9.3 Сочинение-рассуждение
«Что такое ДОБРО»
ОГЭ 9 класс
Автор: Соловых Виктория Владиславовна – учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №26» Республика Саха (Якутия) г. Мирный
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Константин Георгиевич Паустовский
Формулировка задания 9.3
Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта.
Тезис – 1. В логике : положение, требующее доказательства.
2. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.
Тезисы доклада. Развернутые тезисы.
Аргументы – доводы, доказательства.
Аргументировать – приводить аргументы , доказательства . Убедительная аргументация.
Цитата – точная, дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли. Привести цитату из повести Ивана Сергеевича Тургенева.
Цитата
Прямая Косвенная
«Язык народа,-писал В.И.Даль,-бесспорно главнейший рудник или рудник наш, сокровищница нашего языка
Командир строгим голосом приказал, чтобы привели к нему сержанта.
Комментарий
- Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту
- Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь
Комментировать
- Давать комментарии, пояснения к чему-нибудь
- Объяснять значение, толкование какого-нибудь слова, понятия
(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал. (4)Почему ты зеваешь?! — раздражённо спрашивала Женечка — так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну — маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом. (5)0на была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
( 7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду. (11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-л иловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега. (14) Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
— (15)Багульник! — буркнул он и пошёл прочь.
16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста — молчальник. (21)Подумали, что он волшебник. (22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. (23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока — для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью.
( 25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления. (27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.
(З0)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (ЗЗ)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним. (34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка — он был прикован к постели. (35)Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках. (З6)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика
— (37)Она тебя ждёт, — говорил больной.
— (38)Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Косты.
— (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
— (41)Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста.
— (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!
(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару. (46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Ко-стой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
«…пучок
тонких
прутиков…»
Вопросы, которые помогут раскрыть образ героя текста
- Каким Вы видите героя при первом знакомстве? Найдите слова, обороты речи, при помощи которых автор текста – Юрий Яковлев – описывает героя
- Какое отношение проявляет учительница к герою в начале текста?
- Что герой однажды принёс в класс? Почему он это сделал?
- Как к этому отнеслись одноклассники?
- Каково его отношение к тому, что принёс?
- Почему он так ведёт себя на уроках?
- Каково его поведение после урока?
- Зачем учительница решила проследить за своим учеником? Что она хотела узнать?
- Что же стало для неё открытием? Она разгадала тайну героя?
- Изменила ли учительница отношение к мальчику ? Найдите слова, словосочетания, предложения, которые это доказывают.
«И однажды
веник
зацвел…»
Кластер – от англ. « Cluster » - гроздь, пучок, скопление.
Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
- Добрый человек добру и учит.
- От теплого слова и лед тает.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Доброе дело два века живет.
- Видно птицу по полёту – человека по делам.
- Доброе дело и в воде не тонет.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
- Сделав добро, не хвались.
- Добрые слова дороже богатства.
- Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
Если каждый будет делать добро в пределах своих возможностей, возможности добра станут безграничными.
Фазиль Искандер
Отдавая свое тепло, согреваешься сам.
Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах. Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека и его доброты.
Михаил Пришвин
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Эдуард Асадов
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Лев Толстой
Будьте чисты душой и добры сердцем. Красота души, словно свет маяка, привлекает в вашу жизнь счастье, которого вы заслуживаете.
Милостивые государи и милостивые государыни, выращивайте в душе своей, в самом светлом её уголке, такие прекрасные цветы, как добродетель, скромность, честность, справедливость и любовь. Тогда каждый из нас сможет здесь, в этом мире, украсить своё окошко небольшим горшочком с цветами. Виктор Гюго
милосердие
Поддержка в трудной ситуации
Отзывчивость
доверие
Забота о других
Добро
Сочувствие
Положительное качество человека
Хорошее дело
Готовность помочь
Сострадание
Композиция сочинения-рассуждения по лексическому значению слова
Вступление. Определение предложенного в задании слова
Комментарий определения
Первый пример-аргумент
Второй пример-аргумент из вашего жизненного опыта
Вывод
Типовые конструкции для вступления
- Попробуем разобраться в смысле этого понятия
- Попробуем определить данное слово
- На мой взгляд, Добро – это….
- По моему мнению, Добро – это…
- Мне кажется, что Добро – это…
- Я думаю, что Добро – это ….
- Что такое Добро? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что
Типовые конструкции для основной части
- Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (пример из текста)
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту
- В тексте (фамилия, имя автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения, мысли, тезиса
- Предложение №… подтверждает мысль о том, что ….
- Примеры (называем слово –понятие из задания) можно встретить и в жизни
- В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ, спектакли, художественные фильмы)
Типовые конструкции для заключения
- Таким образом, …итак,…в заключение…., как видим,
- Итак, можно увидеть, что….
- Мне удалось проиллюстрировать примерами ( назвать источник, откуда приводятся примеры –аргументы ) верность данного мной определения
- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
- Эти примеры ( из рассказа, повести,..-указать обязательно название и Автора) стали убедительным доказательством моего определения.
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Я выполнял задания …
Я понял, что …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Для меня было открытием то, что …
Мне показалось важным …
Материал урока был для меня …
Спасибо за работу на уроке и сотрудничество