Тема урока: Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Цели урока:1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовительная работа
- Кто из вас бывал в осеннем лесу?
- Что особенно интересного вы там заметили?
- Опишите ваше настроение.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
IV. Работа по теме уроке.
1. Библиографические сведения о художнике.
-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.
2.Рассматривание репродукции картины.
- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.
3. Словарная работа.
- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)
- А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист.
4. Беседа по содержанию картины.
1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?
2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые, холодные)
3) Что изображено на переднем плане?
(Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).
4) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.
(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).
5) Почему? Как вы думаете?
( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)
6) Что растет по берегам речки?
(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).
7) Почему осень на картине названа золотой?
8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?
10) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?
ФИЗМИНУТКА
5.Речевая подготовка.
- Выберите слова, характеризующие небо. Голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.
- А какие слова больше подходят для описания реки? Неширокая, чистая, спокойная, глубокая,
тихая, с медленным течением.
- Выберите слова, характеризующие деревья. Красивые, как свечки, жёлтые, золотые, разноцветные.
- А какие слова больше подходят для описания травы? Сухая, жёлтая, как ковёр, бурая, как бархатный мягкий коврик.
- Выберите слова, характеризующие чувства, настроение, которое вызывает пейзаж. Ощущение тишины, покоя; мягкая лирическая грусть, навеянная увяданием природы.
6.Составление плана.
-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)
-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).
-О чём будем рассказывать в первой части?
(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).
-Какими словами можно начать?
(«Передо мной картина известного художника…»)
-Что будем описывать во второй части?
(В ней будем описывать картину).
-Что именно будем описывать?
(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)
-Как начнёте описание?
(На картине изображена ранняя осень…)
-О чём будем писать в третьей части?
(О своих чувствах, об отношении к картине)
-Как можно начать заключительную часть?
(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)
(Мне эта картина нравится тем то…)
ПЛАН
1.Передо мной - картина известного художника…
2.Описание картины. (Река, берёзки, небо, поле, дома. Цвета картины.)
На картине изображена ранняя осень…
3.Моё отношение к картине. (Мне эта картина нравится тем, что…
V. Написание сочинения по плану.
VI. Итог урока.
-Чему учились на уроке?
Заслушивание некоторых работ учащихся.