СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Н. Г. КАРАХАНА "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"( 5 класс русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Н. Г. КАРАХАНА "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"( 5 класс русский язык)»

5 класс русский язык

Уроки 23-24. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ Н. Г. КАРАХАНА "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"



Цели урока:

  • научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине;

  • активизировать лексику учащихся по теме “Осень”;

  • совершенствовать умение использовать средства выразительности в речи;

  • подготовить учащихся к сочинению-описанию;

Ход работы.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы вновь отправляемся с вами в путешествие в мир природы. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вон дерево, склонившееся к воде. Спокойно журчит ручей. А в небе облака, похожие на каких-то зверей.

Смена времен года, смена дня и ночи, закат, час рассвета, когда восходящее солнце неожиданно озарит природу, – вот яркие и короткие мгновения, которые дали жизнь лучшим русским пейзажам.

– А давайте вспомним, что же такое пейзаж в литературе?

(Запись на доске. Пейзаж – это картины природы в художественном произведении.)

– Вспомним художников-пейзажистов, которые подарили миру великолепные полотна.

Словарно-орфографическая работа.

Пейзаж — рисунок, картина, изображающая природу.


2. Виртуальная картинная галерея. Н.Г. Карахан – о жизни и творчестве художника

(Интернет-ресурс. http://www.rusculture.into/details))

Виртуальные галереи – Пейзажи – Карахан – краткая биография (имеются ссылки на “Галерею” – просмотр картин художника)

Задание классу перед экскурсией:

  • Чему отдает предпочтение художник?

  • Что вас поражает в его пейзажах

3. В творческой мастерской Н.Г. Карахана.

Рассказ учителя о творчестве художника с демонстрацией его пейзажей.

Биографическая справка.


Николай Георгиевич Карахан родился на Кавказе, но с детских лет вместе с родителями жил в Узбекистане. Учился в Ташкентс­ком художественном училище. Первое большое художественное полотно он создал в 1929 году. Герои его произведений — люди и природа ставшего для него родным Узбекистана. Художник пере­нес на полотно красоту родного края: бескрайние хлопковые поля, высокие горы, цветущие холмы. И почти на каждой картине пока­зан человек труда. Это картины "Строят плотину", "Поливальщик", "Сбор хлопка", "Идут на работу" и многие другие.

В конце 50-х годов все чаще художник обращается к пейзажам, среди которых "Дорога на Шахимардан", "Весна в горах", "Осень", "Богустан". В 1957 году художник пишет картину "Золотая осень".

С 1928 — участник выставок. Член и экспонент Ташкентского филиала АХРР (с 1928). Провел персональные выставки в Ташкенте (1960, 1965).

Преподавал рисунок в Туркменском педагогическом техникуме (1925–1934), живопись в Ташкентском художественном училище (1934–1941).

За свою деятельность был удостоен звания народного художника Узбекской ССР. В 1981 в Ташкенте состоялась ретроспективная выставка художника.

Николай Карахан был участником группы, занимавшейся художественным оформлением павильона на "Всемирной выставке 1939 года", проходившей в Нью-Йорке.
В 1960 году Николаю Георгиевичу Карахану было присвоено звание Народного художника Узбекской ССР.
Николай Георгиевич Карахан умер 18 июня 1970 года в Ташкенте. во время работы над картиной «Дорога домой».

Одно из основных достоинств художника — его непосредственная близость к народному искусству, сказавшаяся в прямоте и конкретности выражения мысли, в горячей любви к цвету, в стремлении к подчеркнуто наивной трактовке изображаемого.

Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте; одной из наиболее значительных коллекций работ Карахана обладает Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе (862 произведения живописи и графики).

Задание учащимся.

– Почему, как вы думаете, художник отдает предпочтение пейзажам?

– Запишите название картин, определите передний и задний планы. (Учащиеся с этим знакомы.)

"Строят плотину", "Поливальщик", "Сбор хлопка", "Идут на работу", "Дорога на Шахимардан", "Весна в горах", "Осень", "Богустан"“Золотая осень”

– Что особенное вы заметили на картинах Н.Г.Карахана? Что привлекает ваше внимание?

4. “Творческий практикум. Роль цвета”.

Работа по группам.

1-е задание: подберите цветовые эпитеты (определения) к каждому времени года и запишите их в тетради (не забудьте записать работу других групп)

Дополнительное задание: из предложенных отрывков стихотворений выберите свой; вспомните названия картин, соответствующие временам года

1 группа – “Осень” (Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет: красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, бордовый, бурый, лимонный).

2 группа – “Весна” (Весной природа одевается в нежные и слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, цвет молодой зелени, маково-красный).

3 группа – “Лето” (Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый, оранжевый).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А.Бунин

 "Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса",

- так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера... Ф. Тютчев


Учитель. Как вы думаете, что создает художник с помощью цвета?

2-е задание: запишите предложение в тетрадь.

С помощью цвета художник создает (образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение).

Учитель. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, печали.

3-е задание: подберите определения к слову цвет и запишите.

Цвет тусклый, контрастный, яркий, насыщенный, ослепительный, приглушенный.

5. Работа над описанием картины.

1. Повторение теоретических сведений по типу речи (материалы в папках).

Задание: вспомните, что такое описание и как строится текст-описание.

Если забыли, обратитесь к справочному материалу в папках.

Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Обычно в описании говорится одновременно о нескольких признаках.

Текст-описание строится так:

  1. Общее впечатление о предмете, явлении, картине.

  2. Раскрытие признаков этого предмета, явления, картины в определенной последовательности.

  3. Оценка предмета, явления, картины: выражение своего отношения к нему (к ней).

3. Представьте себе, что вы в картинной галерее. Не торопитесь, подумайте, рассмотрите внимательно

Что изображено на переднем плане? на заднем плане? (Березки, лес, трава, кусты, река, небо.)

Составьте по теме картины словосочетания и предложения и запишите.

Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Осенью все деревья становятся разноцветными. Ворохи желтых листьев. Стояла осень в своем желтом наряде. Вдалеке видны белые, бело-розовые облака. Золотые деревья отражаются в чистой синей воде. В лесу тишина, ни один листик не шелохнется. Какое многоцветье! Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. В пурпурный и золотистый цвет окрашена листва.

4. Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?

Горы – голубые, синие, седые, дымчатые, могучие, величавые, торжественные.

Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.

Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.

Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.

Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.

Вода – прозрачная, освежающая, холодная, живая, талая, горная, живительная, и т.д.

Речка - бурная, глубокая, чистая, неширокая, горная,

5. Каким настроением проникнута картина? Понял ли ты замысел художника? Что же главное хотел показать нам Н.Г.Карахан?

(Грустным, печальным, светлым. Карахан хотел показать красоту родной природы, свою любовь к ней.)

Учитель. Картина радует нас красотой и гармонией красок и в то же время пробуждает чувство легкой грусти: торжественна, безмятежна природа в этот тихий осенний день, но она уже отцветает – скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный золотой наряд.

6. Составление плана.

1. Вступление.

Уголок узбекской природы в погожий, тихий осенний день.

2. Основная часть.

Пейзаж на картине.

А. Деревья.
Б. Трава и кустарники.
В. Горы и небо.

Г Река- сай, вода
Д. Настроение от картины. Замысел художника. Мастерство художника.


3. Заключение.

Какие мысли и чувства вызвала у меня картина. (Картина отражает любовь художника к родному краю, к его простой и величественной красоте.)

7. Письмо сочинения (работаем на черновике)

Домашнее задание: написать сочинение в тетради по развитию речи.

Учитель. Вы остановились перед пейзажем Николая Георгиевича Карахана “Золотая осень”. Передайте словами то, что показал красками замечательный художник. Не забывайте, сколько чувства, сколько искреннего волнения и глубокой любви к природе вложил художник в свои поэтические полотна! Отцветает золотая осень. Осыпаются одетые в багряный убор садовые деревья, недвижны горы, недвижно застыли в небе тучки. Невольно охватывает вас настроение щемящей грусти…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!