5 класс русский язык
Уроки 23-24. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Н. Г. КАРАХАНА "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"
Цели урока:
научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине;
активизировать лексику учащихся по теме “Осень”;
совершенствовать умение использовать средства выразительности в речи;
подготовить учащихся к сочинению-описанию;
Ход работы.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы вновь отправляемся с вами в путешествие в мир природы. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вон дерево, склонившееся к воде. Спокойно журчит ручей. А в небе облака, похожие на каких-то зверей.
Смена времен года, смена дня и ночи, закат, час рассвета, когда восходящее солнце неожиданно озарит природу, – вот яркие и короткие мгновения, которые дали жизнь лучшим русским пейзажам.
– А давайте вспомним, что же такое пейзаж в литературе?
(Запись на доске. Пейзаж – это картины природы в художественном произведении.)
– Вспомним художников-пейзажистов, которые подарили миру великолепные полотна.
Словарно-орфографическая работа.
Пейзаж — рисунок, картина, изображающая природу.
2. Виртуальная картинная галерея. Н.Г. Карахан – о жизни и творчестве художника
(Интернет-ресурс. http://www.rusculture.into/details))
Виртуальные галереи – Пейзажи – Карахан – краткая биография (имеются ссылки на “Галерею” – просмотр картин художника)
Задание классу перед экскурсией:
Чему отдает предпочтение художник?
Что вас поражает в его пейзажах
3. В творческой мастерской Н.Г. Карахана.
Рассказ учителя о творчестве художника с демонстрацией его пейзажей.
Биографическая справка.
Николай Георгиевич Карахан родился на Кавказе, но с детских лет вместе с родителями жил в Узбекистане. Учился в Ташкентском художественном училище. Первое большое художественное полотно он создал в 1929 году. Герои его произведений — люди и природа ставшего для него родным Узбекистана. Художник перенес на полотно красоту родного края: бескрайние хлопковые поля, высокие горы, цветущие холмы. И почти на каждой картине показан человек труда. Это картины "Строят плотину", "Поливальщик", "Сбор хлопка", "Идут на работу" и многие другие.
В конце 50-х годов все чаще художник обращается к пейзажам, среди которых "Дорога на Шахимардан", "Весна в горах", "Осень", "Богустан". В 1957 году художник пишет картину "Золотая осень".
С 1928 — участник выставок. Член и экспонент Ташкентского филиала АХРР (с 1928). Провел персональные выставки в Ташкенте (1960, 1965).
Преподавал рисунок в Туркменском педагогическом техникуме (1925–1934), живопись в Ташкентском художественном училище (1934–1941).
За свою деятельность был удостоен звания народного художника Узбекской ССР. В 1981 в Ташкенте состоялась ретроспективная выставка художника.
Николай Карахан был участником группы, занимавшейся художественным оформлением павильона на "Всемирной выставке 1939 года", проходившей в Нью-Йорке.
В 1960 году Николаю Георгиевичу Карахану было присвоено звание Народного художника Узбекской ССР.
Николай Георгиевич Карахан умер 18 июня 1970 года в Ташкенте. во время работы над картиной «Дорога домой».
Одно из основных достоинств художника — его непосредственная близость к народному искусству, сказавшаяся в прямоте и конкретности выражения мысли, в горячей любви к цвету, в стремлении к подчеркнуто наивной трактовке изображаемого.
Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте; одной из наиболее значительных коллекций работ Карахана обладает Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе (862 произведения живописи и графики).
Задание учащимся.
– Почему, как вы думаете, художник отдает предпочтение пейзажам?
– Запишите название картин, определите передний и задний планы. (Учащиеся с этим знакомы.)
"Строят плотину", "Поливальщик", "Сбор хлопка", "Идут на работу", "Дорога на Шахимардан", "Весна в горах", "Осень", "Богустан"“Золотая осень”
– Что особенное вы заметили на картинах Н.Г.Карахана? Что привлекает ваше внимание?
4. “Творческий практикум. Роль цвета”.
Работа по группам.
1-е задание: подберите цветовые эпитеты (определения) к каждому времени года и запишите их в тетради (не забудьте записать работу других групп)
Дополнительное задание: из предложенных отрывков стихотворений выберите свой; вспомните названия картин, соответствующие временам года
1 группа – “Осень” (Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет: красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, бордовый, бурый, лимонный).
2 группа – “Весна” (Весной природа одевается в нежные и слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, цвет молодой зелени, маково-красный).
3 группа – “Лето” (Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый, оранжевый).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А.Бунин
"Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса",
- так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера... Ф. Тютчев
Учитель. Как вы думаете, что создает художник с помощью цвета?
2-е задание: запишите предложение в тетрадь.
С помощью цвета художник создает (образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение).
Учитель. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, печали.
3-е задание: подберите определения к слову цвет и запишите.
Цвет тусклый, контрастный, яркий, насыщенный, ослепительный, приглушенный.
5. Работа над описанием картины.
1. Повторение теоретических сведений по типу речи (материалы в папках).
Задание: вспомните, что такое описание и как строится текст-описание.
Если забыли, обратитесь к справочному материалу в папках.
Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Обычно в описании говорится одновременно о нескольких признаках.
Текст-описание строится так:
Общее впечатление о предмете, явлении, картине.
Раскрытие признаков этого предмета, явления, картины в определенной последовательности.
Оценка предмета, явления, картины: выражение своего отношения к нему (к ней).
3. Представьте себе, что вы в картинной галерее. Не торопитесь, подумайте, рассмотрите внимательно
Что изображено на переднем плане? на заднем плане? (Березки, лес, трава, кусты, река, небо.)
Составьте по теме картины словосочетания и предложения и запишите.
Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Осенью все деревья становятся разноцветными. Ворохи желтых листьев. Стояла осень в своем желтом наряде. Вдалеке видны белые, бело-розовые облака. Золотые деревья отражаются в чистой синей воде. В лесу тишина, ни один листик не шелохнется. Какое многоцветье! Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. В пурпурный и золотистый цвет окрашена листва.
4. Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?
Горы – голубые, синие, седые, дымчатые, могучие, величавые, торжественные.
Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.
Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.
Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.
Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.
Вода – прозрачная, освежающая, холодная, живая, талая, горная, живительная, и т.д.
Речка - бурная, глубокая, чистая, неширокая, горная,
5. Каким настроением проникнута картина? Понял ли ты замысел художника? Что же главное хотел показать нам Н.Г.Карахан?
(Грустным, печальным, светлым. Карахан хотел показать красоту родной природы, свою любовь к ней.)
Учитель. Картина радует нас красотой и гармонией красок и в то же время пробуждает чувство легкой грусти: торжественна, безмятежна природа в этот тихий осенний день, но она уже отцветает – скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный золотой наряд.
6. Составление плана.
1. Вступление.
Уголок узбекской природы в погожий, тихий осенний день.
2. Основная часть.
Пейзаж на картине.
А. Деревья.
Б. Трава и кустарники.
В. Горы и небо.
Г Река- сай, вода
Д. Настроение от картины. Замысел художника. Мастерство художника.
3. Заключение.
Какие мысли и чувства вызвала у меня картина. (Картина отражает любовь художника к родному краю, к его простой и величественной красоте.)
7. Письмо сочинения (работаем на черновике)
Домашнее задание: написать сочинение в тетради по развитию речи.
Учитель. Вы остановились перед пейзажем Николая Георгиевича Карахана “Золотая осень”. Передайте словами то, что показал красками замечательный художник. Не забывайте, сколько чувства, сколько искреннего волнения и глубокой любви к природе вложил художник в свои поэтические полотна! Отцветает золотая осень. Осыпаются одетые в багряный убор садовые деревья, недвижны горы, недвижно застыли в небе тучки. Невольно охватывает вас настроение щемящей грусти…