Сочинение по тексту Д.А. Гранина по проблеме роли детства в жизни человека

Категория: Русский язык

К уроку:Памятка №5 .Как писать сочинение

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по тексту Д.А. Гранина по проблеме роли детства в жизни человека»

Сочинение по тексту Д.А. Гранина по проблеме роли детства в жизни человека

(1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека.

(6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, я был не для кого, не было ещё чувства долга, не было обязанностей, ну сопли подобрать, ну спать лечь. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14) Помой… (15) Появилась школа, уроки, появились часы, время.

(16)Я жил среди муравьёв, травы, ягод, гусей. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть паровозом, автомобилем, конём. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду. (22)Что я там видел? (23)Подолгу простаивал в тире. (24)Волшебным зрелищем была кузня.

(25)Любил в детстве часами лежать на тёплых бревнах плота, смотреть в воду, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки.

(26)Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (27)Под бревнами журчит вода, куда плывет – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (28)В детских странах не было небоскребов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него снежные, метельные, морозные.

(29)Детство – это чёрный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (30)Куда исчезает еда нашего детства? (31)И почему она обязательно исчезает? (32)Маковки, постный сахар, пшённая каша с тыквой…

(33)Столько было разного счастливого, весёлого… (34)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (35)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (36)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (37)Именно жизни. (38)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий, только жизнь, чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом. (39)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…

По Д.А. Гранину.

Во взрослой жизни люди часто вспоминают счастливые моменты ребячьей поры. Именно они и формируют личность. Д.А. Гранин рассуждает над проблемой роли детства в жизни человека.

В центре внимания писателя находятся воспоминания о собственном детстве. Он показывает, что мальчик наслаждался каждым мгновением, радовался простым вещам, любовался красотой природы. Его пытливый ум был наполнен фантазиями, в которых ребёнок мог быть «конём, автомобилем, паровозом». Для него существовала волшебная страна Фенимора Купера и Джека Лондона. Малыш был тогда доверчив и чист, свободен и беззаботен. Автор подчёркивает это, чтобы доказать, что детство – это «самостоятельное царство», «основной возраст человека».

Однако во взрослой жизни нередко исчезает чувство свободы, беспечности, окрылённости и очарованности миром. И, хотя в ранние годы были и обиды, и разочарования, со временем человек испытывает ностальгию по детству и вспоминает только яркие и добрые его моменты. Д. Гранин отмечает, что, чем старше становится человек, тем больше начинает ценить то, что ушло с годами. Эти два примера, дополняя друг друга, показывают, как западают в душу простые радости юных лет и сколько прелести было в далёком прошлом.

Писатель считает, что детство – это самая счастливая пора, и именно она определяет взрослую жизнь человека, формирует его характер и восприятие мира.

Нельзя не согласиться с позицией автора в том, что ребёнок, получая первые жизненные уроки, остаётся при этом беззаботным и свободным, легко забывает страдания и боль. Он получает наслаждение просто от факта своего существования. Вспоминается Николенька Иртеньев, герой автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». Уже взрослый писатель спустя годы говорит о ранней поре детства как о счастливом и невозвратимом времени. И хотя Николенька нередко обижался и сердился на строгих, но справедливых наставников – гувернёра Карла Ивановича и няню Наталью Савишну, требовавших от него честности, благодарности, послушания, но зато сколько радости приносили ему весёлые игры со сверстниками, ласки любящей матери, подарки и развлечения.

Прочитав этот текст, понимаешь, какую важную роль играет детство в жизни каждого, ведь оно царство волшебства, бесчисленных чудес, весёлых праздников и насыщенных событиями будней. В эту пору обострено видение мира, восприятие жизни, всё кажется интересным и значительным. Нужно не растратить этот щедрый дар – наполненность бытия - и постараться сохранить в себе ребёнка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей