СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение и инсценировка сказок, как форма развития устной речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение и инсценировка сказок, как форма развития устной речи младших школьников»

Доклад на тему

«Сочинение и инсценировка сказок, как форма развития устной речи младших школьников»

Подготовила Э. М. Сейтхалилова педагог- библиотекарь

МБОУ «Удачненская школа»

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания. Возможность создать что-то новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Воображение – это любой процесс, протекающий в образах. Сочинение и инсценировка сказок является развитием творческих способностей младших школьников. Детское сочинение - это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое.

Большую роль в речевом развитии учащихся начальной школы имеет внеклассная работа. Она позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся младших классов.

Основной задачей школьной библиотеки является привитие любви к книге и воспитание культуры чтения. Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьного библиотекаря. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с детьми.

Книга входит в жизнь ребенка с раннего детства. Ещё не умея читать, ребёнок, слушая сказки и рассказы, пытается сопереживать героям, повторяет их слова. С. Маршак говорил, что есть талант (он спрятан в каждом), его дано открыть, вырастить и воспитать.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека.

Я веду внеурочную деятельность в начальных классах «Удивительный мир книг». В своей работе я предлагаю учащимся 1-4 классах придумать и инсценировать волшебную сказку. Для выполнения этой работы учащимся необходимо: уточнить, какие волшебные сказки они знают. Вспомнить отличительные признаки волшебной сказки.


Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

Перед тем, как приступить к созданию собственной сказки, дети выполняют несколько заданий, работа над которыми поможет им закрепить знания о волшебной сказке и затем сочинить свою.

Вопросы учащимся:

1. Вспомните, что такое волшебная сказка?

2. Перечислите особенности волшебных сказок.

- добро побеждает зло.

- Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

- Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна - лягушка.

- Волшебные предметы. Примеры: скатерть - самобранка, ковёр - самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

-Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

- Как начинаются волшебные сказки?

Зачин: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океане, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки? Концовка, заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

Уточните, какие волшебные сказки есть в вашем учебнике «Литературное чтение»

Давайте вместе составим памятку, которая поможет нам составить волшебную сказку.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ (заполненная детьми вместе с педагогом) ПАМЯТКА

Совместно придумать сказочную историю со сказочными персонажами.

Разделиться на 2 группы,:



Характеристики волшебной сказки

Пример

- Работа в группах над созданием волшебной сказки

- Теперь, постараемся придумать свою сказочную историю. Давайте разделимся на группы. Каждая группа будет сочинять свою собственную сказку. Дети работают в группах над созданием собственной волшебной сказки. При необходимости, библиотекарь осуществляет помощь.

- Теперь каждая группа готовит инсценировку сочиненной сказки.

Необходимо придумать подобрать маски к героям придуманной сказки, подготовить их и принести на следующее занятие. Они пригодятся нам для проведения спектакля. Поработать над волшебными предметами, которые присутствуют в сочиненной сказке.

Также Вам необходимо распределить роли и подготовиться к показу спектакля.

Примечание: поскольку работа объемная и ее выполнение невозможно за 1 занятие, инсценировка сказки проводится на следующем занятии!

Дети, используя маски (подготовленные ) и волшебные предметы показывают спектакль сочиненной сказки.

На данное занятие можно пригласить родителей, учащихся других классов и провести в форме открытого занятия, или же – проведение спектакля на внеурочном занятии.

В конце подводим итоги

Все ли предложенные задания были выполнены?

Соответствует ли сочиненная сказка понятию «волшебная»? (Учтены ли детьми особенности волшебной сказки при создании собственной?)

Правильно ли составлена сказка? (последовательность, отсутствие повторов и т.п.)Уровень подготовки детей к показу спектакля (знание слов, наличие костюмов, волшебных предметов)

Интересно и артистично ли была представлена инсценировка сказки?

- Понравилась ли вам работать сказка?

- Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе над сказкой?

-Закончите предложение «Если бы не было этого занятия, ...» (примерные ответы: «... не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения»).

Подводя итоги хочется подчеркнуть, что на внеклассных занятиях решение практических задач в соответствии с речевой ситуацией способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. При этом учащиеся расширяют речевые возможности: учатся понимать и употреблять в речи новые грамматические формы и синтаксические конструкции, обогащают словарный запас, учатся монологической и диалогической речи.

В результате сочинения и инсценировки сказок у детей расширяется кругозор, повышается языковая подготовка, развивается способность в речевой деятельности. Кроме того, инсценировка сказок воздействует на развитие мышления и мыслительной деятельности средствами языка, используемыми в речи, а главное – развивает устную, связную речь учащихся.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!