2 | Проектирование темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | 9 мин | - Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово - Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. -Скажите, а что можно придумать из слов? А какой текст можно составить о картине? - Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи. (Включается запись «Гроза. Радостное пение птиц».) - Какую картину вы представили? Расскажите. - Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине Александра Михайловича Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1 ) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу. -Сформулируйте тему урока. - Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине? - А как подготовиться к сочинению? - Вот вы и сказали задачи нашего урока. Запишите в тетрадь дату, классная работа, и тему урока. Сегодня двадцать пятое сентября, классная работа, тема: сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» | -Мольберт, краски, эскизы, холсты… -Словосочетания, предложения, текст. -Рассказ, сочинение. -ответы учеников -Да! -Обмен впечатлениями. -Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя». -Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства. - Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его. | личностные: формировать навык развернутого анализа. регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки. познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах . |
5 6 | Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. | 8 мин 10 мин | -Ребята, Рассмотрите репродукцию картины А. М. Герасимова «После дождя». - Что изображено на картине? - К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова? - По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь? -Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя? -У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел? - Опишите, что видите. - Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? -Значит, как лучше описать картину? - О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? - А для чего создаются картины? - Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение. - Какие краски использовал художник? Выскажитесь в группе и скажите вслух. - Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро? Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады. - смотря на эту картину, что вы можете сказать о художнике – авторе картины? Ребята! Откройте страницу 57 и выполните упражнение 103. Рассмотрите репродукцию картины А. М. Герасимова «После дождя». Прочитайте материалы к сочинению. Для описания каких частей картины можно использовать материалы каждой группы слов? Дополните данные материалы. Работаем в парах! Кругом влажный блеск; неяркий солнечный свет. Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола. Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе. Проверяем! - Для описания, каких частей картины можно использовать материалы каждой группы слов? П.В. Устно опишите картину А.М. Герасимова «После дождя», используйте материалы из упражнения 103. - Обратите внимание на слова, помещенные в рамке на с. 57. Запишите в орфографический словарик слова «перила», «терраса», выделите в них орфограммы и составьте 2-3 предложения с этими словами. -Ребята, очень часто вы допускаете речевую ошибку: Вы повторяете в каждом предложении одно и то же слово, не подбирая синонимов. Давайте подберём синонимы к трём словам, которые Вы непременно будете использовать в сочинении: картина, художник, нарисовал. | -Стол, терраса, дерево, кувшин с цветами и.т.д -Натюрморт. -Блеск мокрых поверхностей. -Да. -После дождя. -Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов. -Терраса. -Сначала передний план, а потом задний план. -О красках, которые использовал художник -Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением. -светло-зелёные, тёмно-зелёные, розовато-жёлтые, бордовые тона. -Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение мокроты и прохлады. -Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе. 1. Кругом влажный блеск; неяркий солнечный свет, капли воды.( Это общая атмосфера) 2. Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола, опрокинутый стакан, мокрая скамья, бело-розовые цветы. (это передний план) 3. Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе, влажная трава, часть сада, (это задний план) -На картине А.М Герасимова «После дождя» изображена терраса после дождя, кругом влажный блеск, на террасу падает не яркий солнечный свет. Слева на картине располагается круглый стол на резных ножках, которые отражаются в лужах. На столе стоит букет цветов в кувшине и лежит на боку стакан. Художник использовал нежные тона цветов, цветы словно умыты дождем. Скамейка на террасе блестит, освещенная солнцем. А угол дома выходит прямо в сад. На заднем плане картины крыша сарая в саду, которая виднеется сквозь ветки кустов, во дворе густые цветущие кусты, виден край светлеющего неба. -На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего летнего дождя. - Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. • Картина - полотно, пейзаж. • Художник - живописец, пейзажист. • Нарисовал -изобразил, показал. | личностные: формировать навык развернутого анализа. регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки. познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах . |
7 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 5 мин | - Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план: 1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя». 2. Мокрая терраса. 3. Сад после дождя. 4. Колорит картины. 5. Настроение, которое создаёт картина. -Я составила вот такой план, если кто-то затрудняется составить свой план можно пользоваться моим планом. - Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. | |
личностные: формировать навык развернутого анализа. регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки. познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .
|
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | 1 мин | Запишите, пожалуйста, в дневники ваше домашнее задание. Составить сочинение по репродукции картины А.М. Герасимова «После дождя» Прочитайте задания в этих упражнениях. Какие у вас есть вопросы? | Слушают инструктаж по домашнему заданию. Задают вопросы. Герасимов Александр Михайлович На картине А. М. Герасимова «После дождя» изображена терраса в теплый летний день. Только что прошел сильный ливень. Повсюду мокрый блеск. Ярко сверкает залитый водой пол, блестят перила и скамейки. Влажным блеском сияет мокрый стол на резных ножках. В лужах отражаются перила, листва окружающих террасу деревьев. Дождь был сильным, настоящий летний ливень. От ударов крупных капель упал стакан, стоявший на столе рядом с кувшином с цветами, осыпались лепестки с цветов и прилипли к мокрой поверхности столика. Ветки деревьев в саду, кажется, слегка прогнулись под тяжестью омытой дождем листвы. Их зелень стала яркой, сочной, посвежевшей после ливня. Пышные деревья в саду освещены еще неярким солнцем. Небо серое, но уже начинает светлеть, как вымытые после долгой зимы окна. Неяркий свет льется и на крышу сарая, которая виднеется сквозь листву в глубине сада. Она как будто покрыта серебром, настолько украсил ее дождь и лучи солнца, с трудом пробивающиеся сквозь тучи. Картина Герасимова производит сильное впечатление. Она вся наполнена светом, ярким блеском, удивительной чистотой омытой дождем природы. Сам художник был так восхищен открывшейся ему картиной освеженной природы, что написал свое произведение на одном дыхании, без доработок и исправлений. | личностные: формировать навык развернутого анализа. регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки. познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах . |