| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
Преподаватель
_______________
_______/_______/
«_» ________201_г.
Сообщение
на тему: «Трудовое воспитание детей»
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Максимчук Инна
Ейск, 2019 г.
Трудовое воспитание - формирование у воспитанников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.
Данное направление воспитания имеет важное значение в развитии человека: физическом, умственном, нравственном, эстетическом и др.
Большое внимание организации детского труда уделяли классики педагогики, такие, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
Так, в колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф. Э.Дзержинского у А.С.Макаренко были следующие виды труда: общественно полезный включающий самообслуживающий; учебный труд; производительный труд (сельскохозяйственный, животноводство, производство мебели, фотоаппаратов ФЭД и др.).
Труд в Павлышской сельской школе у В. А. Сухомлинского включал наряду с другими элементами такие направления деятельности как изготовление приборов в учебных кабинетах и кружках, облагораживание близлежащих косогоров, оврагов. Воспитанники занимались очисткой дворов от мусора. Имели место праздники: «Первый хлеб», «Праздник сенокоса».
В педагогике определены задачи трудового воспитания для учащихся начальных классов.
Моральная подготовка к труду (необходимо психологически подготовить детей к труду):
выработка у учащихся готовности, стремления и желания трудиться;
воспитание честного, ответственного отношения к любому трудy;
формирование у детей уважения к людям труда и к его результатам;
воспитание творческого отношения к труду.
Практическая подготовка к труду (педагоги должны сформировать у воспитанников нужные трудовые знания, практические умения и навыки):
овладение детьми знаниями, которые понадобятся для выполнения трудовых действий;
выработка у них необходимых практических умений и навыков; воспитание культуры труда (содержание рабочего места в порядке, уборка инструментов и т. д.).
Первоначальная профессиональная ориентация школьников. В содержание трудового воспитания входят:
учебный труд (умственный, физический);
общественно полезный труд, включая труд по самообслуживанию;
производительный труд.
Существуют педагогически обусловленные требования к организации детского труда: полезность, продуктивность, общественая значимость, посильность, учет возрастных и индивидуальных осoбенностей, личных интересов детей, систематичность, четкая opганизация и др.
Педагогами и учеными определены основные пути трудового воспитания младших школьников:
в учебном процессе:
уроки трудового обучения (технологии);
новаторские системы по трудовому обучению, например: система И.П.Волкова, направленная на развитие творческой личности (И. П. Волков «Учим творчеству»);B Б. М. Неменского «Изо и художественный труд» (Б. М. Неменский «Мудрость красоты»);
влияние всех учебных предметов на трудовое воспитание школьников через организацию урока, личностные качества учителя, методы обучения, содержание учебного материала;
во внеучебной воспитательной работе:
Массовые формы (праздники, КТД, утренники, экскурсии на производство, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок, викторины, КВН, трудовые мастерские);
групповые формы (клубы, кружки по интересам);
индивидуальные формы (индивидуальная работа в комнатах творчества по желанию воспитанников);
семейное трудовое воспитание.
Важным аспектом трудового воспитания подрастающих поколений является профессиональная ориентация школьников.
Профессиональная ориентация - научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности, потребности личности и рынка труда (педагогический словарь).
Профессиональная ориентация школьников - обоснованная социально-экономических, система психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении (В.А. Сластенин).
Цель профориентационной работы - профессиональное самоопределение учащихся.
Задачи профориентационной работы:
помощь школьникам в изучении мира профессий, производства;
руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, осуществлении профессионального самоопределения;
изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие составляющие:
профессиональное просвещение;
профессиональную диагностику;
профессиональную консультацию;
профессиональный отбор;
профессиональную адаптацию.
Cуществуют определенные критерии трудовой воспитанности школьников: высокая личная заинтересованность в труде, производительность труда, трудовая активность, творческое отношение к процессу труда, трудовая дисциплинированность, трудолюбие.
Вопрос:
Назовите цель трудового воспитания.
Задание:
Разработать цель и задачи внеклассного мероприятия по трудовому воспитанию.