепенно овладевает внутренним миром Катерины, она «поселяется» в душе девушки. Подобно тому, как тьма сменяет день, сама Катерина становится другой: теперь мысли её мрачны, сознание погружается в неизвестность.


Ночь и меняет Катерину, она начинает слышать таинственный шепот , снятся ей уже не горы, а « …точно кто-то обнимает  так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…»


Будто бы с уходом солнца, темные мысли  растворяются в сердце Катерины. Сначала она влюбляется в Бориса, после возникает идея побега.


И, снова, НОЧЬЮ ушла бы: именно ночью - во время того, когда человек может подумать, один, сам оценить свою жизнь, ночью приходит к Катерине символ искушения.


Ночь охватывает Катерину: девушка сама ждет наступления темного времени суток, чтобы увидеть Бориса: «А что я говорю-то, что  я  себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем  я  притворяюсь-то!..  Бросить ключ! Нет,  ни за что  на свете!  Он  мой  теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»


Скромная и неуверенная в начале произведения, теперь она уже способна сделать отчаянный, рискованный шаг…


Встречи Бориса и Катерины происходят именно ночью. Писатель не случайно выбирает именно это время суток: ночью изменяет девушка мужу, а, значит, данный символ выступает в роли «вестника безумия».


Ночью  Катерина и убивает себя - хаос уносит  душу девушки  за собой. Но в этот раз, предстающая перед нами ночь, становится  не просто символом смерти, утраты, она так же сулит и просветление: оказываются возможными перемены в «тёмном царстве».


Но вместе с символом ночи появляется ещё 1 знак (символ) - число 10,  как известно, обозначающее всецелостность, завершенность….


10 ночей гуляла Катерина с Борисом, а, значит, уже ничего изменить нельзя: Катерина уже ушла из дому, предала мужа - она сделала свой выбор.


Число 10 также означает появление чего-то нового в жизни человека.


И действительно, в жизни Катерины появляется такое чувство, как любовь, привязанность к Борису, но вместе с любовью приходит и страх,  чувство вины и отчаяния. Число 10 автор вводит для того чтобы показать, что у Катерины уже нет выбора, нет выхода, нет шанса вернуться назад, девушка уже совершила поступок, за который станет корить себя. Именно 10 ночей: осознанно, целенаправленно она встречалась с любимым, она знала на что идет, и знала чего ей будет это стоить, знала и все равно шла, не робкими, а твердыми, уверенными шагами. Именно с этой целью автор вводит данный символ.


Ключ


Среди тысячи бытовых предметов ключ занимает особое, привилегированное положение. При этом ценность представляет не сам кусочек фигурного металла, а его уникальная функция. Иными словами,  роль ключа заключается в его исключительно важном назначении — открывать доступ куда-либо или к чему-либо. Поэтому ключ, способный устранить материальную или духовную преграду на нашем пути, символизирует власть, вход, доступ, решение, продвижение, свободу действий и выбора, тайное знание. Эту общепризнанную символику ключа могут дополнять местные значения отдельных культур. Так, например, в Японии ключи издавна считались эмблемой процветания.


В религии ключ часто рассматривался как символ перехода в иное состояние. Ключи держал в руках древнеримский Янус, двуликое божество дверей, ворот, входов и выходов. Этот божественный привратник заведовал у римлян переходом ото дня к ночи и от одного времени года к другому. Боги Древнего Египта несли на себе знак анка — особого вида креста с большим ушком, игравшего роль ключа и символизировавшего переход к загробной жизни. В христианстве ключи — символ могущества и власти, дающие силу отпускать грехи и отлучать от церкви.


Ключ - символ, обладает властью и возможностью все открывать и закрывать, связывать и освобождать.


В произведении «Гроза» значимую роль играет сцена между Катериной и Варварой, когда Варя дает главной героине произведения ключ от калитки в саду. И ключ становится еще одним символом в произведении Островского.


Варвара подает  Катерине ключ, тем самым освобождая девушку, подвергая Катерину неизвестности, но, вместе с тем, даруя ей шанс на свободу:


Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.


Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»


Сомнения и страх перед последствиями смешиваются в сердце девушки, и, подобно поворотам ключа от калитки в замочной скважине, она постепенно, словно ощущая повороты ключа в душе, отпирая неведомую дверь, обретает решительность и уверенность в своих действиях:


«Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) …(Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»


Девушка получает «подарок судьбы», который несет на себе тяжкое испытание: ключ не случайно оказывается в ее руках - он помогает  узнать  Катерине саму себя, свою силу воли и правдивость её намерений. Ключ не обрекает ее на побег, а лишь дает шанс этот побег совершить, ключ не подталкивает Катерину к калитке в саду, а лишь дарит возможность к ней подойти. Он дарит ей знание, дает власть, но не над калиткой,  не над Кабанихой, запершей выход из сада, а над самой собой, над своей совестью и судьбой. Ключ одновременно открывает замок, но закрывает путь назад, забирает возможность вернуться к прежней жизни. Ключ освобождает Катерину от «плена темного царства», но  в то же время связывает ее, вовлекая в еще более темный и мрачный мир - мир измены. Не случайно двуликий Янус, держащий в руках ключ, являлся  властителем перехода ото дня к ночи. Ключ становится нечто средним между ночью и днем - между светом и тьмой. Ключ дает Катерине возможность выбирать и решать самой, самой создать свою жизнь и прокладывать к этой жизни свой личный путь.


Белый платок


Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь.


Белый означает полный покой, безмятежность, тишину, целомудрие, сосредоточенность.


Белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У некоторых народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц.


Платок во многих странах считается важным элементом одежды женщины, вне зависимости от её возраста, свидетельствующий как о нравственности, так и, в определённом смысле, о ее семейном положении. Считается, что белый платок снится ко встрече с любимым человеком. Белый платок символизирует чистоту, свет, мудрость, высоту духа.


Символ платка в произведении Островского имеет двойственное начало.


Писатель вводит в произведение такой символ добра и нравственности,  чтобы показать робкие несмелые шаги, совершая которые, Катерина обрекает себя на страдания. Вместе с тем, чтобы противопоставить мир чистоты и нравственности, от которого отрекается героиня произведения, миру тьмы и измены, в который девушка приходит добровольно.


«Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю…»


Одновременно платок становится и частичкой света, символом чистоты в душе девушки.


В Катерине борются желание свободы, мечта остаться с любимым человеком и чувство долга, обязательство перед мужем. Платок заставляет героиню Островского бороться со своими чувствами и мыслями.



IV. Домашнее задание:

Подготовить сообщение о критиках (по вариантам).

Смысл названия

для своей пьесы автор выбирает

многозначное название

Природное явление

Социальное столкновение

Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается фи­нальная сцена пьесы.

Столкновение убеждений консервативно на­строенных представителей более старшего по­коления со стремлением к свободе, возможно­сти выбора молодых героев пьесы.

Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная».

Нравственные проблемы:

? проблема человеческого достоинства;

? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;

? проблема честности, справедливости и спо­собности сделать выбор.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!