СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собрание самостоятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Собрание самостоятельность»


Воспитание самостоятельности

У: Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашей встрече. Наш родительский интерактив мне бы хотелось начать с просмотра следующей фотографии:

Какая ситуация изображена на данной фотографии (ребенок не убрал игрушки после того как поиграл)

Какая проблема на ваш взгляд здесь скрывается? О чем говорит такое поведение ребенка? (что после игры он не убрал игрушки).

Р: Это свидетельствует о его несамостоятельности (или плохо развитой самостоятельности)

На ваш взгляд, важно ли воспитывать у ребёнка самостоятельность?

Р: предполагаемые ответы.

У: Как вы считаете, к каким последствиям может привести проблема плохо развитой самостоятельности у ребенка?

Р: высказываются.

У: Я согласна с вами. Эта проблема касается нашего класса. Поэтому мы сегодня поговорим на тему “Воспитание самостоятельности”

У: Как Вы думаете, к чему может привести такая проблема в дальнейшем?

Р: высказываются.

У: Выслушав Ваши высказывания, я прихожу к выводу, что это проблематично не только для меня, как для учителя, но и для Вас, как родителей.

У: Проблема, с которой мы столкнулись, действительно являлась и является одной из актуальных в настоящее время. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важными волевыми качествами, необходимыми для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и ответственность.

Проблема самостоятельности конкретно поставлена великим славянским педагогом Я.А. Коменским, который указывает, что можно выучить наизусть только то, что понятно предрассудком.

У: Скажите, как вы считаете, с какого возраста нужно начинать воспитывать самостоятельность у ребенка? Можете ли поделиться своим опытом/советами?

У: Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, желание брать на себя обязательства и выполняя их.

У: Исходя из актуальной проблемы, какую бы вы поставили для себя цель на собрании? Чтобы вы хотели узнать.

(Цель: найти способы, которые помогут в воспитании самостоятельности у детей.)

У: Я согласна с вами. Цель нашего собрания: найти способы, которые помогут в воспитании самостоятельности у детей.Зафиксируем цель на доску.

У: Уважаемые родители, все мы хотим, чтобы наши дети были самостоятельными. Но что мы подразумеваем под самостоятельностью?

У: Сейчас я прошу вас по цепочке назвать качества, присущие самостоятельному ребенку.

Р: высказываются.

У: Все вы правы, давайте обобщим ваше мнение. В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение самостоятельности

Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.

У: Предлагаю порассуждать о возможных причинах отсутствия самостоятельности у ребенка?

Р: Обсуждают.

У: Я полность с вами согласна, психолог Никифорова Елена Валерьевна выделяет ряд основных причин. То, что вы назвали тоже пересекается с этим перечнем причин. Елена Валерьевна выделила, такие причины, как:

▪ Родители стараются максимально занять ребенка, лишая его свободного времени;

▪ Привыкли излишне перестраховываться: не оставлять ребенка одного дома, не разрешают пользоваться бытовыми приборами и т.д.

▪ Живут по принципу «проще сделать самому, чем научить ребенка».

▪ Не в состоянии продемонстрировать достойный личный пример.

У: Как вы считаете, могут ли быть данный причины действительно показателем отсутствия самостоятельности у младшего школьника?

У: Я предлагаю Вам поработать в творческих группах и исходя из перечисленных причин, написать возможные способы воспитания самостоятельности, которые будут эффективны.


Причины плохо развитой самостоятельности

Способы воспитания самостоятельности

нагруженность ребенка, которая лишает его свободного времени;

гиперопека

принцип «проще сделать самому, чем научить ребенка».

отсутствие самостоятельности у самого взрослого



У: Предлагаю обсудить рекомендации, которые получились у вас. Прочитайте, пожалуйста ваши способы воспитания самостоятельности.

У: Спасибо вам за ваши ответы, я тоже выделила рекомендации:

  • предоставить ребенку возможность выбора;

  • уважать попытки ребенка справиться с трудностями;

  • поощрять ребенка;

  • отказаться от постоянного вмешательства в дела ребенка;

  • создать перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста;

  • начинать всегда вместе;

  • давать четкие указания, подсказывать и помогать.

У: Что из перечисленного вы уже использовали в своем опыте? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением, эффективно ли?

У: Предлагаю вам прием, который может помочь в решении нашей общей проблемы. Для того, чтобы воспитывать самостоятельность, необходимо дать ребенку возможность контролировать все свое дневное время, свой распорядок дня. Поэтому, я предлагаю вам в парах составить примерный распорядок дня ребенка. В нем вам нужно указать часы, в которые ребенок делает домашние задания, а также часы посещений кружков и секций. Обязательно оставьте в ежедневном графике время для игр и "ничегонеделания".

У: Благодарю вас за выступление, я рекомендую подкреплять успехи ребенка по ходу выполнения плана, но награда не должна быть слишком значимой, достаточно наклеить какую-то наклейку напротив выполненного пункта.

У: Является ли такой метод действенным? Почему? Подходит ли этот метод для решения других жизненных ситуаций/проблем? Можете ли Вы им пользоваться сами?

Р: высказываются.

У: Рекомендую предложить данный метод детям, посмотреть на результат через неделю/месяц. А позднее поделимся впечатлениями.

У: Я благодарю Вас за посещения собрания. Надеюсь, информация для Вас была полезной и мы действительно сможем решить волнующую нас проблему. Как вы думаете, удастся ли нам решить вопрос, используя предложенный мной прием? Что Вы хотели как родители?

Р: высказываются.

ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ:

Грани воспитания ответственности:

1 . Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём.

2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается, как нужно, ваша задача – убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения.

3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.

4 . Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-“напоминалки”. Например, звонок будильника или картинка (в тему).

6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький.

7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!