СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-описание по картине Борис Михайлович Кустодиев «Масленица»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха.

                                                                                                                                                    Репин Илья Ефимович

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание по картине Борис Михайлович Кустодиев «Масленица»»

Сочинение-описание по картине

Борис Михайлович Кустодиев «Масленица»



Цели урока:


  1. Познакомиться с творчеством замечательного русского художника Борис Михайлович Кустодиев а.


  1. Совершенствовать навыки написания сочинения по картине.


  1. Умело использовать имена прилагательные в своей речи


  1. Воспитание интереса и уважения к национальным традициям.



Ход урока.


  1. Оргмомент (сообщение темы и цели урока).


  1. Слово учителя.

    • Работа с эпиграфом (на слайде).


На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха.


Репин Илья Ефимович


  • Портрет художника, его жизненный девиз.


Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что


  • хотел – любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому. Это было всегда единственным "сюжетом" моих картин.


Кустодиев Б. М.

  • Краткие биографические сведения


Б. М. Кустодиев – великий русский живописец творчество его многогранно: он был блестящим портретистом, декоратором, иллюстратором, писал исторические и жанровые картины. Родился в Астрахани, там, на берегах великой русской реки Волги прошли его детство, отрочество и юность. Уже в пять лет начал рисовать, а когда в город Астрахань впервые добралась выставка, был потрясен полотнами Репина, Шишкина, Сурикова, Крамского. Затем была учёба в Московском училище живописи. В 1906 году к художнику приходит известность. Как говорит он сам «…любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». Б. М. Кустодиев обращается к праздничной, яркой стороне народной жизни. Серия картин-песен, картин-праздников: «Ярмарка», «Гуляние на Волге», «Сельский праздник», «Карусель», «Масленица» делают его признанным мастером.


Искусство Кустодиева весёлое, жизнерадостное. И это при том, что судьба его была трагичной. Он прожил всего сорок девять лет, из них последние двенадцать были годами мучительной болезни, затворничества в мастерской из-за полного паралича ног…


Как не восхищаться мужеством такого человека!

  1. Знакомство с творчеством художника. (Просмотр слайдов с репродукциями картин. Краткий комментарий учителя).


  1. Работа по картине Кустодиева «Масленица».



Рассказы детей о празднике и традициях, с ним связанных (задание дано заранее, выступают все желающие).



Устное описание картины (2-3 ученика, по желанию).



Словарно-стилистическая работа.


Народное гуляние: красочно-весёлое, захватывающее дух; старый русский обычай


– проводы зимы; резвые кони.


Снег: ещё крепкий, белый, бледно-сиреневый, нежно-голубой, переливающийся на солнце.


Люди: нарядные, весёлые, румяные от мороза, радостные лица, яркие традиционные русские костюмы; возница в меховой шапке с алым верхом, в синем армяке.


Народные лакомства: жёлтые, круглые как солнышко, медовые пряники, ярко раскрашенные леденцы.


Возок: желтый, с красными цветами, расписная дуга.


Выводы:


  1. Основная мысль картины: буйным ликованием красок Кустодиев выразил не только волшебную прелесть милой его сердцу природы, но и всю ширь, всё богатство и щедрость русской души, характер народа.


    1. Общее впечатление от картины: любуясь многоцветием снега, чувствуешь, что русская зима – твоя родная зима!


  1. Чтение учителем текста Н. Надеждиной (по картине)


Художник Борис Кустодиев пригласил тебя на народное гулянье. По старому русскому обычаю на масленичной неделе провожали зиму, встречали весну. В честь весеннего солнца пекли блины, как солнце золотистые и круглые. Запрягали коней, чтоб прощаясь с зимой, прокатиться по ещё крепкому снегу.


Зимний день короток. Солнце садится. На изумрудно-зелёном небе золотые и розовые закатные облака и чёрные крылья спугнутой стаи. Птиц всполошил праздничный гомон: песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц.


Теперь редко-редко услышишь конское ржание и уж почти никогда не увидишь возницу в меховой шапке с алым верхом, в длинном до пят синем армяке. Художник перенёс тебя в старину.


Однако ты не чувствуешь себя чужим среди этих весёлых, румяных от мороза людей. Ты словно сам вместе с ними дышишь чистым морозным воздухом, кружишься на карусели, топчешься возле ярмарочных балаганов, где продают народные лакомства: медовые пряники, маковники, ярко раскрашенные леденцы.


  • до чего ж хочется забраться в ковровый, жёлтый, с красными цветами возок, чтоб рванули гнедые резвые кони, чтоб под расписной дугой дрогнули, заголосили, запели, захлебнулись звоном колокольчики-бубенчики, чтоб от вихревой езды захватило дух!


Но не была бы так лиха молодецкая удаль народных забав, так красочно весёлое гулянье, если бы под полозьями саней всеми оттенками перламутра не переливался снег: палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой.

  • картину, написанную талантливым художником, вложено ещё и то, что не сразу увидишь. Буйным ликованием красок Кустодиев выразил не только волшебную прелесть милой его сердцу природы, но и всю ширь, всё богатство и щедрость русской души, характер народа.


Любуясь многоцветием снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима»


(Н. Надеждина).


  1. Работа с памяткой «Как писать сочинение-описание по картине» и кратким искусствовед-ческим словариком.


  1. Создание черновиков, редактирование, написание сочинения.


Дополнительный материал к уроку.


Масленица 2011 - время примириться с ближними




























Масленица


Cырная, или масленичная, неделя - это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица - просторечное название Сырной седмицы - последней перед Великим постом недели. В ее продолжение не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.


На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове "масленица" в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.


Достаточно распространено мнение, что масленица - это праздник скорее языческий, а не православный. Это не совсем так.


Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к

Богу - в этом христианская составляющая масленицы. Масленица - это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.


Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.


Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: "Сырная седмица есть преддверие


  • начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина".


    • храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь". Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.


Прощеное воскресение


Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.


  • этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.


  • этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.


  • этот день последний раз употребляется скоромная пища.


  • этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения.


Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.


Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.


Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним" (Архим. Иоанн Крестьянкин).

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния".


Начинается Великий пост...


Понедельник — встреча



Встреча Масленицы.


Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. В понедельник Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья — женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально «встреча» проходила так, как в последствии только в песнях пелось — «уливая горки маслом», «усыпая сыром». Причина столь торжественной встречи заключается в том, что эта пара — божественные жених и невеста. До нас древний ритуал дошел в сильно урезанном виде. Его подсократили на одну единицу — мужскую, оставив только Масленицу. С течением времени имя ее было утеряно и восстановилось только благодаря долгим исследованиям всевозможных языковых и этнических тонкостей. Прообразом Масленицы была не кто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами — забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. Рядом с ней был Масленк, прообразом которого был бог


— громовик из тех же ритуалов и мифов.


Вторник — заигрыш


На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях,


  • те, что постарше, веселились за столом. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.


Среда — лакомка


  • этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду поводились ярмарки, шли народные гуляния. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями.


Четверг — перелом


Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом,


  • за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и калядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

Пятница — тещины блины


Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.


Суббота — золовкины посиделки


Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.


Воскресенье — целовальнник (прощание с Масленицей)


Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощенный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если


  • течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну. Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.



Памятка-подсказка


  1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.


  1. Постарайтесь прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.


  1. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?


  1. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.


  1. Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарём».


  1. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.


  1. Помните, главное — передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.


  1. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.


УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ


Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине


Акварель водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

Живописец художник, занимающийся живописью.


Живопись изобразительное искусство создание художественных образов красками.


Замысел заложенный в картине смысл.


Изобразительное искусство искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура).


Иллюстрация рисунок в тексте книги или журнала который сопровождает либо поясняет его содержание. Вы дающиеся мастера книжной иллюстрации: И. Я. Билибин, М. А. Врубель, В. М. Конашевич.


Картина произведение живописи в красках на куске холста, доске или листе бумаги. Композиция строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.


Контраст резкая противоположность; контраст зрительный зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по сравнению с окружающим его фоном.


Манера отличительные черты творчества какого-нибудь художника или писателя, его стиль.


Отблеск сияние отражённого света.


Оттенок разновидность одного и того же цвета.


Палитра тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая


живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.


Панорама картина больших размеров с объёмным первым планом, обычно занимающая стены


круглого, с верхним светом здания.


Пейзаж изображение природы.


Пейзажист художник, специалист в области пейзажа.


План место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.


Полотно картина (обычно на холсте).


Полутон переход от светлого, яркого цвета, тона к тёмному.


Репродукция воспроизведение картины, рисунка типографским способом.


Светотень распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике.


Тёплые оттенки цветовые оттенки, которые приближаются к красным и жёлтым и напоминают тепло, огонь.


Фон основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; задний план картины.


Холодные оттенки цветовые оттенки, тяготеющие к зелёным, синим, фиолетовым и связанные с ощущением холода.


Холст льняная суровая ткань; картина, созданная масляными красками на такой ткани.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!