Просмотр содержимого документа
«Снижение уровня конфликтной компетентности подростка»
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа тренинга является интеграцией идей, принципов и методик известных профессионалов в области социально-психологического тренинга и конфликтологии и разработана для учащихся 7-9-х классов.
Работа по проблеме представляет тренинговый вид деятельности. Ведущий группы должен выступать для подростков реальной моделью желательного поведения. От уровня его профессиональной квалификации, личностной и этической зрелости, степени владения методическими средствами зависят характер, масштаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений поведения подростков. Наиболее общей характеристикой, отражающей суть позиции ведущего, является отказ от директивных высказываний и интерпретаций. Порожденные в процессе взаимодействия собственные выводы и обобщения участников легче воспринимаются ими, усваиваются и переносятся в реальную жизнь.
Ведущий несет ответственность за психологический климат в группе и использует широкий диапазон средств для предотвращения неконструктивных внутригрупповых взаимодействий.
На начальном этапе тренинговых занятий ведущий решает задачу создания такой атмосферы в группе, которая позволяла бы каждому участнику преодолеть напряжение и неопределенность, получить представление о принципах и правилах работы группы. Ведущий дает возможность всем участникам рассказать о себе, своих ожиданиях и опасениях. Правила принимаются всей группой.
Ориентирами для деятельности ведущего на этом этапе выступают следующие задачи:
диагностика стиля поведения каждого участника группы;
мотивирование участников;
создание реалистичных представлений о целях, содержании работы и коррекция ожиданий по отношению к ее результатам;
создание благоприятных условий для проявления активности всех участников группы;
проведение первых конструктивных действий.
Следующий этап предназначен для создания ведущим условий, при которых происходит самостоятельное обнаружение каждым участником своей некомпетентности и осознание ими необходимости изменения своего поведения в конфликте. Ведущий обращает внимание группы как на сильные стороны участников, так и на совершаемые ими ошибки, не высказывая при этом оценок.
Третий этап преследует цели апробации и освоения новых установок, навыков и умений. Ведущий создает условия для последовательного освоения способов разрешения конфликта, при этом он ориентируется на темпы продвижения группы и отдельно каждого участника к целям программы.
Завершающий этап тренинга направлен на получение каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффективности работы, проработку вариантов применения полученных знаний в реальной жизни. На завершающем этапе осуществляется итоговая диагностика поведения в конфликте и обсуждаются впечатления участников о работе в целом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные темы | Кол-во часов | Содержание |
| ЭТАП 1 |
1. Вводное занятие | 2 часа | Диагностика группы в целом и отдельных участников. Привлечение группы к работе, акцентирование значимости поставленных задач тренинга. Принятие правил и принципов группового взаимодействия. |
2. Что такое конфликт? | 2 часа | Определение понятия конфликта. Анализ конфликта с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на личность и межличностные отношения. Динамика конфликта: -упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...»; -упражнение «Конфликт»; -упражнение «Ассоциации»; -упражнение «Комплимент». Домашнее задание «Охотники за конфликтами» |
3. Человек в конфликте | 2 часа | Значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в конфликтной ситуации. Эмоциональная саморегуляция. Определение характера собственных эмоциональных проблем в конфликтах: -упражнение «Шеренга»; -упражнение «Скульптура конфликта»; -упражнение «Театр»; -упражнение «Мои соседи» |
4. Где «жало» конфликта? | 2 часа | Анализ типичных причин и сфер возникновения конфликтов. Искажение восприятия интересов партнера в конфликтной ситуации: -упражнение «Ваньки-встаньки»; -упражнение «Снимаем маски»; -упражнение «Очищаем шелуху»; -упражнение «Ладошка» |
5. Стили поведения человека в конфликте и его разрешение | 2 часа | Стили поведения в конфликте и их влияние на чувства партнера. Модель описания поведения К. Томаса. Выбор адекватной стратегии поведения для разрешения конфликта: -упражнение «Зоопарк»; -упражнение «"Икс" и "Игрек"»; -упражнение «Кто хочет съесть апельсин?» -упражнение «Возьмемся за руки» |
ЭТАП III | |
6.Стратегия противоборства | 2 часа | Анализ сильных и слабых сторон стратегии противоборства в различных конфликтных ситуациях: - упражнение «Хулиган»; - игра «Катастрофа»; - упражнение «Дискуссия»; - упражнение «Откровенно говоря...» | |
7.Стратегия компромисса | 2 часа | Анализ сильных и слабых сторон стратегии компромисса. Развенчание «мифа» об универсальности компромиссного разрешения конфликта: - упражнение «Молчаливое приветствие»; - игра «Вердикт»; - упражнение «Откровенно говоря...» | |
8. Стратегии избегания и уступчивости (приспособления) | 2 часа | Анализ сильных и слабых сторон стратегий в различных конфликтных ситуациях: - упражнение «Путаница»; - упражнение «Плюс и минус»; - упражнение «Откровенно говоря...» | |
9. Стратегия сотрудничества | 2 часа | Согласование интересов сторон в конфликте. Отличие интересов от позиций. Ориентация на совпадение интересов, а не на их различие. Поиск и выработка предложений, удовлетворяющих потребности партнера: - упражнение «Апельсин»; - упражнение «Армрестлинг»; - ролевая игра «Трудные взрослые»; - ролевая игра «Секретное задание» - упражнение «Откровенно говоря...» | |
10. Активное слушание. Я-послание | 1 час | Правила активного слушания. Правила поведения в дискуссии. Я-послание как способ улучшения взаимопонимания: - упражнение «Рожицы»; - упражнение «Испорченный телефон»; - упражнение «Откровенно говоря...» | |
11. Конструктивное поведение в конфликте | 1 час | Закрепление навыков определения адекватных стратегий поведения в конфликте: - упражнение «Спасибо»; - упражнение «Мозаика»; - упражнение «Послание потомкам»; - упражнение «Откровенно говоря...» | |
ЭТАП IV | |
12. Заключительное занятие | 1 час | Обсуждение впечатлений участников о работе в тренинге. Проработка вариантов применения полученного опыта в реальной жизни. Итоговая диагностика: - анализ домашней работы «Охотники за конфликтами»; - упражнение «Чемодан» | |