СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова "В голубом просторе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по развитию речи. Данный урок способствует развитию умения воспринимать произведения изобразительного искусства, составлять по картине описательный текст.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова "В голубом просторе".»


Шевченко Инна Анатольевна

МОУ «Школа № 110 города Донецка»

Тема: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова "В голубом просторе".

Цели:

  • Способствовать развитию умений воспринимать произведение изобразительного искусства, определять его тему, передавать содержание, составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине Уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины. Формировать умение правильно писать слова на диапазоне изученных орфограмм.

  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

  • Ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства.

Материалы к уроку: Репродукции картин, презентация «В голубом просторе», музыкальные произведения.

Ход урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

II. Подготовка к основному этапу занятия

  1. Беседа по вопросам

Продолжите предложения:

– Произведение живописи в красках называется...(картина).

– Картина, воспроизведенная 
типографским способом, назы-
вается... (репродукция).

– Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, 
называется...(иллюстрация).

– Пейзажем называется изобра-
жение... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном 
произведении)
.

Художник, который пишет пейзажные картины, называется... 
(пейзажист) Слайд №2

  1. Слово учителя о художнике. Слайды № 3-5

Учитель: Аркадий Александрович Рылов - советский русский живописец, который писал великолепные пейзажи. Ему принадлежит множество прекрасных картин, на которых он изображал простую русскую природу во всей её красе. Родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой. В 1893 г. А. А. Рылов поступил в Санкт Петербургскую Императорскую Академию художеств. Аркадий Рылов любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих.

В историю русской живописи А. А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе". Не случайно современники художника называли его «чародеем тайн сине-зеленого» тона.

III. Постановка учебной задачи Сегодня на уроке разговор у нас с вами пойдет об одной из самых поэтичных картин А.А. Рылова «В голубом просторе». – Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего? (Чувства и мысли автора, художника.)

IY. Знакомство с картиной «В голубом просторе».

  1. Учитель: Этой картиной можно полюбоваться в Третьяковской галерее. На картине Рылова «В голубом просторе» изображен необычайно красивый морской пейзаж. (Ученики рассматривают произведение).

– Обратите внимание на название картины. Объясните его значение. («В голубом просторе». Простор – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль. А словом «голубой» автор подчеркивает чистоту, свежесть.) Слайд № 6

Учитель: На картине изображено небо и море, поэтому цветовая гамма полотна сине-голубая. Синий, ярко-синий, темно-синий, голубой, бледно-голубой, светло-голубой, *сапфировый, *аквамариновый, нежно-голубой, серо-голубой, зелено-голубой, *лазурный, *бирюзовый, светло-синий, синеватый, серебристо-голубой.(Слова записаны на карточках и значение отмеченных звездочкой слов учащиеся уточняют).

- Какие слова этого ряда могут быть использованы при описании цвета моря на картине, а какие – при описании цвета неба.

  1. Беседа по картине. (Отвечают на вопросы, записывают предложения.)

– Что мы видим на картине? 
(Небо, море, остров, корабль, 
лебеди.)
 Слайд № 7

- Каким А.А,Рылов показал на картине море? Слайд № 8

Спокойное, тихое, бескрайнее синее море с пенными гребнями волн. Оно блестит на солнце и волнуется под порывами ветра.

- Опишите небо и облако. Слайд № 9

Высокое светло – голубое небо. По небу легко и свободно плывут облака.

- Кого можно рассмотреть под белыми облаками? Слайд №

По нежно лазурному небу летит стая ослепительно белых лебедей. Они летят к солнышку, в жаркие края.

- Как изобразил художник парусник (фрегат)? Слайд № 10

В синем морском просторе плавно скользит корабль, летящий на своих парусах над волнами, как птица. Раздутые белые паруса корабля ярко освещены солнцем.

- Куда несётся парусник? Слайд № 11

Парусник несётся к берегу. На нём видны скалы, покрытые снегами. Пики гор цепляются за облака.

Учитель : На картине нарисован суровый, но красивый край.

- Создаётся ли ощущение, что всё на картине находится в движении? На картине А.А.Рылова все движется. Вместе с кораблем, птицами, облаками движутся волны, покрытые белыми бурунами. Кажется, что и снежный берег плывет куда-то вслед за всеми, туда, где яркое солнце, неизвестные дали. Художник удивительным образом создал бесконечное движение, полное жизни и света.

- Какое у вас впечатление от картины? Очень хочется оказаться на этом корабле, увидеть такое море и небо.

  1. Физкультминутка Слайд № 12

Мы ладонь к глазам приставим, 
Ноги крепкие расставим. 
Поворачиваясь вправо, 
Оглядимся величаво. 
И налево надо тоже 
Поглядеть из под ладошек. 
И – направо! 
И еще 
Через левое плечо!

4. Составление плана сочинения.

- С чего бы вы начали сочинение по картине?( Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Рылов изобразил красоту далёкого Севера.)

- Что будете описывать и в какой последовательности? (Стали бы подробно описывать море,парусник , лебедей и т.д.)

- Чем закончите сочинение? (Обязательно написали бы о том, какие чувства вызывает эта картина. Эта картина мне очень понравилась)

План (примерный) Слайд № 13

1. Пейзаж А. А. Рылова.

2. Изображение моря и волн.

3. Описание неба и облаков.

4. Представление птиц.

5. Изображение парусного корабля.

6 .Описание скалистого берега.

7. Настроение, которое оставила картина.

V. Чтение сочинения для образца.

На картине Рылова «В голубом просторе» изображен необычайно красивый морской пейзаж.

Спокойное, тихое, бескрайнее синее море с пенными гребнями волн. Высокое светло – голубое небо. По небу легко и свободно плывут облака. По нежно лазурному небу летит стая ослепительно белых лебедей. Они летят к солнышку, в жаркие края. В синем морском просторе плавно скользит корабль. Раздутые белые паруса корабля ярко освещены солнцем. Вдалеке видна каменистая земля. Видны горы, покрытые снежным покровом. Пики гор цепляются за облака. Кажется, что и он плывет куда-то вслед за всеми. Туда, где яркое солнце, неизвестные дали.

Эта картина мне очень понравилась. Очень хочется оказаться на этом корабле, увидеть красоту далёкого Севера.

VI. Словарная работа:

- Что такое эпитеты? (это образное, художественное определение. Например: бескрайнее синее море; легкие, пушистые облака; лебеди – красивые, величавые, грациозные)

VII. Самостоятельная работа (написание текста). Индивидуальная помощь учителя.

VIII. Самопроверка работ учащимися.

IX. Рефлексия. Чтение поэтических произведений.

Что понравилось на уроке?

Чему научились?

Чему еще надо учиться?

Кому захотелось ближе познакомиться с творчеством А.А.Рылова?

Кто доволен своей работой? Слайд № 14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!