Шевченко Инна Анатольевна
МОУ «Школа № 110 города Донецка»
Тема: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова "В голубом просторе".
Цели:
Способствовать развитию умений воспринимать произведение изобразительного искусства, определять его тему, передавать содержание, составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине Уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины. Формировать умение правильно писать слова на диапазоне изученных орфограмм.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.
Ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства.
Материалы к уроку: Репродукции картин, презентация «В голубом просторе», музыкальные произведения.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку
II. Подготовка к основному этапу занятия
Беседа по вопросам
Продолжите предложения:
– Произведение живописи в красках называется...(картина).
– Картина, воспроизведенная
типографским способом, назы-
вается... (репродукция).
– Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание,
называется...(иллюстрация).
– Пейзажем называется изобра-
жение... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном
произведении).
Художник, который пишет пейзажные картины, называется...
(пейзажист) Слайд №2
Слово учителя о художнике. Слайды № 3-5
Учитель: Аркадий Александрович Рылов - советский русский живописец, который писал великолепные пейзажи. Ему принадлежит множество прекрасных картин, на которых он изображал простую русскую природу во всей её красе. Родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой. В 1893 г. А. А. Рылов поступил в Санкт Петербургскую Императорскую Академию художеств. Аркадий Рылов любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих.
В историю русской живописи А. А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе". Не случайно современники художника называли его «чародеем тайн сине-зеленого» тона.
III. Постановка учебной задачи Сегодня на уроке разговор у нас с вами пойдет об одной из самых поэтичных картин А.А. Рылова «В голубом просторе». – Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего? (Чувства и мысли автора, художника.)
IY. Знакомство с картиной «В голубом просторе».
Учитель: Этой картиной можно полюбоваться в Третьяковской галерее. На картине Рылова «В голубом просторе» изображен необычайно красивый морской пейзаж. (Ученики рассматривают произведение).
– Обратите внимание на название картины. Объясните его значение. («В голубом просторе». Простор – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль. А словом «голубой» автор подчеркивает чистоту, свежесть.) Слайд № 6
Учитель: На картине изображено небо и море, поэтому цветовая гамма полотна сине-голубая. Синий, ярко-синий, темно-синий, голубой, бледно-голубой, светло-голубой, *сапфировый, *аквамариновый, нежно-голубой, серо-голубой, зелено-голубой, *лазурный, *бирюзовый, светло-синий, синеватый, серебристо-голубой.(Слова записаны на карточках и значение отмеченных звездочкой слов учащиеся уточняют).
- Какие слова этого ряда могут быть использованы при описании цвета моря на картине, а какие – при описании цвета неба.
Беседа по картине. (Отвечают на вопросы, записывают предложения.)
– Что мы видим на картине?
(Небо, море, остров, корабль,
лебеди.) Слайд № 7
- Каким А.А,Рылов показал на картине море? Слайд № 8
Спокойное, тихое, бескрайнее синее море с пенными гребнями волн. Оно блестит на солнце и волнуется под порывами ветра.
- Опишите небо и облако. Слайд № 9
Высокое светло – голубое небо. По небу легко и свободно плывут облака.
- Кого можно рассмотреть под белыми облаками? Слайд №
По нежно лазурному небу летит стая ослепительно белых лебедей. Они летят к солнышку, в жаркие края.
- Как изобразил художник парусник (фрегат)? Слайд № 10
В синем морском просторе плавно скользит корабль, летящий на своих парусах над волнами, как птица. Раздутые белые паруса корабля ярко освещены солнцем.
- Куда несётся парусник? Слайд № 11
Парусник несётся к берегу. На нём видны скалы, покрытые снегами. Пики гор цепляются за облака.
Учитель : На картине нарисован суровый, но красивый край.
- Создаётся ли ощущение, что всё на картине находится в движении? На картине А.А.Рылова все движется. Вместе с кораблем, птицами, облаками движутся волны, покрытые белыми бурунами. Кажется, что и снежный берег плывет куда-то вслед за всеми, туда, где яркое солнце, неизвестные дали. Художник удивительным образом создал бесконечное движение, полное жизни и света.
- Какое у вас впечатление от картины? Очень хочется оказаться на этом корабле, увидеть такое море и небо.
Физкультминутка Слайд № 12
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо!
И еще
Через левое плечо!
4. Составление плана сочинения.
- С чего бы вы начали сочинение по картине?( Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Рылов изобразил красоту далёкого Севера.)
- Что будете описывать и в какой последовательности? (Стали бы подробно описывать море,парусник , лебедей и т.д.)
- Чем закончите сочинение? (Обязательно написали бы о том, какие чувства вызывает эта картина. Эта картина мне очень понравилась)
План (примерный) Слайд № 13
1. Пейзаж А. А. Рылова.
2. Изображение моря и волн.
3. Описание неба и облаков.
4. Представление птиц.
5. Изображение парусного корабля.
6 .Описание скалистого берега.
7. Настроение, которое оставила картина.
V. Чтение сочинения для образца.
На картине Рылова «В голубом просторе» изображен необычайно красивый морской пейзаж.
Спокойное, тихое, бескрайнее синее море с пенными гребнями волн. Высокое светло – голубое небо. По небу легко и свободно плывут облака. По нежно лазурному небу летит стая ослепительно белых лебедей. Они летят к солнышку, в жаркие края. В синем морском просторе плавно скользит корабль. Раздутые белые паруса корабля ярко освещены солнцем. Вдалеке видна каменистая земля. Видны горы, покрытые снежным покровом. Пики гор цепляются за облака. Кажется, что и он плывет куда-то вслед за всеми. Туда, где яркое солнце, неизвестные дали.
Эта картина мне очень понравилась. Очень хочется оказаться на этом корабле, увидеть красоту далёкого Севера.
VI. Словарная работа:
- Что такое эпитеты? (это образное, художественное определение. Например: бескрайнее синее море; легкие, пушистые облака; лебеди – красивые, величавые, грациозные)
VII. Самостоятельная работа (написание текста). Индивидуальная помощь учителя.
VIII. Самопроверка работ учащимися.
IX. Рефлексия. Чтение поэтических произведений.
Что понравилось на уроке?
Чему научились?
Чему еще надо учиться?
Кому захотелось ближе познакомиться с творчеством А.А.Рылова?
Кто доволен своей работой? Слайд № 14