СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине А. Н. Герасимова "После дождя"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине А. Н. Герасимова "После дождя"»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ Подготовка к сочинению по картине  А.М.Герасимова «После дождя»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Подготовка к сочинению по картине

А.М.Герасимова «После дождя»

Цель урока: развивать художественную речь учащихся;  учить описывать изображённое на картине;  активизировать лексику учащихся по данной теме;  расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством А.М.Герасимова

Цель урока:

  • развивать художественную речь учащихся;

  • учить описывать изображённое на картине;

  • активизировать лексику учащихся по данной теме;

  • расширить кругозор учащихся –

познакомить с жизнью и творчеством А.М.Герасимова

Слово о художнике Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор, доктор искусствоведения

Слово о художнике

Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) —

русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор,

доктор искусствоведения

Слово о художнике В истории русского искусства XX века Александр Михайлович Герасимов (1881 – 1963) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований. А.М.Герасимов (1881 – 1963) родился в Тамбовской губернии в городе Козлов (ныне г.Мичуринск). Талант художника проявился в детские годы, но по-настоящему учиться он начал только в 22 года, когда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он окончил училище сразу по двум специальностям: живописи и архитектуре. Свою творческую жизнь он посвятил пейзажам : «Урожай», «Осенний пейзаж», «После дождя», натюрмортам : «Рябинка», «Розы», портретам : балерины Лепешинской, скульпторов Тарасовой и Москвина, художников, скульпторов и др.представителей интеллигенции России. Герасимов Александр Михайлович – народный художник России, действительный член Академии художеств. Его картина «Мокрая терраса. После дождя» написана в 1935 г. и хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Слово о художнике

В истории русского искусства XX века Александр Михайлович Герасимов (1881 – 1963) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований.

А.М.Герасимов (1881 – 1963) родился в Тамбовской губернии в городе Козлов (ныне г.Мичуринск). Талант художника проявился в детские годы, но по-настоящему учиться он начал только в 22 года, когда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Он окончил училище сразу по двум специальностям: живописи и архитектуре. Свою творческую жизнь он посвятил пейзажам : «Урожай», «Осенний пейзаж», «После дождя», натюрмортам : «Рябинка», «Розы», портретам : балерины Лепешинской, скульпторов Тарасовой и Москвина, художников, скульпторов и др.представителей интеллигенции России.

Герасимов Александр Михайлович – народный художник России, действительный член Академии художеств. Его картина «Мокрая терраса. После дождя» написана в 1935 г. и хранится в Третьяковской галерее в Москве.

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. В бывшей летней мастерской воссозданы рабочий уголок Герасимова, деревянная терраса, которая изображена на одной из лучших картин живописца «После  дождя». Музей – усадьба А.М. Герасимова

В марте 1977 года в

Мичуринске был открыт

мемориальный

дом-музей художника.

Это обширное

двухэтажное кирпичное

здание. Имеются сад,

дворовые постройки,

каретный сарай и амбар.

В бывшей летней мастерской воссозданы рабочий уголок Герасимова, деревянная терраса, которая изображена на одной из лучших картин живописца «После дождя».

Музей – усадьба

А.М. Герасимова

Картины художника Яблони в цвету Полевые цветы Дары осени

Картины художника

Яблони в цвету

Полевые цветы

Дары осени

«Домик в Панском»  «Лесная сторожка» «Домик в Козлове»

«Домик в

Панском»

«Лесная сторожка»

«Домик в Козлове»

«В.И.Ленин на трибуне»  «И.В.Сталин и А.М.Горький на даче»  «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле» «Портрет И.В.Сталина»

«В.И.Ленин на трибуне»

«И.В.Сталин и А.М.Горький на даче»

«И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле»

«Портрет И.В.Сталина»

Картины художника Семейный портрет Автопортрет

Картины художника

Семейный портрет

Автопортрет

«Семейный портрет»

«Семейный портрет»

 За эту картину в 1937 художник получил Гран-при Всемирной выставки в Париже. А.М.Герасимов вспоминал:

За эту картину в 1937 художник получил Гран-при

Всемирной выставки в Париже. А.М.Герасимов вспоминал: "На моей выставке "25 лет творчества" был этюд, известный

под двойным названием "Мокрая терраса" и "После дождя"

(сейчас он находится в Третьяковской галерее). Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул

стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил

неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих

потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать... Я не придал как-то особого значения этому этюду

и только на выставке не без огорчения заметил, что многие зрители больше отдают внимания этюду "Мокрая терраса", чем громадной картине "Первая Конная"..."

Дождик прошёл по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как серёжки. Тронешь берёзку – она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке.  А. Яшин  «Полдень. Тёплый дождь»

Дождик прошёл

по садовой дорожке.

Капли на ветках висят,

как серёжки.

Тронешь берёзку –

она встрепенётся

И засмеётся.

До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал

по широкому лугу.

Даже цветы

удивились друг другу:

В чашечках листьев,

на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

А. Яшин

«Полдень. Тёплый дождь»

  «После дождя» («Мокрая терраса»)

«После дождя» («Мокрая терраса»)

Жанр картины Рассмотрите картину А.М.Герасимова «После дождя» Что изобразил художник? Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна.

Жанр картины

Рассмотрите картину А.М.Герасимова «После дождя»

Что изобразил художник?

Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж?

Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна.

Жанр картины Рассмотрите картину А.М.Герасимова «После дождя» Докажите, что картина включает в себя элементы разных жанров Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди, пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) – типичный натюрморт. На заднем плане перед нами красивый пейзаж – летний сад, омытый дождем.

Жанр картины

Рассмотрите картину А.М.Герасимова «После дождя»

Докажите, что картина включает в себя элементы разных жанров

Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди, пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены.

Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) – типичный натюрморт.

На заднем плане перед нами красивый пейзаж – летний сад, омытый дождем.

 Словарная работа Терраса — летнее открытое помещение в жилом доме в виде пристройки с крышей на столбах.(Словарь С.И. Ожегова); Перила — ограда по краю лестницы,  балкона, моста. (Словарь С.И. Ожегова)

Словарная работа

Терраса — летнее открытое помещение в жилом доме в виде пристройки с крышей на столбах.(Словарь С.И. Ожегова);

Перила — ограда по краю лестницы,

балкона, моста. (Словарь С.И. Ожегова)

А.М.Герасимов «После дождя» Почему картина А. М.Герасимова «После дождя» так называется? Что вы видите на ней? Какое время года изобразил художник? Почему вы так решили? Какие краски использовал художник? Прочитайте материалы к сочинению, предложенные в упражнении 61, и определите, для описания каких частей картины можно их использовать.

А.М.Герасимов «После дождя»

Почему картина А. М.Герасимова «После дождя» так называется?

Что вы видите на ней?

Какое время года изобразил художник? Почему вы так решили?

Какие краски использовал художник?

Прочитайте материалы к сочинению, предложенные в упражнении 61, и определите, для описания каких частей картины можно их использовать.

Какие предметы вы видите на террасе? Как они выглядят? (Учтите, что предметы выглядят по-разному в разное время суток, при разном освещении).

Какие предметы вы видите на

террасе?

Как они выглядят?

(Учтите, что предметы выглядят

по-разному в разное время суток,

при разном освещении).

Очертания каких предметов видны отчётливо на заднем плане картины? Дождик прошел по садовой дорожке, Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь берёзку – она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся… А.Яшин

Очертания каких предметов

видны отчётливо на заднем

плане картины?

Дождик прошел по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как сережки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся…

А.Яшин

 Вид с террасы:    Крыша сарая в саду виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе; кроны деревьев, которые напоминают мерцающие витражи….

Вид с террасы:

Крыша сарая в саду виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе; кроны деревьев, которые напоминают мерцающие витражи….

Описание террасы:     круглый стол на резных ножках, букет пионов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, отражения на покрытых влагой досках отливают серебром…..

Описание террасы:

круглый стол на резных ножках, букет пионов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, отражения на покрытых влагой досках отливают серебром…..

Составим план сочинения  Несколько слов об авторе картины. 1.Что побудило Герасимова написать эту картину.   2. Композиция картины: а) мокрая терраса; б) круглый стол; в) цветы; г) посвежевший сад. 3. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Составим план сочинения

  • Несколько слов об авторе картины. 1.Что побудило Герасимова написать эту картину.

2. Композиция картины:

а) мокрая терраса; б) круглый стол; в) цветы; г) посвежевший сад.

3. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Опорная  лексика Передо  мной  картина  … На  переднем  плане  замечательного  полотна… В центре  картины  художник  изобразил… При создании  картины  мастер  использовал… Художнику  удалось…

Опорная  лексика

Передо  мной  картина  …

На  переднем  плане  замечательного  полотна…

В центре  картины  художник  изобразил…

При создании  картины  мастер  использовал…

Художнику  удалось…

Подберите синонимы живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; ХУДОЖНИК — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; КАРТИНА — запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал ИЗОБРАЗИЛ —

Подберите синонимы

живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;

ХУДОЖНИК —

полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;

КАРТИНА —

запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал

ИЗОБРАЗИЛ —

Собираем рабочие материалы Предмет изображения Материалы Терраса (летнее открытое помещение в жилом доме) Стол Цветы Сад Настроение летняя терраса, деревянные перила, мокрый пол похож на паркет, тени на блестящем полу, влажный блеск, неяркий солнечный свет, сырой воздух … круглый стол на резных ножках, словно покрыт черным лаком, влажная поверхность сверкает, блеск солнечных лучей, нежные лепестки, опрокинутый ветром стакан … стеклянный кувшин, пышный букет цветов, крупные лепестки нежно-розовых оттенков, сверкают капельки дождя, аромат чудесных цветов … буйная зелень сада, дождевая влага, густые цветущие кусты во дворе дома, дождь словно умыл сад и обновил яркие краски лета … настроение радостное, навевает чувство свежести после летнего дождя, дышит дождевой влагой, природа дышит прохладой …

Собираем рабочие материалы

Предмет

изображения

Материалы

Терраса

(летнее открытое помещение в жилом доме)

Стол

Цветы

Сад

Настроение

летняя терраса, деревянные перила, мокрый пол похож на паркет, тени на блестящем полу, влажный блеск, неяркий солнечный свет, сырой воздух …

круглый стол на резных ножках, словно покрыт черным лаком, влажная поверхность сверкает, блеск солнечных лучей, нежные лепестки, опрокинутый ветром стакан …

стеклянный кувшин, пышный букет цветов, крупные лепестки нежно-розовых оттенков, сверкают капельки дождя, аромат чудесных цветов …

буйная зелень сада, дождевая влага, густые цветущие кусты во дворе дома, дождь словно умыл сад и обновил яркие краски лета …

настроение радостное, навевает чувство свежести после летнего дождя, дышит дождевой влагой, природа дышит прохладой …

Какое стихотворение вспоминается вам при виде этой картины? Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как серёжки. … В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке. А.Яшин

Какое стихотворение вспоминается вам

при виде этой картины?

Дождик прошел по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как серёжки.

… В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

А.Яшин

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:  есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);  правилен ли порядок слов;  правильно ли связаны слова по смыслу;  не повторяются ли одинаковые слова и выражения;  правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Приступайте к работе в чистовике.   Удачи!

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Приступайте к работе в чистовике.

Удачи!

Всем спасибо за работу!

Всем

спасибо

за

работу!

Использованный материал: Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г. Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 6 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia Репродукции картин А.М.Герасимова: http://ru.wikipedia

Использованный материал:

  • Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г.
  • Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 6 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г.
  • Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г.
  • Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
  • Репродукции картин А.М.Герасимова: http://ru.wikipedia


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя