СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинения-рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю  определить методику работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Сочинения-рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников»

Сочинения-рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников   Выполнила: Бутяйкина Наталья Вячеславовна.

Сочинения-рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников

Выполнила: Бутяйкина Наталья Вячеславовна.

Цель исследования:  теоретически обосновать и экспериментально исследовать роль сочинений – рассуждений как средства в развитии письменной связной речи младших школьников

Цель исследования:

теоретически обосновать и экспериментально исследовать роль сочинений – рассуждений как средства в развитии письменной связной речи младших школьников

Объект исследования: развитие письменной связной речи младших школьников. Предмет исследования: сочинения -рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников.

Объект исследования: развитие письменной связной речи младших школьников.

Предмет исследования: сочинения -рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников.

Задачи исследования: –  раскрыть особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста; –  определить педагогические и методические условия влияния сочинений-рассуждений на развитие письменной связной речи на уроках русского языка; – определить методику работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах; – выявить уровень развития письменной связной речи младших школьников; –  разработать методические рекомендации по развитию письменной связной речи младших школьников.

Задачи исследования:

  • –  раскрыть особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста;
  • –  определить педагогические и методические условия влияния сочинений-рассуждений на развитие письменной связной речи на уроках русского языка;
  • – определить методику работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах;
  • – выявить уровень развития письменной связной речи младших школьников;
  • –  разработать методические рекомендации по развитию письменной связной речи младших школьников.
Методы исследования : теоретические: анализ научной, психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы; эмпирические: анкетирование учащихся, учителей, родителей; статистические: (методы математической обработки результатов исследования).

Методы исследования :

теоретические: анализ научной, психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы;

эмпирические: анкетирование учащихся, учителей, родителей;

статистические: (методы математической обработки результатов исследования).

Методологической основой  работы являются исследования: - в области развития письменной речи учащихся Даниила Борисовича Эльконина; - о системе работы по развитию письменной связной речи младших школьниковТаисы Алексеевны Ладыженской; - в области теории и практики обучения развитию речи Валентины Ивановны Капинос и др.

Методологической основой работы являются исследования:

- в области развития письменной речи учащихся Даниила Борисовича Эльконина;

- о системе работы по развитию письменной связной речи младших школьниковТаисы Алексеевны Ладыженской;

- в области теории и практики обучения развитию речи Валентины Ивановны Капинос и др.

 1 Теоретические аспекты развития письменной связной речи в процессе написания сочинений-рассуждений 1.1 Особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста 1.2 Сочинение как вид развития письменной связной речи младших школьников 1.3 Методика работы над сочинениями -рассуждениями в начальных классах

1 Теоретические аспекты развития письменной связной речи в процессе написания сочинений-рассуждений

1.1 Особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста

1.2 Сочинение как вид развития письменной связной речи младших школьников

1.3 Методика работы над сочинениями -рассуждениями в начальных классах

Связная речь: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;   название раздела работы по развитию речи.

Связная речь:

  • процесс, деятельность говорящего;
  • продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
  •   название раздела работы по развитию речи.
Сочинение –это «творческая работа, которое требует наивысшей самостоятельности младших школьников, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст» (Т. А. Ладыженская).

Сочинение –это

  • «творческая работа, которое требует наивысшей самостоятельности младших школьников, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст» (Т. А. Ладыженская).
Классификация сочинений (М.Р. Львов) по источникам:  сочинения на материале непосредственного опыта учащихся, о пережитом, виденном, слышанном, на материале экскурсий,  по картине и др.; по жанру: сочинения-повествования; сочинения-описания;  сочинения-рассуждения; по стилю: эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения; сочинения типа деловой статьи (преобладает стиль, близкий к научному или деловому): планы, письма, объявления и др.

Классификация сочинений (М.Р. Львов)

  • по источникам:  сочинения на материале непосредственного опыта учащихся, о пережитом, виденном, слышанном, на материале экскурсий,  по картине и др.;
  • по жанру: сочинения-повествования; сочинения-описания;  сочинения-рассуждения;
  • по стилю: эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения; сочинения типа деловой статьи (преобладает стиль, близкий к научному или деловому): планы, письма, объявления и др.
Сочинение – рассуждение : это функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств  причинно-следственной семантики.

Сочинение – рассуждение :

  • это функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств  причинно-следственной семантики.
Умение рассуждать – это умение логически мыслить, когда высказывание, относящееся к одному и тому же предмету, находится в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос.

Умение рассуждать –

это умение логически мыслить, когда высказывание, относящееся к одному и тому же предмету, находится в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос.

Сущность сочинения-рассуждения состоит в обосновании истинности, какой –то основной мысли (тезиса), другими суждениями (аргументами).

Сущность сочинения-рассуждения состоит

  • в обосновании истинности, какой –то основной мысли (тезиса), другими суждениями (аргументами).
       Доказательство в сочинении-рассуждении состоит из трех частей:     – тезиса (суждение, истинность которого надо доказывать); –  аргументов (истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис); –  формы доказывания (цепь умозаключений, из которых складывается ход доказательства).

Доказательство в сочинении-рассуждении состоит из трех частей:

 

  • – тезиса (суждение, истинность которого надо доказывать);
  • –  аргументов (истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис);
  • –  формы доказывания (цепь умозаключений, из которых складывается ход доказательства).
  2 Опытно-экспериментальная работа по развитию письменной связной речи младших школьников в процессе написания сочинений-рассуждений 2.1 Анализ учебников русского языка образовательной системы «Школа России» 2.2 Выявление уровня развития письменной связной речи младших школьников на констатирующем этапе исследования 2.3 Методические рекомендации по развитию письменной связной речи младших школьников в процессе написания сочинений-рассуждений

  • 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию письменной связной речи младших школьников в процессе написания сочинений-рассуждений
  • 2.1 Анализ учебников русского языка образовательной системы «Школа России»
  • 2.2 Выявление уровня развития письменной связной речи младших школьников на констатирующем этапе исследования
  • 2.3 Методические рекомендации по развитию письменной связной речи младших школьников в процессе написания сочинений-рассуждений
Упражнение № 46, стр. 23. Волга – главная река нашей страны. Она течёт с севера на юг почти через всю страну. Местами Волга разливается так широко, что не видно другого берега. Много песен сложил русский народ о Волге-матушке. Ю.  Яковлев. – О чём говорится в тексте? Озаглавьте текст. – Спишите первую часть текста, разделяя слова черными точками для переноса.

Упражнение № 46, стр. 23.

Волга – главная река нашей страны. Она течёт с севера на юг почти через всю страну. Местами Волга разливается так широко, что не видно другого берега.

Много песен сложил русский народ о Волге-матушке.

Ю.  Яковлев.

– О чём говорится в тексте? Озаглавьте текст.

– Спишите первую часть текста, разделяя слова черными точками для переноса.

Темы сочинений в учебнике русского языка  (3 класс) сочинения по картине А. А. Рылова «В голубом просторе», И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; отзыв по картине М. А.  Врубеля «Царевна-Лебедь», по картине А. А. Серова «Девочка с персиками»;  сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?».

Темы сочинений в учебнике русского языка (3 класс)

  • сочинения по картине А. А. Рылова «В голубом просторе», И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; отзыв по картине М. А.  Врубеля «Царевна-Лебедь», по картине А. А. Серова «Девочка с персиками»;
  • сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?».
Задачи на констатирующем этапе: –  выявить уровень развития умений младших школьников писать сочинения-рассуждения; –  определить технологию работы учителя по развитию письменной речи младших школьников; –  выяснить отношение родителей к проблеме развития письменной речи у ребёнка.

Задачи на констатирующем этапе:

–  выявить уровень развития умений младших школьников писать сочинения-рассуждения;

–  определить технологию работы учителя по развитию письменной речи младших школьников;

–  выяснить отношение родителей к проблеме развития письменной речи у ребёнка.

   Задание 1 Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности . Вдруг он увидел за окном облака. Через пол часа рисунок был готов. Был урок рисования. Андрюша обрадовался. Он не знал, что рисовать. Андрюша даже не притронулся к набору карандашей.

Задание 1

  • Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности .
  • Вдруг он увидел за окном облака. Через пол часа рисунок был готов. Был урок рисования. Андрюша обрадовался. Он не знал, что рисовать. Андрюша даже не притронулся к набору карандашей.
Задание 2 Составьте по картинкам текст про мальчика (устно)

Задание 2

  • Составьте по картинкам текст про мальчика (устно)
Задание 3 Составьте из данных слов предложения и напишите сочинение на тему «Почему дятел–полезная птица?». Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

Задание 3

  • Составьте из данных слов предложения и напишите сочинение на тему «Почему дятел–полезная птица?».
  • Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.
Анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе Уровни Высокий Количество детей (процентное соотношение) 5 человек/30% Средний Низкий 10 человек/47% 4 человека/23%

Анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе

Уровни

Высокий

Количество

детей (процентное соотношение)

5 человек/30%

Средний

Низкий

10 человек/47%

4 человека/23%

Задание, способствующее формированию умения младших школьников  писать сочинения-рассуждения * Прочитайте текст. Какова тема этого текста? Выделите в нем следующие структурные части: тезис, доказательства, вывод.   Ястреб. Высоко парит ястреб, высматривая добычу. Но и его видно. А чтоб не видели, ястреб иногда прячется в солнечные лучи, как в золотистое сено. В.Хмельницкий. Задание: – Сколько в тексте абзацев? Второй абзац состоит из одного короткого предложения. – Как ты думаешь, почему автор решил выделить это предложение? – Если ты ответишь на этот вопрос, тебе легче будет понять главную мысль? – Объясни, почему так поставлено ударение?

Задание, способствующее формированию умения младших школьников писать сочинения-рассуждения

  • * Прочитайте текст. Какова тема этого текста? Выделите в нем следующие структурные части: тезис, доказательства, вывод.
  •  
  • Ястреб.
  • Высоко парит ястреб, высматривая добычу. Но и его видно. А чтоб не видели, ястреб иногда прячется в солнечные лучи, как в золотистое сено. В.Хмельницкий.
  • Задание:
  • – Сколько в тексте абзацев? Второй абзац состоит из одного короткого предложения.
  • – Как ты думаешь, почему автор решил выделить это предложение?
  • – Если ты ответишь на этот вопрос, тебе легче будет понять главную мысль?
  • – Объясни, почему так поставлено ударение?
Для учащихся предлагаются слова. После чтения они должны ответить на вопросы:   – Почему одни слова отвечают на вопрос что? Другие, на вопрос – кто? Например: Кто?  Что? Человек  дом Мама  город Щенок  машина Кит  дерево Кузнечик  космос

Для учащихся предлагаются слова. После чтения они должны ответить на вопросы:

  • Почему одни слова отвечают на вопрос что? Другие, на вопрос – кто? Например:
  • Кто? Что?
  • Человек дом
  • Мама город
  • Щенок машина
  • Кит дерево
  • Кузнечик космос
Проблемный метод Тема «Безударные гласные в корне». Прочитайте. Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! Сосна, вода, дела, трава – Проверить надо все слова. Безударный гласный – стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте, Удареньем проверяйте: Сосны, воды, травы, дело, А теперь пишите смело. Диктанту нашему конец, Кто не ошибся – молодец! – Знаете ли вы, как пишутся безударные гласные в корне? Объясните. – Подберите слово с безударной гласной о (а, е, я), которую можно проверить ударением. Свой ответ обоснуйте.

Проблемный метод

  • Тема «Безударные гласные в корне». Прочитайте.
  • Безударный хитрый гласный:
  • Слышим мы его прекрасно,
  • А в письме какая буква?
  • Здесь поможет нам наука:
  • Гласный ставь под ударенье,
  • Чтоб развеять все сомненья!
  • Сосна, вода, дела, трава
  • Проверить надо все слова.
  • Безударный гласныйстоп!
  • Писать опасно!
  • Слуху вы не доверяйте,
  • Удареньем проверяйте:
  • Сосны, воды, травы, дело,
  • А теперь пишите смело.
  • Диктанту нашему конец,
  • Кто не ошибсямолодец!
  • Знаете ли вы, как пишутся безударные гласные в корне? Объясните.
  • Подберите слово с безударной гласной о (а, е, я), которую можно проверить ударением. Свой ответ обоснуйте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!