Урок развития речи в 5 классе.
Тема урока «Сочинение по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».
Цель: обучение словесному описанию картины; создание условий для формирования эстетического восприятия учащихся; привитие любви к родной природе.
Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща», музыкальное сопровождение, презентация материала.
Ход урока.
Активизация базовых знаний.
- Какие типы текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
- Какой тип текста используется, если потребуется передать цепочку последовательно развивающихся событий? Если требуется доказать какую-то мысль? Если необходимо сформировать представление о каком-либо предмете?
- Вспомните, какой тип текста называется описанием?
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться писать сочинение по картине. Скажите, пожалуйста, какой тип речи нам понадобится?
Для текста – описание природы характерно наличие трех частей: зачина, основной части, концовки.
В зачине обычно называется предмет речи (тема текста) или тема и главная мысль одновременно. Главная мысль обычно выражена в форме оценки, которая передает общее впечатление о предмете или явлении.
В основной части перечисляются существенные признаки, детали, дополняющие и углубляющие представление о предмете речи. Все эти признаки и детали помогают раскрыть тему и главную мысль, выраженную в зачине.
В концовке обычно выражено авторское отношение к предмету речи ( оценка), зачастую совпадающее с уже высказанным в зачине.
Вступительная беседа.
Уроженец Елабуги – маленького городка на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин ( 1823-1898) детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии. Он рано пристрастился к рисованию и стремился запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.
- Что означает слово пейзаж?
Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 году юноша отправился учиться в Москву, в училище живописи и ваяния. Здесь он подружился с молодыми художниками В. Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 году Шишкин, окончив Академию художеств, получает Большую золотую медаль и право на заграничные командировки. В 1873 году он становится профессором Академии художеств. В 1894-1895 годах Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии.
3.Работа над картиной.
Шишкин – мастер изображения картин природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших произведений Шишкина – «Корабельной рощей». Перед вами репродукция картины.
- Почему картина называется «Корабельная роща»? Что означает слово «корабельная»?
- Что означает слово репродукция?
- Где хранятся подлинники?
Это полотно знаменует пору творческой зрелости художника. В.Стасов называл его картины «пейзажами для богатырей» - именно к «Корабельной роще» такие слова подходят более чем в любому иному произведению.
Все в картине проникнуто чувством покоя – неподвижно стоящие огромные сосны, излучина реки у края опушки леса, летнее небо с медленно плывущими облаками, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Шишкин избирает здесь, как и во множестве других пейзажей, время дня – полдень. Полуденный пейзаж – это образ России. «Корабельная роща» - идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Покой и постоянство претворяются в четкой композиции.
Это полотно могло бы служить иллюстрацией к стихотворению И.А.Бунина «Детство»:
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Когда мы смотрим на картину Шишкина, то видим зрительные образы, когда слушаем стихотворение И.А.Бунина, что мы ощущаем?
Обратимся к картине Шишкина. Попробуйте «побродить» в «Корабельной роще», почувствовать то же самое… Что вы ощущаете? Запишите образы в среднюю колонку листа. А теперь попробуем составить зачин нашего сочинения. Он может начинаться словами «Когда я смотрю на картину И.И.Шишкина «Корабельная роща», я ощущаю ( чувствую,представляю…)
Запись наблюдений.
Формулирование проблемного вопроса – генерального тезиса. ( Как удалось художнику не только запечатлеть образы родной природы, но и заставить нас почувствовать радость жизни?)
4.Сбор материала к раскрытию основной части. Работа с таблицей.
микротемы | материалы | дополнения |
Передний край картины |
Сосны | Гигантские сосны, кора шершавая, смолистая. Кроны у ближних деревьев, растущих на опушке, раскидистые, у дальних деревьев – уходящие вверх, сучья, корявые сухие ветви | |
Ручей | Пересох от зноя, но все еще дает прохладу, отражает окружающие его деревья, едва струится, седые валуны и плесень на страже векового леса, песчаная коса. | |
Трава на опушке | Выжженная солнцем, покрытая слоем рыжеватой хвои. | |
Небо | Голубые (лазурные) просветы между деревьями, молочно-белое полуденное марево. | |
Свет | Полуденный, рыжими пятнами ложится на лес и опушку, на заднем плане освещает только верхушки деревьев, не проникает в чащу. | |
Задний план картины |
Глубь леса | Не проникают солнечные лучи, густая зелень, полумрак и прохлада. Тайна. Отсутствие линии горизонта, но ощущение безбрежности лесных просторов сохраняется. | |
Вывод |
Оценка мастерства художника. | Талантливое владение палитрой, интересные композиционные приемы ( размеры картины ориентированы горизонтально, но высокие и мощные стволы на переднем плане зрительно «вытягивают» ее вверх) Удалось ли художнику воплотить свой замысел? | |
5.Демонстрация применения собранных материалов.
6.Написание сочинения.