СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение - один из факторов, обеспечивающих повышение качества результатов ВПР и ОГЭ.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение - один из факторов, обеспечивающих повышение качества результатов ВПР и ОГЭ.»

Смысловое чтение – один из факторов, обеспечивающих повышение качества результатов ОГЭ, ЕГЭ.

Смысловое чтение – один из факторов, обеспечивающих повышение качества результатов ОГЭ, ЕГЭ.

 Смысловое чтение.   Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать  прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский  Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

Смысловое чтение.

  Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

Требования ФГОС   Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.

Требования ФГОС

  Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.

Виды текстовой информации.  (теория лингвиста И.Р. Гальперина )     фактуальная (о чём в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.) подтекстовая (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк. Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”- пустые места.) концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы, позиция автора)

Виды текстовой информации. (теория лингвиста И.Р. Гальперина )

 

  • фактуальная (о чём в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.)
  • подтекстовая (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк. Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”- пустые места.)
  • концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы, позиция автора)
 Типы чтения текстов Просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации – единицы информации или конкретного факта. Ознакомительное (поисковое) чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста. Изучающее (критическое) чтение ориентировано на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.

Типы чтения текстов

Просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации – единицы информации или конкретного факта.

Ознакомительное (поисковое)

чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста.

Изучающее (критическое) чтение ориентировано на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.

 Что такое смысловое чтение? Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:  осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;  определением основной и второстепенной информации;  формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

 осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

 определением основной и второстепенной информации;

 формулированием проблемы и главной идеи текста. 

 Приёмы смыслового чтения.   предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста. викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию. логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д. заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации. верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.    деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них. составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

Приёмы смыслового чтения.

  • предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
  • викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
  • логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
  • заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
  • верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста. 
  •   деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
  • составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

 Приёмы смыслового чтения.   вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации; восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое nоследнее слово. упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.  сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д. множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов. конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

Приёмы смыслового чтения.

  • вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
  • восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое nоследнее слово.
  • упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. 
  • сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
  • множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
  • конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
 Технология смыслового чтения.   I этап. Работа с текстом до чтения. II этап. III этап. Работа с текстом во время чтения . Работа с текстом после чтения.

Технология смыслового чтения.

I этап.

Работа с текстом до чтения.

II этап.

III этап.

Работа с текстом во время чтения .

Работа с текстом после чтения.

 I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.  

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.   1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

 III этап. Работа с текстом после чтения.   1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III этап. Работа с текстом после чтения.

  • 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  • 2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

(1)Сту­дент тре­тье­го курса Женя Лес­нев­ский не со­би­рал­ся красть мо­биль­ный те­ле­фон. (2)Он ехал в марш­рут­ном такси, и, когда де­вуш­ка в ро­зо­вой курт­ке вышла на про­спек­те По­бе­ды, он, пе­ре­са­жи­ва­ясь на её место, уви­дел мо­биль­ный те­ле­фон на си­де­нье. (3)Ко­неч­но, можно было крик­нуть, оста­но­вить эту рас­тя­пу, но по­че­му это вдруг он дол­жен о ней за­бо­тить­ся, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лес­нев­ский, уви­дев чужой мо­биль­ник, не за­дох­нул­ся от ра­до­сти, как какой-ни­будь стя­жа­тель, ко­то­рый в жизни стре­мит­ся урвать кусок по­тол­ще и по­сла­ще. (5)Он рав­но­душ­но по­вер­тел те­ле­фон в руках: мо­но­хром­ный дис­плей, дешёвень­кая мо­дель. (6)По­ку­пать такую ерун­ду он, ко­неч­но, не стал бы, но, с дру­гой сто­ро­ны, как не вос­поль­зо­вать­ся тем, что до­ста­лось даром. (7)Лес­нев­ский ска­зал себе, что, если де­вуш­ка спо­хва­тит­ся и на­го­нит марш­рут­ку, он вернёт ей утра­чен­ную вещь, даже по­лу­чит­ся, что он сберёг для неё те­ле­фон, а если не спо­хва­тит­ся... (8)Что ж, не вы­бра­сы­вать же его про­сто так. 

(9)Ле­ни­во бе­се­дуя со своей по­лу­сон­ной со­ве­стью, он и сам было за­дре­мал и даже забыл, что у него в кар­ма­не лежит чужой те­ле­фон. (10)Оч­нуть­ся его за­ста­вил зво­нок – то­нень­кий писк, ко­то­рый из­да­ва­ли тще­душ­ные ди­на­ми­ки. (11)Лес­нев­ский по­смот­рел на те­ле­фон и до­ждал­ся, когда он смолк­нет. (12)Раз­бу­жен­ная со­весть за­поз­да­ло за­вор­ча­ла, что не нужно брать чу­жо­го, но в эту ми­ну­ту по­слы­шал­ся новый зво­нок. (13)Писк ещё тонь­ше, ещё жа­лоб­нее. (14)Лес­нев­ский, по­ви­ну­ясь не то без­от­чет­но­му лю­бо­пыт­ству, не то бла­го­род­но­му по­ры­ву, решил от­ве­тить зво­нив­ше­му. (15)Едва он нажал на кла­ви­шу, гром­кий, захлёбы­ва­ю­щий­ся жен­ский крик уда­рил ему в уши.

  -(16)Та­неч­ка, Та­неч­ка, ско­рее при­ез­жай в об­ласт­ную боль­ни­цу.

(17)С Валей беда. (18)Та­неч­ка, ты слы­шишь, дочка? 

(19)Лес­нев­ский то­роп­ли­во нажал на крас­ную кла­ви­шу – звук про­пал. (20)Он хмык­нул и со стра­хом по­смот­рел на те­ле­фон. (21)А что он может сде­лать? (22)Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь.

(23)Не ехать же са­мо­му в боль­ни­цу, чтобы ис­кать там какую-то Валю...

  (24)Те­ле­фон вновь за­зво­нил, и, смор­щив­шись, как от боли, Лес­нев­ский нажал на кла­ви­шу, чтобы его со­всем от­клю­чить. (25)Те­ле­фон затих, зелёный экран­чик погас, будто он взял ру­ка­ми чьё-то тёплое серд­це и, сда­вив его, за­ста­вил оста­но­вить­ся. (26)Он вспом­нил, как в дет­стве ло­ви­ли в пруду ля­гу­шек, клали их на берег и пе­ре­во­ра­чи­ва­ли на спину... (27)Ему ка­за­лось, что те­ле­фон дро­жит в кон­вуль­си­ях, слов­но по мёрт­во­му телу про­бе­га­ет по­след­няя су­до­ро­га. (28)Где-то не ра­бо­тал све­то­фор, где-то на обо­чи­не чи­ни­ли сло­ман­ную ма­ши­ну, где-то над­рыв­но ре­ве­ла си­ре­на ско­рой по­мо­щи – и все эти люд­ские беды, ко­то­рые плот­но окру­жи­ли его, про­изо­шли, ка­за­лось, толь­ко по­то­му, что он по­ло­жил в кар­ман чужой те­ле­фон.

(29)На­ко­нец, не вы­дер­жав, Лес­нев­ский решил по­зво­нить жен­щи­не, про­сив­шей о по­мо­щи. (30)Он вклю­чил те­ле­фон, но на дис­плее вы­све­ти­лось око­шеч­ко для ввода пин-кода, ко­то­рый ему был, по­нят­ное дело, не­из­ве­стен. (31)Он вздох­нул, вновь от­клю­чил те­ле­фон, по­ло­жил его в кар­ман и, чтобы от­влечь­ся от дур­ных мыс­лей, стал ме­то­дич­но скла­ды­вать цифры в но­ме­рах про­ез­жав­ших мимо машин.

Практика  Чек-лист 1. Восстановите текст, расположив фрагменты в нужной последовательности. 2. Составьте план. 3. Озаглавьте текст. 4. Найдите слова, описывающие телефон. Структурируйте информацию с помощью кластера. 5. Подберите ключевые слова, характеризующие Женю Лесневского. Структурируйте информацию с помощью таблицы. 6. Определите проблему текста. 7.Составьте синквейн. 8. Отредактируйте заглавие текста в соответствии с проблемой, позицией автора.     поступки мысли Отношение к девушке

Практика Чек-лист

  • 1. Восстановите текст, расположив фрагменты в нужной последовательности.
  • 2. Составьте план.
  • 3. Озаглавьте текст.
  • 4. Найдите слова, описывающие телефон. Структурируйте информацию с помощью кластера.
  • 5. Подберите ключевые слова, характеризующие Женю Лесневского. Структурируйте информацию с помощью таблицы.
  • 6. Определите проблему текста.
  • 7.Составьте синквейн.
  • 8. Отредактируйте заглавие текста в соответствии с проблемой, позицией автора.

 

 

поступки

мысли

Отношение к девушке

Синквейн Выбор Совесть Сложный, ответственный Вечная, мудрая Думать, решать, взвешивать Спрашивает, учит, мучает Важен в жизни человека Помогает оставаться человеком Путь Внутренний голос

Синквейн

  • Выбор
  • Совесть

Сложный, ответственный

Вечная, мудрая

Думать, решать, взвешивать

Спрашивает, учит, мучает

Важен в жизни человека

Помогает оставаться человеком

Путь

Внутренний голос

Выводы учителя: Сегодня мы рассмотрели некоторые приёмы работы с текстом : восстановление текста, логическая перегруппировка, составление плана, перекодирование информации, структурирование, поиск ключевых слов, синквейн….   При этом работали с всеми 3-мя видами текстовой информации: фактуальной (о чём в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк. Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”-пустые места) концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы, позиция автора)   Диалог с тестом состоялся, что приводит к полному пониманию и осмыслению текста. Уверена, что такая работа с текстом поможет ученикам 9-11 классов успешно написать сочинения на ОГЭ и ЕГЭ.

Выводы учителя:

  • Сегодня мы рассмотрели некоторые приёмы работы с текстом : восстановление текста, логическая перегруппировка, составление плана, перекодирование информации, структурирование, поиск ключевых слов, синквейн….
  •   При этом работали с всеми 3-мя видами текстовой информации:
  • фактуальной (о чём в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк. Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”-пустые места)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы, позиция автора)
  •   Диалог с тестом состоялся, что приводит к полному пониманию и осмыслению текста.
  • Уверена, что такая работа с текстом поможет ученикам 9-11 классов успешно написать сочинения на ОГЭ и ЕГЭ.
Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами.

Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!