СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение по русскому языку 9.3 в формате ОГЭ "Что такое Добро" ОГЭ 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для подготовки учащихся 9-го класса к написанию сочинения 9.3. В презентации представлены типовые конструкции для вступления в сочинении, основной и заключительной частей работы. Также представлен приём  Кластер в процессе работы девятиклассников с текстом Юрия Яковлева "Багульник"

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение по русскому языку 9.3 в формате ОГЭ "Что такое Добро" ОГЭ 9 класс»

9.3 Сочинение-рассуждение «Что такое ДОБРО» ОГЭ 9 класс Автор: Соловых Виктория Владиславовна – учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №26» Республика Саха (Якутия) г. Мирный

9.3 Сочинение-рассуждение

«Что такое ДОБРО»

ОГЭ 9 класс

Автор: Соловых Виктория Владиславовна – учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №26» Республика Саха (Якутия) г. Мирный

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Константин Георгиевич Паустовский

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Константин Георгиевич Паустовский

 Формулировка задания 9.3  Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.

Формулировка задания 9.3

Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.

Тезис – 1. В логике : положение, требующее доказательства. 2. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.  Тезисы доклада. Развернутые тезисы.

Тезис – 1. В логике : положение, требующее доказательства.

2. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.

Тезисы доклада. Развернутые тезисы.

Аргументы – доводы, доказательства. Аргументировать  – приводить аргументы , доказательства . Убедительная аргументация. Цитата – точная, дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли. Привести цитату из повести Ивана Сергеевича Тургенева.  Цитата  Прямая Косвенная «Язык народа,-писал В.И.Даль,-бесспорно главнейший рудник или рудник наш, сокровищница нашего языка Командир строгим голосом приказал, чтобы привели к нему сержанта.

Аргументы – доводы, доказательства.

Аргументировать – приводить аргументы , доказательства . Убедительная аргументация.

Цитата – точная, дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли. Привести цитату из повести Ивана Сергеевича Тургенева.

Цитата

Прямая Косвенная

«Язык народа,-писал В.И.Даль,-бесспорно главнейший рудник или рудник наш, сокровищница нашего языка

Командир строгим голосом приказал, чтобы привели к нему сержанта.

Комментарий Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь Комментировать Давать комментарии, пояснения к чему-нибудь Объяснять значение, толкование какого-нибудь слова, понятия

Комментарий

  • Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту
  • Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь

Комментировать

  • Давать комментарии, пояснения к чему-нибудь
  • Объяснять значение, толкование какого-нибудь слова, понятия

(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал. (4)Почему ты зеваешь?! — раздражённо спрашивала Женечка — так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну — маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом. (5)0на была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал. (4)Почему ты зеваешь?! — раздражённо спрашивала Женечка — так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну — маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом. (5)0на была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

( 7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду. (11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-л иловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега. (14) Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. — (15)Багульник! — буркнул он и пошёл прочь.

( 7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду. (11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-л иловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега. (14) Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

— (15)Багульник! — буркнул он и пошёл прочь.

16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами. (20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста — молчальник. (21)Подумали, что он волшебник. (22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. (23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока — для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью.

16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста — молчальник. (21)Подумали, что он волшебник. (22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. (23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока — для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью.

( 25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления. (27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах. (З0)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (ЗЗ)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним. (34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка — он был прикован к постели. (35)Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках. (З6)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика

( 25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления. (27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.

(З0)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (ЗЗ)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним. (34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка — он был прикован к постели. (35)Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках. (З6)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика

— (37)Она тебя ждёт, — говорил больной. — (38)Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Косты. — (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять. — (41)Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста. — (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!      (44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару. (46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Ко-стой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника. (По Ю. Яковлеву)* * Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.  

— (37)Она тебя ждёт, — говорил больной.

— (38)Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Косты.

— (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.

— (41)Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста.

— (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!

     (44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару. (46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Ко-стой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

 

«…пучок  тонких  прутиков…»

«…пучок

тонких

прутиков…»

Вопросы, которые помогут раскрыть образ героя текста  Каким Вы видите героя при первом знакомстве? Найдите слова, обороты речи, при помощи которых автор текста – Юрий Яковлев – описывает героя  Какое отношение проявляет учительница к герою в начале текста?   Что герой однажды принёс в класс? Почему он это сделал?   Как к этому отнеслись одноклассники? Каково его отношение к тому, что принёс? Почему он так ведёт себя на уроках? Каково его поведение после урока? Зачем учительница решила проследить за своим учеником? Что она хотела узнать? Что же стало для неё открытием? Она разгадала тайну героя? Изменила ли учительница отношение к мальчику ? Найдите слова, словосочетания, предложения, которые это доказывают.

Вопросы, которые помогут раскрыть образ героя текста

  • Каким Вы видите героя при первом знакомстве? Найдите слова, обороты речи, при помощи которых автор текста – Юрий Яковлев – описывает героя
  • Какое отношение проявляет учительница к герою в начале текста?
  • Что герой однажды принёс в класс? Почему он это сделал?
  • Как к этому отнеслись одноклассники?
  • Каково его отношение к тому, что принёс?
  • Почему он так ведёт себя на уроках?
  • Каково его поведение после урока?
  • Зачем учительница решила проследить за своим учеником? Что она хотела узнать?
  • Что же стало для неё открытием? Она разгадала тайну героя?
  • Изменила ли учительница отношение к мальчику ? Найдите слова, словосочетания, предложения, которые это доказывают.
«И однажды  веник  зацвел…»

«И однажды

веник

зацвел…»

Кластер – от англ. « Cluster » - гроздь, пучок, скопление. Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Кластер от англ. « Cluster » - гроздь, пучок, скопление.

Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Мир не без добрых людей.    Добрый человек добру и учит. От теплого слова и лед тает. Жизнь дана на добрые дела.   Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.   Доброе дело два века живет. Видно птицу по полёту – человека по делам. Доброе дело и в воде не тонет.   Не ищи красоты, ищи доброты. Сделав добро, не хвались.   Добрые слова дороже богатства.   Доброе слово человеку - что дождь в засуху.   Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.   Худо тому, кто добра не делает никому.      
  • Мир не без добрых людей.

 

  • Добрый человек добру и учит.
  • От теплого слова и лед тает.
  • Жизнь дана на добрые дела.

 

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

 

  • Доброе дело два века живет.
  • Видно птицу по полёту – человека по делам.
  • Доброе дело и в воде не тонет.

 

  • Не ищи красоты, ищи доброты.
  • Сделав добро, не хвались.

 

  • Добрые слова дороже богатства.

 

  • Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

 

  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

 

 

 

Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными.  Фазиль Искандер   Отдавая свое тепло, согреваешься сам.   Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах.   Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека и его доброты.  Михаил Пришвин Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.  Эдуард Асадов   Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.  Лев Толстой   Будьте чисты душой и добры сердцем. Красота души, словно свет маяка, привлекает в вашу жизнь счастье, которого вы заслуживаете. Милостивые государи и милостивые государыни, выращивайте в душе своей, в самом светлом её уголке, такие прекрасные цветы, как добродетель, скромность, честность, справедливость и любовь. Тогда каждый из нас сможет здесь, в этом мире, украсить своё окошко небольшим горшочком с цветами.  Виктор Гюго

Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными.

Фазиль Искандер

 

Отдавая свое тепло, согреваешься сам.

 

Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах. Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека и его доброты.

Михаил Пришвин

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.

Запомни: от светлых улыбок твоих

Зависит не только твое настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

Эдуард Асадов

 

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Толстой

 

Будьте чисты душой и добры сердцем. Красота души, словно свет маяка, привлекает в вашу жизнь счастье, которого вы заслуживаете.

Милостивые государи и милостивые государыни, выращивайте в душе своей, в самом светлом её уголке, такие прекрасные цветы, как добродетель, скромность, честность, справедливость и любовь. Тогда каждый из нас сможет здесь, в этом мире, украсить своё окошко небольшим горшочком с цветами.  Виктор Гюго

милосердие Поддержка в трудной ситуации Отзывчивость доверие Забота о других Добро Сочувствие Положительное качество человека Хорошее дело Готовность помочь Сострадание

милосердие

Поддержка в трудной ситуации

Отзывчивость

доверие

Забота о других

Добро

Сочувствие

Положительное качество человека

Хорошее дело

Готовность помочь

Сострадание

Композиция сочинения-рассуждения по лексическому значению слова Вступление. Определение предложенного в задании слова Комментарий определения Первый пример-аргумент Второй пример-аргумент из вашего жизненного опыта Вывод

Композиция сочинения-рассуждения по лексическому значению слова

Вступление. Определение предложенного в задании слова

Комментарий определения

Первый пример-аргумент

Второй пример-аргумент из вашего жизненного опыта

Вывод

Типовые конструкции для вступления Попробуем разобраться в смысле этого понятия Попробуем определить данное слово На мой взгляд, Добро – это…. По моему мнению, Добро – это… Мне кажется, что Добро – это… Я думаю, что Добро – это …. Что такое Добро? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что

Типовые конструкции для вступления

  • Попробуем разобраться в смысле этого понятия
  • Попробуем определить данное слово
  • На мой взгляд, Добро – это….
  • По моему мнению, Добро – это…
  • Мне кажется, что Добро – это…
  • Я думаю, что Добро – это ….
  • Что такое Добро? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что
Типовые конструкции для основной части Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (пример из текста) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В тексте (фамилия, имя автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения, мысли, тезиса Предложение №… подтверждает мысль о том, что …. Примеры (называем слово –понятие из задания) можно встретить и в жизни В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ, спектакли, художественные фильмы)

Типовые конструкции для основной части

  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (пример из текста)
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту
  • В тексте (фамилия, имя автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения, мысли, тезиса
  • Предложение №… подтверждает мысль о том, что ….
  • Примеры (называем слово –понятие из задания) можно встретить и в жизни
  • В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ, спектакли, художественные фильмы)
Типовые конструкции для заключения Таким образом, …итак,…в заключение…., как видим, Итак, можно увидеть, что…. Мне удалось проиллюстрировать примерами ( назвать источник, откуда приводятся примеры –аргументы ) верность данного мной определения В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры ( из рассказа, повести,..-указать обязательно название и Автора) стали убедительным доказательством моего определения.

Типовые конструкции для заключения

  • Таким образом, …итак,…в заключение…., как видим,
  • Итак, можно увидеть, что….
  • Мне удалось проиллюстрировать примерами ( назвать источник, откуда приводятся примеры –аргументы ) верность данного мной определения
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры ( из рассказа, повести,..-указать обязательно название и Автора) стали убедительным доказательством моего определения.
Сегодня я узнал …  Мне было трудно …  Я выполнял задания …  Я понял, что …  Теперь я могу …  Я приобрёл …  Я научился …  Для меня было открытием то, что …  Мне показалось важным …  Материал урока был для меня …

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Я выполнял задания …

Я понял, что …

Теперь я могу …

Я приобрёл …

Я научился …

Для меня было открытием то, что …

Мне показалось важным …

Материал урока был для меня …

Спасибо за работу на уроке и сотрудничество

Спасибо за работу на уроке и сотрудничество


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!