СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение. Приёмы работы в начальной школе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание исходного текста. Чтобы организовать работу по «погружению» в текст, можно (и нужно!) использовать различные методические приёмы, которые и предложены в данной презентации.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение. Приёмы работы в начальной школе.»

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ КНИГИ? (притча)  Спросил у мудреца человек: Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?  Мудрец ответил встречным вопросом: А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера?  Человек, подумав, сказал: Чтобы поддерживать жизнь в теле. Я ем, чтобы не умереть.  Мудрец в ответ улыбнулся: - Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер …

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ КНИГИ? (притча)

Спросил у мудреца человек:

  • Зачем ты читаешь книги, ведь ты уже и так мудр?

Мудрец ответил встречным вопросом:

  • А зачем ты ел сегодня, ты же ел вчера?

Человек, подумав, сказал:

  • Чтобы поддерживать жизнь в теле. Я ем, чтобы не умереть.

Мудрец в ответ улыбнулся:

- Вот и я, читая книги, поддерживаю жизнь своего духа, питая его мудростями. Чтобы дух мой не умер

 ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ…  (Как научить учеников 3-4 классов погружаться в текст?) Суязова И.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»  Воронежской области

ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ… (Как научить учеников 3-4 классов погружаться в текст?)

Суязова И.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Воронежской области

ЧТО ДАЁТ ДИАЛОГ С АВТОРОМ ТЕКСТА? развитие критического мышления (способности структурировать знания, формулировать проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, рационально защищать полученные выводы, понимать, развивать и использовать понятия и обобщения, отличать факт от мнения); развитие речи (обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка); развитие творческих способностей учащихся ; развитие самостоятельности , активности при совместной работе в группе, умение корректно отстаивать свои взгляды .

ЧТО ДАЁТ ДИАЛОГ С АВТОРОМ ТЕКСТА?

  • развитие критического мышления (способности структурировать знания, формулировать проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, рационально защищать полученные выводы, понимать, развивать и использовать понятия и обобщения, отличать факт от мнения);
  • развитие речи (обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка);
  • развитие творческих способностей учащихся ;
  • развитие самостоятельности , активности при совместной работе в группе, умение корректно отстаивать свои взгляды .
Стратегия смыслового чтения I этап работы с текстом ДО ЧТЕНИЯ : антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста , выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Стратегия смыслового чтения

I этап работы с текстом ДО ЧТЕНИЯ :

  • антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
  • определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста ,
  • выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Стратегия смыслового чтения II этап работы с текстом ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ : Первичное чтение текста (учителя, или ученика, или комбинированное). Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение

Стратегия смыслового чтения

II этап работы с текстом ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ :

  • Первичное чтение текста (учителя, или ученика, или комбинированное).
  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  • Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  • Выразительное чтение
III этап работы с текстом ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III этап работы с текстом ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

  • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
  • Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
  • Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
  • Рассказ о писателе.
  • Беседа о личности писателя.
  • Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  • Обсуждение смысла заглавия.
  • Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Модуль «Стратегия Смыслового чтения»: дидактические приёмы

Модуль «Стратегия

Смыслового чтения»:

дидактические приёмы

Приём «Эффект обманутого ожидания» — Как вы думаете, о чём пойдёт речь в притче, если она заканчивается таким предложением «Потому что окно было закрыто!»

Приём «Эффект обманутого ожидания»

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь в притче,

если она заканчивается таким предложением

«Потому что окно было закрыто!»

Притча о знаниях  Спросил как- то учитель троих своих учеников: - Почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень ? - Потому что камень тяжелый, – ответил один из них. - Потому что стекло хрупкое, – изрёк другой. -Потому что метнувшая камень рука была сильна, а удар точный, – сказал третий. Никто из вас троих не дал правильного ответа, друзья мои!  ??? ВАШИ версии: почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень?

Притча о знаниях

Спросил как- то учитель троих своих учеников:

- Почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень ?

- Потому что камень тяжелый, – ответил один из них.

- Потому что стекло хрупкое, – изрёк другой.

-Потому что метнувшая камень рука была сильна, а удар точный, – сказал третий.

  • Никто из вас троих не дал правильного ответа, друзья мои!

??? ВАШИ версии: почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень?

  - Никто из вас троих не дал правильного ответа, братья мои! – сказал учитель. -  Потому что окно было закрыто!

- Никто из вас троих не дал правильного ответа, братья мои! – сказал учитель. - Потому что окно было закрыто!

Приём «Рассыпанные предложения» (монтаж) Задание: соберите из «рассыпанных» предложений текст, чтобы ответить на вопрос: какова основная мысль притчи?   - Потому что метнувшая камень рука была сильна и удар точный , – ответил третий.  Потому что стекло хрупкое , – изрек другой.  - Потому что камень тяжелый , – сказал один из них.  Спросил как-то учитель троих своих учеников:  Никто из вас не дал правильного ответа, друзья мои!  Почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень ?

Приём «Рассыпанные предложения» (монтаж)

Задание: соберите из «рассыпанных» предложений текст, чтобы ответить на вопрос: какова основная мысль притчи?

- Потому что метнувшая камень рука была сильна и удар точный , – ответил третий.

  • Потому что стекло хрупкое , – изрек другой. - Потому что камень тяжелый , – сказал один из них.

Спросил как-то учитель троих своих учеников:

  • Никто из вас не дал правильного ответа, друзья мои!
  • Почему бьётся оконное стекло, когда в него бросают камень ?
   - Что позволило нам погрузиться к словесную ткань притчи?  Смогла ли я Вас заинтересовать?  Мы с Вами открыли «закрытое окно» и проникли в смысл притчи. Какова её основная мысль?

- Что позволило нам погрузиться к словесную ткань притчи?

  • Смогла ли я Вас заинтересовать?
  • Мы с Вами открыли «закрытое окно» и проникли в смысл притчи. Какова её основная мысль?
План действий для диалога с автором текста 1. Просмотровое чтение: тема, основная мысль текста, тип и стиль речи. 2. Тайны текста: три вида информации. 3. «Погружение» в текст: «эффект обманутого ожидания». 4.Монтаж текста («рассыпанные предложения»). 5. «Почемучка»: моделирование вопросов. 6. Смысловое свёртывание текста: составление плана. 7. «Зашифрованный текст»: понимание контекста. 8. Кодирование текста и его чтение (схемы, таблицы, алгоритмы). 9. «Погружение» в текст: осмысление и оценка происходящего.

План действий для диалога с автором текста

1. Просмотровое чтение: тема, основная мысль текста, тип и стиль речи.

2. Тайны текста: три вида информации.

3. «Погружение» в текст: «эффект обманутого ожидания».

4.Монтаж текста («рассыпанные предложения»).

5. «Почемучка»: моделирование вопросов.

6. Смысловое свёртывание текста: составление плана.

7. «Зашифрованный текст»: понимание контекста.

8. Кодирование текста и его чтение (схемы, таблицы, алгоритмы).

9. «Погружение» в текст: осмысление и оценка происходящего.

ФОРМУЛА РАБОТЫ Т № 1: С СС П Т № 2 Задание: Расшифруйте формулу работы?

ФОРМУЛА РАБОТЫ

Т № 1:

С СС П Т № 2

Задание: Расшифруйте формулу работы?

1. Просмотровое чтение: тема, основная мысль, тип и стиль речи Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Муравей и голубка». Устно ответьте на вопросы .  Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет; и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу: охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

1. Просмотровое чтение:

тема, основная мысль, тип и стиль речи

Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого «Муравей и голубка». Устно ответьте на вопросы .

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет; и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу: охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Вопросы к тексту — Можно ли назвать этот рассказ текстом? — Определите тему текста: о чём говорится? — Как вы догадались, что это текст о муравье и голубке, а не о чём-то другом? Какие слова повторяются в рассказе? — Каково заглавие текста? Что оно отражает? — Чему учит этот текст, то есть какова основная мысль, идея текста?

Вопросы к тексту

Можно ли назвать этот рассказ текстом?

Определите тему текста: о чём говорится?

Как вы догадались, что это текст о муравье и голубке, а не о чём-то другом? Какие слова повторяются в рассказе?

Каково заглавие текста? Что оно отражает?

Чему учит этот текст, то есть какова основная мысль, идея текста?

2. Тайны текста: три вида информации

Воробей

И.С.Тургенев

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

2. Тайны текста: три вида информации информация концептуальная фактуальная система взглядов автора, его мировоззрение, его «личность» подтекстовая факты, событие, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация. ? ? ?

2. Тайны текста: три вида информации

информация

концептуальная

фактуальная

система взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»

подтекстовая

факты, событие, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог

детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация.

?

?

?

2. Тайны текста: три вида информации информация концептуальная фактуальная К чему призывает автор? Как относится к своим героям? кто действует? что делает? кто или что описывается? где и когда происходит (-ят) действие (-я)? каким образом происходит действие или явление? каким было время, о котором рассказывается? как происходит событие? как описывается явление? как разворачивается сюжет? с кем нас знакомит автор? как выглядят герои? как выглядит место, где они живут? подтекстовая выделяем детали в тексте; выясняем, как они связаны с фактами, которые были отмечены при первом чтении; соединяем все полученные смысловые оттенки и определяем главную мысль.

2. Тайны текста: три вида информации

информация

концептуальная

фактуальная

  • К чему призывает автор?
  • Как относится к своим героям?
  • кто действует? что делает?
  • кто или что описывается?
  • где и когда происходит (-ят) действие (-я)?
  • каким образом происходит действие или явление?
  • каким было время, о котором рассказывается?
  • как происходит событие?
  • как описывается явление?
  • как разворачивается сюжет?
  • с кем нас знакомит автор?
  • как выглядят герои?
  • как выглядит место, где они живут?

подтекстовая

  • выделяем детали в тексте;
  • выясняем, как они связаны с фактами, которые были отмечены при первом чтении;
  • соединяем все полученные смысловые оттенки и определяем главную мысль.
2. Тайны текста: три вида информации информация концептуальная фактуальная Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь .  подтекстовая Последовательное развертывание сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямое указание на место действия ( аллея сада) и косвенное указание на время протекания этого действия ( вдруг ) . Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира. Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: Я возвращался с охоты... собака бежала впереди меня... уменьшила свои шаги... начала красться... увидала молодого воробья... упал из гнезда... собака медленно приближалась... старый воробей камнем упал... заслонил собой свое детище и так далее, до слов: Да: не смейтесь. Камнем упал ( образ ястреба или сокола); ринулся, отчаянный, порыв ; ...прыгнул раза два в направлении зубастой пасти, героической птицей.

2. Тайны текста: три вида информации

информация

концептуальная

фактуальная

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь .

подтекстовая

Последовательное развертывание сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямое указание на место действия ( аллея сада) и косвенное указание на время протекания этого действия ( вдруг ) .

Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.

Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: Я возвращался с охоты... собака бежала впереди меня... уменьшила свои шаги... начала красться... увидала молодого воробья... упал из гнезда... собака медленно приближалась... старый воробей камнем упал... заслонил собой свое детище и так далее, до слов: Да: не смейтесь.

Камнем упал ( образ ястреба или сокола);

ринулся, отчаянный, порыв ;

...прыгнул раза два в направлении зубастой пасти,

героической птицей.

3. «Эффект обманутого ожидания» Прочтите начало рассказа А. П. Чехова

3. «Эффект обманутого ожидания»

Прочтите начало рассказа А. П. Чехова "Моя "она".

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не высказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная...

Но не завидуйте, юная читательница!... Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя "она", не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно... манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом...

О ком (или о чём?) здесь идет речь?

 Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней... Детей у нас пока нет. Теперь вы еще больше утвердились в своей правоте?

Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней... Детей у нас пока нет.

Теперь вы еще больше утвердились в своей правоте?

Хотите знать ее имя? Извольте...  Ее зовут - Лень.  - Какая «скважина» давала нам подсказку ?

Хотите знать ее имя? Извольте...

Ее зовут - Лень.

- Какая «скважина» давала нам подсказку ?

Практическая работа: «эффект обманутого ожидания»  В пьесе английского драматурга Бернарда Шоу

Практическая работа:

«эффект обманутого ожидания»

В пьесе английского драматурга Бернарда Шоу "Цезарь и Клеопатра" есть такой эпизод .

Соратник Цезаря Британ приносит Цезарю мешок, в котором лежат письма, направленные Помпею, злейшему врагу Цезаря. "Имена всех, кто замышлял против тебя, с тех пор, как ты перешел Рубикон, могут оказаться здесь, в этих бумагах", - говорит он Цезарю.

 

- Подумайте, как, по-вашему, мудрый полководец поступил с этими письмами?

Ответы учащихся 1. Цезарь казнил всех авторов писем. 2. Цезарь сжег весь город, так как не знал, кто предатель, и решил убить сразу всех. 3. Цезарь заподозрил Британа в том, что тот некоторые письма написал сам, чтобы погубить своих врагов. Он каз­нил Британа первым, а лотом всех остальных по списку. Собственная безопасность превыше всего! 4.

Ответы учащихся

1. Цезарь казнил всех авторов писем.

2. Цезарь сжег весь город, так как не знал, кто предатель, и решил убить сразу всех.

3. Цезарь заподозрил Британа в том, что тот некоторые письма написал сам, чтобы погубить своих врагов. Он каз­нил Британа первым, а лотом всех остальных по списку. Собственная безопасность превыше всего!

4. "Нет, - сказал Цезарь, - я не хочу вскрывать эти письма. Мне самому интересно отгадать тех людей, которые что-то замышляют против меня".

5. Вызвав этих людей, он переговорил с ними по душам, узнал, что в его управлении государством им не нравится. Цезарь был с ними внимательным и учтивым, это помогло вернуть изменников и не допустить революции.

6. Цезарь не убил их, но установил слежку за всеми людьми, в том числе и за Британом.

 Ответ. Фрагмент пьесы Бернарда Шоу  - Цезарь. Брось это в огонь.  - Британ. (Остолбенев, изумленно.) Бросить?!! - Цезарь. В огонь! Неужели ты заставишь меня тратить ближайшие три года моей жизни на то, чтобы осуждать и отправлять в изгнание людей, которые могут стать мне друзьями, если я докажу им, что моя дружба стоит дороже дружбы Помпея или Катона? ... Или я бульдог, чтобы лезть в драку только затем, чтобы показать, какие у меня крепкие челюсти? - Британ. Но честь твоя - честь Рима? - Цезарь. Я не устраиваю человеческих жертвоприношений моей чести... Не хочешь сжечь - давай я их швырну в море. ( Поднимает мешок и бросает через парапет в волны.) (Пер. с англ. М. Богословской и С. Боброва.) Далее работа с лексикой (или синтаксисом) данного текста

Ответ.

Фрагмент пьесы Бернарда Шоу

- Цезарь. Брось это в огонь.

- Британ. (Остолбенев, изумленно.) Бросить?!!

- Цезарь. В огонь! Неужели ты заставишь меня тратить ближайшие три года моей жизни на то, чтобы осуждать и отправлять в изгнание людей, которые могут стать мне друзьями, если я докажу им, что моя дружба стоит дороже дружбы Помпея или Катона? ... Или я бульдог, чтобы лезть в драку только затем, чтобы показать, какие у меня крепкие челюсти?

- Британ. Но честь твоя - честь Рима?

- Цезарь. Я не устраиваю человеческих жертвоприношений моей чести... Не хочешь сжечь - давай я их швырну в море. ( Поднимает мешок и бросает через парапет в волны.)

(Пер. с англ. М. Богословской и С. Боброва.)

Далее работа с лексикой (или синтаксисом) данного текста

Приём «Прогнозирование текста» Задание 1. Что вы можете сказать о предложении, которое начинается со слов: а) Ой, как...;  б) Чей...  2. Что вы можете сказать о типе предложения, в котором есть такие слова: а) Тот..., который...;  б) Для того чтобы...;  в) Там, где... Задание 2. Придумайте примеры, которые подтвердили бы ваши догадки.

Приём «Прогнозирование текста»

Задание 1.

  • Что вы можете сказать о предложении, которое начинается со слов:

а) Ой, как...;

б) Чей...

2. Что вы можете сказать о типе предложения, в котором есть такие слова:

а) Тот..., который...;

б) Для того чтобы...;

в) Там, где...

Задание 2.

Придумайте примеры, которые подтвердили бы ваши догадки.

Ищем «скважины»: логика в помощь « Но один взгляд в зеркало помогал ей как лучшее болеутоляющее средство ».  ??? Какую информацию мы можем найти в этом предложении?

Ищем «скважины»: логика в помощь

« Но один взгляд в зеркало помогал ей как лучшее болеутоляющее средство ».

??? Какую информацию мы можем найти в этом предложении?

Скважина 1: взгляд в зеркало поможет лишь тому человеку, который сам себе нравится. Скважина 2: этой женщине сейчас плохо, раз она нуждается в болеутоляющем средстве. Попробуем? Задание: Расширяем рамки этого предложения и составляем по нему текст.

Скважина 1: взгляд в зеркало поможет лишь тому человеку, который сам себе нравится.

Скважина 2: этой женщине сейчас плохо, раз она нуждается в болеутоляющем средстве.

Попробуем?

Задание: Расширяем рамки этого предложения и составляем по нему текст.

Возможный вариант такого текста :  У женщины произошла какая-то неприятность. Ей было плохо, больно, и она нуждалась в помощи. Эта помощь могла прийти от неё самой. Для этого ей достаточно было взглянуть в зеркало и увидеть, что она хороша собой. Вероятно, то, что она самой себе так нравилась, вселяло в неё надежду, что она сумеет справиться со своими невзгодами.

Возможный вариант такого текста :

У женщины произошла какая-то неприятность. Ей было плохо, больно, и она нуждалась в помощи. Эта помощь могла прийти от неё самой. Для этого ей достаточно было взглянуть в зеркало и увидеть, что она хороша собой. Вероятно, то, что она самой себе так нравилась, вселяло в неё надежду, что она сумеет справиться со своими невзгодами.

Практическая работа: упражнения на прогнозирование 1. Прочтите текст и допишите его.  Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды:

Практическая работа:

упражнения на прогнозирование

1. Прочтите текст и допишите его.

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями..."

2. Вы взяли в руки книгу, прочли заголовок, и начался прогноз.

Представьте себе, что книга называется "Сказки для горчичников". Как, по-вашему, что можно предугадать по этому названию ?

3. Подумайте, о чем может идти речь в книгах или главах, которые называются:

1) Сто лет тому вперед.

2) Целый том чепухи.

3) Загадки в темноте.

4) Пока хозяина не было дома.

Практическая работа: упражнения на прогнозирование Задание 1. Предскажите смысл предложения, если в нём есть слова невероятно или невероятный . Задание 2. Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосочетание ни при каких обстоятельствах . Задание 3. Продолжите предложение: Я взглянул на нее и испугался :..

Практическая работа:

упражнения на прогнозирование

Задание 1. Предскажите смысл предложения, если в нём есть слова невероятно или невероятный .

Задание 2. Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосочетание ни при каких обстоятельствах .

Задание 3. Продолжите предложение: Я взглянул на нее и испугался :..

Практическая работа: упражнения на прогнозирование Ответы Задание 2. Речь пойдет о чём-то, что невозможно, что никогда не может произойти, ни при каких условиях. Задание 3. ...её лицо выражало глубокое страдание, на глазах сверкали слезы (М. Лермонтов). Могут быть и другие варианты. Например: ...она изменилась в лице,  или: ...она страшно побледнела,  или: ...она покрылась красными пятнами, или: ...она рыдала ...

Практическая работа:

упражнения на прогнозирование

Ответы

Задание 2. Речь пойдет о чём-то, что невозможно, что никогда не может произойти, ни при каких условиях.

Задание 3.

...её лицо выражало глубокое страдание, на глазах сверкали слезы (М. Лермонтов).

Могут быть и другие варианты.

Например: ...она изменилась в лице,

или: ...она страшно побледнела,

или: ...она покрылась красными пятнами,

или: ...она рыдала ...

Практическая работа: упражнения на прогнозирование Ответы Задание 4. В этом предложении пойдет речь о чем-то удивительном, что трудно себе представить, о каком-то поражающем воображение событии, или явлении, или предмете, или даже человеке. Например , человек невероятного размера, невероятной силы и т.д.

Практическая работа:

упражнения на прогнозирование

Ответы

Задание 4. В этом предложении пойдет речь о чем-то удивительном, что трудно себе представить, о каком-то поражающем воображение событии, или явлении, или предмете, или даже человеке.

Например , человек невероятного размера, невероятной силы и т.д.

5. «Почемучка: моделирование вопросов Репродук- тивный вопрос Продуктивные вопросы (специальные) Кто? Что? • Можно ли считать (то-то) верным? Продуктивные вопросы (разделительные): • Какие выводы можно сделать из…? Как?  • Если известно..., то …? Где? • Если …, то почему …? • Каковы мотивы поступков героя (-ев)? • … или ….? Куда? Из чего рождается вопрос?

5. «Почемучка: моделирование вопросов

Репродук-

тивный вопрос

Продуктивные вопросы (специальные)

Кто?

Что?

• Можно ли считать (то-то) верным?

Продуктивные вопросы (разделительные):

• Какие выводы можно сделать из…?

Как?

• Если известно..., то …?

Где?

• Если …, то почему …?

• Каковы мотивы поступков героя (-ев)?

• … или ….?

Куда?

Из чего рождается вопрос?

Учимся задавать вопросы К. Д. Ушинский «Орёл и Кошка»  За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орёл подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.  Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Учимся задавать вопросы

К. Д. Ушинский

«Орёл и Кошка»

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орёл подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Практическая работа: моделирование вопросов к рассказу К.Ушинского «Орёл и кошка»  Репродуктивные вопросы Кто… Что… Как… Где… Продуктивные вопросы (специальные) Можно ли считать… Какие выводы… Каковы мотивы… Продуктивные вопросы (разделительные) Если известно…, то… Если …, то почему… … или…

Практическая работа: моделирование вопросов

к рассказу К.Ушинского «Орёл и кошка»

Репродуктивные вопросы

Кто…

Что…

Как…

Где…

Продуктивные вопросы (специальные)

Можно ли считать…

Какие выводы…

Каковы мотивы…

Продуктивные вопросы (разделительные)

Если известно…, то…

Если …, то почему…

… или…

Репродуктивные вопросы Кто описан в рассказе?  Где происходили события рассказа? Кто напал на счастливую маленькую семью? Как кошка боролась с орлом? Как автор описывает орла (крылья, клюв, лапы)? Как вы поняли значение словосочетаний закипела битва , могучие крылья не потеряла мужества , израненный котёнок Кто победил в схватке? Как кошка победила орла? Что удивило вас в этой истории?

Репродуктивные вопросы

Кто описан в рассказе?

Где происходили события рассказа?

Кто напал на счастливую маленькую семью?

Как кошка боролась с орлом?

Как автор описывает орла (крылья, клюв, лапы)?

Как вы поняли значение словосочетаний

закипела битва , могучие крылья

не потеряла мужества , израненный котёнок

Кто победил в схватке?

Как кошка победила орла?

Что удивило вас в этой истории?

Продуктивные вопросы (специальные)  Можно ли считать верным утверждение, что кошка вела себя самоотверженно?  Какие выводы можно сделать из последних слов рассказа « забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка »?  Каковы мотивы поступка кошки?  Почему она так самоотверженно защищала своего котёнка?  Можно ли рассказ назвать «Мать» или «Сила духа»? Почему?  Согласны ли вы с тем, что мир природы для нас загадка?  Какие вопросы вам бы хотелось задать автору?

Продуктивные вопросы (специальные)

Можно ли считать верным утверждение, что

кошка вела себя самоотверженно?

Какие выводы можно сделать из последних слов рассказа « забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка »?

Каковы мотивы поступка кошки?

Почему она так самоотверженно защищала своего котёнка?

Можно ли рассказ назвать «Мать» или «Сила духа»? Почему?

Согласны ли вы с тем, что мир природы для нас загадка?

Какие вопросы вам бы хотелось задать автору?

Продуктивные вопросы (разделительные)  Если известно, что орёл – хищник, превосходящий по силе кошку, как же нам понять «безумие» кошки?  Если мы знаем , что мать ради дитя готова на всё, то зачем Ушинский описывает эту историю?  Если взглянуть на эту схватку с другой стороны (орлу или его птенцам для выживания необходима еда), то можно ли осудить кошку?  Если нам известен суровый закон природы ( выживает сильнейший! ), то почему мы осуждает орла и восхваляем кошку?

Продуктивные вопросы (разделительные)

Если известно, что орёл – хищник, превосходящий по силе кошку, как же нам понять «безумие» кошки?

Если мы знаем , что мать ради дитя готова на всё, то зачем Ушинский описывает эту историю?

Если взглянуть на эту схватку с другой стороны (орлу или его птенцам для выживания необходима еда), то можно ли осудить кошку?

Если нам известен суровый закон природы ( выживает сильнейший! ), то почему мы осуждает орла и восхваляем кошку?

  СМЫСЛОВОЕ СВЁРТЫВАНИЕ ТЕКСТА: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА 1. Простой план (озаглавить каждую часть текста) 2. Рисованный план (сделать рисунки или подобрать иллюстрации к каждой части текста, расположив их последовательно). 3. Вопросный план (задать вопрос к каждой части текста). 4. Цитатный план (выписать предложение, в котором заключена основная информация данной части)

СМЫСЛОВОЕ СВЁРТЫВАНИЕ ТЕКСТА:

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

1. Простой план (озаглавить каждую часть текста)

2. Рисованный план (сделать рисунки или подобрать иллюстрации к каждой части текста, расположив их последовательно).

3. Вопросный план (задать вопрос к каждой части текста).

4. Цитатный план (выписать предложение, в котором заключена основная информация данной части)

Практическая работа: смысловое свёртывание текста Простой план 1. 2. 3. 4.

Практическая работа: смысловое

свёртывание текста

Простой план

1.

2.

3.

4.

Проверка: смысловое свёртывание текста Простой план 1. Счастливая семейка.  2. Орёл схватил котёнка.  3. . Смелая кошка .  4. Кошка спасла котёнка.

Проверка: смысловое

свёртывание текста

Простой план

1. Счастливая семейка.

2. Орёл схватил котёнка.

3. . Смелая кошка .

4. Кошка спасла котёнка.

Практическая работа: смысловое свёртывание текста Рисованный (иллюстрированный) план план 1. 2. 3.  4.

Практическая работа: смысловое

свёртывание текста

Рисованный (иллюстрированный) план план

1.

2.

3.

4.

Вопросный план Почему семья была счастлива? Какая угроза подстерегает кошку и её котят? Как писатель описывает «битву насмерть»? Кто победил в этой борьбе и почему?

Вопросный план

  • Почему семья была счастлива?
  • Какая угроза подстерегает кошку и её котят?
  • Как писатель описывает «битву насмерть»?
  • Кто победил в этой борьбе и почему?
Цитатный план Задание: составить цитатный план 1. 2. 3. 4.

Цитатный план

Задание: составить цитатный план

1.

2.

3.

4.

Смысловое свёртывание текста:  приёмы работы с составленным планом Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному). Приём «Рассыпанный план» (расставить пункты плана в соответствии с сюжетом). Приём «Сопоставление» (к рисованному пункту плана подобрать фрагменты текста). Приём «Проталинки» (в плане пропустить пункты, предложить ученикам восстановить его). Приём «Логическая цепочка» (нарушив последовательность плана, пропустив одно звено или перепутав цепочку, предложить ученикам исправить ошибку).

Смысловое свёртывание текста:

приёмы работы с составленным планом

  • Приём «Разверни информацию» (пересказ по плану, простому, вопросному, цитатному, рисованному).
  • Приём «Рассыпанный план» (расставить пункты плана в соответствии с сюжетом).
  • Приём «Сопоставление» (к рисованному пункту плана подобрать фрагменты текста).
  • Приём «Проталинки» (в плане пропустить пункты, предложить ученикам восстановить его).
  • Приём «Логическая цепочка» (нарушив последовательность плана, пропустив одно звено или перепутав цепочку, предложить ученикам исправить ошибку).
Учимся «окунаться» в «зашифрованный» текст… Расшифрованные предложения

Учимся «окунаться» в

«зашифрованный» текст…

Расшифрованные

предложения

Методический комментарий для учителя 1.

Методический комментарий

для учителя

1. "Расшифровать" предложение или текст - это значит, что из него нужно извлечь все, что сказал автор.

2. В тексте заложены сигналы, которые остаются мёртвыми, пока к ним не прикоснется читатель.

3. Надо найти с учениками эти сигналы: слова, словосочетания, предложения, ударение, интонация.

4. Сигналами являются и связи между словами в предложении, и связи между предложениями.

5. Ученики должны научиться видеть то, что не «прописал» автор: он рассчитывает на читателя, который сам восполнит недосказанное.

6. Недосказанное, пропущенное в тексте ученые назвали "скважинами".

Приём «Расшифрованные предложения» и направлен за заполнение этих "скважин".

Приём «Чтение с остановками»  Как-то раз парень поехал на своём только что купленном «ягуаре» покататься по городу. Ему чудилось, что он летит над дорогой, его жизнь в этот момент была просто прекрасна. Вдруг он ощутил, как нечто стукнулось о бок его дорогого авто. В зеркало парень увидел мальчишку, стоящего на обочине. Водитель тут же остановился и резко выскочил из машины.  Он невероятно разозлился и схватил мальчика за руку, закричав: — Эй, ты! Ты хотя бы можешь себе представить, какая стоимость у моего «ягуара»?! Что дальше?

Приём «Чтение с остановками»

Как-то раз парень поехал на своём только что купленном «ягуаре» покататься по городу. Ему чудилось, что он летит над дорогой, его жизнь в этот момент была просто прекрасна. Вдруг он ощутил, как нечто стукнулось о бок его дорогого авто. В зеркало парень увидел мальчишку, стоящего на обочине. Водитель тут же остановился и резко выскочил из машины.

Он невероятно разозлился и схватил мальчика за руку, закричав:

— Эй, ты! Ты хотя бы можешь себе представить, какая стоимость у моего «ягуара»?!

Что дальше?

 Но мальчишка лишь испуганно смотрел на него. Потом он поднял руку и показал куда-то рядом с автомобилем парня. Тот посмотрел на дорогу и заметил, что буквально в считанных сантиметрах от переднего бампера автомобиля лежит маленький мальчик, а неподалеку от него валяется инвалидная коляска. — Я увидел, что Вы едете со слишком большой скоростью, чтобы заметить этого ребёнка, — сказал напуганный мальчик, подойдя к водителю, — Я случайно заметил, как он вывалился из своего кресла прямо на дорогу. Именно поэтому я кинул в Ваш автомобиль камешек, я хотел лишь привлечь ваше внимание. Прошу, простите меня…

Но мальчишка лишь испуганно смотрел на него. Потом он поднял руку и показал куда-то рядом с автомобилем парня. Тот посмотрел на дорогу и заметил, что буквально в считанных сантиметрах от переднего бампера автомобиля лежит маленький мальчик, а неподалеку от него валяется инвалидная коляска.

— Я увидел, что Вы едете со слишком большой скоростью, чтобы заметить этого ребёнка, — сказал напуганный мальчик, подойдя к водителю, — Я случайно заметил, как он вывалился из своего кресла прямо на дорогу. Именно поэтому я кинул в Ваш автомобиль камешек, я хотел лишь привлечь ваше внимание. Прошу, простите меня…

 После этих слов парень подбежал к лежащему мальчику, бережно поднял с дороги и посадил в коляску. А затем он подошёл к мальчишке, бросившему камешек, и от души его поблагодарил. За долю секунды в голове парня пронеслась мысль: «А что было бы, если бы этот мальчишка не кинул камень?..». Что дальше?

После этих слов парень подбежал к лежащему мальчику, бережно поднял с дороги и посадил в коляску. А затем он подошёл к мальчишке, бросившему камешек, и от души его поблагодарил. За долю секунды в голове парня пронеслась мысль: «А что было бы, если бы этот мальчишка не кинул камень?..».

Что дальше?

 Владелец дорогого автомобиля не стал ремонтировать его. Парень оставил вмятину от камня, чтобы она напоминал ему, что не стоит нестись по жизни, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Потому что СУДЬБА порой лишь шёпотом взывает к нашим душам. А мы остаёмся глухи к её призывам, и тогда ей и приходится кинуть в нас камнем  - Укажите предложение (-ия), которое (-ые) лучше всего передаёт (-ют) содержание текста.

Владелец дорогого автомобиля не стал ремонтировать его. Парень оставил вмятину от камня, чтобы она напоминал ему, что не стоит нестись по жизни, не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Потому что СУДЬБА порой лишь шёпотом взывает к нашим душам. А мы остаёмся глухи к её призывам, и тогда ей и приходится кинуть в нас камнем

- Укажите предложение (-ия), которое (-ые) лучше всего передаёт (-ют) содержание текста.

 «Зашифрованный текст»: понимание контекста   Приём «Что понятно?»  В группах дети читают один и тот же текст и затем от каждой группы выступает ученик, который отвечает на вопрос «Кто ЧТО понял?». В каждой группе есть карточка-помощница. Ю.И.Коваль  Бабочка  Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.  Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.  Я осторожно присел с нею рядом.  Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем. - Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.  Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу. - Вдвоём веселей, - согласился я.  Говорить было вроде не о чем.  Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.  Так мы и сидели до самого заката.

«Зашифрованный текст»: понимание контекста

Приём «Что понятно?»

В группах дети читают один и тот же текст и затем от каждой группы выступает

ученик, который отвечает на вопрос «Кто ЧТО понял?». В каждой группе

есть карточка-помощница.

Ю.И.Коваль

Бабочка

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

- Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

- Вдвоём веселей, - согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката.

Карточка-помощница  Что значит словосочетание «чужие бабочки»?  Опиши место действия.  Укажи главного участника событий.  Перечисли основные события хронологически.  Расскажи, что происходит в тексте.  Изложи краткое содержание отрывка.  Предположи, что произойдёт дальше.  Перефразируй тему - о чём текст? Что случилось в конце? (подытожь).  Как тема соотносится лично с тобой?  Проведи интервью с рассказчиком.

Карточка-помощница

  • Что значит словосочетание «чужие бабочки»?
  • Опиши место действия.
  • Укажи главного участника событий.
  • Перечисли основные события хронологически.
  • Расскажи, что происходит в тексте.
  • Изложи краткое содержание отрывка.
  • Предположи, что произойдёт дальше.
  • Перефразируй тему - о чём текст? Что случилось в конце? (подытожь).
  • Как тема соотносится лично с тобой?
  • Проведи интервью с рассказчиком.
7. «Зашифрованный текст»: понимание контекста   Приём «Что понятно?» Ученикам после выступления каждой группы предлагается оценить ответ выступающих с опорой на данные ниже вопросы: 1. Понятно ли было читателям из сообщения рассказчика, о чём он говорит? 2. Удалось ли рассказчику сообщить слушателям что-то новое по сравнению с тем, что они сами поняли из прочитанного или уже высказанного другим рассказчиком? 3. Какой вопрос по поводу содержания текста в ходе обсуждения остался без ответа?

7. «Зашифрованный текст»: понимание контекста

Приём «Что понятно?»

Ученикам после выступления каждой группы предлагается оценить ответ выступающих с опорой на данные ниже вопросы:

1. Понятно ли было читателям из сообщения рассказчика, о чём он говорит?

2. Удалось ли рассказчику сообщить слушателям что-то новое по сравнению с тем, что они сами поняли из прочитанного или уже высказанного другим рассказчиком?

3. Какой вопрос по поводу содержания текста в ходе обсуждения остался без ответа?

Кодирование текста Схемы, таблицы, алгоритмы.

Кодирование текста

Схемы, таблицы, алгоритмы.

Кодирование текста Схемы, таблицы, алгоритмы.

Кодирование текста

Схемы, таблицы, алгоритмы.

  Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … . Основные признаки текста 1. Единство … текста. 2. Наличие … мысли текста. 3. Все предложения в тексте связаны по … 4. Текст можно … Приём « Письмо с дырками » («Проталинки», «Клоуз-тест»)

Текст – это связанное … на определённую … .

В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Все предложения в тексте связаны по …

4. Текст можно …

Приём « Письмо с дырками »

(«Проталинки», «Клоуз-тест»)

«Погружение в текст»: осмысление происходящего   Прослушайте текст.  Один человек каждый день покупал в магазине пять булок хлеба. Однажды продавец спросил его: - Кому Вы покупаете пять булок?  Человек ответил продавцу:  - Одну булку я ем сам, две - даю в долг, а две я должен. - Не понимаю, - сказал продавец. - Объясните мне ещё раз.  Человек объяснил:  - Одну булку я ем сам, две даю детям и две отдаю отцу и матери.

«Погружение в текст»:

осмысление происходящего

Прослушайте текст.

Один человек каждый день покупал в магазине пять булок хлеба. Однажды продавец спросил его:

- Кому Вы покупаете пять булок?

Человек ответил продавцу:

- Одну булку я ем сам, две - даю в долг, а две я должен.

- Не понимаю, - сказал продавец. - Объясните мне ещё раз.

Человек объяснил:

- Одну булку я ем сам, две даю детям и две отдаю отцу и матери.

Осмысление и оценка происходящего Ответьте на вопросы к тексту. 1. Сколько булок хлеба каждый день покупал человек? 2. Что спросил продавец человека? 3. Что ответил человек? 4. Кому человек покупал хлеб? 5. Перескажите текст. 6. Письменно изложите текст, используя данные вопросы в качестве плана.

Осмысление и оценка происходящего

Ответьте на вопросы к тексту.

1. Сколько булок хлеба каждый день покупал человек?

2. Что спросил продавец человека?

3. Что ответил человек?

4. Кому человек покупал хлеб?

5. Перескажите текст.

6. Письменно изложите текст, используя данные вопросы в качестве плана.

Самостоятельная работа  Лев и собачка Л.Н.Толстой  В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.  Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.  Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.  Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.  Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.  Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.  Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.  С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Самостоятельная работа

Лев и собачка

Л.Н.Толстой

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Самостоятельная работа  Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.  Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.  Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.  Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.  Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.  Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.  На шестой день лев умер.

Самостоятельная работа

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Приём «Точное слово»  Какой была собачка? Как её описал Л.Н.Толстой? Найдите ответ в тексте произведения. Запишите его. Приём «Поиск» Где происходили события? Найдите в ответ и подчеркните. Приём «Проталинки» Впишите пропущенные слова. Как лев относился к собачке? Подчеркните ответ

Приём «Точное слово»

Какой была собачка? Как её описал Л.Н.Толстой? Найдите ответ в тексте произведения. Запишите его.

Приём «Поиск»

Где происходили события? Найдите в ответ

и подчеркните.

Приём «Проталинки»

Впишите пропущенные слова. Как лев относился

к собачке? Подчеркните ответ

Приём «Проталинки» Впишите пропущенные слова. Как лев относился к собачке? Подчеркните ответ Собачонка ________ на _________, ____________и стала ______________. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.  Лев ___________ на собачку, ________________________и _____________её.  Когда хозяин бросил льву мяса, лев ____________и ______________ собачке.  Вечером, когда лев лёг спать, собачка _____________и ______________ему на лапу.

Приём «Проталинки»

Впишите пропущенные слова. Как лев относился

к собачке? Подчеркните ответ

Собачонка ________ на _________, ____________и стала ______________.

Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев ___________ на собачку, ________________________и _____________её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев ____________и ______________ собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка _____________и ______________ему на лапу.

Приём «Точное слово»  Какие слова говорят о переживаниях льва и его горе? Подчеркните.  Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.  Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.  Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Приём «Точное слово»

Какие слова говорят о переживаниях льва и его горе? Подчеркните.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Несколько интересных приёмов… ЧЕНЧ-ТЕСТ Задача: найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст Опять я в посёлке. Хожу на охоту, Пишу свои песни— живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Зашёл я в сарай и заснул глубоко.

Несколько интересных приёмов…

ЧЕНЧ-ТЕСТ

Задача: найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст

Опять я в посёлке. Хожу на охоту,

Пишу свои песни— живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Зашёл я в сарай и заснул глубоко.

ОТВЕТ Опять я в деревне . Хожу на охоту, Пишу мои вирши — живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко. (Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»)

ОТВЕТ

Опять я в деревне . Хожу на охоту,

Пишу мои вирши — живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

(Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»)

Клоуз-тест Клоуз-тест еще называют тестом дополнения или восстановления. Клоуз - тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.

Клоуз-тест

Клоуз-тест еще называют тестом дополнения или восстановления. Клоуз - тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.

Проверка домашнего задания Группы получают карточку с текстом, в котором пропущены отдельные слова. Задача каждой группы - наиболее полно и правильно восстановить текст. Великий рассказчик Марк Твен Настоящее имя писателя - …………а Марк Твен - это его …………, которым он подписывал свои произведения. Он родился в ………году. Слова «…… ….....» кричит измеряющий глубину матрос. Это значит, что пароход может плыть, он не сядет на мель. Секрет Марка Твена – в умении …………… Он получил своё образование в ..............................., где работал наборщиком. Его девиз: «Каждый ребёнок - .........................».

Проверка домашнего задания

Группы получают карточку с текстом, в котором пропущены отдельные слова. Задача каждой группы - наиболее полно и правильно восстановить текст.

Великий рассказчик Марк Твен

Настоящее имя писателя - …………а Марк Твен - это его …………, которым он подписывал свои произведения. Он родился в ………году. Слова «…… ….....» кричит измеряющий глубину матрос. Это значит, что пароход может плыть, он не сядет на мель. Секрет Марка Твена – в умении …………… Он получил своё образование в ..............................., где работал наборщиком. Его девиз: «Каждый ребёнок - .........................».

Проверка домашнего задания  Группы получают карточку с текстом, в котором пропущены отдельные слова. Задача каждой группы - наиболее полно и правильно восстановить текст. Великий рассказчик Марк Твен Настоящее имя писателя – Сэмюэл Клеменс, а Марк Твен - это его псевдоним , которым он подписывал свои произведения. Он родился в 1835 году. Слова « Mark Twain » кричит измеряющий глубину матрос. Это значит, что пароход может плыть, он не сядет на мель. Секрет Марка Твена – в умении смотреть на мир глазами ребёнка Он получил своё образование в типографии где работал наборщиком. Его девиз: «Каждый ребёнок – личность! ».

Проверка домашнего задания

Группы получают карточку с текстом, в котором пропущены отдельные слова. Задача каждой группы - наиболее полно и правильно восстановить текст.

Великий рассказчик Марк Твен

Настоящее имя писателя – Сэмюэл Клеменс, а Марк Твен - это его псевдоним , которым он подписывал свои произведения. Он родился в 1835 году. Слова « Mark Twain » кричит измеряющий глубину матрос. Это значит, что пароход может плыть, он не сядет на мель. Секрет Марка Твена – в умении смотреть на мир глазами ребёнка Он получил своё образование в типографии где работал наборщиком. Его девиз: «Каждый ребёнок – личность! ».

Прием 4: «Перепутанные буквы»

Прием 4:

«Перепутанные буквы»

Рубрика «Повторяем пройдённое» Приём «Убери лишнее»

Рубрика «Повторяем пройдённое»

Приём «Убери лишнее»

 Сюжеты каких сказок на них изображены?   Какие картинки лишние, почему вы так решили?   Можно ли между словами НАРОДНЫЕ и ЛИТЕРАТУРНЫЕ поставить знак равенства? Свой ответ аргументируйте .
  • Сюжеты каких сказок на них изображены?

  • Какие картинки лишние, почему вы так решили?

  • Можно ли между словами НАРОДНЫЕ и ЛИТЕРАТУРНЫЕ поставить знак равенства? Свой ответ аргументируйте .
Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Исследовательские и проектные УУД Смысловое чтение - фундамент всех обозначенных в стандарте результатов… Личностные УУД Чтение в  составе УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Исследовательские и

проектные УУД

Смысловое чтение - фундамент всех обозначенных

в стандарте результатов…

Личностные УУД

Чтение

в

составе

УУД

ЗДОРОВО! НАДО ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ… РЕФЛЕКСИЯ НЕ ЗНАЮ, ЧТО И СКАЗАТЬ…

ЗДОРОВО!

НАДО ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ…

РЕФЛЕКСИЯ

НЕ ЗНАЮ, ЧТО И СКАЗАТЬ…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!