Смысловое чтение – один из факторов, обеспечивающих повышение качества результатов ОГЭ, ЕГЭ.
Смысловое чтение.
Читать - это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
Требования ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.
Виды текстовой информации. (теория лингвиста И.Р. Гальперина )
- фактуальная (о чём в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.)
- подтекстовая (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк. Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”- пустые места.)
- концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы, позиция автора)
Типы чтения текстов
Просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации – единицы информации или конкретного факта.
Ознакомительное (поисковое)
чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста.
Изучающее (критическое) чтение ориентировано на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Приёмы смыслового чтения.
- предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
- викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
- логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
- заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
- верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
- составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
Приёмы смыслового чтения.
- вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
- восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое nоследнее слово.
- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
- сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
- множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
Технология смыслового чтения.
I этап.
Работа с текстом до чтения.
II этап.
III этап.
Работа с текстом во время чтения .
Работа с текстом после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- 2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
(1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон. (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится... (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.
(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок – тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок. (13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее. (14)Лесневский, повинуясь не то безотчетному любопытству, не то благородному порыву, решил ответить звонившему. (15)Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши.
-(16)Танечка, Танечка, скорее приезжай в областную больницу.
(17)С Валей беда. (18)Танечка, ты слышишь, дочка?
(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
(23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю...
(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить. (25)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. (26)Он вспомнил, как в детстве ловили в пруду лягушек, клали их на берег и переворачивали на спину... (27)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. (28)Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон.
(29)Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. (30)Он включил телефон, но на дисплее высветилось окошечко для ввода пин-кода, который ему был, понятное дело, неизвестен. (31)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.
Практика Чек-лист
- 1. Восстановите текст, расположив фрагменты в нужной последовательности.
- 2. Составьте план.
- 3. Озаглавьте текст.
- 4. Найдите слова, описывающие телефон. Структурируйте информацию с помощью кластера.
- 5. Подберите ключевые слова, характеризующие Женю Лесневского. Структурируйте информацию с помощью таблицы.
- 6. Определите проблему текста.
- 7.Составьте синквейн.
- 8. Отредактируйте заглавие текста в соответствии с проблемой, позицией автора.
поступки
мысли
Отношение к девушке
Синквейн
Сложный, ответственный
Вечная, мудрая
Думать, решать, взвешивать
Спрашивает, учит, мучает
Важен в жизни человека
Помогает оставаться человеком
Путь
Внутренний голос
Выводы учителя:
- Сегодня мы рассмотрели некоторые приёмы работы с текстом : восстановление текста, логическая перегруппировка, составление плана, перекодирование информации, структурирование, поиск ключевых слов, синквейн….
- При этом работали с всеми 3-мя видами текстовой информации:
- фактуальной (о чём в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.)
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк. Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”-пустые места)
- концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы, позиция автора)
- Диалог с тестом состоялся, что приводит к полному пониманию и осмыслению текста.
- Уверена, что такая работа с текстом поможет ученикам 9-11 классов успешно написать сочинения на ОГЭ и ЕГЭ.
Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами.
Спасибо за внимание.