СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Смысловое чтение на уроках истории и обществознания" ( методические рекомендации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение смыслового чтения на уроках истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«" Смысловое чтение на уроках истории и обществознания" ( методические рекомендации)»

«Смысловое чтение на уроках истории и обществознания»

С момента введения ФГОС основного общего образования самой актуальной задачей учителя становится формирование метапредметных результатов освоения основных общеобразовательных программ: до введения новых общеобразовательных стандартов управление формированием УУД как отдельная, самодостаточная задача образовательного процесса не стояла, не было и отдельных контрольных работ, оценивающих уровень достижения обучающимися метапредметных результатов.

Для учебных предметов история и обществознание организация смыслового чтения становится очень актуальной проблемой. Одним из важнейших предметных умений является работа с историческим источником, которые написаны с использованием устаревших понятий и терминов.

Именно поэтому в новых Федеральных государственных образовательных стандартах вопросу формирования навыков смыслового чтения и работе с текстом уделяется особое внимание.

Смысловое чтение включает в себя:

- умение осмысливать цели и задачи чтения,

- умение находить и извлекать информацию из различных текстов,

- умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами,

- умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Требования ФГОС ООО к овладению смысловым чтением:

V – VI классы:

1.выделить главное в тексте;

2. подобрать примеры, аналогичные приведенным в тексте;

3. найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

4. составить вопросы к тексту (фрагменту);

5.объяснить назначение рисунка, карты;

6. грамотно пересказать прочитанный текст.

VII – VIII классы:

1.составить план прочитанного текста (фрагмента);

2. воспроизвести текст по предложенному плану;

3. сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

4.сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера;

5. составить тезисы, таблицы, графические изображения (схемы, графики, рисунки);

6. определять основные элементы текста и найти необходимую информацию, зачастую выраженную в тексте в иной (синонимической) форме, чем в вопросе

IX – XI классы:

1.извлекать информацию при работе с иллюстрациями (рисунками, схемами, диаграммами);

2.связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

3. использовать теоретические знания при анализе различных жизненных ситуаций;

4. оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей позиции;

5.выделять не только главную, но и избыточную информацию;

6. сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме.

Цель смыслового чтения заключается в том, чтобы максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

В следствии этого учащийся будет способен работать с этой информацией, представить эту информацию в другом виде, применить полученные данные на практике и т.д. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Смысловое чтение позволяет развивать устную и письменную речь ребенка.

Общество придает большое значение непрерывному образованию, соответственно учащиеся в школе должны овладеть навыками самостоятельного получения знаний, основным источников которого является текст. Современный школьник должен не только уметь найти нужную информацию, но и понять её, извлечь нужное, увидеть главное, отделить достоверную информацию от недостоверной, а также по своему её интерпретировать

На уроках истории и обществознания предполагается изучение значительной информационной базы: учебник, исторический источник, документы, информация СМИ, ресурсы интернета.

Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.

Для проверки понимания смысла, прочитанного можно предложить обучающимся следующие задания:

  • Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора,

  • Можете ли вы привести примеры по теме высказывания,

  • Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним.

  • Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста,

  • Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык,

  • Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунка,

  • Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил),

  • Заполните таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста






Технологии обучения смысловому чтению.

  1. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смыслового чтения.

Стратегия – это план – программа совместной деятельности, где обучающийся очень много работает самостоятельно под руководством педагога. Т.е. учитель сначала показывает ему, как что-то нужно выполнить, потом они делают это вместе с учителем, далее в парах, вместе с учащимися, а затем ученик может работать самостоятельно дома или в любом месте

В реальном учебном процессе применяется примерно стратегией, которые можно разделить на следующие виды:

-стратегии продвижения чтения книг;

-стратегии пред текстовые деятельности (в таб. 1);

-стратегии текстовой деятельности (в таб. 2);

-стратегии после текстовой деятельности (в таб. 3);

-стратегии компрессии текста;

- общеучебные стратегии;

-стратегии развития словаря

Стратегии пред текстовые деятельности (в таб. 1) представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе пред чтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю

понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап

пред чтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.

Таблица 1

Стратегии пред текстовые деятельности

Стратегии предтекстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Мозговой штурм»


«Ориентиры предвосхищения»

Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

«Глоссарий»

Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

«Батарея вопросов»

Припоминание важной информации, касающейся темы текста.

«Предваряющие вопросы»

Актуализация имеющихся знаний по теме текста.

«Рассечение вопроса»

Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.



Таблица 2

Стратегии текстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Чтение в кружок (попеременное чтение)»

Проверка понимания читаемого вслух текста.

«Чтение про себя с вопросами»

Управление процессом осмысления текста во время его чтения.

«Чтение с остановками»


«Чтение про себя с пометками»

Мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ



Таблица 3

Стратегии послетекстовой деятельности

Название стратегии

Цель стратегии

«Отношения между вопросом и ответом»

Обучение пониманию текста.

«Вопросы после текста»(«Таксономия Б. Блюма»)

Проверка понимания текста с помощью критического анализа.

«Тайм-аут»

Самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

«Проверочный лист»

Проверка понимания текста.



  1. Развитие критического мышления через чтение и письмо – «надпредметная» технология, которая решает задачи:

  • Активизация познавательной деятельности обучающегося,

  • Развитие культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров,

  • Информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности,

  • Социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обуславливающий высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Эта технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

  1. Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний,

  2. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим,

  3. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,

  4.  Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)

  5. Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Учебное занятие, разработанное по технологии критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных – «вызов», «осмысление», «рефлексия».

«Вызов» - стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новом знании. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.

«Осмысление» - учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия обучающимися новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а  именно – 1) восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ребёнок работает самостоятельно, 2) осознание нового осуществляется только в активной деятельности, учитель должен создать условия для  активного включения в процесс первичного усвоения новой информации, 3) любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приёмы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.

«Рефлексия» - осознание школьниками нового знания. Включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю? Как я это делаю? Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотносит их с результатом, осознает приобретённый опыт.

Особенности технологии:

  1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.

  2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде.

Примеры методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

Кластеры – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Кластер помогает переработать информацию и запомнить, самое важное.

Тема: «Культура стран Халифата» (история средних веков 6 класс)



Наука Искусство Образование Литература Итоги  Причины ______________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ _____________________ Тема: Культура стран  халифата Значение  ______________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________

Синквейн– используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Например, синквейн на тему «Деятельность человека»:

Деятельность.
Запланированная, направленная.
Расширяет, производит, организует .
Регулирует различные процессы.
Процесс.

Инсерт в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,

А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.

Чтение с остановками и вопросами Блума – текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:

- на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями,

- на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации,

- на развитие оценочных навыков –  личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений,

- на аналитическую деятельность,

- на применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.

Технология продуктивного чтения – направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).

Целью учебного занятия является обучение пониманию текстовой информации, выраженной в явном и неявном – текст и подтекст. В этой технологии выделяется три этапа работы с текстом:

1 – «До» чтения (просмотровое чтение) – это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения.

2 – «Во время» чтения (изучающее чтение) – это этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывает подтекст, интерпретирую точку зрения автора.

3 – «После» чтения (рефлексивное чтение) – это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свои интерпретации авторской позиции.

Составление плана текста – цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Памятка:

  • Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение,

  • Определить тему и основную мысль текста,

  • Разделить текст на смысловые части, озаглавить их,

  • Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль,

  • Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст.

Виды плана: по соотношению обобщающих и конкретных формулировок (простой и сложный), по речевому оформлению заголовков (цитатный, не цитатный, смешанный).

При составлении заданий текстом необходимо учитывать ситуацию и характер текстов:

  1. Учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач,

  2. Общественная ситуация – текст с выходом на социальную активность обучающегося, общественные группы, участниками которых является учащиеся, а также информацию о событиях в стране и мире,

  3. Личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.

Тексты – ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями.

Критерии оценки сформированность навыков смыслового чтения у обучающихся.

5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.

Вывод: таким образом, под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель - наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!