СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-описание картины В.Д. Поленова "Московский дворик"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока представлена подробная поэтапная работа по подготовке к написанию сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание картины В.Д. Поленова "Московский дворик"»



УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

по репродукции картины В.Д.Поленова

«Московский дворик»

в 7 классе





Учитель русского языка и литературы

Судакова О.Н.







Урок развития речи

Тема: «Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Цель урока:

  1. Повторить сведения о различных видах описания.

  2. Сформировать умения описывать местность.

Задачи урока:

  1. Показать мастерство художника В.Д.Поленова на примере картины «Московский дворик».

  2. Научить видеть прекрасное в живописи.

  3. Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

Ход урока:

  1. Повторение сведений об описании как типе речи и о различных видах описания. Слово учителя (5 мин.)

    1. Какие вы знаете типы речи? (повествование, описание, рассуждение)

    2. Что изображается в описании? Какой вопрос можно поставить к тексту-описанию? Каков предмет?

Существуют разные виды описания: описание природы, описание внешности, описание помещения.

Описание местности строится по своим законам. Сначала даётся общий план – указывается, какая именно местность будет являться предметом описания, и говорится о её отличительных особенностях. Затем описываются отдельные детали, с помощью которых и создаются эти особенности.


  1. Подготовка к сочинению-описанию картины В.Д.Поленова «Московский дворик». Слово учителя (10 мин.)

Рассмотрим репродукцию картины:

На картине В.Д.Поленова изображён уголок старой Москвы. Натурой для создания пейзажа – типичного уголка старой Москвы в ясный, солнечный день - послужил дворик в Трубниковском переулке у Арбата, который открывался из окон московской квартиры художника. Поленов подарил И.С.Тургеневу один из этюдов картины, и этот пейзаж стал для писателя, жившего в то время во Франции, дорогим воспоминанием о Родине, о её патриархальности, о золотых куполах церквей, устремлённых в небо, о простоте и незатейливости быта людей.


  1. Беседа по вопросам (15 -20 мин.)

    1. Что изображено на картине? Опишите своё общее впечатление.

Перед нами небольшой московский дворик. Похож ли он на современные московские дворы и детские площадки? Нет, они покрыты асфальтом, усыпаны грязным песком, а здесь дворик чистый, поросший выжженной солнцем травой, в которой белеют ромашки. Он уютен, тих, залит ярким солнечным светом.

Теперь рассмотрим картину поподробнее.


    1. Что изображено на переднем плане картины и в центре композиции?

На первом плане слева изображён пышный разросшийся сад, за которым виднеется фасад большого особняка из белого камня. Сквозь ветви деревьев белеют круглые колонны и фронтон нарядного особняка. Перед садом крышка старого колодца или погреба, лопухи, репейник, растущие перед покосившимся забором.

На переднем плане картины изображены дети. Белоголовая девочка в белой рубашке и холщовой юбке рассматривает сорванный цветок. В сторонке сидит прямо в траве и плачет малышка, а чуть дальше возятся в траве ребятишки постарше. В глубине двора от колодца с полным ведром идёт женщина.


    1. Что изображено справа?

Справа изображена запряжённая в телегу лошадь. Пригревшись на солнышке, она стоит неподвижно. Чувствуется, что она терпеливо ждёт своего хозяина… Ещё справа видно, как сушится на верёвке бельё.


    1. Что находится в глубине двора?

Здесь стоит полуразвалившийся сарай. На его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют куры.


    1. Что мы видим вдалеке, на заднем плане за сараем?

На заднем плане видна панорама Москвы: крыши невысоких светлых домов, церкви, колокольни. Вдали слева возвышается величественный белокаменный храм с пятью столпами куполов. Центральный столп увенчан золотым куполом, который ярко блестит в солнечных лучах. Справа возносится к небу пирамидальная колокольня, украшенная тремя ярусами длинных окон и увенчанная золотым куполом-луковкой.

Без изображения храма дворик утратил бы своё до конца неизъяснимое очарование… (Попробуйте закрыть ладошкой храм).

    1. Какой день выбрал художник для изображения?(особый - торжественный, праздничный или обычный, будний)

Художник выбрал для изображения обычный будний день. Предметы на картине (лопухи, сарай, репейник, бельё и т.д.) – самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами.


    1. Как Поленов передаёт изображение летнего солнечного дня?

Над низенькими домиками, над разросшимся садом сверкают купола белокаменных церквей, сияет прозрачное небо, по которому скользят лёгкие белоснежные облачка. Картина наполнена воздухом, солнечным светом и теплом. Солнечные лучи играют на стенах домов, на заборах, сараях, озаряют купола церквей. Вся лужайка прогрета ласковым солнцем.


    1. Какое настроение оставляет картина Поленова «Московский дворик»?

Художник изобразил один из многочисленных уголков Москвы, который сохранил прелесть деревенской жизни. Храм, изображённый на картине – это реально существующий храм Спаса Преображения на Песках и находится он в районе Арбата. Мастерство художника проявилось в том, что он сумел передать гармоничную связь человека с природой. Картина излучает радость, дышит тишиной и умиротворённостью, создаёт у зрителя настроение спокойствия, ощущение тихого праздника, светлой радости бытия. Благословение Божие лежит здесь.


  1. Составление плана (5 мин.)

План

    1. Сюжет картины В.Д,Поленова «Московский дворик»

    2. Общий вид дворика

а) лужайка, сад, особняк, сарай на первом и втором планах.

б) повседневная жизнь ласкового дворика

в) панорама Москвы (задний план): городские дома, церковь, колокольня

г) изображение летнего солнечного дня

д) мастерство художника

3. Настроение, которое оставляет картина.


  1. Словарная работа (5 мин.)

Запись под диктовку и объяснение написания опорных словосочетаний.

Уголок старой Москвы, пышный разросшийся сад, фасад особняка, покосившийся дощатый сарай, панорама Москвы, белокаменная церковь, столпы с куполами, золотой купол-луковка, пирамидальная колокольня, копошатся в земле, прелесть деревенской жизни, гармоническая связь жизни человека с жизнью природы, белоснежные облачка, светло-голубое, прозрачное небо, тишина и безмятежность, ощущение тихого праздника, светлой радости бытия, настроение спокойствия, умиротворённости, благословение Божие.


  1. Задание на дом: сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик».


Используемая литература:

В.Поленов (Альбом). Автор-составитель И.В.Раздобреева. – М. Изобразительное искусство. 1973г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!