СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение на заданное начало

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит вопросы о типах речи, учащиеся повторяют акценты каждого типа, подробно знакомятся с понятием "рассуждения". В презентации представлены тренировочные упражнения и алгоритм работы над сочинением-рассуждением.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение на заданное начало»

Урок русского языка в 5 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»

Урок

русского языка

в 5 классе

«Подготовка к

сочинению-рассуждению

по данному началу»

Какие типы речи вы знаете? Повествование Описание Рассуждение

Какие типы речи

вы знаете?

Повествование

Описание

Рассуждение

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ЧТО ПРОИЗОШЛО? КАКОЙ? (акцент на развитии событий) КАКАЯ? ГЛАГОЛЫ КАКОЕ? ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ КАКИЕ? (описывается всё до малейших деталей)

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

КАКОЙ?

(акцент на развитии событий)

КАКАЯ?

ГЛАГОЛЫ

КАКОЕ?

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

КАКИЕ?

(описывается всё до малейших деталей)

Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. Что такое рассуждение? Какими признаками отличается данный тип речи?

Рассуждение – тип текста,

в котором основная мысль

разъясняется или доказывается

с помощью различных

аргументов.

Что такое рассуждение?

Какими признаками отличается данный тип речи?

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ЧТО ПРОИЗОШЛО? РАССУЖДЕНИЕ (акцент на развитии событий) КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ГЛАГОЛЫ ТЕЗИС ПОЧЕМУ? ПРИЛАГА- (описывается всё до малейших деталей) ТЕЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЫВОД

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

РАССУЖДЕНИЕ

(акцент на развитии событий)

КАКОЙ? КАКАЯ?

КАКОЕ? КАКИЕ?

ГЛАГОЛЫ

ТЕЗИС

ПОЧЕМУ?

ПРИЛАГА-

(описывается всё до малейших деталей)

ТЕЛЬНЫЕ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ВЫВОД

Практическая работа : определите тип речи Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое – по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да ещё и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. небольшой перочинный костяной зеркальными новые, крепкие бесценное

Практическая работа :

определите тип речи

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое – по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да ещё и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

небольшой

перочинный

костяной

зеркальными

новые, крепкие

бесценное

Повествование  Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. «Что же с ним делать?» – спросил Рувим. «Выдрать,» – ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: «Надо его накормить!»  Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать. обворовывал воровал попался залез старой заложили начали рыбацкой схватил ждать поднял рассмотрели Беспризорником с белыми оказался подпалинами на животе Выдрать спросил делать погладил прикоснулся ответил накормить худенькой спинке придумал втащили дали ел воровать прижился и прекратил 8

Повествование

Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

«Что же с ним делать?» – спросил Рувим. «Выдрать,» – ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: «Надо его накормить!»

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас

прижился и прекратил воровать.

обворовывал

воровал

попался

залез

старой

заложили

начали

рыбацкой

схватил

ждать

поднял

рассмотрели

Беспризорником с белыми

оказался

подпалинами на животе

Выдрать

спросил

делать

погладил

прикоснулся

ответил

накормить

худенькой спинке

придумал

втащили

дали

ел

воровать

прижился и прекратил

8

Рассуждение ТЕЗИС ДОКАЗ-ВА ВЫВОД Слово «бег» – имя существительное. Попытаемся доказать это. Слово «бег» – имя существительное. Попытаемся доказать это.  Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?  Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…  В-третьих, слово бег склоняется, например, изменяется по падежам: бег, бега, бегу…  В-четвёртых, в предложении слово «бег» чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! (Подлежащее).  Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками существительного. Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное потому что оно обладает всеми признаками существительного

Рассуждение

ТЕЗИС

ДОКАЗ-ВА

ВЫВОД

Слово «бег» – имя существительное. Попытаемся доказать это.

Слово «бег» – имя существительное. Попытаемся доказать это.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом

смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов,

а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый

бег…

В-третьих, слово бег склоняется, например, изменяется

по падежам: бег, бега, бегу…

В-четвёртых, в предложении слово «бег» чаще всего

является подлежащим и дополнением. Например: Красив

бег этого спортсмена! (Подлежащее).

Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное,

потому что оно обладает всеми признаками

существительного.

Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное

потому что оно обладает всеми признаками

существительного

ВЫВОД: Рассуждение - это 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательной форме. 2. Высказывание, обсуждение. (Словарь С.И. Ожегова).

ВЫВОД:

Рассуждение - это

1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательной форме.

2. Высказывание, обсуждение.

(Словарь С.И. Ожегова).

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Запишите названия типов речи.  Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.  2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.   3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все   эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь   говорящего была насыщена глаголами. Описание Рассуждение Повествование

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Запишите названия типов речи.

  • Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.

2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому. 

3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все  эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь  говорящего была насыщена глаголами.

Описание

Рассуждение

Повествование

ЗАДАНИЕ НА ПОВТОРЕНИЕ Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. а) 1) Моя собака.    2) Зачем мне нужна собака?     3) Как мы однажды с собакой… б) 1) Зачем нужно ходить в школу?     2) Мой счастливый школьный день.  3) Как я прогулял уроки. в) 1)  К ак я играл в футбол.    2) Моя любимая игрушка.     3) Почему я люблю играть в футбол?

ЗАДАНИЕ НА ПОВТОРЕНИЕ

  • Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

а) 1) Моя собака.

   2) Зачем мне нужна собака?

    3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

    2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1)  К ак я играл в футбол.

   2) Моя любимая игрушка.

    3) Почему я люблю играть в футбол?

 А) 1.Описание   2.Рассуждение                   3.Повествование                     Б) 1. Рассуждение                                           2. Описание                                           3. Повествование                    В) 1. Повествование                                             2. Описание                                             3. Рассуждение

А) 1.Описание

  2.Рассуждение                

  3.Повествование

 

                  Б) 1. Рассуждение                                          2. Описание                                          3. Повествование

                  В) 1. Повествование                                            2. Описание                                            3. Рассуждение

СТРУКТУРА сочинения-рассуждения основное положение, мысль, которую надо доказать. ТЕЗИС основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. АРГУМЕНТЫ что следует из сказанного выше. ВЫВОД

СТРУКТУРА

сочинения-рассуждения

основное положение, мысль,

которую надо доказать.

ТЕЗИС

основные доводы, факты, используемые для

подтверждения тезиса.

АРГУМЕНТЫ

что следует из сказанного

выше.

ВЫВОД

В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать такой тип речи, как рассуждение? Какова основная задача текста-рассуждения? Основная задача текста -рассуждения - объяснить, доказать, установить какую-либо истину.

В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать такой тип речи, как рассуждение?

Какова основная задача

текста-рассуждения?

Основная задача текста -рассуждения - объяснить, доказать, установить какую-либо истину.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ Для тезиса: я считаю, по-моему,   мне кажется, на мой взгляд … Для доказательств: во-первых, во-вторых, в-третьих, к примеру, кроме того, наконец… таким   образом, итак, я пришел к выводу, что, следовательно, мы убедились в том, что… Для вывода: !!! Данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

Для тезиса:

я считаю, по-моему,   мне кажется,

на мой взгляд …

Для

доказательств:

во-первых, во-вторых, в-третьих,

к примеру, кроме того, наконец…

таким   образом, итак, я пришел к выводу, что, следовательно, мы убедились в том, что…

Для вывода:

!!! Данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ Бабушкина  каша

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

Бабушкина

каша

Ка́ша — это блюдо, состоящее из разваренных в воде (или в молоке) зёрен, иногда с такими добавками, как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты и сухофрукты, варенье. Каша очень распространена в русской кухне; во многих странах традиционная пища на завтрак. Традиционно кашу готовят в глиняных или чугунных горшках в русской печи, сейчас также в кастрюлях на плитах или в специальной посуде в СВЧ-печах.

Ка́ша — это блюдо, состоящее из разваренных в воде (или в молоке) зёрен, иногда с такими добавками, как соль, сахар, приправы, молоко, фрукты и сухофрукты, варенье.

Каша очень распространена в русской кухне; во многих странах традиционная пища на завтрак. Традиционно кашу готовят в глиняных или чугунных горшках в русской печи, сейчас также в кастрюлях на плитах или в специальной посуде в СВЧ-печах.

В России каша всегда была наиболее частой горячей пищей в армии, особенно в походных условиях. Отсюда и пошло часто употребимое название профессии армейского повара — «кашевар». Сами солдаты некоторым кашам дают жаргонные прозвища, например, перловую кашу в армии называют шрапнелью или болтами за характерный внешний вид. Также каша является неотъемлемым элементом детского питания. Кашу можно приправить молоком, маслинами, брынзой, нежирным сыром, сливочным маслом, изюмом, курагой, сухофруктами и другими полезными и вкусными дополнениями.

В России каша всегда была наиболее частой горячей пищей в армии, особенно в походных условиях. Отсюда и пошло часто употребимое название профессии армейского повара — «кашевар».

Сами солдаты некоторым кашам дают жаргонные прозвища, например, перловую кашу в армии называют шрапнелью или болтами за характерный внешний вид.

Также каша является неотъемлемым элементом детского питания. Кашу можно приправить молоком, маслинами, брынзой, нежирным сыром, сливочным маслом, изюмом, курагой, сухофруктами и другими полезными и вкусными дополнениями.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ДАННОМУ НАЧАЛУ Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

ПО ДАННОМУ НАЧАЛУ

Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…

Тезис - Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…  Комментарий тезиса (свое отношение к проблеме)  Аргументы  ( не менее двух из личного опыта)  Вывод

Тезис - Бабушка заставляет меня по утрам есть кашу. Она говорит, что…

Комментарий тезиса (свое отношение к проблеме)

Аргументы ( не менее двух

из личного опыта)

Вывод

СОЗДАЙТЕ ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ Книги нужно беречь.  Друзья всегда должны помогать друг другу.  Наш класс – дружный (недружный).  Собака – друг человека.

СОЗДАЙТЕ

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

Книги нужно беречь.

Друзья всегда должны помогать друг другу.

Наш класс – дружный (недружный).

Собака – друг человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!