Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 13-14
ТЕМА: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И.ШИШКИНА Урок 13-14
«КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА»
Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Задачи:
Обогащение словарного запаса.
Обучение нормам литературного языка (орфографическим и пунктуационным),
Обогащение грамматического строя речи.
Формирование и совершенствование умений и навыков связного изложение мыслей в устной и письменной форме.
Оборудование:
Репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща».
Стенд репродукций и иллюстраций, запечатлевших пейзажи.
Фонограмма музыки П.И.Чайковского «Времена года. Июнь».
Интерактивная доска для просмотра презентации.
Компьютер.
Толковый словарь
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
На доске написан эпиграф к уроку:
«…В пейзаж надо погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание».
К.Г.Паустовский.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами будем работать над сочинением-описанием по картине замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща». Прочитайте высказывание К.Г.Паустовского. В чем его смысл? (СЛАЙД №2)
(«погрузиться в пейзаж» - прочувствовать его, пронести через душу, уметь видеть красоту природы).
Также будем учиться грамотно, связно, красиво (с точки зрения русского языка) рассказывать об увиденном – художник рисует кистями и красками, а мы с вами попробуем рисовать словами. Также мы познакомимся с лексическим значением слов «пейзаж» и «пейзажист». СЛАЙД №3)
Изучение нового материала.
Прежде, чем мы начнем говорить о картине, узнаем немного о художнике (СЛАЙД №4,5).
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с формами природы и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Во всех своих произведениях Иван Иванович Шишкин является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и лес, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
Ребята, вы услышали, что Иван Иванович был пейзажистом, а кто это? Что обозначает это слово? А что такое пейзаж? Проверим наши догадки по словарю (прочитать из Толкового словаря – у кого-то на парте). Правильно мы думали? (СЛАЙД №6,7). Запишите эти слова в словарик и выучите.
Вывод: какие картины писал Шишкин, что на них изображено? (СЛАЙД №8,9,10).
Картина «Корабельная роща» не исключение – на ней тоже изображен пейзаж (СЛАЙД №11 – первое восприятие картины). Что вы видите?
История создания картины. (СЛАЙД №12)
"Корабельная роща" была написана художником в 1898 году под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. На рисунке к картине он сделал надпись: "Афанософская Корабельная роща близ Елабуги", этим полотном Иван Шишкин завершил свой творческий путь.
ФИЗМИНУТКА:
Встаньте, отвернитесь от экрана, внимание на меня:
Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны)
Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг)
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны)
Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг)
Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой). Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места
Раскрытие смысла названия
Как вы думает, почему картина так называется? Ведь на ней изображены совсем не корабли. Посмотрите внимательно на сосны (СЛАЙД №13): какие они? На что они походят? На какую часть старинных кораблей? (СЛАЙД №14). Раньше из таких сосен (высоких, стройных, без многочисленных сучков) делали мачты для кораблей.
Определение основной мысли.
Художник восхищается красотой природы.
Ребята, а вы когда-нибудь по-настоящему видели корабельные сосны? Где они растут? (вокруг села). Расскажите о том, что в вашей округе растут корабельные сосны своим родителям и друзьям, дорожите ими, охраняйте и не засоряйте лес.
Работа с черновиком.
Приготовьте листочки, которые я вам раздала, ручки, линейки и карандаши. Расчертите на две колонки (первую можно поуже сделать).
Выявление средств художественной выразительности.
- Опишите с помощью слов-прилагательных уголок леса, представленный на картине. Придумайте и запишите метафоры, сравнения, эпитеты.
(СЛАЙД №15,16)
- Что художник изобразил на переднем плане своей картины? (Опушка соснового бора) (СЛАЙД №15,16):
1. опушка соснового бора | Солнечная, яркая |
Величие каких деревьев отобразил И.И.Шишкин на своей картине? Какие они? Давайте запишем о них (Величавые стройные сосны) (СЛАЙД №17,18):
2. сосны | Величавые, стройные, огромные, с пышными вершинами, густой хвойный бор. |
(на доске в правую колонку записывать то, что говорится)
3. Небо | Бездонное, синее, ясное, малооблачное. |
Что на картине манит нас за собой в глубь рощи? (Прозрачный ручеёк ) (СЛАЙД №19,20)
4. Ручей | Прозрачный, спокойный, ленивый, медленно движется с покосившимся заборчиком (значит там никто не ходит, раз он такой заброшенный – никто не нарушает тишину и спокойствие леса) |
Как вы думаете, мы обо всем вспомнили? Какое время года попытался отразить художник на картине? (СЛАЙД №21,22). О чем еще не сказали? Это солнышко, про него нельзя забывать, почему? Какое оно? (Летнее солнце)
5. Солнце | Ласковое, летнее, радостное, доброе, освещающее каждую травинку, каждую сосенку |
Какое впечатление оставляет после себя картина И.И.Шишкина? Что вы почувствовали, когда впервые посмотрели на эту картину? Запишите свои впечатления самостоятельно в пятую графу. (СЛАЙД №23)
6. Впечатление от картины | Красота русской природы |
ФИЗМИНУТКА. (традиционная – только отвернуться от доски).
Ребята, посмотрите на свой черновик, как вы думаете, что у нас получилось? (план), подпишите свою табличку.
А теперь давайте попробуем устно по этому плану рассказать о картине «Корабельная роща». Представим, что мы рассказываем о ней кому-то, кто никогда ее не видел. Что это значит? (рассказать подробно, интересно, красочно, так, чтобы на неё тут же захотелось посмотреть). А как можно начать свой рассказ? «На картине известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща» изображены… дальше по плану» (кто-то один) (СЛАЙД №23). (Устная корректировка, оценивание ответа). (ДОСКУ ВЫКЛЮЧИТЬ)
Обучающиеся создают черновик, работают над средствами выразительности, подбирают эпиграф, проверяют написание слов по словарю, редактируют черновик.
Итоги урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Оценивание – отметки за урок.
Написание сочинения в тетради по развитию речи: ваша задача – письменно рассказать об этой картине. Не забывайте соблюдать орфографические и пунктуационные правила. Как пишется название картины? Также помните, что описание каждого пункта плана начинается с красной строки. Пишите сначала на черновике, затем его проверьте, и только потом переписывайте в тетрадь по развитию речи.
3