Главная задача педагога-психолога школы – организация системы социально-психологических условий, способствующих обеспечению уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС. Решается эта задача посредством совокупности традиционных видов деятельности, в основе которых находится психологическая диагностика.
Диагностическая работа – одно из наиболее распространенных и разработанных направлений деятельности психолога.
♦ определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
♦ выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур нами используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям нашей школы.
№ | Название | Цель | Автор | Источник информации |
1 | Тест Э.Ф. Замбацявичене | Определить уровень развития понятийного мышления, сформированности логических операций у детей младшего школьного возраста | Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра | Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», С-Пб.,Речь, 2008 |
2 | Диагностика особенностей запоминания | Определить уровень развития оперативной, механической, слуховой, зрительной, словесной, цифровой, образной памяти | Лурия А.Р., Леонтьев А.Д. | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 |
3 | Методика Тулуз-Пьерона. | Определить уровень концентрации, устойчивости, распределения, объема оперативного внимания младших школьников | Корректурная проба, модификация Ясюковой Л.А. | Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб.: Иматон, 1997 |
4 | Корректурная проба. Тест Мюнстерберга | Определить уровень избирательности внимания | Мюнстерберг | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 |
5 | Матрицы прогрессирующей сложности Равена | Определить уровень абстрактного невербального мышления обучающихся 2-11 кл. | Дж. Равен | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 |
6 | Диагностика готовности к школе | Определить уровень развития познавательной сферы, прогноз успешности обучения в школе | Безруких М.М | Безруких М.М. Ступени к школе. Книга для педа-гогов и родителей. Дрофа, 2000 |
7 | Диагностика Векслера | Измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровня сохранности интеллекта. | Д. Векслер | МБОУ ДОД центр «Позитив» |
№ | Название | Цель | Автор | Источник информации |
1 | «Анкета для оценки школьной мотивации» Лускановой Н.Г. | Определить уровень мотивации обучения в начальной школе | Лусканова Н.Г. | Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. С-Пб., Речь, 2004 |
2 | Мотивация учения | Определить уровень сформированности позиции школьника для 4-5 кл. | Гинзбург М.Р. Модификация Пахомова И.Ю., Овчарова Р.В. | Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год |
| «Анкета оценки школьной мотивации» Лускановой Н.Г. | Определить уровень сформи-рованности внутренней позиции школьника для 5 кл. | Модификация Коблик Е.Г | Коблик Е.Г. Первый раз в первый класс. Программа адаптации детей к 5 классу. М. Генезис, 2007 |
3 | Отношение к учению и учебным предметам | Определить иерархию мотивации обучения подростков 6-9 классы | Казанцева Г.Н. | Шапкарь В.Б. Практи-ческая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 |
4 | Отношение к учебным предметам | Определить избирательное отношение подростков к учебным предметам; общую направленность учебной мотивации в классе 6-8 кл. | Балабкина Л. (2000) | Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», С-Пб.,Речь, 2008 |
5 | Цветовой анализатор мира | Изучить эмоционально-оценочное отношение обучающихся к различным сторонам школьной жизни | Цвето-ассоциативная методика А.М. Парачева | Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», С-Пб.,Речь, 2008 |
6 | Методика «Незаконченные предложения» | Изучить уровень психологического климата, межличностных отношений в классном коллективе | Казанцева Г.Н. | Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 |
7 | Методика А.М. Прихожан «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» | Определить уровень мотивации, тревожности | Основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, Модификация А.Д. Андреевой | Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-348с. |
№ | Название | Цель | Автор | Источник информации |
1 | Опросник школь-ной тревожности Филипса | Изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей 3-7 класса | Филипс | Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. С-Пб., Речь, 2004 |
2 | Методика проек-тивный рисунок «Я в школе» | Определить уровень школьной тревожности, ее возможные причины в различных сторонах школьной жизни | Овчарова Р.В., 1996, Битянова М.Р. 1999 | Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. С-Пб., Речь, 2004 |
3 | Шкала настроения Айзенка | Определить уровень эмоционального состояния подростка 6-11 кл. | Г. Айзенк | Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 |
4 | Проективные рисунки: несуществующее животное, рисунок семьи, рисунок себя | Исследовать личность, мотивационно-потребностную сферу, эмоциональное благополучие и самопринятие обучающихся 1-11 кл. | | Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Влада –Пресс, 2005 |
5 | Проективная мето-дика для диагнос-тики семейной тревожности | Определить общий уровень тревожности в семье, оценка внутрисемейных отношений для 1-5 класса | Овчарова Р.В. | Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год |
6 | Тест Люшера | Определить уровень актуального эмоционального состояния. | Модификация Собчик Л.Н. | Собчик Л.Н. Методика цветовых выборов. Модификация теста Люшера. Методические рекомендации. М., 1990 |
7 | Методика «Беседа о школе» | Выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения. | Модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера | Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-348с. |
8 | «Сюжетные картинки» | Определить эмоциональное отношение к нравственным нормам | Обработка предложена Р.Р.Калининой | Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.35. |
9 | «Разноцветные странички» | Выявить эмоционально-оценочное отношение учащихся к учебным предметам и деятельности. | авт. Орлов В.В., Галецкая Л.В. Модификация Петкер Г.В. | МБОУ ДОД центр «Позитив» |
10 | Методика «Хороший, плохой ребенок и я» | Выявить особенности личностного развития, тревожности, прогноза социально-психологической адаптации к школе, особенностей семейных отношений, возможных невротических проблем у ребенка, ориентировочной направленности личности ребенка, его ценностностей, развития зрительного восприятия и представлений (перцептивной зрелости), тонкой моторики, энергетических характеристик деятельности и т.п. | Модификация и синтез методики Керна-Йерасика (Гудинаф), Люшер -теста | МБОУ ДОД центр «Позитив» |
11 | «Самооценка» | Выявить уровень сформированности самооценки школьника | Модифицированная методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн (адаптированный для первоклассников вариант) | Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-348с. |
12 | Методика выявления характера атрибуции неуспеха. (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха) | Выявить адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности. | | МБОУ ДОД центр «Позитив» |
13 | Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы «Разбитая чашка» | Выявить ориентацию на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). | модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006 | МБОУ ДОД центр «Позитив» |
14 | Методика «Лесенка» | Определить особенности самооценки | В.Г. Щур | Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-348с. |
IV. Диагностика для профориентации
Педагог-психолог: Середина М.С.