СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловые отношения между смысловыми частями текста 10-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второе занятие факультатива "Теория и практика сочиненй разных жанров" отрабатывает навык определения смысловых отношений между частями текста. Это необходимое требование при создании комментария.

Просмотр содержимого документа
«Смысловые отношения между смысловыми частями текста 10-11 классы»

Смысловые отношения между смысловыми частями текста. Задание № 27

Смысловые отношения между смысловыми частями текста.

Задание № 27

СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ И АБЗАЦ – разные понятия Смысловая часть – микротекст (сложное синтаксическое целое) – единица языка, которая раскрывает частную тему общей темы и которую можно отнести к одному из трёх типов речи , хотя они могут и сочетаться. Каждая смысловая часть может иметь свою структуру – цепную (последовательную) или параллельную . -Объясните, что такое смысловая часть? Абзац? -Смысловая часть и абзац – это разные понятия . Особенно ярко это видно, когда в смысловой части представлен диалог. Значит, каждая реплика персонажа – это смысловая часть? Абзац может состоять из одного слова, он и сам является знаком препинания. При необходимости повторить виды связи предложений

СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ И АБЗАЦ – разные понятия

Смысловая часть – микротекст (сложное синтаксическое целое) – единица языка, которая раскрывает частную тему общей темы и которую можно отнести к одному из трёх типов речи , хотя они могут и сочетаться.

Каждая смысловая часть может иметь свою структуру – цепную (последовательную) или параллельную .

-Объясните, что такое смысловая часть? Абзац?

-Смысловая часть и абзац – это разные понятия .

Особенно ярко это видно, когда в смысловой части представлен диалог. Значит, каждая реплика персонажа – это смысловая часть? Абзац может состоять из одного слова, он и сам является знаком препинания.

При необходимости повторить виды связи предложений

Смысловые отношения между смысловыми частями сочинения 1 ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (АНТИТЕЗА) 2 СОПОСТАВЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ 3 ПРИЧИНА 4 СЛЕДСТВИЕ (ВЫВОД) 5 УСЛОВИЕ, УСТУПКА (ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ УСЛОВИЕ) Противопоставление – сравнение с целью выявить несходство. Сопоставление - установление черт сходства и различия. Анализируется каждое понятие, предлагаются смысловые вопросы (Почему? По какой причине? Что из этого следует? При каком условии? Несмотря на что? Вопреки чему?

Смысловые отношения между смысловыми частями сочинения

1 ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (АНТИТЕЗА)

2 СОПОСТАВЛЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ

3 ПРИЧИНА

4 СЛЕДСТВИЕ (ВЫВОД)

5 УСЛОВИЕ, УСТУПКА (ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ УСЛОВИЕ)

Противопоставление – сравнение с целью выявить несходство. Сопоставление - установление черт сходства и различия.

Анализируется каждое понятие, предлагаются смысловые вопросы (Почему? По какой причине? Что из этого следует? При каком условии? Несмотря на что? Вопреки чему?

Проверка домашнего задания Упражнение 236 Тема. Душа и ум. Идея. Самые умные люди те, которые живут умом сердца (творят добро). Упражнение 237 Тема. Жизнь и любовь. Идея. Смысл жизни – в любви. Упражнение 241 Тема. Комната Раскольникова. Идея. Она рождала то состояние отчуждения от людей, которое  было приятно герою. Упражнение 244 Тема. Пушкин. Идея. Уходя мысленно к Пушкину, видим Россию, её жизнь и судьбу  (и значит, нашу жизнь, нашу судьбу).   Сначала ученики предлагают свои версии, затем вносят исправления (если есть необходимость). - Определите смысловые отношения и стиль речи текстов: 236 (противопоставление: мы – они) публицистика; 237 (противопоставление: он – она, зима – лето) художественный; 241 (следствие) художественный; 244 (причина) публицистика.

Проверка домашнего задания

  • Упражнение 236

Тема. Душа и ум.

Идея. Самые умные люди те, которые живут умом сердца (творят добро).

  • Упражнение 237

Тема. Жизнь и любовь.

Идея. Смысл жизни – в любви.

  • Упражнение 241

Тема. Комната Раскольникова.

Идея. Она рождала то состояние отчуждения от людей, которое

было приятно герою.

  • Упражнение 244

Тема. Пушкин.

Идея. Уходя мысленно к Пушкину, видим Россию, её жизнь и судьбу

(и значит, нашу жизнь, нашу судьбу).

Сначала ученики предлагают свои версии, затем вносят исправления (если есть необходимость).

- Определите смысловые отношения и стиль речи текстов: 236 (противопоставление: мы – они) публицистика; 237 (противопоставление: он – она, зима – лето) художественный; 241 (следствие) художественный; 244 (причина) публицистика.

Задание № 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему

мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите

смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение

к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие)

и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Устно прорабатываются ключевые понятия и структура сочинения. Например,

  • Поднимите руки те, у кого есть в жизни проблемы. Объясните, что такое проблема. ( Проблема – то, что заставило автора написать текст, взволновало его; задача, которую надо решить; вопрос, на который ищут ответ). Обратите внимание, проблему автор ставит.
  • Комментировать проблему текста и писать «ком`енты» (сленг) на сайтах – это разные вещи. В первом случае вы разъясняете (объясняете, поясняете) чужое (авторское) мнение, делаете понятной точку зрения писателя; на сайтах вы выражаете своё отношение. Чтобы правильно прокомментировать проблему текста, надо строго следовать предложенной в задании структуре комментария: 2 важных примера из текста с пояснением их смысла и определением одного из пяти смысловых отношений между ними.
  • Есть ли у вас позиция по вопросу отмены ЕГЭ? Что такое позиция? Позиция – итог, вывод, идея (основная мысль текста). Позиция автора – это ответ на вопрос проблемы, это решение поставленной задачи. Проблема и позиция соотносятся как вопрос и ответ на него..

Домашнее задание Составить план сочинения (на основе демоверсии ЕГЭ-2020) Сформулировать проблемы текстов (упр. 236, 237, 241, 244)

Домашнее задание

  • Составить план сочинения (на основе демоверсии ЕГЭ-2020)
  • Сформулировать проблемы текстов (упр. 236, 237, 241, 244)
Интернет-ресурсы http:// www.irbruo.ru/2019/06/img18.jpg https:// interesnyefakty.org/wp-content/uploads/CHingiz-Aytmatov-1.jpg  https:// kioskplus.ru/uploaded_images/betp.jpg  https://24smi.org/public/media/resize/800x-/ celebrity/2017/02/13/kWT5X7Ih91U0_fedor-dostoevskii.jpg https:// itexts.net/files/authors/300/avtor-yuliy-ayhenvald-3605.jpg  Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 – М.: ООО «Русское слово», 2019. (ФГОС)

Интернет-ресурсы

  • http:// www.irbruo.ru/2019/06/img18.jpg
  • https:// interesnyefakty.org/wp-content/uploads/CHingiz-Aytmatov-1.jpg
  • https:// kioskplus.ru/uploaded_images/betp.jpg
  • https://24smi.org/public/media/resize/800x-/ celebrity/2017/02/13/kWT5X7Ih91U0_fedor-dostoevskii.jpg
  • https:// itexts.net/files/authors/300/avtor-yuliy-ayhenvald-3605.jpg
  • Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 – М.: ООО «Русское слово», 2019. (ФГОС)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!