Название приёма | композиция | Речевые клише для пояснения | Речевые клише для смысловой связи |
1.Приём противопоставле-ния (=приём контраста; приём антитезы) Информация: Сюжетный контраст традиционно основывается на противопоставлении красивого и уродливого, справедливого и несправедливого, хорошего и плохого, любви и ненависти, жизни и смерти и, в конечном итоге, восходит к проблеме противоборства добра и зла. | | Абзац 1: Проблема рассматривается автором с двух сторон. Абзац 2: Сначала мы видим, как ... (пример из текста + пояснение). Абзац 3: Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение). Абзац 4: Так, противопоставляя (ЧТО?), писатель подводит нас к мысли о том, что… | На мой взгляд, с помощью этих слов, писатель показывает, что (обязателен выход на проблему) | Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии, позволяет писателю противопоставить две точки зрения (две модели поведения //различного отношения к…). (проанализировать!) |
Я думаю, ФИО делает акцент на том, что… , потому что… (обязателен выход на проблему) |
Так, в своём рассуждении о значении … приводит другой яркий пример противоположного взгляда на … // противоположной политики // противоположного поведения //противоположной точки зрения (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Антитеза, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, играет решающую роль в раскрытии поставленной автором проблемы: (проанализировать!) |
Абзац 1: Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Абзац 2: Во-первых, ... (работа с конкретными предложениями + пояснение). С помощью этих слов // предложений // мыслей // этого описания ФИО выражает своё отношение к … (по тексту) (обязателен выход на проблему) Абзац 3: Во-вторых, (работа с конкретными предложениями + пояснение). Так, несколькими штрихами, ФИО рисует картину (ЧЕГО?) (по тексту) (обязателен выход на проблему) Абзац 4: Налицо смысловая связь данных примеров-иллюстраций, в основе которых – приём противопоставления: (расшифровка). | В приведенных примерах-иллюстрациях четко прослеживается противопоставление, реализованное с помощью ЧЕГО?.. Этот приём позволяет автору… (по тексту) (проанализировать!) |
|
Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает… |
Приведённые примеры-иллюстрации связаны между собой таким приёмом, как противопоставление. С помощью антитезы писатель… (по тексту) |
Приведённые примеры-иллюстрации связаны между собой таким приёмом, как приём подтверждения, что позволяет ФИО точнее выразить свои мысли: он считает, что (по тексту) проанализировать(!) |
2.Приём подтверждения | Абзац 1: утверждение мысли, высказанной автором. Например: В начале своего текста ФИО//писатель//автор утверждает, что… (работа по тексту) + пояснение Абзац 2: подтверждение данной мысли. Например: Затем в подтверждение своих мыслей автор обращается к истории, которую рассказывает (текст)… + пояснение | Абзац 1: В этих строках заключена мысль: (по тексту) (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Так, последовательно, шаг за шагом, писатель показывает, какой бывает … (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Использования приёма утверждения, лежащего в основе примеров-иллюстраций, позволяет писателю убедительно и обоснованно раскрыть проблему (назвать): проанализировать(!) |
Абзац 1: С помощью данного примера//данных мыслей//данного описания автор доносит мысль о том, что… (обязателен выход на проблему) |
Резюмируя вышесказанное, опираясь на два приведённых примера-иллюстрации, основанных на приёме подтверждения, мы приходим к выводу, что... (по тексту) |
3.Приём указания на следствие // приём указания на причинно-следственные отношения | Абзац 1 (ПОЧЕМУ?): Абзац 2 (ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?): В комментарии должны быть ответы на вопросы: Каковы причины явления и что из этого следует? Как это может сказаться на… ? Из чего это следует? Что с этим связано? Что из этого следует? | Абзац 1: Так, несколькими штрихами, ФИО подводит нас к пониманию…(обязателен выход на проблему) Абзац 2: В этих строках заключена мысль: (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…), вследствие чего герой ... (по тексту) (проанализировать!) |
Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору показать, как... (по тексту) (проанализировать!) |
Абзац 1: В этих предложениях ФИО объясняет, что стало причиной данных событий //явлений//поступков: (по тексту) (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Это рассуждение приводит читателя к выводу о том, что является следствием … (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Причинно-следственные отношения связывают между собой два приведённых примера-иллюстрации, помогая понять причину и следствие действий героя: (по тексту) (проанализировать!) |
Этот пример из текста стал убедительным доказательством того, что… (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Примеры из текста, связанные причинно-следственными отношениями, стали убедительным доказательством того, что… (по тексту) (проанализировать!) |
Абзац 2: Вначале ФИО обращает внимание на причину того, что… (по тексту)+пояснение Читая эти строки, мы понимаем, почему… (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Раскрывая проблему дальше, автор обращает внимание на следствие данного поведения (поступка //явления – по тексту). + пояснение: Как результат, мы наблюдаем, что … (обязателен выход на проблему) | Эти примеры-иллюстрации, выражающие причинно-следственные отношения, позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что…(по тексту) (проанализировать!) |
Абзац 1: Размышляя над поднятой проблемой, автор задается вопросом о причине… (по тексту) + пояснение В этих предложениях автор объясняет причину того, почему.. (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Публицист//писатель//мастер слова доказывает свои выводы многочисленными примерами, указывая на следствие того, что происходит… (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Использование двух примеров иллюстраций, основанных на приёме указания на следствие, позволяет понять, почему … и что следует из … (по тексту). Если причиной … является…, то и результат последует соответствующий: (по тексту) (проанализировать!) |
4.Приём сопоставления Информация: метод сопоставления имеет смысл, если рассматриваются явления и предметы, между которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни. | | Абзац 1: Общее – что позволяет сопоставить? Абзац 2: причины взаимосвязи сопоставляемых явлений //предметов//точек зрения. Надо найти черты сходства и своеобразия сопоставляемых явлений //предметов//точек зрения | Этот прием сопоставления, который применяет ФИО, позволят писателю выделить главное: (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Сопоставляя эти примеры (героев// точки зрения// поведение героев// отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает… (по тексту) (проанализировать!) |
Для сопоставления обратимся к другому примеру (по тексту). С помощью сопоставления схожих точек зрения автор подчёркивает мысль о том, что… (обязателен выход на проблему) | Используя в этих двух примерах-иллюстрациях приём сопоставления, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту) (проанализировать!) |
Так, при сопоставлении разного отношения к … (по тексту) публицист подводит читателей к мысли: (по тексту) (обязателен выход на проблему) |
Рассуждая над поднятой проблемой, автор сопоставляет (что? - поведение, речь героев, отношение героя (к кому? чему?) …) (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Сопоставляемые примеры-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль: (текст)…(проанализировать!) |
5.Приём детализации | Абзац 1: Наблюдая за происходящим как бы со стороны, писатель обращается к описанию конкретной жизненной ситуации, которая способствует глубокому раскрытию проблемы (пример из текста + пояснение): ... Абзац 2: Рассуждая над поднятой проблемой, автор фокусирует взгляд читателя на нескольких деталях, позволяющих ему .... (текст) С этой целью ФИО обращает внимание на такую деталь, как (пример из текста) + пояснение | Абзац 1: Так, несколькими штрихами, с помощью одной (нескольких) детали рисуется... (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Так, приведя несколько деталей, которые легли в основу примеров-иллюстраций, писатель глубоко и разносторонне раскрывает поднятую проблему, что свидетельствуют об отношении автора к... (по тексту подробно!) (проанализировать!) |
Погружаясь в текст, читатель, обращая внимание на эту деталь, которая..., понимает, что… (по тексту) + пояснение Так, сфокусированный взгляд читателя на одной детали позволяет понять, что… (обязателен выход на проблему) | Детали, на которые ФИО обращает внимание читателя, используя приём детализации, позволяют понять, что … (по тексту) (проанализировать!) |
Автор не случайно рисует картину…, где главным объектом является деталь… (по тексту) +пояснение С помощью психологической // внешней детали ФИО показывает, как… (по тексту) (обязателен выход на проблему) |
Обращая внимание на детали (внешние//психологические), мы благодаря ФИО начинаем понимать: (по тексту) (обязателен выход на проблему) |
Так, наблюдая за поступками и мыслями героя, анализируя психологическую деталь, которая позволяет вникнуть во внутренний мир рассказчика, мы постигаем глубокую мысль автора: (по тексту) (обязателен выход на проблему) |
Рассматривая поднятую проблему дальше, писатель делится с нами мыслями героя: (текст). + пояснение И эта психологическая деталь помогает нам, читателям, увидеть…(по тексту) (обязателен выход на проблему) |
6.Приём аналогии Информация: Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный». Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. | Аналогия строится на сравнении | В комментарии должен быть ответ на вопрос: На что это похоже? | Абзац 1: Сначала ФИО объясняет, что такое …, приводя примеры (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Как и в предложениях №, так и в описании ЧЕГО? прослеживается ЧТО? (по тексту). + пояснение: Так, рисуя аналогичную ситуацию, писатель акцентирует внимание читателя на актуальности проблемы//пагубности явления: (по тексту) (обязателен выход на проблему) | В двух приведённых примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём аналогии, звучит убеждённость ФИО в том, что… (по тексту) (проанализировать!) |
Абзац 2: В процессе раскрытия проблемы ФИО показывает еще одну аналогичную ситуацию (по тексту)+ пояснение: Писатель с помощью проведения аналогии между … и … обращает наше внимание на то, что … (по тексту). Так, писатель иллюстрирует, что... (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Используя прием аналогии в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме: (по тексту) (проанализировать!) |
Приём аналогии, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет найти черты сходства в признаках явления //предметов //в поведении героя или героев и понять всю глубину поднятой проблемы: (по тексту) (проанализировать!) |
7.Приём выделения | В комментарии должны быть ответы на вопросы: Абзац 1: Что в данной проблеме главное? Что автор отмечает в первую очередь? Что во всём тексте главное? (Какой вопрос в тексте является главным?) Абзац 2: Что об этом говорится в тексте? Какие примеры подтверждают, что мысли, высказанные в первом абзаце главные? | Абзац 1: Рассуждая над поднятой проблемой, писатель в первую очередь акцентирует внимание читателя на том, что считает наиболее важном, - на…(текст) + пояснение Прочитав убедительные авторские аргументы, мы понимаем, что на самом деле является главным и актуальным: (по тексту) (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Продолжая анализировать актуальную проблему дальше, ФИО подтверждает свои мысли, выказанные ранее, конкретными примерами… (по тексту) + пояснение Так, приводя конкретные примеры, автор убеждает нас, что главным в поднятой проблеме является вопрос о … (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Приём выделения, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет читателю ответить на вопрос: что, по мнению автора//писателя//публициста, является главным в обсуждаемой проблеме. (дальше по тексту) (проанализировать!) |
Используя прием выделения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме: по его мнению, самым главным вопросом, волнующим и его, и читателей, является вопрос о… (дальше по тексту) (проанализировать!) |
8.Приём объяснения | В комментарии должен быть ответ на вопрос: Почему? Чем это можно объяснить? | Абзац 1: Рассуждая над поставленной проблемой, автор задаётся вопросом: почему в нашей жизни //в обществе//в мире происходит (ЧТО? написать) и как это можно объяснить… (по тексту) + пояснение В этих предложениях звучит ответ на вопрос, что происходит (текст) и каковы причины этого явления. (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Далее автор предлагает читателю ещё один ответ на поставленный им вопрос. По его мнению, то, что сейчас происходит… (текст), можно объяснить только одним: (текст) + пояснение Прочитав убедительные авторские аргументы, мы понимаем, что причины этого явления//такого поведения нужно искать в … (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Приём объяснения, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет читателю ответить на вопрос: что, по мнению автора//писателя//публициста, происходит в … и чем это можно объяснить? Как считает писатель, … (дальше по тексту) (проанализировать!) |
Объясняя причины такого социального явления, как…, ФИО заставляет читателя задуматься над актуальным вопросом: почему это происходит с нами? Приём объяснения помогает читателю найти ответ на этот вопрос: (по тексту) (проанализировать!) |
9. Приём определения | В комментарии должен быть ответ на вопрос: Что означает это слово? Абзац 1: авторское толкование данного слова в тексте Абзац 2: примеры, подтверждающие данное толкование | Абзац 1: Размышляя над поднятой проблемой, автор начинает своё рассуждения словом …(назвать существительное в именительном падеже. Например, хамство – это…По тексту). Это слово автор понимает по-своему, давая ему толкование: (текст) + пояснение Данные предложения//словосочетания //мысли значимы для раскрытия поднятой проблемы: (по тексту) (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Объясняя значение слова «…», ФИО приводит примеры, которые подтверждают толкование этого понятия: (по тексту) + пояснение Аргументы, приведённые писателем, помогают определить значение слова «…» и понять, что … (по тексту) (обязателен выход на проблему) | С помощью двух примеров-иллюстраций, в основе которых лежит приём определения, мы смогли определить, что, по мнению ФИО, слово «…», означающее …, раскрывает актуальную проблему, которая требует нашего решения: (по тексту) (проанализировать!) |
|