СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Собачье сердце» М.Булгакова как социально-философская сатира на современное общество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка проясняет цели бугаковской сатиры; показывает актуальность произведения М.А.Булгакова.

Просмотр содержимого документа
««Собачье сердце» М.Булгакова как социально-философская сатира на современное общество»

Класс 9

Тема урока: ««Собачье сердце» М.Булгакова как социально-философская сатира на современное общество».

Цель: познакомить со сложной судьбой повести «Собачье сердце»; закрепить понятие о сатире; прояснить цели булгаковской сатиры; познакомить учащихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи; учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Задачи урока

Предметные – определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести “Собачье сердце”; обеспечение понимание проблематики повести.

Метапредметные – ставить учебные цели и задачи; обучать учащихся работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой; развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Личностные – формировать нравственно-этическое оценивание, активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.

УМК: Литература: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.

Средства обучения: текст художественного произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце», учебник, презентации, видеофрагменты фильма, карточки.


Ход урока


Я писатель, я мыслю… И протестую.

М.Булгаков.

І. Организационный момент.

– Приветствие.

– Проверка подготовки рабочего места к уроку.

На экране появляется портрет М. А. Булгакова (звучит музыка).

ΙI. Актуализация знаний

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим работу над повесть М.Булгакова «Собачье сердце». Для начала обратимся к эпиграфу.

1. О чём это Булгаков?

2. Как он может выразить свой протест? (Прибегая к сатире).

3. Что такое сатира? Фантастика?

4. Какую задачу выполняет сатира? (Констатирует факт).

5. … сатирическая фантастика? (Предупреждает общество о грядущей опасности).

6.Какие знаете средства сатиры?

— В чём отличие сатиры от сатирической фантастики? Сатира констатирует; сатирическая фантастика предупреждает.


— О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?

На этот вопрос прошу вас ответить в конце урока.


ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Начало ХХ века, время глобальных катастроф, мало располагало к созданию сатирических произведений. Революция и гражданская война принудили русскую литературу к духовному аскетизму. Но новая экономическая политика и сопровождавшая ее определенная демократизация общественной жизни позволяли уже не только восхищенно, но и критически осмыслить действительность. Поэтому литературный процесс 20-х гг. с его революционной романтикой, психологическим реализмом пополнился произведениями юмористическими и сатирическими.

М.Булгаков был одним из первых, кто средствами сатиры написал об уродствах новой жизни, о странных, с его точки зрения, для революционной страны контрастах. Его сатирические произведения – «Похождения Чичикова», «Дьяволиада», «Собачье сердце» - рождены фантазией и реальной действительностью.

От кого же «унаследовал» творческий метод М.А.Булгаков?

Предполагаемый ответ: мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина.


IΙI. Определение темы урока. Беседа

Сегодня тема нашего урока - «Собачье сердце» М.Булгакова как социально-философская сатира на современное общество.

Дальше нам следует разобраться в том, о чём же и в какой форме предупреждает нас писатель в своём произведении.

— Каким образом донёс до нас свои взгляды Булгаков? (Аллегория.)

— На многие мысли наталкивает уже первый эпизод повести. Как изображена Москва?


ΙV. Работа над художественными деталями.

Учитель:

Представьте и опишите Москву, в которой происходят события повести. Цитатами из текста подтвердите, что в Москве – обстановка хаоса, ненависти, распада. Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу?

  • «Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню».

  • «Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало её вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала»

(Москва представляется грязной, холодной, неуютной и мрачной. В этом городе живут озлобленные люди, которые пытаются удержать то, что у них есть, либо – захватить побольше. Человек, ранее бывшим никем, получает власть, но употребляет ее во благо себе, не считаясь с окружающими. В квартире Филиппа Филипповича же жизнь идет по другим законам: там порядок, уют, но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером пытается разрушить ее, переделать по своим законам)

— Чьими глазами мы видим Москву?

Глазами собаки. Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Но она видна в авторской иронии.


1. Индивидуальное сообщение учащегося о времени, изображенном в повести.

Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была средоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.


2. Беседа

— Пес Шарик. Какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?

Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора.

—На какие две категории делит Шарик тех, кого встретил? (пролетариев и господ)

— Каково отношение Шарика к первой категории людей? ( ненависть, отвращение)

— Ко второй? (уважение, уверенность, что не обидит). Почему?

(Автор четко делит людей на пролетариат и интеллигенцию, показывая пороки одних и достоинства других.)

— Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? А есть ли в Москве место, где можно отдохнуть душой и телом? (дом проф. Преображенского)

— Как Булгаков относится к профессору? (Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта.)

—Почему Преображенский неоднократно произносит фразу: «Пропал дом!»

(Мир Преображенского находится под угрозой).


3. Реализация домашнего задания.

— О чём говорит фамилия Преображенский? (Говорящая фамилия - преображает).

— Случайна ли фамилия Преображенский? (Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху. Реминисценция из Библии. Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.)

—Какие еще Библейские символы использует автор? Определите время действия. (Преображение – с 23 декабря по 6 января – от Сочельника до Рождества).

—Почему Шарика так изумила кличка, которую дала ему «барышня»?

(Шарик должен быть толстым, упитанным)?

—Изменился ли Шарик за неделю? (Профессор-барин – ему почтение; Дарья Петровна-символ тепла и уюта, сытости; друг Борменталь – просто «тяпнутый», не играет роли в жизни пса; Зина – прислуга – Зинка.

- Желание отомстить швейцару: «…Тяпнуть за пролетарскую ногу…»;

- нашёл у себя достоинства: «…Красавец, собачий принц – инкогнито…»;

- изменил отношение к ошейнику: «…Бешенная зависть в глазах встречных псов…».)

—С какой целью его подобрал профессор Преображенский? (Совершить научный эксперимент.)

—С какой целью проводит эксперимент? (Для эксперимента выбран обычный пёс. А это значит, что он не идеален - лицемерен, способен приспособляться, мстителен).

—В чем суть эксперимента профессора Преображенского?

—Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?

—Каким предстает Шарик в сцене операции?

4. Работа с текстом. Обратимся к сцене операции (гл. IV).

— Представлял ли он, к чему приведет эксперимент? (Тема ответственности ученого за свое открытие.)

— Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции? (Экспрессивные детали показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл. Дома учащиеся выписывали оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в момент операции: В IV главе повествование резко убыстряется. Обилие глагольной лексики, звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию.

При помощи эпитетов автор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент. Сравнения выразительны, отточены, образны: “оба заволновались, как убийцы”, “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир”.

- Что при помощи сравнения хочет показать М.Булгаков? (При помощи сравнения (сопоставление Филиппа Филипповича с разбойником и вампиром) М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операции).

—Каково авторское отношение к профессору Преображенскому и его эксперименту? (Используя эпитеты и сравнения, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки. Следует отметить несоответствие лексики происходящему. Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.)

—И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем.

— Зачем использует фантастическую ситуацию? Помогает понять абсурдность идеи.

—Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?

Прочитайте портретное описание искусственно созданного человека. Какую деталь в одежде подчеркивает автор? Какова роль этой детали?

Просмотр видеофрагмента

—Какие пороки сконцентрировались в рожденном гением профессора Преображенского двуногом существе?

—Каковы жизненные принципы “нового” человека?

—Дайте характеристику Шарикова.

Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.

Запишите, какие качества Шарика исчезли после операции?

—Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина? Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика.

Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.

Какие этапы становления проходит Шариков? Вспомним ещё раз фразу проф. Преображенского «Пропал дом». Почему?

(Новоявленное существо обругало своего создателя по матери; к Рождеству лексикон пополнился всеми бранными словами; первая осмысленная речь: «Отлезь, гнида!»; курение; балалайка в любое время суток; неприятность и безвкусица; выбор имени; профессор – «папаша», пьянство, воровство, донос, покушение.)

Напишите, какие качества появились в Шарикове после операции?

Сравните Шарикова с Шариком. Заполните таблицу.

Шарик

Шариков

Добродушный

Несчастный

Преданный

Милый

Доверчивый

Хитрый


Безграмотный

Невоспитанный

Наглый

Грубый

Самонадеянный

Жестокий

Продажный

Подлый


—Кто же виноват в последствиях операции?

—Что же унаследовал Шариков от собаки и что - от Клима Чугункина.

Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя:

- Но кто он – Клим, Клим Чугункин – вот что-с: две судимости, алкоголизм, «всё» поделить, «шапка и 2 червонца пропали (тут Ф.Ф. вспомнил юбилейную палку и побагровел) – хам и свинья. Одним словом – гипофиз – скрытая камера, определяющая человеческое, данное лицо. Данное!


Вывод учащихся. Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.

—Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?

5.Работа в группах. Составьте сравнительную характеристику героев, используя высказывания, что у вас приведены на карточках.

Учащимся предлагается сравнить Шарикова и профессора Преображенского по следующим пунктам:

- Взгляды на жизнь.

- Интересы и развлечения.

- Отношение к животным.

- Отношение к людям.

1.«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»

2. « В театр я не пойду… дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего.»

3. «Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением»

4. «На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»

У учащихся должна получиться следующая таблица :




Взгляды на жизнь


- Почему же вы – труженик?

-Да уж известно – не нэпман.

«Взять всё, да и поделить»

Интересы и развлечения

«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»

 


Отношение к животным


«Вчера котов душили, душили»

Отношение к людям


Донос «И произносит контрреволюционные речи»


—Почему Шарик не стал человеком?

Вывод в тетради: Для того чтобы быть Человеком мало иметь человеческую внешность. Необходимо обладать рядом морально-этических качеств.

6. Эвристическая беседа

— Какое наказание за эксперимент уготовил профессору Преображенскому Шариков? Пишет донос.

— Он сам до этого додумался? Какую роль сыграл в судьбе Шарикова Швондер? (Поддержал его социальный статус и вооружил “идейной фразой”. Швондер — идеолог Шарикова, его духовный пастырь. Диалектика социальных отношений — большая путаница.)

— Какой же “идейной фразой” вооружает Швондер Шарикова? Что она делает с ним? (Главное для Шарикова не созидание, а стремление “всё взять да поделить”, психология паразита. Начавший с отлова котов, уже развернувший наступление на профессора, он, когда понадобится, и от многих других ничего не оставит. Почему? Не верит ни в какие святыни. Не имеющий понятия об идеалах, Шариков именно на святынях и идеалах кормится, паразитируя на них и спекулируя ими.)


Донос как социальное явление — вещь не новая.

— Чем он характеризуется в эпоху революционных изменений в обществе?

— Чье влияние на формирование Шарикова сильнее? (Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профессор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.

Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.)

Слово учителя. — Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.


— Какие темы, на ваш взгляд, поднимаются в повести?

Тема преступления и наказания, тема эксперимента, судьба русской интеллигенции в жизни общества, тема добра и зла и другие.

— Ради чего написана повесть? (Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?)

— В чем смысл финала повести? (Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».)

Учитель. Эпилог рисует нам ситуацию через 10 дней после повторной операции, превратившей Шарикова снова в собаку. Швондер опять потерпел поражение, а профессор получил возможность спокойно работать. Но почему-то не покидает уверенность в том, что Швондер не оставит своих попыток уничтожить профессора, а Филипп Филиппович искать что-то в мозгах. Только Шарик опять думает, как ему повезло.

— Оптимистичен ли эпилог повести?

— Что понял пр. Преображенский в конце? («Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей)


Учитель. Профессор приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.


- Какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

- Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)


V. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ…» (хамства, невежественности, стремления к власти любым путём…)

2. Беседа с учащимися.

  • Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя? (Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент). Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

  • В 1925 году повесть имела подзаголовок «Чудовищная история». Чувствуете ли вы отношение автора ко всему, что произошло с Шариковым? Он называет историю превращения Шарика и в Шарикова чудовищной. (Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.)

  • Какой вы видите себе дальнейшую судьбу профессора Преображенского и доктора Борменталя?

  • Вернемся к вопросу начала урока: О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова? (Повесть Булгакова предупреждает о том, что невозможно привить культуру скоропалительным, хирургическим путём. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки ускоренного воспитания “нового человека” и своим произведением вступает в явный спор с краеугольными постулатами новой идеологии: возможно форсированно изменить условия жизни и в итоге — самого человека.)

Слово учителя.

Повесть «Собачье сердце» можно считать самым интересным произведением раннего творчества Булгакова, т.к. здесь полностью проявились главные художественные принципы писателя. В небольшом произведении Булгакову удалось довольно подробно и сатирически изобразить современную жизнь страны Советов, поставить важнейшую нравственную проблему об ответственности ученого за свое открытие и даже изложить собственное видение путей развития человеческого общества. Новые социальные условия порождают «новых» людей, и повесть рассуждает о крушении идеи о том, будто «нового» человека можно создать быстро, например какими-нибудь чудесными педагогическими или хирургическими способами. Смелость профессора Преображенского, вздумавшего улучшить саму природу, была жестоко наказана.

Многоплановость содержания «Собачье сердце» напоминает главное произведение Булгакова – роман «Мастер и Маргарита», так как по жанровым особенностям и роман, и повесть совпадают – социально-философское сатирическое произведение с элементами фантастики.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.


VΙ. Оценивание.

VΙΙ. Домашнее задание (дифференцированное). Дать письменный ответ на вопрос.

1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2.Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?

3. Почему произведение остаётся актуальным и в наше время?

4.Кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем»?»

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!