СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-рассуждение "С чего начинается Родина?"

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение»

Урок 85 Русский язык 7 класс Дата: 15.01.2019г.

Тема. Р/р 14. Сочинение-рассуждение.

Цели урока:

-подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения;

- продолжить работу над особенностями рассуждения как типа речи;

- воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

-развивать умение работать над сочинением-рассуждением;

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о сочинении- рассуждении, уметь применять алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Личностные: уметь проводить самооценку речевого совершенствования.

Метапредметные: уметь формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать.

Форма урока:

Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае)

Оборудование.

1) Компьютерная презентация «Наша Родина- Крым». Сменный стенд «Наша родина - Крым».

2) Песня «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса.

3) Русская народная песня «Какая песня без баяна, какая Марья без Ивана».

4) Минусовка русской народной песни «Какая песня без баяна, какая Марья без Ивана».

5) Стихотворение В. Мурадова «Родной поселок».

Ход урока.



1.Оргмомент.

Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении М. Марка Бернеса.

Учитель:

-Как Вы думаете, почему я начала урок с песни «С чего начинается Родина»

в исполнении М. Бернеса? /Ответы обучающихся/

2.Объявление темы, определение цели.

3.Работа по теме урока.

-Вы получили задание на дом: подготовить выразительное чтение любимого стихотворения о Родине. Чтение стихотворений.

-Почему именно это стихотворение?

а) Слово учителя: 

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра.

Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок. Какова его тема?

(ответы учащихся)

-Сегодня мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения о родном крае. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

б) Беседа.

- Ребята, а что для вас означает понятие Родины?

- Спасибо. Мы убедились, что это понятие очень широкое.

Задания:

-Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор.

Родной, родители, родственники, народ, род, родня, родина.



-Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу.)

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины

в) Работа с текстом.

Текст

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…

(В.Степаненко)

Задание: прочитать текст, объяснить выделенные орфограммы, пунктограммы (текст роздан каждому учащемуся на листочках)

б) Компьютерная презентация «Наша Родина- Крым».



-Предлагаю совершить заочную экскурсию по родным местам.

- Какие места, достопримечательности вы узнали? (ответы учащихся).

И все это – Родина. Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.



г) Чтение стихотворения В. Мурадова.

Родной поселок.

Поселков есть немало по России,

И каждый нам по–своему любим;

Но небеса особенною синью

Сияют над поселком лишь твоим.

Он дорог нам бессмертьем наших предков,

Садов цветеньем, дивностью полей,

Хоть и не видим в суете нередко

Лип вековых и стройных тополей.

Поселок твой – истории страница,

Твой талисман, волненье и покой,

Где б ни был ты, повсюду будут сниться

С щемящей ностальгической тоской.

И пусть судьба рукой неумолимой

Предначертала каждому свой путь,

Чтоб ты не сделал, мысль твоя незримо

С родным поселком. Помни! Не забудь!



- О какой родине говорит поэт?

Конечно, о малой родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мне бы хотелось, чтобы став взрослыми, вы помнили своё село, наше раздолье. Помнили и никогда не забывали.

Ребята, мы готовимся к сочинению-рассуждению о нашем родном крае, о тех местах, где мы с вами родились и живем.

Слово учителя.

Вспомним особенности рассуждения как типа речи.

е) Работа с алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

Беседа по вопросам:
Вспомните, что такое сочинение?
(Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.)



- Назовите составные части сочинения. Какова их роль в сочинении?
Элементы внутренней структуры сочинения:
Вступление;
Б) Переход к основной части;
В) Основная часть;
Г) Переход к заключению;
Д) Заключение
Во вступлении указываются ввод в тему, точное определение ключевых понятий, лаконичность.
Переход к главной части – особый, связующий элемент внутренней структуры сочинения.
Основная часть – ответ на вопрос, заключенный в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность, доказательность, образность.
Переход от основной части к заключению – особый элемент внутренней структуры сочинения. Составление фраз-связок.
В заключении обычно подводится итог, обобщающие мысли, высказанные в основной части.

Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы.

ё) Беседа по вопросам Игра «Вопрос-ответ»:

- О чём вы будете писать?


- Какой стиль будет у вашего высказывания?

- Изменится ли ваш стиль, если об этом вы будете сообщать в письме своему другу?

- Какова будет тема вашего текста?

- Каковы будут микротемы? Запись в тетрадях.

- Каков будет тип вашего письма?

- Кроме описания, какой тип речи вы еще можете использовать в своем сочинении?

- Какова будет основная мысль вашего текста?

- Сколько частей у вас должно быть?

- О чем нужно писать в первой, второй, третьей части?

Вывод. Итак, чтобы написать интересное законченное сочинение, необходимо выделить основную тему вашего текста, выделить микротемы, определить основную мысль

1. Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

2. Обоснование – аргументы, доводы, доказательства, примеры.

3. Вывод.

- Какие тезисы, т.е. утверждения мы можем выделить, если пишем о нашем родном крае? Каков наш край? (ответы учащихся)

Тезисы:

Родина начинается с …

Наш родной край самый прекрасный.

Мы здесь родились, поэтому всегда будем любить нашу малую родину.

Мы можем гордиться нашим родным краем.

Нам есть что беречь.

Приезжайте к нам. Добро пожаловать! Нам есть что показать.



-Согласны вы с этими утверждениями?

- Какие факты приведем в качестве обоснований? К каким источникам мы можем обратиться?



Современность: люди – главное украшение края (примеры из личной жизни, заметки газет)

-А в заключительной части сочинения я предлагаю вам задуматься о будущем

Ребята, сегодня мы с вами увидели какая она, наша малая родина.

- А вы любите родной край?

- За что?

- Что значит «любить свою родину»?

- Что мы должны делать, чтобы наш край становился еще краше? Об этом поразмышляем в последней части сочинения.



ж) А сейчас поиграем в игру «Вспомни пословицу». Обратимся к пословицам – источнику народной мудрости. Я вспомню пословицу, а Вы продолжите. Объясним значение пословиц из словаря В.И.Даля, запишем их в тетрадь.

- Можно использовать пословицы в качестве эпиграфа к сочинению.



Родимая сторона – мать,(чужая – мачеха).

Где кто родится,( там и пригодится).

Всякому мила (своя сторона).

Без корня и (полынь не растет).

На родной стороне и( камешек знаком).



6. Физминутка.

7. Слово учителя.

Какая песня без баяна,

Какая Марья без Ивана…

Ребята! В этой песне народ выразил свою любовь к родине простыми душевными словами.

Вот и Вы, пожалуйста, постарайтесь написать своё сочинение так, чтобы те, кто прочтёт Вашу работу, заинтересовались НАШИМ краем и приехали в наш КРЫМ.



Минсовка русской народной песни «Какая » Работа над черновым вариантом сочинения по теме : «С чего начинается родина…» на фоне минусовки русской народной песни.



Дополнительно, если позволит время, прочитать и проанализировать черновой вариант сочинения.



8. Итог урока.

Слово учителя.

-Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землей в мире, которая называется Родиной. И она у человека одна.

9. Рефлексия.

-Что нового я узнал сегодня уроке?

-Пригодятся ли мне в жизни знания, полученные на уроке?  

-Понравился ли мне урок?»

10. Комментирование отметок.



11. Домашнее задание. Закончить работу над сочинением.





Текст

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства… (В.Степаненко)

Текст

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства… (В.Степаненко)

Текст

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства… (В.Степаненко)

Текст

У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства… (В.Степаненко)

Алексей Толстой

Край ты мой, родимый край!..

Край ты мой, родимый край!

Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

1856




КРЫМ

Горы и равнины, степи и долины...

Греки, караимы и татары здесь,

Русичи и немцы, даже есть чеченцы,

Светлые армяне и цыгане есть.

 

Горы и долины, степи и равнины,

Сколько здесь народов - всех не перечесть -

- Это Крым единый, он неповторимый,

Он такой красивый, он на свете здесь!

 

Горы и долины,реки и равнины,

Волн морских седины - всё не перечесть.

Здесь не надо драться, надо улыбаться

И всегда смеяться морю и луне.

 

Все народы - братья, не смотри на платья,

А смотри поглубже: то, что есть в душе.

Все народы - братья, все сплелись в объятья.

Все хотят лишь мира и не быть войне!

 в Старый Крым приехала впервые.
Уютно здесь, как в доме у друзей.
Цветы на клумбах ало-золотые,
Стоит под солнцем Гриновский музей.

Я здесь забыла подмосковный холод,
Гуляя средь деревьев и домов.
Ты так спокоен, теплый, древний город
В изящном обрамлении холмов.

Я в Старый Крым приехала впервые.
Живет он под медовой тишиной.
Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой. 
Автор: Людмила Семичева
Жёлтое солнце Крыма
Жёлтое солнце Крыма

Летом палит нещадно,
В море его закину
Золотом Ариадны!

Блеском на водных кручах,
Тёплым песком прибоя,
Не упуская случай
Солнце моё со мною.

Волны лазурной рябью
Пусть наберутся силы!
Море - ты снова рядом,
Море - ты так красиво!

Солнце и море вместе -
Нет для меня дороже!
Был бы я счастлив, если
Вы так считали тоже!
Автор   Дмитрий Румата

Севастопольская осень

Севастопольская осень -
Малахит и бирюза.
Севастопольская осень,
Золотистые глаза.
Струйки солнечного света,
Бухты синее стекло...
То ли осень, то ли лето -
Ясно, тихо и тепло.

На душе - светло и чисто.
Небо - в легком серебре.
И немного желтых листьев -
Всё же осень на дворе.
Севастопольская осень -
Чуть прохладный ветерок.
Севастопольская осень,
Винограда свежий сок.

Пляж - в тиши и запустении,
Нет курортной суеты.
И приходит вдохновение,
И рождаются мечты.
Севастопольская осень,
Сентября шальные дни.
Севастопольская осень -
Осень, болдинской сродни.
Автор   Елена Громова

О крымских городах
Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят.
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря.

Здесь легенды Трои и Эллады
С вашей, города, сплелись судьбою.
Каждый город ждет своей награды,
Каждый город так хорош собою!

Здесь, в долинах солнечного рая,
Все прекрасны, и нелепа ссора.
Симферополь, как Парис, сжимает
Золотое яблоко раздора.

Ялта, Евпатория, Алушта...
Вы не спорьте, милые, не надо!
Скоро всем вам хватит потому что
Спелых крымских яблок из сада!







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!