СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение ученицы о родном крае

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

тест сочинения ученицы о родном селе ,его достопримечательностях

Просмотр содержимого документа
«Сочинение ученицы о родном крае»

Здравствуйте! Я, Калинина Елизавета, ученица 6 А класса гимназии №1 города Кузнецка. Так случилось, что я живу в селе Радищеве Кузнецкого района. Я уверена, что наше село знает каждый образованный россиянин, каждый патриот …Оно (село Радищево ) названо так в честь русского писателя, революционера Александра Николаевича Радищева.

Поскольку моя бабушка в недалеком прошлом экскурсовод, то я знаю о музее немного больше, чем мои ровесники.

Мое первое знакомство с музеем состоялось в пять лет. Это то время, когда я уже сознательно запоминала сказанное взрослыми и могла рассказать другим. Помню, что это произошло летним жарким днем, когда светило ясное , горячее солнце, а у бабушки на работе было много желающих посетить дом А.Н.Радищева. И она взяла меня с собой за руку и вместе с экскурсантами повела к гранитному обелиску, на котором была мраморная доска с надписью: « Здесь был дом, в котором родился выдающийся революционер и писатель Александр Николаевич Радищев.» Тогда мне не удалось понять, а кто же такой революционер? Это слово потом я в свои пять лет училась долго выговаривать, как обычно стараются дети научиться выговаривать трудную скороговорку. У входа в музей , возле бюста Александра Николаевича– красивые живые цветы . «Ах, как это хорошо!- думалось мне .- Как люди почитают человека, чья профессия такая трудно выговариваемая- революционер!» Я стала вслушиваться в рассказ бабушки внимательнее.

Оказывается, село сначала называлось в казенных бумагах Преображенским, потом Верхним Аблязовым, а относилось он к Саратовскому наместничеству. У прадеда Радищева по линии матери, Григория Афанасьевича, была фамилия Аблязов , поэтому село так именовалось.

Музей в честь писателя был открыт 28 октября 1945 года для увековечения его памяти. Старые постройки, уродующие облик музея были снесены, и территория его расширилась до 12 гектаров. Да, ведь музей-то сначала располагался в здании детского сада, а потом – школы.

Вхожу вместе со всеми в усадьбу- глаза удивляются! Столько по стенам картин! Это семейные портреты. По коридору в главный зал- гипсовые бюсты Радищева.

А теперь – рассмотрим экспозицию первого зала. Конечно, я соглашаюсь с бабушкой: надо узнать, с чего начиналась история села и рода Радищевых, история человека, который свою жизнь посвятил борьбе за справедливость, за правду, за уважение к человеку крепостного звания, борьбе за свободу.

В пять лет я плохо понимала слова архив, оригинал, родословное древо…

Только по плану на рисунке я увидела, как выглядело Верхнее Аблязово почти два столетия назад, как выглядел барский дом, где прошли детские годы Радищева. Семья писателя жила в двухэтажном доме , дом был каменный, а это считалось в 18-м веке признаком благополучия помещика, деревянная галерея соединяла дом с верхним приделом церкви, где стояла семья помещика во время службы в церкви, а ведь семья Радищевых была глубоко верующей. Половину аблязовских земель занимали леса- березовые, дубовые, в них было очень много дичи, летом- собирали лесные ягоды, их тут было в изобилии.

Слушаю повествование о родословной Радищевых (тогда это слово меня заинтересовало), оказывается, первое упоминание о Радищевых относится аж к шестнадцатому веку! Первые Радищевы- очень скромные служилые обышные (опять слово непонятное , думалось мне тогда!) люди.

На одной из стен- портрет деда писателя- Афанасия Прокопьевича Радищева. Интересно, он был из казаков, если у него в левой руке казацкая сабля? Потом спрошу у бабушки! Афанасий Прокопьевич приезжал в свои имения в Пензенском уезде и однажды познакомился с дочерью Григория Афанасьевича Аблязова Настей . Вскоре они обвенчались. У них родился сын- Николай Афанасьевич Радищев, отец писателя. Ему и стало принадлежать сельцо Верхнее Аблязово по распоряжению Афанасия Прокопьевича. Николай Афанасьевич женился на Фекле Степановне Аргамаковой, в их семье старший сын-Александр, любимец своей кроткой , заботливой нежной матери. Всего в семье было четверо детей.

Мне, пятилетней девочке казалось, что все дети должны ходить в школу учиться, но я узнаю , что барских детей обучали домашние учителя .Так, первым учителем Саши Радищева стал крепостной дядька Петр Мамонтов, в распоряжении деревенского учителя грамоты были лишь часослов( снова я спрошу у бабушки!) и псалтырь(ну, это, кажется, что-то с церковью связанное что ли?) В экспозиции музея есть псалтырь , датированный 1646 годом .Вот это да! Неужели книги могут так долго жить, как и барские дома, так сильно я была поражена тогда. В зале есть книги, которые читал Саша в детстве и юности .Они все такие старые! Это мои мысли в пять лет. Сейчас я многое понимаю и удивляюсь, конечно, меньше .Но в этот день я жадно смотрела на свою дорогую бабушку и внимательно ее слушала, старалась ничего не пропустить, запоминая неясное моему, в ту пору пятилетнему уму.

Потом в жизни Радищева будут Москва , Петербургский пажеский корпус, заграница…Об этом напомнят немецкие картины- гравюры, портрет немецкого профессора, у которого учился Саша …И много-много вещей, рассказывающих о пребывании Радищева в Германии. Но бабушка говорит, что дух протеста против несправедливости, жестокости зародился у него именно здесь, в Аблязове. Сами Радищевы относились к своим крестьянам по-доброму, а вот соседи- помещики…Не зря с некоторыми из них Николай Афанасьевич при встрече даже не здоровался! Например, анненковский помещик В.Н.Зубов обирал до нитки своих крестьян, кормил их из корыта, куда им по приказу помещика наливали пустых щей и после этого заставляли непосильно работать! А если крестьянин отказывался- сажали на цепь! Будто собаку! Я не могла понять тогда: как , человека на цепь?

Далее мы, экскурсанты, видим документы, письма, карты …Как много связано событий с именем нашего земляка!

И вот я смотрю на портрет самого писателя –это ,оказывается, не настоящий портрет, а копия. Но меня, девочку, тогда поразили большие, какие-то не просто грустные, а очень печальные глаза писателя.

В доме много мебели , принадлежащей эпохе – кресла, диваны, шкафы, комоды, тумбы… Невольно в жаркий день хочется присесть на мягкое кресло. Когда смотришь вокруг- ощущаешь себя в этом времени, в 18-м веке.

Александр Николаевич- автор одной книги. « Всего-то одной?»- спрашиваю я бабушку вслух от удивления очень громко . Меня слышат все экскурсанты и улыбаются. Да, всего одной, но какой! Она станет ярким протестом против крепостного гнета, « исключительным явлением», как назовут ее те , кто прочитает. Как создавалась она? На стендах- документы, рассказывающие о жизни крепостных крестьян , кандалы , в которые заковывали несчастных, что провинились перед помещиком. Все это потрясает мое детское воображение. Как жестоко обходились с человеком! Вот что заставило Радищева написать книгу! Какой он бесстрашный человек! Просто герой! Ну, совсем, как богатырь из былин или русских народных сказок!

Книгу Радищева прочитала даже сама царица Екатерина, она пришла в сильное негодование и велела арестовать автора. Потом будет тюрьма, жестокий приговор- смертная казнь и помилование, замененное ссылкой в Сибирь на десять лет. Книга писателя будет запрещена надолго- более , чем на сто лет.

- Да, -говорит моя бабуля,- быть таким, как Радищев, очень тяжело.

-Бабуля, но он же такой герой! – возражаю я.- Он же за несчастных заступился!

- Не всем это понравилось, деточка, -говорит мне женщина в соломенной шляпе.- Ведь помещики с царицей не хотели , чтобы кто-то защищал бедных, замученных крепостниками крестьян. Оттого так жестоко был наказан писатель.

- А дальше, он , наверное, вернулся из Сибири-то?- спрашиваю я.

- Да, вернулся, - отвечает мне она, только хотел опять благих изменений в Российской империи, да, видишь,- тут она мнется, думает, как мне доступнее объяснить,- он опять оказался в одиночестве ,его никто не поддержал.

- Да? Как это? Ну, он же хороший?- продолжаю доказывать свое.

Тут взрослые улыбаются.

Вмешивается моя бабуля:

- Это, пожалуй, главный итог сегодняшней экскурсии. Моя любимая внучка поняла, каким человеком был Александр Николаевич и почему увековечили его память.

Тут взрослые опять улыбаются. Ну, почему все улыбаются?

-Он писатель и революционер, - с трудом выговариваю я последнее слово.

Снова улыбки! Вот это да!

- Я сама , когда вырасту, стану экскурсоводом! И буду проводить экскурсии по этому музею! У меня будет много-много слушателей! Тысячи людей побывают здесь! Я всем расскажу, какому человеку посвящены экспонаты!


И вот прошло уже много лет. Я ученица шестого класса, прочла книгу моего великого земляка, еще не раз побывала в этом музее, многое могу рассказать приезжим о писателе, о его предках , о его потомках…Часто вижу, как тысячи людей каждый год приезжают для того, чтобы взглянуть на

« колыбель» того, кто « вольность первый прорицал»… Того, кого много лет после трагического ухода из жизни стали гордо называть первым русским диссидентом. Опять для меня трудное слово! Революционер, диссидент и прочее… А вернее сказать- настоящего патриота земли русской, борца за справедливость, за свободу , борца за уважение ЧЕЛОВЕКА!

Рядом с музеем- церковь Преображения Господня. Истинно верующие люди говорят: « Это значит, что дела этого человека благословил Бог». Так говорит и моя дорогая бабушка: « Борьба за человека, за его достоинство- дело святое!» Церковь Преображения Господня- единственный памятник тех, радищевских времен .Она стала фамильной усыпальницей- склепом, где погребены дед, отец, мать, братья писателя. В церкви очень красиво- множество живописных икон, написанных настоящими мастерами своего дела. Церковь действует: здесь проводятся службы, совершаются религиозные обряды. Старожилы поговаривают, что в эту церковь венчаться приезжают даже из Москвы и Санкт-Петербурга.

В последние годы в нашем прославленном музее стали проводиться выставки народного творчества. Посетителей бывает много: и школьники, и приезжие

( студенты, гости ,родственники радищевцев).

Я очень рада, что мои земляки чтят память Александра Николаевича Радищева, человека, способного выступить против существующей несправедливости, открыто выразившего свой протест против жестокого обращения с человеком.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!