СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Сочинение- рассказ по данному сюжету".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку предназначен для подготовки обучающихся  к написанию сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Сочинение- рассказ по данному сюжету".»

Урок по русскому языку.

Тема: «Сочинение-рассказ по данному сюжету»

                                                   

Цели:

-формировать написания сочинений по данному сюжету, дать оценку поступкам мальчиков, подвести детей к понятию «цена свободы»;

- развивать устойчивое внимание, логическое мышление, память, речь, воображение:

- воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Методические приемыэлементы анализа текста, составление плана,

устный рассказ, написание сочинения.

                                     Ход урока

I.    Проверка домашнего задания:

II.    Объявление темы урока, подготовка к сочинению по упражнению 446,

- Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение по данному сюжету.

     Обратить внимание детей на то, что сочинение не по данному началу, а по сюжету. В упражнении ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача – дополнить сюжет диалогом, авторской оценкой действий мальчиков, описанием ножика, снегиря.

Рассказ - произведение маленького объема, лаконично описывающее определенное событие или эпизод из жизни героев. В силу небольшого объема рассказ в большинстве случаев описывает одну сюжетную линию, в которой задействовано небольшое количество действующих лиц. 

Сюжет — это базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. 

III. Основная часть.

1. Беседа по теме.

- Расскажите о вещах, которые вам особенно дороги

- При каких обстоятельствах ты мог бы расстаться с дорогой для тебя вещью (отдать, обменять, подарить)?

-При каких обстоятельствах ты мог бы расстаться с дорогой для тебя вещью (отдать, обменять, подарить)?


2. Работа с текстом.

- Прочитайте рассказ о мальчике, который обменял дорогую ему вещь на…(упр.446) ? 


Папа подарил Вите замечательный ножик. Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик! Но Витя и слушать не хотел. В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе. Витя отдал Петьке ножик и обмен состоялся. Витя снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник и открыл форточку.

3. Беседа над прочитанным.

- Почему герой рассказа согласился отдать свой ножик, которым так дорожил?

- Как вы оцениваете его поступок?

- Подумайте: смогли бы вы поступить так же, как герой рассказа?

4. Определение стиля рассказа.

- Как бы считаете, какой стиль рассказа?

Рассказ будем писать в художественном стиле с элементами публицистического стиля, так как мы выразим свое отношение к поступкам мальчиков.(Художественный стиль с элементами публицистического, тип текста – повествование с элементами описания)

5.  Беседа по сюжету. Работа над сочинением.

- Какими описаниями мы можем дополнить текст?

Можно добавить описание снегиря, перочинного ножика .

- Какие описания вы введете в сюжет?

 (Описания ножика, снегиря.)

            А)   Витин ножик складывался и становился маленьким. Но, несмотря на небольшой размер, ножик имел несколько специальных приспособлений: вилочку, ножницы, штопор, а главное, несколько ножичков. Ручка ножика была перламутровая и переливалась на солнце. Нож – мечта любого мальчишки. Витя никому не отказывал в помощи. Он чинил карандаши, помогал разрезать газеты библиотекарю и никогда не расставался со своим любимым ножом.

                Б)   Снегирь был очень красивый, особенно его грудка, похожая на красное яблоко, но ему было страшно, и когда Петька отпускал веревочку, он летел к окну и больно бился грудкой о стекло. Снегирь устал, клювик беспомощно раскрылся, он тяжело дышал и все пытался улететь от своего мучителя. Но Петька  дергал нитку, и снегирь начинал беспомощно махать крыльями, теряя силы.

- Надо ли описывать внешность мальчиков?

(нам неважно, как они выглядят, а важно, как они ведут себя, какие поступки совершают)

- Динамичность тексту придают диалоги.

- Включим ли мы в наш рассказ диалог?

- Какие диалоги и в какой части можно включить в рассказ?

(диалог можно вставить в момент разговора между Витей и Петькой)

  • Диалог Вити и Петьки об обмене;

  • Диалог Вити и его отца о поступке Вити

Глядя на мучения снегиря, Витя не выдержал. Он подошел к Петьке и сказал:

- Зачем ты его мучаешь? Ему же больно!

- А тебе-то что?- огрызнулся Петька,- мне нравится, как он кувыркается.

-Отпусти, он помрет!

-А, жалко? Тогда давай ножик и проваливай со своим снегирем!

- Хорошо, возьми ножик и давай скорее снегиря!

-От чьего имени будем писать наш рассказ? (Это может быть Витя, его папа, Петька).

-Как мы озаглавим рассказ? (Обмен, Цена свободы)


- Авторская оценка описываемых событий как-то проявляется?

 ( Автор  с симпатией относится к Вите и явно неодобрительно – к Петьке . Это заметно и по именам мальчиков).

-На что нужно обратить внимание в конце рассказа?

(радость Петьки от заполучения ножа, радость Вити,  от того что снегирь получил свободу, на настроение Вити, который спас жизнь птицы)

Учитель:

   Ребята, конечно, Петька достиг своей цели: получил заветный нож. Но какой ценой? Он мучил птичку, и об этом мы напишем. Можно передать радость освобожденного снегиря, получившего свободу и счастливо  вспорхнувшего из рук Вити. И, я думаю, вы согласитесь со мной, что настроение Вити, спасшего несчастную птаху, будет приподнятым от сознания, что он не такой, как Петька. Вот вам и мораль: дорог подарок папы, но свобода дороже, даже если это свобода птички. В этом заключается философский смысл нашего рассказа.

            Витя отдал ножик, и обмен состоялся. Он снял нитку с лапки птицы, пригладил ей взъерошенные перышки, влез на подоконник и открыл форточку. Снегирь встряхнулся и радостно вылетел в окно.

          Изумленные таким поступком Вити ребята молча смотрели то на него, то на Петьку. Им не верилось, что Петька заберет нож. Но тот, посвистывая, вышел из класса.

Дома Витя рассказал папе, как он лишился ножа. Папа погладил Витю по голове и сказал:

-Молодец, сынок, ты растешь хорошим человеком, а ножик  я тебе привезу из следующей поездки.

IV. Написание черновиков сочинения-рассказа.

V. Итог урока.

- О ком мы говорили сегодня на уроке?

- Какое отношение было у мальчиков к этой птице?

- Как мы должны относиться ко всему живому?

Послушайте стихотворение.

Не держу я в доме клеток,
Не ловлю я в роще птиц.
Мне бы только в гуще веток
Слушать посвисты синиц.
Мне бы только видеть в небе
Перелетных журавлей.
Разогнать ненастье мне бы,
Чтобы стало им светлей!
Не хочу ручной синицы
Даже в клетке золотой,
А хочу свободной птице
Помахать во след рукой.

- Мне бы очень хотелось, ребята, чтобы вы всегда бережно относились ко всему живому. Берегите и охраняйте братьев наших меньших.


V I. Задание на дом:

Дописать сочинение.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!