СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-допуск по повести «Сыновний долг» (элективное занятие) Направление «Опыт и ошибки».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если ученик знает, ЧТО и КАК надо делать, то, согласитесь, это действие выполняется с наименьшим психологическим напряжением. Поэтому так важно заинтересовать учеников работой над сочинением. С этой целью я и обратилась к рассказу-миниатюре Ирины Курамшиной «Сыновний долг». Этот рассказ является нравственным уроком всем нам, поэтому легко «ложится» на направление «Опыт и ошибки».

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-допуск по повести «Сыновний долг» (элективное занятие) Направление «Опыт и ошибки».»

Конспект занятия элективного курса по направлению «Опыт и ошибки»

(2 часа)

Тема: Подготовка к сочинению-допуску по рассказу-миниатюре Ирины Курамшиной «Сыновний долг»



Цели урока:

Обучающая:

  • обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,

  • закрепить умение писать сочинение-допуск,

  • научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

  • воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

  • воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа рассказа Ирины Курамшиной «Сыновний долг»

Развивающая:

  • развивать познавательные навыки учащихся,

  • развивать критическое и творческое мышления,

  • развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задачи:

Предметные: уметь анализировать рассказ-миниатюру.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества.

  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход занятия

I. Введение в тему...

Приём «Связи» (автор Г.И.Иванов, мастер ТРИЗ1),

  • Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, строчки какого произведения возникают в памяти.

  • Назовите, используя прилагательные, черты характера главной героини басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» (легкомысленная, беспечная, ленивая, весёлая, ветреная, несерьёзная).

  • Жалко вам Стрекозу или нет? Почему?

  • Что ждёт её впереди?

  • Посмотрите на слова, написанные на доске

ПОПРЫГУНЬЯ-СТРЕКОЗА ВНУКИ

  • Выстройте логическую цепочку жизненного пути попрыгуньи-стрекозы

(примерная цепочка: попрыгунья-стрекоза — лето — веселье — легкомыслие — отчаяние — одиночество — отсутствие семьи — отсутствие внуков).

  • Могла ли она избежать такой участи?


II. Подготовка к домашнему сочинению по направлению «Опыт и ошибки»

1. Беседа

  • Видите, всё в мире взаимосвязано, не случайно древние мудрецы утверждали: «Трогая траву, не потревожь звезду...».

  • Встречали ли вы в жизни такую «попрыгунью-стрекозу»?

  • Спрогнозируйте её жизненный путь.

  • Подойдёт ли логическая цепочка, составленная нами только что?

  • Давайте проверим...



2. Чтение рассказа-миниатюры Ирина Курамшиной «Сыновний долг» и его обсуждение

Приём «Чтение с остановками»

Фрагмент 1.

«Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела… Попрыгунья-стрекоза… Попрыгунья-стрекоза…»

Строчки из детского стихотворения прицепились намертво. Сотни стрекоз с прозрачными крылышками водили хороводы, прочно обосновавшись под черепной коробкой. Не давали думать. Ни о чём. Абсолютно ни о чём

- Попрыгунья-стрекоза, попрыгунья-стрекоза… - ворчливо повторяла вслух Рэна в надежде, что прилипчивые рифмы отвяжутся. – Так обозвать мать свою! Совесть есть? – Это уже громче. Почти истерично. В сторону комнаты сына.



  • Как вы думаете, за что сын назвал мать «попрыгуньей-стрекозой»?

  • Имеет ли он на это право?

  • Какое слово раскрывает психологическое состояние Рэны? (истерично)

  • Какая черта характера главной героини спрятана в этом слове? (истеричность)

  • Читаем дальше.



Фрагмент 2.

Макс появился в дверном проеме, покрутил пальцем у виска и насмешливо уставился на родительницу. Насекомые наконец-то прощально помахали Рэне чудовищным веером, сложив все крылья в одно – огромное, внушительное, даже пугающее. Получилось, можно сказать, символично, и… «Остапа понесло»… Остановиться на полном ходу Рэна не могла. Вернее, не умела. Или привыкла… Так было всегда. Почти ежедневно. Обычно после полуночи. Крик переходил в слёзы, слёзы - в рыдания, рыдания – в истерический смех. А потом - успокоительное, снотворное и кошмары в сновидениях.

Рэна кричала на сына, а он молча жевал бутерброд и запивал чаем. Равнодушно и отстранено.



  • Найдите в этом фрагменте слово, которое подчёркивает психологическое состояние героини (истерический смех).

  • Как ведёт себя сын? (равнодушно, отстранённо).

  • Можете ли вы предположить, в чём причина таких отношений?

  • Такие отношения не складываются «вдруг», они накапливаются годами. Давайте читать дальше.



Фрагмент 3.

«Меня никто не понимает. И не воспринимает всерьез. Мне даже не к кому обратиться за помощью. У всех есть друзья. Родные. Сослуживцы, в конце концов. Они знают, что их кто-то выслушает. Поможет. Посоветует. А мне? Куда мне? К кому?.. А надо ли? Всё равно осталось не так много… Что, кто-то знает способ избавления от смертельного недуга? Или предложит воспользоваться волшебной палочкой?»



  • Обижаясь на сына, скандаля с ним, Рэна задумывается о своей жизни. К какому выводу она приходит?

  • Какой жизненный опыт приобрела Рэна? Что поняла?

  • Начните заполнять таблицу (2 столбик)

Опыт Рэны

Молодая Рэна

Постаревшая Рэна

?

1. Никому не нужна, одинока.

2. Не к кому обратиться за помощью.



  • Говорит ли она, кто виноват в её одиночестве?

  • Давайте найдём ответ на этот вопрос в следующем фрагменте.



Фрагмент 4.

Истерики были частью ее жизни. Её панцирем, скорлупкой. В них она преуспела, как ни в чем другом. Сделать из мухи слона? Да раз плюнуть! Приврать, чтоб сказку сделать былью? Как дважды два! Рэна с детства усвоила, что сопротивление, запряжённое в одну упряжку с нападением, рано или поздно приведёт к нужному результату, и упрямо сопротивлялась. Сначала родительским советам и приказам. Первая нападала и всегда поступала, как считала нужным только сама. Чужое мнение не уважала, с ним не считалась. Когда Рэне исполнилось 14 лет, она ушла из дома и в первую очередь избавилась от ненавистного имени – Раиса, превратившись в Рэну. В знак протеста. И для самоутверждения. Прибилась к хиппи, кочевала из города в город, носила цветные лохмотья, курила «травку» и неделями не мыла голову. Потом появился Вадик, пытавшийся перевоспитать её. Рэна снова сопротивлялась. Результатом стало судьбоносное решение о рождении ребёнка, а Вадик исчез из её жизни в тот день, когда родился Макс.

Пришлось на какое-то время превратиться в рядовую мать-одиночку и даже устроиться на работу.

В борьбе за выживание, уже вдвоем с ребёнком, Рэна обнаружила некоторые плюсы. Во-первых, её жалели окружающие. Несовершеннолетняя девчонка. Сирота (так она представлялась новым знакомым). Как же не посочувствовать? Не прилагая особых усилий, молодая мамаша получала многие блага совершенно бесплатно. Смазливая внешность, коммуникабельность, живой язык, врождённая интуиция открывали перед ней самые неподатливые двери. А во-вторых, отсутствие средств мобилизовало все до сих пор дремлющие таланты девушки. Дар повелевать мужчинами был основным. Вот в этой области Рэна и решила преуспеть, листая популярные женские журналы во время прогулок с сыном.

- Жить, как миллионы российских затюканных тёток? Стать одной из них? Откладывать на боках жировые прослойки про запас? Толкаться в очередях? Ездить на городском транспорте в толчее среди потных тел? Ни за что! – частенько упражнялась Рэна в аутотренинге перед зеркалом. Подруг у нее не было, и заводить их она не собиралась - конкурентки…

- Я – умная, успешная, привлекательная. У меня море поклонников. Мне каждый день дарят роскошные букеты, я одеваюсь в самых дорогих заграничных бутиках, я отдыхаю на самых престижных курортах мира. Все, без исключения, мужчины боготворят меня.

Говорят, что если чего-то очень хочется, то оно обязательно сбудется.

Так и Рэна. Хотела и получила. С маленькими оговорками. «Принца» она-таки повстречала, но не на фешенебельном курорте, а в интуристовской гостинице, где изредка подрабатывала «путаной». На дворец «принц» не раскошелился, и виллу на побережье не подарил, но небольшую квартирку в центре столицы оформил на Рэну – самому в дальнейшем на гостиницы тратиться не надо будет, да и подружку таким подарком можно привязать надолго. Иностранный друг навещал Рэну регулярно, делал подарки, пусть не самые дорогие, но зато все сплошь импортные – на зависть соседям. Макс был пристроен предприимчивым любовником в круглосуточный интернат при Дипкорпусе и не доставлял ощутимых хлопот. Рэна разбаловалась: стала часто бывать за границей, полюбила ленивый отдых в уютных отелях с посещением преимущественно нудистских пляжей. Привыкла к СПА-процедурам, регулярным походам в спортивные клубы да по салонам красоты. И сейчас, в свои пятьдесят с хвостиком, она выглядела потрясающе молодо и элегантно. Даже синева под глазами не портила Рэнино холёное лицо. И никто не мог дать ей больше сорока лет.

Вот только готовить, стирать, убирать, вести хозяйство, экономно расходовать средства Рэна так и не научилась, а заполнение квитанции по оплате электроэнергии вводило женщину в длительный ступор.



  • Как жила Рэна? Какой опыт приобрела? Заполните первый столбик таблицы.

Опыт Рэны

Молодая Рэна

Постаревшая Рэна

1. Всего в жизни можно добиться истериками.

2. Подруги не нужны: конкурентки.

3. Повелевая мужчинами, можно многого достичь в жизни.

4. Жить надо для себя, любимой.

1. Никому не нужна, одинока.

2. Не к кому обратиться за помощью.




Фрагмент 5.

«Попрыгунья-стрекоза… Допрыгалась. Принц состарился. С довольствия снял. От кормушки отлучил. Теперь на молоденьких заглядывается. Мной брезгует. Бегает по барам чуть ли не со школьницами. Можно подумать, старость они ему отсрочат. Как же! Держи карман шире.

А сынок правильно делает. Все верно. Какая я мать была? Никудышная. Ехидна. Кукушка. Кому могла – подбрасывала. Сколько он меня видел-то маленьким? Десять лет провел в интернате. Словно в тюрьме. Срок отбыл. Иногда ленилась по выходным забирать его домой. Все выдумывала уважительные причины для директрисы. За что Максу меня любить? За тряпки, что Майкл привозил? Да он равнодушен к шмоткам. Годами в одной куртке ходит. И ненавидит меня. Действительно – правильно делает. Пусть ненавидит. И презирает пусть. Только бы из дома не выгнал. И дал умереть в своей постели. Диализ уже не помогает... Донора нет... И денег нет на покупку очереди поближе. Майкл, сволочь, полгода уже не появляется. Ведь единственный знает, что меня ждет!.. Но помогать не желает. Тридцать лет ему верой и правдой отслужила. Половой тряпкой... Да вот износилась. Теперь проще выбросить, чем подлатать. Трус! Жалкий трус. Ну, и пусть катится к чертям! в свою заграницу. А я назло ему вот как возьму – и проживу остаток жизни по-новому. Прямо сейчас и начну... новую её…»



  • Что мы узнаем о Рэне из её внутреннего монолога?

  • Какой смысл главная героиня вкладывает в слово «по-новому»?

  • К какому выводу она приходит, оставшись без богатого любовника, заболев страшной болезнью, живя с ненавидящим её сыном?

Опыт Рэны

Молодая Рэна

Постаревшая Рэна

1. Всего в жизни можно добиться истериками.

2. Подруги не нужны. Конкурентки.

3. Повелевая мужчинами, можно много достичь в жизни.

4. Жить надо для себя, любимой.

1. Никому не нужна, одинока.

2. Не к кому обратиться за помощью.

3. Сама виновата в том, что сейчас одинока.

4. Никудышная мать.

5. Никому не нужна: сын ненавидит и презирает, любовник «бегает ... чуть ли не со школьницами».



  • Почему оправдывает сына?

  • Если бы всё в жизни Рэны было по-прежнему (богатый любовник, здоровье), изменились бы её взгляды на жизнь?

  • Какую самую большую ошибку совершает героиня?

  • Раскаивается ли она в этом?

  • Как вы думаете, каков будет финал этой истории?



Фрагмент 6.

- Мать, ты, это… не злись… - Максим подошел и положил руку на плечо Рэне. – Я твою медицинскую карту нашёл. Случайно. Знаешь, мам, все будет хорошо. Я уже сходил в твой центр и обо всем договорился.

- О чем договорился?

- Об операции…

- Не понимаю… И карта… Ты не мог случайно. Она заперта в столе. Ты сломал замок?

Рэна в недоумении уставилась на сына.

- Ну, да. Извини. Это только для твоей же пользы.

- Пользы? – Рэна было взвизгнула по инерции, но тут же спохватилась, вспомнив про новую жизнь.

«Происходит что-то несуразное. Зачем Макс рылся в моем столе? Почему? Для чего? Он так никогда не делал. Он вообще правильный ребёнок в отличие от своей непутёвой матери. Об операции говорит. Не может быть. Моя очередь подойдет только через год, а может и больше».

- Макс, объясни толком. Откуда возьмется почка? Ты ее купил? На что? На какие средства?

- Да нет же, нет.

- Что тогда? Очередь купил? Или все, кто передо мной, умерли разом? – недоумевала Рэна.

- Ма-ма! Успокойся. Сядь. Вот, воды выпей, - он подал стакан с минералкой и отвернулся к окну, прислушиваясь, как мать жадно, большими глотками, пьёт воду.

Донором выступлю я. – жестко, тоном, не терпящим возражений, сказал Макс.

У Рэны неестественно округлились глаза, она попыталась что-то сказать, но только по-рыбьи открывала рот, не произнося ни звука. Мать понимала, что решение, приятое сыном, – слишком большая жертва, принимать которую она не должна. Рэна разнервничалась, руки не слушались, жили какой-то своей, отдельной жизнью, и еще невыносимо заныло слева от первого шейного позвонка. Она попыталась возразить, но сын продолжил все тем же строгим голосом:

- У нас с тобой одна группа крови. Мы близкие родственники. Ближе некуда. Ведь так? – Мать непроизвольно кивнула – получилось испуганно. И вообще, она чувствовала себя маленькой девочкой перед своим вмиг ставшим каким-то чужим и слишком взрослым сыном.

- Вот и хорошо. Раз близкие - моя почка тебе подойдет. И приживется лучше. Чем чья-либо.

Хоть Максим и хорохорился, но прилипшие ко лбу волосы говорили о многом. Страх, который никуда не делся после информации, полученной из медицинской карты матери, прочно обосновался в душе, уступив, однако, дорогу любви и благородству. И перебороть этот страх у Максима не хватало сил. Однако он сумел совладать с собой, и уже мягко добавил, глядя на всхлипывающую мать:

- Да не реви, дурная. Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?

Рэна мотала головой: «Нет, нет и еще раз нет. Не понимаю. Такого не может быть. Он же ненавидит меня. Нет, нет. Это не со мной происходит…»

- А, ну, и не понимай. – Максим махнул рукой и поспешил из комнаты, чтобы самому не разреветься, потому что предательский комок в горле поднимался все выше и выше.

Я пошел телек смотреть. Там футбол... – буркнул он в дверях и неожиданно для самого себя послал ошеломлённой известием Рэне воздушный поцелуй. – Я хочу, чтобы ты понянчила своих внуков.



  • Ожидали ли вы такой развязки? Почему?

  • Заслуживает ли Рэна такого отношения к себе со стороны сына?

  • В чём смысл названия рассказа?

  • Какой опыт в течение всей жизни приобретает Макс?

  • Почему в начале рассказа он «равнодушно и отстранённо» пьёт чай, а в конце рассказа посылает «ошеломлённой известием Рэне воздушный поцелуй» и говори о внуках?

  • Можно ли простить Рэну?

  • Вернёмся в логической цепочке «Попрыгунья–стрекоза......... внуки». Постройте логическую цепочку по рассказу «Сыновний сын». Будут ли отличаться эти цепочки и почему?

(примерная цепочка: попрыгунья стрекоза — веселье — легкомыслие — отсутствие друзей — сын — богатый любовник — интернат для сына — старение — одиночество — болезнь — неожиданное спасение — воздушный поцелуй — будущие внуки).

  • К какому выводу вы пришли, прочитав рассказ Ирины Курамшиной?



3. Выбор темы сочинения по направлению «Опыт и ошибки».

1. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?

2. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б. Шоу)

3. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?2

4. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?3

5. Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.


III. Домашнее задание.

Сочинение по выбранной теме.

1 ТРИЗ - теория решения изобретательных задач

2 Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года. Дальневосточный федеральный округ Амурская область

3 Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года. Северо-Курильский городской округ



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!