СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение "120 лет со дня написания рассказа "После бала" Толстого Л.Н.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение 

Просмотр содержимого документа
«Сочинение "120 лет со дня написания рассказа "После бала" Толстого Л.Н.»

В 2023 году исполняется 195 лет со дня рождения Л.Н. Толстого и 120 лет с даты написания рассказа «После бала».

Рассказ произвел на меня сильное впечатление. Мне захотелось подробнее узнать о жизни общества того времени. События разворачиваются в 40е годы XIX века. Я прочитала об истории создания рассказа, о быте студентов 19 века, о балах в дворянском обществе, играх и танцах молодежи на балу, о народных праздниках, о традициях Масленицы, о порядках в русской армии. Это произведение заставило меня задуматься, почему главный герой отказался от любимой девушки? Почему он разрушил свои планы? Насколько было важно для героя согласиться  или не согласиться с условиями существующего зла?

Идею рассказа Л. Н. Толстому подсказал его брат, который проживал вместе с писателем в Казани во времена студенчества. Сергей Николаевич был безумно влюблен в одну молодую особу Вареньку. Она была дочерью местного градоначальника. Однажды произошло то, что навсегда изменило жизнь молодого человека. Он совершенно случайно увидел, как отец девушки, который казался ему образцом порядочности и интеллигентности, находясь на службе, избивает солдата. Сергея Николаевича настолько поразили изменения, произошедшие в этом человеке, что в дальнейшем он не смог общаться с Варей и перестал бывать в их доме.

9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: « Написал в один день « Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа.  Писатель раздумывал над названием.

Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Известно, что Толстой читал свой рассказ друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу.  

Главным местом в рассказе является наказание солдата, отношение к этому наказанию, то, как оно перевернуло жизнь главного героя Ивана Васильевича. В рассказе Толстой рисует две контрастные картины. Первая — ярка и праздничная, она описывает бал у губернского предводителя, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её отцом-полковником. Но чем роскошнее эта картина, тем омерзительнее предстаёт перед читателем вторая картина - экзекуция солдата-татарина. Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли. От переполнявшего его блаженства не осталось и следа, лишь стыд, тоска, почти физическая тошнота и отвращение.  Контраст помог писателю показать перелом в душе героя. Полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, и «надо все по закону». По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу? По закону военной жизни, по закону, написанному человеком. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, Божеский. По этому Закону испокон веков жили на Руси. События рассказа разворачиваются в Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. На протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать фраза «Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали.

Рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Он ставит широкие проблемы, такие, как долг, совесть, милосердие, актуальные и для нашего времени тоже. В самом начале рассказа автор ставит вечный вопрос, над которым думали и всегда будут думать люди: может ли человек совершенствовать себя или всё дело в среде. Иван Васильевич смог изменить свою судьбу. Смог сам управлять обстоятельствами. Писатель убежден, что стремление к нравственному совершенствованию свойственно человеку, что среда не должна его подавлять.

«Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле» - вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно выстраивает свой жизненный путь, пролагая его мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своей жизнью мысль о внутреннем самосовершенствовании. В этом и позиция самого Толстого, это важно подчеркнуть.

Значение рассказа огромно. Толстой заставляет задуматься, что такое справедливость, честь, достоинство? По какому Закону должен жить человек?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!