СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Снижение уровня конфликтной компетентности подростка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа является интеграцией идей, методик в области социально-психологического тренинга и кон­фликтологии и разработана для учащихся 7-9-х классов. Работа по проблеме представляет тренинговый вид деятельности и создает условия для последовательного освоения способов разрешения конфликт.,

Просмотр содержимого документа
«Снижение уровня конфликтной компетентности подростка»

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа тренинга является интеграцией идей, принципов и методик из­вестных профессионалов в области социально-психологического тренинга и кон­фликтологии и разработана для учащихся 7-9-х классов.

Работа по проблеме представляет тренинговый вид деятельности. Ведущий группы должен выступать для подростков реальной моделью жела­тельного поведения. От уровня его профессиональной квалификации, личностной и этической зрелости, степени владения методическими средствами зависят характер, масштаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений поведения подрост­ков. Наиболее общей характеристикой, отражающей суть позиции ведущего, явля­ется отказ от директивных высказываний и интерпретаций. Порожденные в про­цессе взаимодействия собственные выводы и обобщения участников легче воспри­нимаются ими, усваиваются и переносятся в реальную жизнь.

Ведущий несет ответственность за психологический климат в группе и ис­пользует широкий диапазон средств для предотвращения неконструктивных внутригрупповых взаимодействий.

На начальном этапе тренинговых занятий ведущий решает задачу создания такой атмосферы в группе, которая позволяла бы каждому участнику преодолеть напряжение и неопределенность, получить представление о принципах и правилах работы группы. Ведущий дает возможность всем участникам рассказать о себе, своих ожиданиях и опасениях. Правила принимаются всей группой.



Ориентирами для деятельности ведущего на этом этапе выступают следую­щие задачи:

диагностика стиля поведения каждого участника группы;

мотивирование участников;

создание реалистичных представлений о целях, содержании работы и коррекция ожиданий по отношению к ее результатам;

создание благоприятных условий для проявления активности всех уча­стников группы;

проведение первых конструктивных действий.

Следующий этап предназначен для создания ведущим условий, при которых происходит самостоятельное обнаружение каждым участником своей некомпе­тентности и осознание ими необходимости изменения своего поведения в конфлик­те. Ведущий обращает внимание группы как на сильные стороны участников, так и на совершаемые ими ошибки, не высказывая при этом оценок.

Третий этап преследует цели апробации и освоения новых установок, навы­ков и умений. Ведущий создает условия для последовательного освоения способов разрешения конфликта, при этом он ориентируется на темпы продвижения группы и отдельно каждого участника к целям программы.

Завершающий этап тренинга направлен на получение каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффектив­ности работы, проработку вариантов применения полученных знаний в реальной жизни. На завершающем этапе осуществляется итоговая диагностика поведения в конфликте и обсуждаются впечатления участников о работе в целом.















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Основные темы

Кол-во часов

Содержание


ЭТАП 1

1. Вводное занятие

2 часа

Диагностика группы в целом и отдельных участников. Привлечение группы к работе, акцентирование значимости поставленных задач тренинга. Принятие правил и принципов группового взаимодействия.

2. Что такое конфликт?

2 часа

Определение понятия конфликта. Анализ конфликта с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на личность и межличностные отношения. Динамика кон­фликта:

-упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»;

-упражнение «Конфликт»;
-упражнение «Ассоциации»;

-упражнение «Комплимент».

Домашнее задание «Охотники за конфликтами»

3. Человек в конфликте

2 часа

Значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в конфликтной си­туации. Эмоциональная саморегуляция. Оп­ределение характера собственных эмоцио­нальных проблем в конфликтах:

-упражнение «Шеренга»;

-упражнение «Скульптура конфликта»;

-упражнение «Театр»;

-упражнение «Мои соседи»

4. Где «жало» конфликта?

2 часа

Анализ типичных причин и сфер возникнове­ния конфликтов. Искажение восприятия ин­тересов партнера в конфликтной ситуации:

-упражнение «Ваньки-встаньки»;

-упражнение «Снимаем маски»;

-упражнение «Очищаем шелуху»;

-упражнение «Ладошка»

5. Стили поведения человека в конфликте и его разрешение

2 часа

Стили поведения в конфликте и их влияние на чувства партнера. Модель описания пове­дения К. Томаса. Выбор адекватной страте­гии поведения для разрешения конфликта:

-упражнение «Зоопарк»;

-упражнение «"Икс" и "Игрек"»;

-упражнение «Кто хочет съесть апельсин?»
-упражнение «Возьмемся за руки»

ЭТАП III


6.Стратегия противоборства

2 часа

Анализ сильных и слабых сторон стратегии противоборства в различных конфликтных ситуациях:

- упражнение «Хулиган»;

- игра «Катастрофа»;

- упражнение «Дискуссия»;

- упражнение «Откровенно говоря...»


7.Стратегия компромисса

2 часа

Анализ сильных и слабых сторон стратегии компромисса. Развенчание «мифа» об уни­версальности компромиссного разрешения конфликта:

- упражнение «Молчаливое приветствие»;

- игра «Вердикт»;

- упражнение «Откровенно говоря...»


8. Стратегии избегания и уступ­чивости (приспособления)

2 часа

Анализ сильных и слабых сторон стратегий в различных конфликтных ситуациях:

- упражнение «Путаница»;

- упражнение «Плюс и минус»;

- упражнение «Откровенно говоря...»


9. Стратегия сотрудничества

2 часа

Согласование интересов сторон в конфликте. Отличие интересов от позиций. Ориентация на совпадение интересов, а не на их разли­чие. Поиск и выработка предложений, удов­летворяющих потребности партнера:

- упражнение «Апельсин»;

- упражнение «Армрестлинг»;

- ролевая игра «Трудные взрослые»;

- ролевая игра «Секретное задание»

- упражнение «Откровенно говоря...»


10. Активное слушание. Я-послание

1 час

Правила активного слушания. Правила пове­дения в дискуссии. Я-послание как способ улучшения взаимопонимания:

- упражнение «Рожицы»;

- упражнение «Испорченный телефон»;

- упражнение «Откровенно говоря...»


11. Конструктивное поведение в конфликте

1 час

Закрепление навыков определения адекват­ных стратегий поведения в конфликте:

- упражнение «Спасибо»;

- упражнение «Мозаика»;

- упражнение «Послание потомкам»;

- упражнение «Откровенно говоря...»


ЭТАП IV


12. Заключительное занятие

1 час

Обсуждение впечатлений участников о рабо­те в тренинге. Проработка вариантов приме­нения полученного опыта в реальной жизни. Итоговая диагностика:

- анализ домашней работы «Охотники за
конфликтами»;

- упражнение «Чемодан»










Скачать

© 2019 268 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!