Смысловое чтение как способ
повышения читательской грамотности.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Дидро
Чтение играет важную роль в развитии ребенка, потому что оно является одним из основных способов формирования, воспитания и образования. Для этого недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы мозг успевал различать, анализировать, синхронизировать большой объем информации в высоком темпе. А так как современные дети читают мало, большую часть времени проводят в гаджетах, то для многих это становится проблемой. Почему? Хорошо на этот вопрос отвечают создатели нового мультипликационного фильма «Пожиратели мозга. Про гаджеты и книг»,где команда Познавалова рассказывает о том, что зоны мозга, ответственные за детальный анализ, абстрактное мышление, логические задачи постепенно атрофируются, если не получают нагрузки, в том числе и в виде чтения, работает только та часть мозга, которая отвечает за кратковременную память, направленную на «проглатывание» информации без её анализа, осмысления, только факты, которые не предполагают аналитики и выяснения причинно-следственных связей с другими фактами . Но такое отношение к чтению приводит не только к снижению уровня понимания информации и текстов, но и формирует бессодержательное чтение, безоценочное.
Поэтому навыки смыслового чтения снова актуализируются в результатах освоения Программы основного общего образования. И наша задача- создать условия для развития нестандартного мышления, творческого воображения, грамотной речи, умения объяснять и рассуждать. Этого можно добиться, работая с текстом на уроках русского языка и литературы.
Федеральные образовательные стандарты нового поколения, помогли по-новому взглянуть на значение слова «чтение». В разделе 2, п. 9. определены задачи по овладению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. В задачах рекомендовано осознанно строить речевые высказывания, составлять тексты в устных и письменных формах. Давайте разберемся, что стоит за этими словами.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. (Смысл» - это «с» и «мысль»). Мысль заложена внутри текста, задания. Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, функциональная грамотность – это способность применения знаний, полученных в школе, для решения повседневных задач.
Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач. Именно это является одной из составляющих внешнего мониторинга PISA, участниками которого в прошлом году стали обучающиеся 9-10 классов. Поэтому одним из путей развития читательской грамотности становится смысловое чтение.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить и применить извлеченную информацию. Это внимательное проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Исходя из документов нового ФГОС и программ по русскому языку и литературе, смысловое чтение предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску по обложке, заглавию, рисункам).
Просмотровое чтение | Вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации. | |
Ознакомительное чтение | Вид, с помощью которого определяется главный смысл, ключевая информация. |
Рефлексивное чтение | Из всего написанного выделяется главное, второстепенное удаляется. |
Изучающее чтение | Самое вдумчивое чтение, во время которого читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. |
К основным видам смыслового чтения относятся:
Смысловое чтение включает в себя три блока работы с текстом:
| блок | Работа с текстом до чтения | Самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится; воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия. | |
блок | Работа с текстом во время чтения | Характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. |
блок | Работа с текстом после чтения | Предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано. |
Приемы смыслового чтения
1. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
-После изучения темы учащимся можно предложить сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом, и задать их друг другу.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните, почему..? Почему вы думаете..? Предположите, что будет, если..? В чём различие…? Почему вы считаете..? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
-При подготовке к сочинению учащиеся могут составить вопросы к теме. Затем, обсудив, распределить их таким образом, чтобы составить план сочинения. Такой прием поможет учащимся успешно выполнить задание.
2.Приём «Составление краткой записи…»
Формируетумение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе,составлять его графическое изображение (в виде схемы, графика, таблицы и т.д.). Этот прием поможет учащимся «увидеть» главное в тексте.
3. Приём «Составление вопросов к упражнению»
предполагает анализ информации, представленной в объёмном тексте упражнения, формулировку вопросов к упражнению, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.
- Назовите тип речи; определите стиль текста; укажите образные средства выразительности;
-Предложите дополнительные задания к данному тексту;
- О чем (или о ком) мы можем узнать, используя другие источники информации?
4. Приём «Вопросы к тексту учебника»
позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
- Составьте вопросы, которые помогут раскрыть образ главного героя;
- Составьте вопросы на знание текста.
5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему».Данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать …?».
.
6 Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
7. Приём «Ключевые слова»
Это слова, по которым можно составить рассказ или определение некоторого понятия.
8. Прием «Чтение в кружок» помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.
В ходе чтения текста по абзацам слушающие задают вопросы по содержанию, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, слушающие его поправляют.
О сформированности навыков смыслового чтения у учащихся можно судить по результатам ВПР, мониторинга PISA, устного собеседования и написания экзаменационного изложения и сочинения в 9 классе. В 11 при написании итогового сочинения и выполнения заданий ЕГЭ, связанных с текстом, и по внеклассным мероприятиям. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий.
Вот уже 10 лет наша школа проводит муниципальную читательскую конференцию «Чтение без границ…» для учащихся 5-11 классов по различным произведениям, где ребята обсуждают, анализируют прочитанное, высказывают и защищают собственное мнение. 2 года в рамках читательской конференции среди учащихся седьмых классов включены задания по читательской грамотности. Эти мероприятия наглядно демонстрируют степень сформированности навыков смыслового чтения. Показывают, с чем ещё надо работать, над чем подумать.
Таким образом, приемы и методы смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.