Воспитание самостоятельности
У: Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашей встрече. Наш родительский интерактив мне бы хотелось начать с просмотра следующей фотографии:
Какая ситуация изображена на данной фотографии (ребенок не убрал игрушки после того как поиграл)
Какая проблема на ваш взгляд здесь скрывается? О чем говорит такое поведение ребенка? (что после игры он не убрал игрушки).
Р: Это свидетельствует о его несамостоятельности (или плохо развитой самостоятельности)
На ваш взгляд, важно ли воспитывать у ребёнка самостоятельность?
Р: предполагаемые ответы.
У: Как вы считаете, к каким последствиям может привести проблема плохо развитой самостоятельности у ребенка?
Р: высказываются.
У: Я согласна с вами. Эта проблема касается нашего класса. Поэтому мы сегодня поговорим на тему “Воспитание самостоятельности”
У: Как Вы думаете, к чему может привести такая проблема в дальнейшем?
Р: высказываются.
У: Выслушав Ваши высказывания, я прихожу к выводу, что это проблематично не только для меня, как для учителя, но и для Вас, как родителей.
У: Проблема, с которой мы столкнулись, действительно являлась и является одной из актуальных в настоящее время. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важными волевыми качествами, необходимыми для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и ответственность.
Проблема самостоятельности конкретно поставлена великим славянским педагогом Я.А. Коменским, который указывает, что можно выучить наизусть только то, что понятно предрассудком.
У: Скажите, как вы считаете, с какого возраста нужно начинать воспитывать самостоятельность у ребенка? Можете ли поделиться своим опытом/советами?
У: Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, желание брать на себя обязательства и выполняя их.
У: Исходя из актуальной проблемы, какую бы вы поставили для себя цель на собрании? Чтобы вы хотели узнать.
(Цель: найти способы, которые помогут в воспитании самостоятельности у детей.)
У: Я согласна с вами. Цель нашего собрания: найти способы, которые помогут в воспитании самостоятельности у детей.Зафиксируем цель на доску.
У: Уважаемые родители, все мы хотим, чтобы наши дети были самостоятельными. Но что мы подразумеваем под самостоятельностью?
У: Сейчас я прошу вас по цепочке назвать качества, присущие самостоятельному ребенку.
Р: высказываются.
У: Все вы правы, давайте обобщим ваше мнение. В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение самостоятельности
Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
У: Предлагаю порассуждать о возможных причинах отсутствия самостоятельности у ребенка?
Р: Обсуждают.
У: Я полность с вами согласна, психолог Никифорова Елена Валерьевна выделяет ряд основных причин. То, что вы назвали тоже пересекается с этим перечнем причин. Елена Валерьевна выделила, такие причины, как:
▪ Родители стараются максимально занять ребенка, лишая его свободного времени;
▪ Привыкли излишне перестраховываться: не оставлять ребенка одного дома, не разрешают пользоваться бытовыми приборами и т.д.
▪ Живут по принципу «проще сделать самому, чем научить ребенка».
▪ Не в состоянии продемонстрировать достойный личный пример.
У: Как вы считаете, могут ли быть данный причины действительно показателем отсутствия самостоятельности у младшего школьника?
У: Я предлагаю Вам поработать в творческих группах и исходя из перечисленных причин, написать возможные способы воспитания самостоятельности, которые будут эффективны.
Причины плохо развитой самостоятельности | Способы воспитания самостоятельности |
нагруженность ребенка, которая лишает его свободного времени; гиперопека принцип «проще сделать самому, чем научить ребенка». отсутствие самостоятельности у самого взрослого | |
У: Предлагаю обсудить рекомендации, которые получились у вас. Прочитайте, пожалуйста ваши способы воспитания самостоятельности.
У: Спасибо вам за ваши ответы, я тоже выделила рекомендации:
предоставить ребенку возможность выбора;
уважать попытки ребенка справиться с трудностями;
поощрять ребенка;
отказаться от постоянного вмешательства в дела ребенка;
создать перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста;
начинать всегда вместе;
давать четкие указания, подсказывать и помогать.
У: Что из перечисленного вы уже использовали в своем опыте? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением, эффективно ли?
У: Предлагаю вам прием, который может помочь в решении нашей общей проблемы. Для того, чтобы воспитывать самостоятельность, необходимо дать ребенку возможность контролировать все свое дневное время, свой распорядок дня. Поэтому, я предлагаю вам в парах составить примерный распорядок дня ребенка. В нем вам нужно указать часы, в которые ребенок делает домашние задания, а также часы посещений кружков и секций. Обязательно оставьте в ежедневном графике время для игр и "ничегонеделания".
У: Благодарю вас за выступление, я рекомендую подкреплять успехи ребенка по ходу выполнения плана, но награда не должна быть слишком значимой, достаточно наклеить какую-то наклейку напротив выполненного пункта.
У: Является ли такой метод действенным? Почему? Подходит ли этот метод для решения других жизненных ситуаций/проблем? Можете ли Вы им пользоваться сами?
Р: высказываются.
У: Рекомендую предложить данный метод детям, посмотреть на результат через неделю/месяц. А позднее поделимся впечатлениями.
У: Я благодарю Вас за посещения собрания. Надеюсь, информация для Вас была полезной и мы действительно сможем решить волнующую нас проблему. Как вы думаете, удастся ли нам решить вопрос, используя предложенный мной прием? Что Вы хотели как родители?
Р: высказываются.
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ:
Грани воспитания ответственности:
1 . Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём.
2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается, как нужно, ваша задача – убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения.
3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.
4 . Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.
5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-“напоминалки”. Например, звонок будильника или картинка (в тему).
6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький.
7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.