СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине В.М.Васнецова "Богатырский скок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по развитию речи в 4 классе. Научит собирать материал к сочинению и использовать  его при описании изображенного на картине.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине В.М.Васнецова "Богатырский скок"»

Методическая разработка урока по развитию речи.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»


Я хотел показать, в чем сущность моего народа…

В. Васнецов.


Цели:

- научить собирать материал к сочинению и использовать его при описании изображенного на картине;

- пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;

- развивать и тренировать наблюдательность, художественно-эстетический вкус;

- приобщать учащихся к историческому прошлому родины.


Оборудование урока:

- интерактивная доска;

- репродукции картины В.М.Васнецова «Богатырский скок» (1914г) «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1898).


Ход урока:

  1. Организационные моменты. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает:

А и сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их конем землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

(отрывок из былины)

Сегодня мы знакомимся с картиной В.М.Васнецова «Богатырский скок» 1914г.


  1. Рассказ о творчестве художника.

«Я всегда только и жил Русью»,- говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг). Он прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок».

(Репродукции картин демонстрируются на интерактивной доске)

Они навеяны русскими народными сказками, былинами. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном народе, о славной национальной старине и ее бессмертных героях.

В своем творчестве Васнецов стремился раскрыть эстетические национальные идеалы как идеалы народа, найти и установить связь между прошлым и настоящим родной страны.

В детстве и ранней юности художника окружал деревенский быт, почти не тронутый городским влиянием. Много значили для будущего художника старинные сказания, песни, предания, передававшиеся из уст в уста.

После окончания вятской духовной семинарии он поступил в Академию художеств, где курса не окончил, а получил только две серебряные медали за рисунок в натурном классе и за этюд. В.Васнецов на личные средства уезжает в Париж, где вскоре его произведения появляются на передвижных выставках. В большинстве случаев они были написаны на темы из русских сказок и былин. Картины были проникнуты русским народным духом и глубоким, искренним настроением.


  1. Беседа по картине. (с использованием интерактивной доски)

На картине изображен Илья Муромец.

Учитель: Как вы его узнали?

Учащиеся: Мы знаем картину Васнецова «Богатыри», на которой изображены Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. (Демонстрация картины).

Учитель: В. Васнецов особо подчеркнул в своих любимых героях спокойную величавость, рожденную сознанием возложенного на себя священного долга. Картина создает «не только впечатление силы… но ещё впечатление благости, великодушия и добродушия – ими полон всего более сам Илья Муромец».(В. В. Стасов)

Учитель: Что мы знаем об этом богатыре?

Материал подготовлен учащимися как индивидуальное домашнее задание.


1-ый рассказчик:

Знаменитого богатыря Илью Муромца народное предание отождествляло с преподобным Илией Муромцем, Печерским, знания о котором В.М.Васнецов получил еще в духовной семинарии.

Родился Илия Муромец около 1143г. в селе Карачарово, что под Муромом Владимирской области, в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Евфросинии, дочери Якова.

С детства до тридцати трех лет Илья был парализован, а потом получил исцеление от трех вещих старцев, которые предсказали, что «смерть ему в бою не писана».

Взяв родительское благословление,

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный стольный Киев-град-

Помолиться чудотворцам киевским

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую»,

Илья много лет состоял в дружине Киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве».


2-ой рассказчик:

Не знавший поражений, Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Все сказания свидетельствуют о степенном характере Ильи Муромца, который никогда не превозносил себя, оставаясь простым крестьянским сыном: « Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал людей не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводою в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять»


Учитель: К лику святых Илья Муромец был причислен в 1643г. Украинская православная церковь Московского Патриархата учредила орден Преподобного Илии Муромца, которым награждаются военнослужащие, отличившиеся служением Отечеству, в том числе и в горячих точках.


  1. Описание картины. Обучение по образцу.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака - все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов - пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.


  1. Словарно- стилистическая работа.


Кольчуга - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.


Бармица - элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица

Наручи - часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти. Простейшие наручи изготавливались по шинному типу и представляли собой металлические пластины, закреплённые на кожаной основе. Однако они уступали цельнометаллическим наручам, появившимся, вероятно, в Западной Азии. Наиболее совершенными являются наручи трубчатого типа. Такой наруч состоит из двух сильно изогнутых пластин — верхней (локотник) и нижней (черевец). Эти пластины могли соединяться шарнирно, а закрываться с помощью ремешков и пряжек.

Кистень - гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю — било), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью — кистенищем.


Копье - колющее, метательное или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Длина копья составляла от 3 до 4 метров. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя.


Ретивый – быстрый, стремительный.


Вороной – черный, цвет вороньего крыла.


Сбруя- конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми



  1. Сравнительный анализ двух картин В.М.Васнецова.


Демонстрация картины «Витязь на распутье».

Учитель: Известно, что картина «Богатырский скок» была одной из последних работ художника. Давайте обратимся к первой работе В.Васнецова « Витязь на распутье» с тем, чтобы сравнить настроение богатырей картины.

Что мы видим на первой работе художника В.Васнецова?

Ответы учащихся:

-Художник передал атмосферу былинных сказаний;

- жуть навевает дикая, бескрайняя степь, черные птицы, замшелые валуны, черепа человеческие и лошадиные;

- слова на камне трудно прочитать.

Учитель: Опишите снаряжение витязя:

Ответы учащихся:

- воин в боевых доспехах: пластинчатая кольчуга закрывает тело всадника;

- шлем с бармицей

- густая бармица укрывает плечи

- наручи до локтей.

Витязь хорошо вооружен:

- колчан со стрелами

- тяжелый кистень для близкого боя

- копье для дальнего боя

- тяжелый миндалевидный щит много раз спасал своего хозяина

Конь под стать всаднику - сильный, выносливый, привыкший к бою. Скорее всего, это любимый конь витязя. Об этом говорит богатая сбруя коня.


Учитель: Какой миг запечатлел художник?

Ответы учащихся:

-Всадник приостановился у камня только на несколько минут, чтобы прочесть надпись. Он продолжит свой путь вперед.


Учитель: Что говорит об этом?

Ответы учащихся:

-Светлое небо, отблески света на снаряжении витязя и гриве коня.


Учитель: Художник создает впечатление, что витязю ведомо все, что будет, он выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье.

Вот слова самого художника о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости: «Я хотел показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов. Мы- поэты, а без поэзии, без мечты нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди-витязи на распутье -никогда не бояться того, что сулит нам будущее».


Учитель: Что символизируют картины В. Васнецова?

Картины Васнецова рисуют национальные образы, полные глубоких человеческих чувств и переживаний. Они символизируют величие, храбрость, красоту и силу русского народа в лице Ильи Муромца.


Читает ученик:

Мощь духа русского раскрыл
Художник в этом полотне,
Богатыря изобразил
Верхом на вороном коне.

Конь оторвался от земли,
Поджаты ноги для прыжка.
Темнеет лес внизу вдали,
Клубятся рядом облака.

Вниз голова наклонена
У богатырского коня,
Фигура же напряжена.
Седок, поводья оброня,

Доверившись коню, назад
Глядит внимательно, готов
(Об этом говорит нам взгляд)
Он наповал сразить врагов.

Внизу родимая земля –
Леса, пологие холмы,
Луга, широкие поля.
Он защитит их – знаем мы!





  1. Составление плана сочинения по одной из картин.

Запись на доске плана сочинения:

  1. Русские богатыри.

  2. Описание картины:

а) образ героя картины.

б) описание всадника и коня

- описание одежды

- описание сбруи

3. Композиция картины

- пейзаж

- цветовая гамма

4. Чему учит картина.


  1. Домашнее задание

Написание черновика сочинения



Используемая литература:

  1. О.П.Баландина « Обучение сочинению по картине» 5-9 классы Издательство «Учитель», Волгоград 2012г., стр. 7-15.

  2. Ольга Глаголева «Святые воины русского православия» ЭКСМО, Москва, 2009г., стр. 148-155.

  3. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи» ,издательство «Белый город», Москва, 2006г., стр. 260-261,267

  4. Е.П.Борзова, А.В.Никонов «История мировой культуры в художественных памятниках» стр. 200-201.

  5. Интернет-ресурсы.





























Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г), поможет учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве художника, расширить представление учащихся 5-6 классов об историческом эпосе России, запечатленной в полотнах В. М. Васнецова, обогатить знания учащихся материалами православной культуры страны, ввести в пласт устной и письменной речи учащихся устаревшую лексику, воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому нашей страны.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!