СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие затруднения, возникающие при смысловом чтении, и универсальные способы их преодоления.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение.»

Общие затруднения, возникающие при смысловом чтении, и универсальные способы их преодоления

В исследованиях по психологии чтения выделяется ряд типичных затруднений, мешающих формированию социально необходимого уровня читательской компетентности:

  1. Логические, связанные с недостаточным развитием навыков анализа, синтеза, обобщения информации, аргументации, выдвижения гипотез, построения выводов;

  2. Риторические (языковые), включающие в себя ограниченный лексический запас, плохое владение грамматическими правилами построения письменных текстов;

  3. Рефлексивные, связанные с неумением определить цели чтения, проблему, побуждающую к нему; организовать собственную читательскую активность; оценивать качество письменных текстов и собственного понимания их смысла; использовать полученную информацию для решения своих задач; обнаруживать недостатки в собственной работе с текстами и исправлять их;

  4. Коммуникативные (речевые), мешающие обмену информацией с другими из-за неумения четко выразить мысль и донести ее до собеседника.

Остановимся подробней на способах преодоления трудностей логического, риторического, рефлексивного и коммуникативного характера в преломлении к обучению детей с ОВЗ.

Что касается правильно построенных логических операций в процессе чтения, то напомним следующее. Сущность основной стратегии чтения состоит в том, что читающий попеременно то осуществляет «забегание» вперед по строке, к последующему слову (словам), на основе чего происходит «угадывание», создание смысловых «гипотез» («вероятностное прогнозирование» читаемого), то возвращается назад к ранее прочитанному, в ходе которого сверяет первоначально возникшую гипотезу с написанным, и только тогда декодирует значение отдельных слов. Такая стратегия чтения, заключающаяся в «забегании» вперед (антиципации) и в возвращении назад (сличении, контроле), обеспечивается сложным актом движения глаз.

Известно, что ограничения свободы движения глаз вперед и назад по тексту нарушают процесс чтения на всех этапах его развития3.

Таким образом, движения глаз являются одним из необходимых условий осуществления смыслового чтения на уровне выстраивания логики читаемого текста. Учитель начальных классов в отношении детей с ОВЗ должен обеспечивать регулярный тренинг в звене зрительного восприятия с последующими вопросами о рассказанных в тексте событиях, описанных явлениях и пр.

Работа по преодолению риторических трудностей прежде всего должна вестись на этапе организации предтекстовой деятельности, нацеленной на нейтрализацию возможных «смысловых барьеров» (опасных с точки зрения восприятия и понимания «мест» в тексте). К смысловым барьерам относятся:

  1. Непонятные слова (устаревшие, малоупотребительные или, наоборот, введенные в активное использование сравнительно недавно);

  2. Словоформы, требующие комментария;

  3. Фразеологизмы-идиомы;

  4. Слова – ложные «переводчики» (искажающие смысл);

  5. Слова – «маячки» (указывающие на присутствие подтекста).

Для преодоления рефлексивных затруднений при чтении у детей с ОВЗ возможно применение ряда мобилизационных средств, стимулирующих:

  • интеллектуальные побуждения, такие как любопытство, интерес, удивление и т.п. (например, оценочные и вопросительные высказывания учителя активизируют область интерсубъективных связей между сторонами);

  • выбор обучающимися с ОВЗ цели и материала чтения из предлагаемого учителем набора (например, осмысление предпочтений с их последующими обсуждениями, детализацией, определением ожиданий);

  • понимание характера затруднений, возникающих при заинтересованном чтении (например, прием «мозговой штурм», позволяющий обучающимся совместно преодолевать затруднения и накапливать соответствующий опыт, в учебных дискуссиях с другими каждый учится осмыслять, рефлексировать собственные действия);

  • оценку результатов, связанных с преодолением читательских затруднений (например, в ходе совместного обсуждения практики чтения младшие школьники овладевают умением сравнивать цели, с которыми они приступали к чтению, и результаты, которые получаются после прочтения выбранной ими самими литературы).

Наконец, коммуникативные затруднения легко преодолеваются при умении учителя дифференцировать типы заданий, предлагаемых для обучающихся с ОВЗ:

  1. Теоретико-аналитические задания:

    • Вам предстоит отобрать из списка литературу, которая поможет вам подготовиться к докладу. Как вы будете действовать? Что поможет определить, пригодится ли вам тот или иной текст?

  2. Аналитико-конструктивные задания:

    • По названию (или эпиграфу) произведения догадайтесь, чему оно посвящено. Сопоставьте свой вариант с авторским.

  3. Продуктивно-творческие задания:

    • Подготовьте макет стенной газеты на тему «Советуем прочитать».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!