СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке "Смысл рассказа Ивана Алексеевича Бунина "Кавказ"" представлена технологическая карта урока по литературе, который посвящён непростому для восьмиклассников (и не только для них) творчеству Ивана Алексеевича Бунина. Урок был открытым и прошёл очень успешно.

Просмотр содержимого документа
«Смысл рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ»»

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Романова Наталья Алексеевна
Предмет: литература
Класс: 8 «В»
Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: подготавливая рассказ И.А. Бунина к экранизации, выполняя различные роли и задания в рамках предложенной игровой ситуации, понять смысл рассказа «Кавказ». Больше узнать о человеческих взаимоотношениях и собственной личности.

Тема открытого урока:  «Смысл рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ»».

Основные научные и методические новшества: создание игровых ситуаций, близких к реальной жизни, на уроках литературы, эффективная работа в малых группах.



Тема

Смысл рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ».

Цель

Подготавливая рассказ И.А. Бунина к экранизации, выполняя различные роли и задания в рамках предложенной игровой ситуации, понять смысл рассказа «Кавказ». Больше узнать о человеческих взаимоотношениях и собственной личности.


Задачи

Образовательные:

  • сформировать у учеников представление о рассказе Бунина «Кавказ» и его героях;

  • формировать умение анализировать прочитанное, закрепить умения извлекать информацию из разнообразных источников и обобщать их по заданной теме;

  • обеспечить приобретение учащимися опыта выступления с рассуждениями, ознакомиться с наглядным материалом, иллюстрациями в учебнике и рисунками, сделанными самими учениками;

Развивающие:

  • развитие мышления, способностей к формулированию своих мыслей, рассуждению, монологической речи, памяти.

Воспитательные:

  • напомнить учащимся о важности внимательного и бережного отношения друг к другу; продолжить воспитание детей в духе уважения к каждой личности.




УУД













УУД

Личностные УУД: осознавать целостность мира, его диалектику и многообразие

Регулятивные УУД:

  • Формулировать мысли, предположения, соображения

  • Планировать деятельность.

  • Работать по плану.

  • Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные УУД:

  • Умение проявить себя в монологе и вести диалог.

  • Умение рассуждать по заданной теме, анализируя предложенный текст.

Познавательные УУД:

  • Находить информацию в разных источниках.

  • Выделять главное.

  • Анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения.

  • Сравнивать героев, их поступки.

  • Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации.

  • Делать выводы.

Планируемые
результаты

Предметные:

  • Знать: какие события описывает И. А. Бунин, какие герои и как взаимодействуют в рассказе.

  • Уметь: анализировать события и характеры персонажей, делать выводы. Формулировать и высказывать свою точку зрения. Рассуждать на заданную тему.

  • Метапредметные:

  • способность осознанно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

  • выработка умений и навыков работать с учебной информацией;

  • готовность к сотрудничеству и сотворчеству с одноклассниками и учителем,

  • формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Основные понятия

 Автор, описание природы, герои и их характеристики, эмиграция, вечные темы, звукопись

Межпредметные связи

 Связь с кинематографом, изобразительным искусством, философией, психологией, рекламой и этикой

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Компьютер, учебники, тетради по литературе, иллюстрации в учебнике, портрет автора и цитаты на доске, план занятия на доске, иллюстрации к рассказу, выполненные самими учениками.

Формы урока

Ф-фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая.

Технология

 Создание игровых ситуаций, близких к реальной жизни, эффективная работа в малых группах.






Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Сегодня мы будем готовиться к экранизации рассказа И.А. Бунина «Кавказ». Для этого весь коллектив разделится на творческие группы и постарается справиться с предложенным заданием как можно лучше.

Ведущие представляют творческие группы и знакомят аудиторию с личностью автора и основными его достижениями.

 

 


Проверка домашнего задания

 Данный урок открывает изучение нового материала, дома ученики должны были познакомиться с рассказом Бунина, выбрать для себя определённую роль и проявить творческие способности во время подготовки к экранизации рассказа «Кавказ» (выбор роли остается за учащимся).

Изучение нового материала









Постановка проблемы































 – Каков сюжет рассказа Бунина «Кавказ»? Почему он так называется?






Способен ли рассказ «Кавказ» привлечь внимание современного читателя?

О чём пишет Бунин в своём рассказе?

Что должны понять читатели? Проблема сегодняшнего занятия:

В ЧЁМ СМЫСЛ РАССКАЗА БУНИНА?

Группа сценаристов знакомит коллег с сюжетом рассказа Бунина.







Говорят, что рассказ о любви и смерти, о душевных муках и страданиях, об измене, о мести, о том, что близкие люди причиняют друг другу много боли, если думают только о себе.

Автор позволяет задуматься о вечных проблемах, о взаимоотношениях между людьми, которые часто бывают очень сложными и запутанными.

Работая в малых группах, формулируют и высказывают свои суждения.


























Найди в тексте литературного произведения подтверждение своим мыслям и словам. Обоснуй своё мнение, докажи его.

  • Знать: что такое эмиграция, вечные темы, историзм, звукопись литературный герой и его характеристика

  • Уметь: анализируя произведение, делать выводы обо всей ситуации в целом и о героях. Выявляя сходства и различия между ними, и формулировать выводы из прочитанного.

 Регулятивные УУД:


  • Высказывать мнение

  • Планировать деятельность

  • Работать по плану

  • Оценивать степень и способы достижения цели, свою работу

Коммуникативные УУД:

  • Умение вести диалог, готовность к сотрудничеству

Познавательные УУД:

  • Находить информацию в разных источниках.

  • Выделять главное

  • Определять понятия

  • Анализировать, доказывать свою точку зрения

  • Сравнивать, уметь познавать новое в сравнении

  • Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации

  • Делать выводы


Поиск решения








Выступление режиссёра-постановщика, который помогает понять рассказ Бунина и ответить на ряд сложных вопросов и найти решение проблемы.

Нужен ли нам Бунин сейчас? Привлечёт ли современного зрителя его творчество, а если привлечёт, то на какую аудиторию мы можем рассчитывать?

Выступает режиссёр, который помогает понять смысл рассказа Бунина. Говорит об идее создания картины, её актуальности и о том, почему она будет интересна зрителю, на какую аудиторию они рассчитывают, почему обратились именно к творчеству Ивана Алексеевича Бунина.


























Планирование

деятельности


Чтобы лучше понять авторский замысел, обратимся за помощью к художникам-оформителям и музыкальному руководителю.

Выступает группа художников-оформителей, которая предлагает свои иллюстрации к рассказу Бунина и поясняет замысел каждой иллюстрации.

Также выступает музыкальный руководитель, который предлагает наиболее подходящую музыку к картине по рассказу Бунина, соответствующую замыслу всей картины и её настроению.





Открытие нового знания


Сравним героев и постараемся понять их отношение друг к другу.

Необходимо найти в тексте слова и поступки героев, которые подтверждали бы ваши суждения.

– Мы сравнили героев рассказа Бунина, уяснили точку зрения каждого из них, постарались понять героев, их поведение, поступки, которые привели к трагическому финалу.

Выступление группы актёров, каждый из которых рассказывает про своего героя (героиню), старается понять каждого из них. Каждый актёр выбирает роль и комментирует свой выбор.

Сравните героев, определите источник проблем в их взаимоотношениях.

Есть ли что-то общее в противоположных (на первый взгляд) героях?

Вспоминают всё, что знают о героях рассказа, анализируют их взаимоотношения и делают выводы.




Выражение решения проблемы


Как способствовать продвижению фильма по рассказу Бунина?




Рекламный отдел предлагает различные способы, методы и приёмы продвижения фильма.

Смысл рассказа в том, что измена одинаково болезненна для каждого героя рассказа. Автор позволяет взглянуть на сложную ситуацию с разных точек зрения и понять, что в любой ситуации нужно думать не только о себе и о своих чувствах.

Выбирают самые удачные, наиболее эффективные.



Закрепление  нового материала
 

Как заинтересовать современного читателя (зрителя) творчеством Бунина? Предложи свою идею для популяризации творчества великого русского писателя.

Высказывают мнение, аргументируют и комментируют его.

Предлагают идеи, слушают и принимают идеи коллег или предлагают свои, более эффективные.


 

Рефлексия

Ученики оценивают своих коллег, говорят о том, пойдут ли они сами на фильм по рассказу Бунина.





Домашнее задание

 Ученики выбирают роль для следующего занятия (сценарист, актёр, режиссёр, художник, представитель рекламного отдела). Нужно прочитать и понять рассказ Чехова «О любви», выбрать подходящую роль, которая поможет раскрыть творческие способности и интеллектуальный потенциал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!