СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение как способ повышения читательской грамотности.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад содержит информацию о приемах смыслового чтения, направленных на формирование умений  понимать содержание текста, осмысливать и применять  полученные знания в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как способ повышения читательской грамотности.»



Смысловое чтение как способ

повышения читательской грамотности.



«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Дидро

   

Чтение играет важную роль в развитии ребенка, потому что оно является одним из основных способов формирования, воспитания и образования. Для этого недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы мозг успевал различать, анализировать, синхронизировать большой объем информации в высоком темпе. А так как современные дети читают мало, большую часть времени проводят в гаджетах, то для многих это становится проблемой. Почему? Хорошо на этот вопрос отвечают создатели нового мультипликационного фильма «Пожиратели мозга. Про гаджеты и книг»,где команда Познавалова рассказывает о том, что зоны мозга, ответственные за детальный анализ, абстрактное мышление, логические задачи постепенно атрофируются, если не получают нагрузки, в том числе и в виде чтения, работает только та часть мозга, которая отвечает за кратковременную память, направленную на «проглатывание» информации без её анализа, осмысления, только факты, которые не предполагают аналитики и выяснения причинно-следственных связей с другими фактами . Но такое отношение к чтению приводит не только к снижению уровня понимания информации и текстов, но и формирует бессодержательное чтение, безоценочное.

Поэтому навыки смыслового чтения снова актуализируются в результатах освоения Программы основного общего образования. И наша задача- создать условия для развития нестандартного мышления, творческого воображения, грамотной речи, умения объяснять и рассуждать. Этого можно добиться, работая с текстом на уроках русского языка и литературы.

  Федеральные образовательные стандарты нового поколения, помогли по-новому взглянуть на значение слова «чтение». В разделе 2, п. 9. определены задачи по овладению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. В задачах рекомендовано осознанно строить речевые высказывания, составлять тексты в устных и письменных формах. Давайте разберемся, что стоит за этими словами.

    Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. (Смысл» - это «с» и «мысль»). Мысль заложена внутри текста, задания.  Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, функциональная грамотность – это способность применения знаний, полученных в школе, для решения повседневных задач.

Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач. Именно это является одной из составляющих внешнего мониторинга PISA, участниками которого в прошлом году стали обучающиеся 9-10 классов. Поэтому одним из путей развития читательской грамотности становится смысловое чтение.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить и применить извлеченную информацию. Это внимательное проникновение в смысл с помощью анализа текста.

  Исходя из документов нового ФГОС и программ по русскому языку и литературе, смысловое чтение предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску по обложке, заглавию, рисункам).

Просмотровое чтение

Вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации.


Ознакомительное чтение

Вид, с помощью которого определяется главный смысл, ключевая информация.

Рефлексивное чтение

Из всего написанного выделяется главное, второстепенное удаляется.

Изучающее чтение

Самое вдумчивое чтение, во время которого читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

К основным видам смыслового чтения относятся:
                             

Смысловое чтение включает в себя три блока работы с текстом:


  1. блок

Работа с текстом до чтения

Самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится; воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия.


  1. блок

Работа с текстом во время чтения

Характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

  1. блок

Работа с текстом после чтения

Предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.




Приемы смыслового чтения

1. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы 
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

-После изучения темы учащимся можно предложить сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом, и задать их друг другу.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему..?
Почему вы думаете..?
Предположите, что будет, если..?
В чём различие…?
Почему вы считаете..?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

-При подготовке к сочинению учащиеся могут составить вопросы к теме. Затем, обсудив, распределить их таким образом, чтобы составить план сочинения. Такой прием поможет учащимся успешно выполнить задание.

2.Приём «Составление краткой записи…» 
Формируетумение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе,составлять его графическое изображение (в виде схемы, графика, таблицы и т.д.). Этот прием поможет учащимся «увидеть» главное в тексте.

3. Приём  «Составление вопросов к упражнению» 
предполагает анализ информации, представленной в объёмном тексте упражнения, формулировку  вопросов к упражнению, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные.

- Назовите тип речи; определите стиль текста; укажите образные средства выразительности;

-Предложите дополнительные задания к данному тексту;

- О чем (или о ком) мы можем узнать, используя другие источники информации?

4.  Приём «Вопросы к тексту учебника» 
позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
- Составьте вопросы, которые помогут раскрыть образ главного героя;

- Составьте вопросы на знание текста.

5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума» 
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему».Данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».


Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать …?».

.

6 Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

7. Приём «Ключевые слова» 
Это слова, по которым можно составить рассказ или определение некоторого понятия.

            8. Прием «Чтение в кружок» помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.

В ходе чтения текста по абзацам слушающие задают вопросы по содержанию, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, слушающие его поправляют.

  О сформированности навыков смыслового чтения у учащихся можно судить по результатам ВПР, мониторинга PISA, устного собеседования и написания экзаменационного изложения и сочинения в 9 классе. В 11 при написании итогового сочинения и выполнения заданий ЕГЭ, связанных с текстом, и по внеклассным мероприятиям.   Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий.

Вот уже 10 лет наша школа проводит муниципальную читательскую конференцию «Чтение без границ…» для учащихся 5-11 классов по различным произведениям, где ребята обсуждают, анализируют прочитанное, высказывают и защищают собственное мнение. 2 года в рамках читательской конференции среди учащихся седьмых классов включены задания по читательской грамотности. Эти мероприятия наглядно демонстрируют степень сформированности навыков смыслового чтения. Показывают, с чем ещё надо работать, над чем подумать.
Таким образом, приемы и методы смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!