СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучение словесному описанию картины, создание условий для формирования эстетического воспитания учащихся, привите любви к родной пророде.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща"»

Урок развития речи в 5 классе.

Тема урока «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».

Цель: обучение словесному описанию картины; создание условий для формирования эстетического восприятия учащихся; привитие любви к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща», музыкальное сопровождение, презентация материала.

Ход урока.

  1. Активизация базовых знаний.

- Какие типы текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

- Какой тип текста используется, если потребуется передать цепочку последовательно развивающихся событий? Если требуется доказать какую-то мысль? Если необходимо сформировать представление о каком-либо предмете?

- Вспомните, какой тип текста называется описанием?

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться писать сочинение по картине. Скажите, пожалуйста, какой тип речи нам понадобится?

Для текста – описание природы характерно наличие трех частей: зачина, основной части, концовки.

В зачине обычно называется предмет речи (тема текста) или тема и главная мысль одновременно. Главная мысль обычно выражена в форме оценки, которая передает общее впечатление о предмете или явлении.

В основной части перечисляются существенные признаки, детали, дополняющие и углубляющие представление о предмете речи. Все эти признаки и детали помогают раскрыть тему и главную мысль, выраженную в зачине.

В концовке обычно выражено авторское отношение к предмету речи ( оценка), зачастую совпадающее с уже высказанным в зачине.



  1. Вступительная беседа.

Уроженец Елабуги – маленького городка на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин ( 1823-1898) детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии. Он рано пристрастился к рисованию и стремился запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.

- Что означает слово пейзаж?

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 году юноша отправился учиться в Москву, в училище живописи и ваяния. Здесь он подружился с молодыми художниками В. Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 году Шишкин, окончив Академию художеств, получает Большую золотую медаль и право на заграничные командировки. В 1873 году он становится профессором Академии художеств. В 1894-1895 годах Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии.



3.Работа над картиной.

Шишкин – мастер изображения картин природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших произведений Шишкина – «Корабельной рощей». Перед вами репродукция картины.

- Почему картина называется «Корабельная роща»? Что означает слово «корабельная»?

- Что означает слово репродукция?

- Где хранятся подлинники?

Это полотно знаменует пору творческой зрелости художника. В.Стасов называл его картины «пейзажами для богатырей» - именно к «Корабельной роще» такие слова подходят более чем в любому иному произведению.

Все в картине проникнуто чувством покоя – неподвижно стоящие огромные сосны, излучина реки у края опушки леса, летнее небо с медленно плывущими облаками, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Шишкин избирает здесь, как и во множестве других пейзажей, время дня – полдень. Полуденный пейзаж – это образ России. «Корабельная роща» - идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Покой и постоянство претворяются в четкой композиции.

Это полотно могло бы служить иллюстрацией к стихотворению И.А.Бунина «Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.



Когда мы смотрим на картину Шишкина, то видим зрительные образы, когда слушаем стихотворение И.А.Бунина, что мы ощущаем?

Обратимся к картине Шишкина. Попробуйте «побродить» в «Корабельной роще», почувствовать то же самое… Что вы ощущаете? Запишите образы в среднюю колонку листа. А теперь попробуем составить зачин нашего сочинения. Он может начинаться словами «Когда я смотрю на картину И.И.Шишкина «Корабельная роща», я ощущаю ( чувствую,представляю…)

Запись наблюдений.

Формулирование проблемного вопроса – генерального тезиса. ( Как удалось художнику не только запечатлеть образы родной природы, но и заставить нас почувствовать радость жизни?)

4.Сбор материала к раскрытию основной части. Работа с таблицей.

микротемы

материалы

дополнения

Передний край картины

Сосны

Гигантские сосны, кора шершавая, смолистая. Кроны у ближних деревьев, растущих на опушке, раскидистые, у дальних деревьев – уходящие вверх, сучья, корявые сухие ветви


Ручей

Пересох от зноя, но все еще дает прохладу, отражает окружающие его деревья, едва струится, седые валуны и плесень на страже векового леса, песчаная коса.


Трава на опушке

Выжженная солнцем, покрытая слоем рыжеватой хвои.


Небо

Голубые (лазурные) просветы между деревьями, молочно-белое полуденное марево.


Свет

Полуденный, рыжими пятнами ложится на лес и опушку, на заднем плане освещает только верхушки деревьев, не проникает в чащу.


Задний план картины

Глубь леса

Не проникают солнечные лучи, густая зелень, полумрак и прохлада. Тайна. Отсутствие линии горизонта, но ощущение безбрежности лесных просторов сохраняется.


Вывод

Оценка мастерства художника.

Талантливое владение палитрой, интересные композиционные приемы ( размеры картины ориентированы горизонтально, но высокие и мощные стволы на переднем плане зрительно «вытягивают» ее вверх)

Удалось ли художнику воплотить свой замысел?




5.Демонстрация применения собранных материалов.

6.Написание сочинения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!