СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание диагностической работы педагога-психолога в условиях общеобразовательного учреждения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача педагога-психолога образовательного учреждения – организация системы социально-психологических условий, способствующих обеспечению уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС. Решается эта задача посредством совокупности традиционных видов деятельности, в основе которых находится психологическая диагностика

Просмотр содержимого документа
«Содержание диагностической работы педагога-психолога в условиях общеобразовательного учреждения»

Содержание диагностической работы педагога-психолога в условиях общеобразовательного учреждения.

Главная задача педагога-психолога школы – организация системы социально-психологических условий, способствующих обеспечению уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС. Решается эта задача посредством совокупности традиционных видов деятельности, в основе которых находится психологическая диагностика.

Диагностическая работа – одно из наиболее распространенных и разработанных направлений деятельности психолога.

Данный вид работы психолога в школе способствует в разрешении следующих задач:

♦ составление социально-психологического портрета школьника;

♦ определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

♦ выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы мы выделяем следующие:

  1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели – так называемое фронтальное обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик (изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т.д.). Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с планом работы с каждой из параллелей.

  1. Углубленное психодиагностическое обследование – используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

  2. Оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур нами используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям нашей школы.











Диагностический инструментарий педагога-психолога


I. Диагностика познавательной сферы

Название

Цель

Автор

Источник информации

1

Тест Э.Ф. Замбацявичене

Определить уровень развития понятийного мышления, сформированности логических операций у детей младшего школьного возраста

Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», С-Пб.,Речь, 2008

2

Диагностика особенностей запоминания

Определить уровень развития оперативной, механической, слуховой, зрительной, словесной, цифровой, образной памяти

Лурия А.Р.,

Леонтьев А.Д.

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

3

Методика Тулуз-Пьерона.

Определить уровень концентрации, устойчивости, распределения, объема оперативного внимания младших школьников

Корректурная проба, модификация Ясюковой Л.А.

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб.: Иматон, 1997

4

Корректурная проба.

Тест Мюнстерберга

Определить уровень избирательности внимания

Мюнстерберг

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

5

Матрицы прогрессирующей сложности Равена

Определить уровень абстрактного невербального мышления обучающихся 2-11 кл.

Дж. Равен

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

6

Диагностика готовности к школе

Определить уровень развития познавательной сферы, прогноз успешности обучения в школе

Безруких М.М

Безруких М.М. Ступени к школе. Книга для педа-гогов и родителей. Дрофа, 2000

7

Диагностика Векслера

Измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровня сохранности интеллекта.

Д. Векслер

МБОУ ДОД центр «Позитив»


II. Диагностика мотивации

Название

Цель

Автор

Источник информации

1

«Анкета для оценки школьной мотивации» Лускановой Н.Г.

Определить уровень мотивации обучения в начальной школе

Лусканова Н.Г.

Микляева А.В., Румянцева П.В.

Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.

С-Пб., Речь, 2004

2

Мотивация учения

Определить уровень сформированности позиции школьника для 4-5 кл.

Гинзбург М.Р. Модификация Пахомова И.Ю., Овчарова Р.В.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год


«Анкета оценки школьной мотивации» Лускановой Н.Г.

Определить уровень сформи-рованности внутренней позиции школьника для 5 кл.

Модификация Коблик Е.Г

Коблик Е.Г. Первый раз в первый класс. Программа адаптации детей к 5 классу.

М. Генезис, 2007

3

Отношение к учению и учебным предметам

Определить иерархию мотивации обучения подростков 6-9 классы

Казанцева Г.Н.

Шапкарь В.Б. Практи-ческая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006

4

Отношение к учебным предметам

Определить избирательное отношение подростков к учебным предметам; общую направленность учебной мотивации в классе 6-8 кл.

Балабкина Л. (2000)

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», С-Пб.,Речь, 2008

5

Цветовой анализатор мира

Изучить эмоционально-оценочное отношение обучающихся к различным сторонам школьной жизни

Цвето-ассоциативная методика А.М. Парачева

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа», С-Пб.,Речь, 2008

6

Методика «Незаконченные предложения»

Изучить уровень психологического климата, межличностных отношений в классном коллективе

Казанцева Г.Н.

Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006

7

Методика А.М. Прихожан «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению»

Определить уровень мотивации, тревожности

Основан на опроснике Ч.Д. Спилберга,

Модификация А.Д. Андреевой

Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-348с.


III. Диагностика личности

Название

Цель

Автор

Источник информации

1

Опросник школь-ной тревожности Филипса

Изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей 3-7 класса

Филипс

Микляева А.В., Румянцева П.В.

Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.

С-Пб., Речь, 2004

2

Методика проек-тивный рисунок «Я в школе»

Определить уровень школьной тревожности, ее возможные причины в различных сторонах школьной жизни

Овчарова Р.В., 1996,

Битянова М.Р.

1999

Микляева А.В., Румянцева П.В.

Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.

С-Пб., Речь, 2004

3

Шкала настроения Айзенка

Определить уровень эмоционального состояния подростка 6-11 кл.

Г. Айзенк

Истратова О.Н, ЭксакустоТ.В Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

4

Проективные рисунки: несуществующее животное, рисунок семьи, рисунок себя

Исследовать личность, мотивационно-потребностную сферу, эмоциональное благополучие и самопринятие обучающихся 1-11 кл.


Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты

М.: Влада –Пресс, 2005

5

Проективная мето-дика для диагнос-тики семейной тревожности

Определить общий уровень тревожности в семье, оценка внутрисемейных отношений для 1-5 класса

Овчарова Р.В.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год

6

Тест Люшера

Определить уровень актуального эмоционального состояния.

Модификация Собчик Л.Н.

Собчик Л.Н. Методика цветовых выборов. Модификация теста Люшера. Методические рекомендации. М., 1990

7

Методика «Беседа о школе»

Выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера

Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-348с.

8

«Сюжетные картинки»


Определить эмоциональное отношение к нравственным нормам

Обработка предложена Р.Р.Калининой

Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.35.

9

«Разноцветные странички»

Выявить эмоционально-оценочное отношение учащихся к учебным предметам и деятельности.

авт. Орлов В.В., Галецкая Л.В. Модификация Петкер Г.В.

МБОУ ДОД центр «Позитив»

10

Методика «Хороший, плохой ребенок и я»

Выявить особенности личностного развития, тревожности, прогноза социально-психологической адаптации к школе, особенностей семейных отношений, возможных невротических проблем у ребенка, ориентировочной направленности личности ребенка, его ценностностей, развития зрительного восприятия и представлений (перцептивной зрелости), тонкой моторики, энергетических характеристик деятельности и т.п. 

Модификация и синтез методики Керна-Йерасика (Гудинаф), Люшер -теста

МБОУ ДОД центр «Позитив»

11

«Самооценка»

Выявить уровень сформированности самооценки школьника

Модифицированная методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн (адаптированный для первоклассников вариант)

Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-348с.

12

Методика выявления характера атрибуции неуспеха.

(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)


Выявить адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.



МБОУ ДОД центр «Позитив»

13

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы «Разбитая чашка»

Выявить ориентацию на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).


модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006

МБОУ ДОД центр «Позитив»

14

Методика «Лесенка»


Определить особенности самооценки

В.Г. Щур

Клащус Н.Г., Кобзева Е.М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.-348с.


IV. Диагностика для профориентации

Название

Цель

Автор

Источник информации

1

Карта интересов Климова

Определить профессиональные склонности подростков

Климов

Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006

2

ОПГ (опросник профессиональной готовности)

Определить профессиональные склонности подростков

Кабордова О.В.

1998

Шапкарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006

3

КОС (опросник коммуникативных и организаторских способностей)

Определить уровень развития коммуникативных способнос-тей и лидерских качеств


Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М: Творческий Центр Сфера 2000 год



Педагог-психолог: Середина М.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!