Сочинения-рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников
Выполнила: Бутяйкина Наталья Вячеславовна.
Цель исследования:
теоретически обосновать и экспериментально исследовать роль сочинений – рассуждений как средства в развитии письменной связной речи младших школьников
Объект исследования: развитие письменной связной речи младших школьников.
Предмет исследования: сочинения -рассуждения как средство развития письменной связной речи младших школьников.
Задачи исследования:
- – раскрыть особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста;
- – определить педагогические и методические условия влияния сочинений-рассуждений на развитие письменной связной речи на уроках русского языка;
- – определить методику работы над сочинениями-рассуждениями в начальных классах;
- – выявить уровень развития письменной связной речи младших школьников;
- – разработать методические рекомендации по развитию письменной связной речи младших школьников.
Методы исследования :
теоретические: анализ научной, психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы;
эмпирические: анкетирование учащихся, учителей, родителей;
статистические: (методы математической обработки результатов исследования).
Методологической основой работы являются исследования:
- в области развития письменной речи учащихся Даниила Борисовича Эльконина;
- о системе работы по развитию письменной связной речи младших школьниковТаисы Алексеевны Ладыженской;
- в области теории и практики обучения развитию речи Валентины Ивановны Капинос и др.
1 Теоретические аспекты развития письменной связной речи в процессе написания сочинений-рассуждений
1.1 Особенности развития письменной связной речи детей младшего школьного возраста
1.2 Сочинение как вид развития письменной связной речи младших школьников
1.3 Методика работы над сочинениями -рассуждениями в начальных классах
Связная речь:
- процесс, деятельность говорящего;
- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
- название раздела работы по развитию речи.
Сочинение –это
- «творческая работа, которое требует наивысшей самостоятельности младших школьников, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст» (Т. А. Ладыженская).
Классификация сочинений (М.Р. Львов)
- по источникам: сочинения на материале непосредственного опыта учащихся, о пережитом, виденном, слышанном, на материале экскурсий, по картине и др.;
- по жанру: сочинения-повествования; сочинения-описания; сочинения-рассуждения;
- по стилю: эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения; сочинения типа деловой статьи (преобладает стиль, близкий к научному или деловому): планы, письма, объявления и др.
Сочинение – рассуждение :
- это функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.
Умение рассуждать –
это умение логически мыслить, когда высказывание, относящееся к одному и тому же предмету, находится в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос.
Сущность сочинения-рассуждения состоит
- в обосновании истинности, какой –то основной мысли (тезиса), другими суждениями (аргументами).
Доказательство в сочинении-рассуждении состоит из трех частей:
- – тезиса (суждение, истинность которого надо доказывать);
- – аргументов (истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис);
- – формы доказывания (цепь умозаключений, из которых складывается ход доказательства).
- 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию письменной связной речи младших школьников в процессе написания сочинений-рассуждений
- 2.1 Анализ учебников русского языка образовательной системы «Школа России»
- 2.2 Выявление уровня развития письменной связной речи младших школьников на констатирующем этапе исследования
- 2.3 Методические рекомендации по развитию письменной связной речи младших школьников в процессе написания сочинений-рассуждений
Упражнение № 46, стр. 23.
Волга – главная река нашей страны. Она течёт с севера на юг почти через всю страну. Местами Волга разливается так широко, что не видно другого берега.
Много песен сложил русский народ о Волге-матушке.
Ю. Яковлев.
– О чём говорится в тексте? Озаглавьте текст.
– Спишите первую часть текста, разделяя слова черными точками для переноса.
Темы сочинений в учебнике русского языка (3 класс)
- сочинения по картине А. А. Рылова «В голубом просторе», И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», по картине А. А. Серова «Девочка с персиками»;
- сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?».
Задачи на констатирующем этапе:
– выявить уровень развития умений младших школьников писать сочинения-рассуждения;
– определить технологию работы учителя по развитию письменной речи младших школьников;
– выяснить отношение родителей к проблеме развития письменной речи у ребёнка.
Задание 1
- Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности .
- Вдруг он увидел за окном облака. Через пол часа рисунок был готов. Был урок рисования. Андрюша обрадовался. Он не знал, что рисовать. Андрюша даже не притронулся к набору карандашей.
Задание 2
- Составьте по картинкам текст про мальчика (устно)
Задание 3
- Составьте из данных слов предложения и напишите сочинение на тему «Почему дятел–полезная птица?».
- Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.
Анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе
Уровни
Высокий
Количество
детей (процентное соотношение)
5 человек/30%
Средний
Низкий
10 человек/47%
4 человека/23%
Задание, способствующее формированию умения младших школьников писать сочинения-рассуждения
- * Прочитайте текст. Какова тема этого текста? Выделите в нем следующие структурные части: тезис, доказательства, вывод.
-
- Ястреб.
- Высоко парит ястреб, высматривая добычу. Но и его видно. А чтоб не видели, ястреб иногда прячется в солнечные лучи, как в золотистое сено. В.Хмельницкий.
- Задание:
- – Сколько в тексте абзацев? Второй абзац состоит из одного короткого предложения.
- – Как ты думаешь, почему автор решил выделить это предложение?
- – Если ты ответишь на этот вопрос, тебе легче будет понять главную мысль?
- – Объясни, почему так поставлено ударение?
Для учащихся предлагаются слова. После чтения они должны ответить на вопросы:
- – Почему одни слова отвечают на вопрос что? Другие, на вопрос – кто? Например:
- Кто? Что?
- Человек дом
- Мама город
- Щенок машина
- Кит дерево
- Кузнечик космос
Проблемный метод
- Тема «Безударные гласные в корне». Прочитайте.
- Безударный хитрый гласный:
- Слышим мы его прекрасно,
- А в письме какая буква?
- Здесь поможет нам наука:
- Гласный ставь под ударенье,
- Чтоб развеять все сомненья!
- Сосна, вода, дела, трава –
- Проверить надо все слова.
- Безударный гласный – стоп!
- Писать опасно!
- Слуху вы не доверяйте,
- Удареньем проверяйте:
- Сосны, воды, травы, дело,
- А теперь пишите смело.
- Диктанту нашему конец,
- Кто не ошибся – молодец!
- – Знаете ли вы, как пишутся безударные гласные в корне? Объясните.
- – Подберите слово с безударной гласной о (а, е, я), которую можно проверить ударением. Свой ответ обоснуйте.