Урок развития речи в 6 классе
Подготовка к сочинению
по картине Т. Яблонской
«Утро»
Цели: обучать умению составлять связный текст по картине; развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к прекрасному, стремление к физическому, духовному самосовершенству.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Это все весна
А.А.Фет
Известно, что дети, появившиеся на свет под знаком Рыб, часто бывают наделены не только безупречным вкусом, но и вкусом к творчеству, такой уж им подарок делает щедрый Зодиак. В этом смысле Татьяна Ниловна Яблонская, родившаяся 24 февраля 1917 года в Смоленске, была истинной Рыбой.
Отец Тани считался очень одаренным и опытным художником, но ему не хватало решимости целиком отдаться любимой живописи: он зарабатывал на хлеб, преподавая историю и литературу в смоленской гимназии.
Собственную мечту о свободном творчестве Нил Александрович Яблонский сумел привить всем своим детям, а особенно – по-настоящему талантливой Татьяне, которая, сколько себя помнила, всегда на падающую звезду загадывала одно и то же желание: "Хочу стать хорошим художником!«
Картины Т.Н.Яблонской могут казаться бесхитростными и простоватыми. Однако в каждом произведении заключена особая красота простой жизни, которая способна пленять, дарить особое настроение.
"Перед стартом"
"Весна"
"Бумажные цветы"
"Лен"
«Зимний день в Седневе»
Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб». В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Однажды ранним майским утром Лена , дочка Т.Н.Яблонской, проснулась в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны - еще чуть-чуть - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Татьяна Ниловна, увидев это, создала картину «Утро», о которой мы сегодня и будем говорить.
Какова основная мысль этой картины?
Картина «Утро»- олицетворение бодрости, свежести, дарит ни с чем не сравнимое настроение радости новому дню.
Композиция картины. Что мы видим на переднем плане?
В центре изображена девочка лет одиннадцати. Девочка только проснулась, она показана в движении: тянет руки вверх, словно потягивается. Героиня грациозна, пластична.Она напоминает весеннюю птичку. Ее фигура свидетельствует о том, что она не ограничивается утренней зарядкой, а занимается каким- либо видом спорта.
Физкультминутка
- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Ребята, опишите девочку.
На ней белая майка, черные спортивные трусы, волосы заплетены в косы, глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков.
Опишите комнату девочки.
Комната светлая, просторная. Двери на балкон распахнуты, на полу – блики солнечного света. Возникает ощущение прохлады, веющей с балкона, утренней свежести. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.
Как изображены стол, стул, дверь?
Стол- круглый, накрытый сине – желтой скатертью. На столе - светлый, с темным рисунком кувшин с молоком, тарелка, на которой лежит булочка, прикрытая салфеткой.
Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка .
Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), ярким пятном выделяется алый пионерский галстук, перекинутый через спинку стула, аккуратно сложена школьная одежда девочки.
Как изображены кровать, пол?
Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем.
Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.
Какие краски преобладают на полотне?
Цвета теплые, сочные и яркие: желтые солнечные стены, оттенки коричневого и оранжевого- дерево кровати и пола. Они привносят особое ощущение радости, торжественности. Им противопоставляются холодные тона: глубокий синий цвет скатерти, темная школьная форма, насыщенная зелень комнатных растений.
К чему призывает художница?
Полотно «Утро» призывает радоваться прекрасному, молодости, красоте. Ведь радостное настроение, ощущение свободы, счастья, яркие теплые краски, зелень и мягкий солнечный свет, гармония- это все и является особенным весенним настроением, живущим в серце каждого из нас.
I. Творчество художницы Т.Н.Яблонской.
II. Особенности композиции картины.
III. Цвет и оттенки.
IV. Общее настроение картины.
Написать сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро», используя материалы урока.
Ресурсы:
http://yes.com.ru/blogs/photo/
http://122.72.0.3www.fresher.r
http://www.calend.ru/person/2215/
http://www.c-cafe.ru/days/bio/36/034_36.php
http://blog.i.ua/community/1952/538511/
http://www.artpoisk.info/artis
http://peryakova.do.am/index
http://lady.webnice.ru/forum/v
http://www.diary.ru/~sunduchok
http://pesiq.ru/forum/showthre…
http://www.tunnel.ru/view/post…
Т.Л.Федорова, «ЛадКом», 2008
http://pda.privet.ru/blog/2725…