СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание и технологии коррекционно- педагогической работы с обучающимися с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития в условиях учреждения интернатного типа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержание и технологии коррекционно- педагогической работы с обучающимися с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития в условиях учреждения интернатного типа»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области Приветствует Участников вебинара

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Приветствует

Участников вебинара

Содержание и технологии коррекционно- педагогической работы с обучающимися с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития в условиях учреждения  интернатного типа, в том числе отделения «Милосердие» Закеряева Лариса Николаевна, методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Содержание и технологии коррекционно- педагогической работы с обучающимися с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития в условиях учреждения интернатного типа, в том числе отделения «Милосердие»

Закеряева Лариса Николаевна,

методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области,

учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

 Екатеринбургский детский дом-интернат

Екатеринбургский детский дом-интернат

Тяжёлые и множественные нарушения развития (Царёв А.М.) совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС; высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта); существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом; потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности; необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека

Тяжёлые и множественные нарушения развития (Царёв А.М.)

  • совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС;
  • высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта);
  • существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом;
  • потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности;
  • необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека
        Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития   физическое развитие; двигательное развитие; сенсорная сфера (зрительное, слуховое, тактильное восприятие); коммуникация; предметные действия; социально-бытовые навыки; поведение и эмоционально-волевая сфера; базовые учебные действия

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития

  • физическое развитие;
  • двигательное развитие;
  • сенсорная сфера (зрительное, слуховое, тактильное восприятие);
  • коммуникация;
  • предметные действия;
  • социально-бытовые навыки;
  • поведение и эмоционально-волевая сфера;
  • базовые учебные действия
Углублённое психолого-педагогическое обследование обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР двигательное развитие; особенности контакта со взрослыми; средства коммуникации; особенности эмоционального контроля, преобладающий эмоциональный фон; особенности поведения; реакции на голос и речь педагога, реагирование на обращение по имени; понимание и выполнение простых речевых инструкций; фиксация взгляда на статичном предмете; прослеживание взглядом движущегося предмета (сверху вниз, слева направо, по кругу); определение локализации неподвижного источника звука, расположенного в непосредственной близости (справа, слева); реакции на прикосновения руками, соприкосновения с различными материалами; принятие предлагаемой деятельности; действия с предметами

Углублённое психолого-педагогическое обследование обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР

  • двигательное развитие;
  • особенности контакта со взрослыми;
  • средства коммуникации;
  • особенности эмоционального контроля, преобладающий эмоциональный фон;
  • особенности поведения;
  • реакции на голос и речь педагога, реагирование на обращение по имени;
  • понимание и выполнение простых речевых инструкций;
  • фиксация взгляда на статичном предмете;
  • прослеживание взглядом движущегося предмета (сверху вниз, слева направо, по кругу);
  • определение локализации неподвижного источника звука, расположенного в непосредственной близости (справа, слева);
  • реакции на прикосновения руками, соприкосновения с различными материалами;
  • принятие предлагаемой деятельности;
  • действия с предметами
      Примерные ориентиры в отборе содержания и ожидаемых (возможных) результатов образования обучающихся (первый условный уровень)    Общая моторика. Двигательное развитие  самостоятельно садится и сидит на стуле;  встает с помощью опоры;  ходит самостоятельно или с помощью;  стоит самостоятельно непродолжительное время;  спускается или поднимается по лестнице, ставя обе ноги на ступеньку, держась за перила одной рукой опираясь с другой стороны;  отталкивает от себя мяч.

Примерные ориентиры в отборе содержания и ожидаемых (возможных) результатов образования обучающихся (первый условный уровень)

Общая моторика. Двигательное развитие

  • самостоятельно садится и сидит на стуле;
  • встает с помощью опоры;
  • ходит самостоятельно или с помощью;
  • стоит самостоятельно непродолжительное время;
  • спускается или поднимается по лестнице, ставя обе ноги на ступеньку, держась за перила одной рукой опираясь с другой стороны;
  • отталкивает от себя мяч.
 Мелкая моторика захватывает и удерживает предметы; перекладывает предметы; отбрасывает (отталкивает) мяч; сминает и разворачивает бумагу; разрывает бумагу с помощью; расплющивает пластилин, тесто; втыкает в тесто палочки; нанизывает кольца; поднимает с пола крупные предметы; набирает воду в емкость. Примечание: выполнение указанных действий возможно с помощью педагога

Мелкая моторика

  • захватывает и удерживает предметы;
  • перекладывает предметы;
  • отбрасывает (отталкивает) мяч;
  • сминает и разворачивает бумагу;
  • разрывает бумагу с помощью;
  • расплющивает пластилин, тесто;
  • втыкает в тесто палочки;
  • нанизывает кольца;
  • поднимает с пола крупные предметы;
  • набирает воду в емкость.

Примечание: выполнение указанных действий возможно

с помощью педагога

Предметно-практические действия  захватывает и удерживает предметы;  перекладывает предметы;  отбрасывает (отталкивает) мяч;  сминает и разворачивает бумагу;  разрывает бумагу с помощью;  расплющивает солёное тесто (мягкую массу для лепки);  втыкает в тесто палочки;  нанизывает кольца;  поднимает с пола крупные предметы.  набирает воду в емкость.

Предметно-практические действия

  • захватывает и удерживает предметы;
  • перекладывает предметы;
  • отбрасывает (отталкивает) мяч;
  • сминает и разворачивает бумагу;
  • разрывает бумагу с помощью;
  • расплющивает солёное тесто (мягкую массу для лепки);
  • втыкает в тесто палочки;
  • нанизывает кольца;
  • поднимает с пола крупные предметы.
  • набирает воду в емкость.
 Сенсорное развитие.   Зрительное восприятие фиксирует и удерживает взгляд на лице педагога; фиксирует и удерживает взгляд на предметах и объектах; прослеживает и переводит взгляда с объекта на объект; прослеживает взглядом перемещающийся предмет; прослеживает за движением окружающих людей; выделяет большой предмет из 2-х разных по размеру; выбирает одну игрушку(предмет) из 2-х по названию.

Сенсорное развитие. Зрительное восприятие

  • фиксирует и удерживает взгляд на лице педагога;
  • фиксирует и удерживает взгляд на предметах и объектах;
  • прослеживает и переводит взгляда с объекта на объект;
  • прослеживает взглядом перемещающийся предмет;
  • прослеживает за движением окружающих людей;
  • выделяет большой предмет из 2-х разных по размеру;
  • выбирает одну игрушку(предмет) из 2-х по названию.
 Слуховое восприятие адекватно реагирует на различные звуки окружающего мира; локализует неподвижный источник звука, расположенный в непосредственной близости; прослеживает за близко расположенным источником звука; реагирует на собственное имя; реагирует на имена других детей и сотрудников группы; соотносит слово с предметом (пирамидка, кубик, кукла, мишка, руки, ноги, голова, глаза, нос, рот); понимает и выполняет простые инструкции (дай, на, сядь, встань, положи, возьми); извлекает звук из погремушки и звучащих предметов; стучит предметом по столу, двумя предметами друг о друга, рукой по столу для извлечения звука; соединяет ладони для хлопков.

Слуховое восприятие

  • адекватно реагирует на различные звуки окружающего мира;
  • локализует неподвижный источник звука, расположенный в непосредственной близости;
  • прослеживает за близко расположенным источником звука;
  • реагирует на собственное имя;
  • реагирует на имена других детей и сотрудников группы;
  • соотносит слово с предметом (пирамидка, кубик, кукла, мишка, руки, ноги, голова, глаза, нос, рот);
  • понимает и выполняет простые инструкции (дай, на, сядь, встань, положи, возьми);
  • извлекает звук из погремушки и звучащих предметов;
  • стучит предметом по столу, двумя предметами друг о друга, рукой по столу для извлечения звука;
  • соединяет ладони для хлопков.
 Вестибулярное восприятие поворачивает голову в разные стороны, вверх-вниз; прослеживает глазами предметы (игрушки), перемещаемые в разных направлениях:  вправо-влево;  вверх – вниз. выполняет доступные движения телом, руками, ногами и головой в горизонтальной и вертикальной плоскости (со значительной физической помощью).

Вестибулярное восприятие

  • поворачивает голову в разные стороны, вверх-вниз;
  • прослеживает глазами предметы (игрушки), перемещаемые в разных направлениях:

вправо-влево;

вверх – вниз.

  • выполняет доступные движения телом, руками, ногами и головой в горизонтальной и вертикальной плоскости (со значительной физической помощью).
 Тактильное восприятие проявляет нейтральную или положительную реакцию на прикосновение руками педагога к голове, телу, рукам и ногам; на ощупывание, проявляет нейтральную или положительную реакцию на массаж, поглаживание различных частей тела; проявляет положительную или нейтральную реакцию на расчесывание волос расчёской; проявляет нейтральную или положительную реакцию на прикосновения разнофактурными материалами; проявляет положительную или нейтральную реакцию при тактильном взаимодействии с предметами и материалами; проявляет положительную реакцию на тактильные игры.

Тактильное восприятие

  • проявляет нейтральную или положительную реакцию на прикосновение руками педагога к голове, телу, рукам и ногам; на ощупывание,
  • проявляет нейтральную или положительную реакцию на массаж, поглаживание различных частей тела;
  • проявляет положительную или нейтральную реакцию на расчесывание волос расчёской;
  • проявляет нейтральную или положительную реакцию на прикосновения разнофактурными материалами;
  • проявляет положительную или нейтральную реакцию при тактильном взаимодействии с предметами и материалами;
  • проявляет положительную реакцию на тактильные игры.
 Проприоцептивное восприятие удерживает заданную позу в течение непродолжительного времени (стоит без опоры, сидит на стуле); проявляет положительную или нейтральную (спокойную) реакцию на массаж, заворачивание, прижимание, обнимание, прокатывание мяча; топает, ползает, перемещает большой предмет с одного места на другое; обнимает другого человека

Проприоцептивное восприятие

  • удерживает заданную позу в течение непродолжительного времени (стоит без опоры, сидит на стуле);
  • проявляет положительную или нейтральную (спокойную) реакцию на массаж, заворачивание, прижимание, обнимание, прокатывание мяча;
  • топает, ползает, перемещает большой предмет с одного места на другое;
  • обнимает другого человека
 Обонятельное восприятие проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на различные запахи; с помощью педагога показывает нос на своем лице, на игрушках  

Обонятельное восприятие

  • проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на различные запахи;
  • с помощью педагога показывает нос на своем лице, на игрушках

 

 Вкусовое восприятие проявляет положительную или нейтральную реакцию на знакомые вкусовые ощущения при приёме пищи  

Вкусовое восприятие

  • проявляет положительную или нейтральную реакцию на знакомые вкусовые ощущения при приёме пищи

 

 Коммуникативное взаимодействие устанавливает и поддерживает непродолжительное время зрительный контакт с педагогом; с помощью педагога выделяет некоторые бытовые предметы (ложку, тарелку, кружку) и игрушки (мяч, мишка, кукла, пирамидка); с помощью педагога использует некоторые жесты.

Коммуникативное взаимодействие

  • устанавливает и поддерживает непродолжительное время зрительный контакт с педагогом;
  • с помощью педагога выделяет некоторые бытовые предметы (ложку, тарелку, кружку) и игрушки (мяч, мишка, кукла, пирамидка);
  • с помощью педагога использует некоторые жесты.

Доступные действия с игрушками

  • удерживает взгляд на игрушке;
  • прослеживает взглядом за игрушкой, перемещаемой по горизонтали и вертикали;
  • прикасается, захватывает, удерживает непродолжительное время и отпускает игрушку;
  • проявляет положительную и/или нейтральную (спокойную) реакцию на сенсорные, тактильные игры;

выполняет по образцу или сопряженно доступные действия:

  • - нажимает на кнопку-выключатель,
  • - набирает в совок песок, фасоль, крупы; насыпает и пересыпает песок в ёмкость при помощи совка;
  • - набирает воду в лейку и выливает её;
  • - нанизывает кольца пирамидки и снимает их со стержня (без учёта размера колец);
  • - складывает, опускает небольшие игрушки в коробку (корзину);
  • - открывает крышку коробки (контейнера);
  • - перекладывает игрушку из одной руки в другую;
  • - осуществляет пинцетный захват игрушек (например, детали крупной мозаики);
  • - накрывает коробкой (стаканом, контейнером) игрушку;
  • - проползает через туннель, перешагивает через препятствие;
  • - играет в прятки (при накрывании лица платком стягивает его);
  • - катает мяч («мне – тебе»);
  • - тянет игрушку за верёвку;
  • - вставляет фигуры в отверстия сортёра (без учёта формы, цвета и размера).

Социально-бытовые навыки

Личная гигиена:

  • формировать условный рефлекс на высаживание на унитаз (горшок) с учётом режима дня и физиологических особенностей ребёнка;
  • формировать некоторые отдельные операции социально-бытовых и самообслуживающих действий и тренировать в выполнении их по инструкции (например, при мытье рук обучать подставлять руки под воду, удерживать мыло в руках, класть мыло в мыльницу, протягивать руки педагогу для вытирания полотенцем).

Прием пищи:

  • обучать пользоваться ложкой при приеме пищи (удерживать ложку в руках, зачерпывать пищу густой и жидкой консистенции, доносить до рта, снимать пищу с ложки губами, продолжать процесс до насыщения);
  • формировать действие пережевывания пищи (небольшие куски хлеба, измельченные, дробленые яблоко, морковь).

Одежда, обувь:

  • формировать некоторые отдельные операции социально-бытовых и самообслуживающих действий (например, при одевании:
  • протягивание рук при вдевании в рукав;
  • вытягивание и сгибание ног при одевании штанов, обуви;
  • натягивание штанов с колен до пояса.
  • при раздевании:
  • стягивание с рук варежек;
  • стягивание шапки с головы
 Базовые учебные действия спокойно реагирует на нахождение в среде сверстников (присутствует на занятиях); входит в класс и выходит из учебного помещения по окончании занятия (с помощью педагога); включается в инициируемую педагогом деятельность; устанавливает зрительный контакт с педагогом; фиксирует и удерживает непродолжительное время взгляд на игрушке (предмете); переключает взгляд с одного предмета на другой; выполняет простые одноступенчатые инструкции (с помощью педагога):  - садись,  - вставай,  - дай,  - на,  - возьми,  - положи. удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. (с помощью педагога)

Базовые учебные действия

  • спокойно реагирует на нахождение в среде сверстников (присутствует на занятиях);
  • входит в класс и выходит из учебного помещения по окончании занятия (с помощью педагога);
  • включается в инициируемую педагогом деятельность;
  • устанавливает зрительный контакт с педагогом;
  • фиксирует и удерживает непродолжительное время взгляд на игрушке (предмете);
  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • выполняет простые одноступенчатые инструкции (с помощью педагога):

- садись,

- вставай,

- дай,

- на,

- возьми,

- положи.

  • удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. (с помощью педагога)
Методические аспекты коррекционно-педагогической работы с обучающимися  (условный первый уровень) привлечение внимания; предъявление достаточного количества предметов; удаление значимого объекта на расстояние; выполнение педагогом различных действий и операций с предметами и материалами; озвучивание педагогом каждой операции одним словом(предмет или действие); создание ситуации общения.

Методические аспекты коррекционно-педагогической работы с обучающимися (условный первый уровень)

  • привлечение внимания;
  • предъявление достаточного количества предметов;
  • удаление значимого объекта на расстояние;
  • выполнение педагогом различных действий и операций с предметами и материалами;
  • озвучивание педагогом каждой операции одним словом(предмет или действие);
  • создание ситуации общения.
 Игры и упражнения Игра « Цветные резинки» Игры с прищепками Игры с перчатками Игры с материалами

Игры и упражнения

  • Игра « Цветные резинки»
  • Игры с прищепками
  • Игры с перчатками
  • Игры с материалами
 Игры с коробками

Игры с коробками

 Преимущества игр с коробками Вариативность величины Вариативность ощущений Вариативность способов действий Мобильность Целевая вариативность

Преимущества игр с коробками

  • Вариативность величины
  • Вариативность ощущений
  • Вариативность способов действий
  • Мобильность
  • Целевая вариативность
Требования к играм с коробками Безопасность Установление зрительного контакта Ожидание, паузы Многократность действий

Требования к играм с коробками

  • Безопасность
  • Установление зрительного контакта
  • Ожидание, паузы
  • Многократность действий
 Игры с маленькими коробками

Игры с маленькими коробками

Примеры игр с маленькими коробками «Берем и складываем» «Где мишка?» «Строим башню» «Строим дорожку» «Строим высокий забор» «Тематические коробки» «Звуковые коробки»

Примеры игр с маленькими коробками

  • «Берем и складываем»
  • «Где мишка?»
  • «Строим башню»
  • «Строим дорожку»
  • «Строим высокий забор»
  • «Тематические коробки»
  • «Звуковые коробки»
• « Строим стульчик или кроватку»

• « Строим стульчик или кроватку»

• « Прозрачные коробки» • « Открой – закрой» • « Поймай игрушку»

• « Прозрачные коробки»

• « Открой – закрой»

• « Поймай игрушку»

• «Попади в окошко»

• «Попади в окошко»

• «Ленточки»

• «Ленточки»

• «Сортер»

• «Сортер»

• «Большой – маленький»

• «Большой – маленький»

 Игры с большими коробками

Игры с большими коробками

• «Разобранная коробка» • «Коробки на подоконнике»

• «Разобранная коробка»

• «Коробки на подоконнике»

• «Строим башню» • «Катаем коробку» • «Заводная игрушка» • «Скатываем мячик»  • «Лабиринт»

• «Строим башню»

• «Катаем коробку»

• «Заводная игрушка»

• «Скатываем мячик»

• «Лабиринт»

 Игры с пальчиками

Игры с пальчиками

 Виды упражнений • Расслабить ручку  • Потереть кулачками друг о друга • Потереть каждой ручкой о свою ладошку • Постучать каждой ручкой о свою ладонь • Гладить ручку от ладошки до локотка • Прижимать подушечки своих пальцев к каждому пальчику ребенка  • «Котик» • Растирать каждый пальчик и произносить при этом гласные А О У И , слоги а-а-а , га-га-га; у-у-у, му-му-му и др. вызывая гуление • Ручками ребенка дотрагиваться до лица взрослого, стимулируя коммуникацию • Для выравнивания (разжимания) большого пальца - погладить ручку, осторожно разжать пальчик и покачивать в разных направлениях • Указательным пальчиком ребенка водим по его другой руке, по руке взрослого, закрываем кукле глазки, размазываем детский крем по мисочке, сначала шлепаем

Виды упражнений

• Расслабить ручку

• Потереть кулачками друг о друга

• Потереть каждой ручкой о свою ладошку

• Постучать каждой ручкой о свою ладонь

• Гладить ручку от ладошки до локотка

• Прижимать подушечки своих пальцев к каждому пальчику ребенка

• «Котик»

• Растирать каждый пальчик и произносить при этом гласные А О У И , слоги а-а-а , га-га-га; у-у-у, му-му-му и др. вызывая гуление

• Ручками ребенка дотрагиваться до лица взрослого, стимулируя коммуникацию

• Для выравнивания (разжимания) большого пальца - погладить ручку, осторожно разжать пальчик и покачивать в разных направлениях

• Указательным пальчиком ребенка водим по его другой руке, по руке взрослого, закрываем кукле глазки, размазываем детский крем по мисочке, сначала шлепаем

 Игры с тестом  Обогащают ощущения и восприятие

Игры с тестом

Обогащают ощущения и восприятие

 «Шлепанье»

«Шлепанье»

 «Оставляем следы»

«Оставляем следы»

 «Достань игрушку»

«Достань игрушку»

«Игры с бумагой и малярной лентой»

«Игры с бумагой и малярной лентой»

Уровни самостоятельности выполнения действий обучающимися с ТМНР  (средства оценки и отслеживания динамики обучения обучающихся с ТМНР) № п/п Условное обозначение 1. Качественная характеристика степени самостоятельности обучающегося при выполнении действия, вида и объёма представляемой помощи ФЗ 2. ФЧ «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука-в-руке») 3. 4. «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука-в-руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.) П И «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия) 5. «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую) А «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную - предметную или графическую- последовательность действий)

Уровни самостоятельности выполнения действий обучающимися с ТМНР

(средства оценки и отслеживания динамики обучения обучающихся с ТМНР)

№ п/п

Условное обозначение

1.

Качественная характеристика степени самостоятельности обучающегося при выполнении действия, вида и объёма представляемой помощи

ФЗ

2.

ФЧ

«выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука-в-руке»)

3.

4.

«выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука-в-руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.)

П

И

«выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия)

5.

«выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую)

А

«выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную - предметную или графическую- последовательность действий)

+ - понимает слово, обозначающее объект окружающего мира, действие, признак и др. (показывает объект окружающего мира, действие, признак и др.) / называет слово, обозначающее объект окружающего мира - - не понимает слово, обозначающее объект окружающего мира (не показывает объект окружающего мира) / не называет слово, обозначающее объект окружающего мира +/- - не всегда понимает слово, обозначающее объект окружающего мира (не всегда правильно показывает объект окружающего мира) / не всегда правильно называет объект окружающего мира

+ - понимает слово, обозначающее объект окружающего мира, действие, признак и др. (показывает объект окружающего мира, действие, признак и др.) / называет слово, обозначающее объект окружающего мира

- - не понимает слово, обозначающее объект окружающего мира (не показывает объект окружающего мира) / не называет слово, обозначающее объект окружающего мира

+/- - не всегда понимает слово, обозначающее объект окружающего мира (не всегда правильно показывает объект окружающего мира) / не всегда правильно называет объект окружающего мира

 Обучающиеся отделения «Милосердие»

Обучающиеся отделения «Милосердие»

Углублённое психолого-педагогическое обследование обучающихся отделения «Милосердие»   наличие и характер реакции на обращенную речь; наличие и характер реакции на зрительный контакт со взрослым; наличие и характер реакции на прикосновения руками к разным частям тела ребёнка (фиксируется реакция на прикосновение, отмечаются зоны гипер- и гипочувствительности); наличие и характер реакции на прикосновения разными по фактуре и температуре материалами; наличие и характер реакции на вибрационное воздействие; наличие и характер реакции на давление на поверхность тела; наличие и характер реакции на изменения положения тела; фиксация и удержание взгляда на лице; фиксация и удержание взгляда на неподвижном светящемся объекте, на неподвижном предмете; прослеживание взглядом движущегося предмета; наличие и характер реакции на звук (локализация источника звука в непосредственной близости, на уровне плеча ребёнка).

Углублённое психолого-педагогическое обследование обучающихся отделения «Милосердие»

 

  • наличие и характер реакции на обращенную речь;
  • наличие и характер реакции на зрительный контакт со взрослым;
  • наличие и характер реакции на прикосновения руками к разным частям тела ребёнка (фиксируется реакция на прикосновение, отмечаются зоны гипер- и гипочувствительности);
  • наличие и характер реакции на прикосновения разными по фактуре и температуре материалами;
  • наличие и характер реакции на вибрационное воздействие;
  • наличие и характер реакции на давление на поверхность тела;
  • наличие и характер реакции на изменения положения тела;
  • фиксация и удержание взгляда на лице;
  • фиксация и удержание взгляда на неподвижном светящемся объекте, на неподвижном предмете;
  • прослеживание взглядом движущегося предмета;
  • наличие и характер реакции на звук (локализация источника звука в непосредственной близости, на уровне плеча ребёнка).
Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу  «Альтернативная коммуникация»  (по УМК СИПР.РФ)   Параметры оценивания Критерии оценивания Реакция на обращенную речь педагога положительная реакция Результат Реакция на обращенную речь и интонацию педагога нейтральная реакция положительная реакция наблюдения Комментарии нейтральная реакция нейтральная реакция негативная реакция Девочка бодрствует, спокойна, педагог называет девочку по имени, разговаривает с ней спокойным, ровным голосом нейтральная негативная реакция реакция Педагог, продолжая разговаривать с ребенком, несколько увеличивает громкость голоса

Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (по УМК СИПР.РФ)

Параметры оценивания

Критерии оценивания

Реакция на обращенную речь педагога

положительная реакция

Результат

Реакция на обращенную речь и интонацию педагога

нейтральная реакция

положительная реакция

наблюдения

Комментарии

нейтральная реакция

нейтральная реакция

негативная реакция

Девочка бодрствует, спокойна, педагог называет девочку по имени, разговаривает с ней спокойным, ровным голосом

нейтральная

негативная реакция

реакция

Педагог, продолжая разговаривать с ребенком, несколько увеличивает громкость голоса

Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу  «Альтернативная коммуникация»  (по УМК СИПР.РФ)   Параметры оценивания Критерии оценивания Реакция на речь, сопровождающуюся прикосновениями положительная реакция Результат нейтральная реакция наблюдения Комментарии положительная негативная реакция реакция Спокойная, негромкая речь учителя, сопровождающаяся прикосновениями к различным частям тела ребёнка (поглаживания, легкие надавливания руками, мягкой игрушкой, массажным мячом, вибрирующим массажером). Внешних видимых реакций ребёнок не проявляет, но врач отмечает учащение частоты сердечного ритма, гиперемию лица). Эти проявления врач относит к положительной реакции ребёнка на предъявляемые раздражители.

Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (по УМК СИПР.РФ)

Параметры оценивания

Критерии оценивания

Реакция на речь, сопровождающуюся прикосновениями

положительная реакция

Результат

нейтральная реакция

наблюдения

Комментарии

положительная

негативная реакция

реакция

Спокойная, негромкая речь учителя, сопровождающаяся прикосновениями к различным частям тела ребёнка (поглаживания, легкие надавливания руками, мягкой игрушкой, массажным мячом, вибрирующим массажером).

Внешних видимых реакций ребёнок не проявляет, но врач отмечает учащение частоты сердечного ритма, гиперемию лица). Эти проявления врач относит к положительной реакции ребёнка на предъявляемые раздражители.

      Примерные ориентиры в отборе содержания и ожидаемых (возможных)результатов образования обучающихся (второй и третий условные уровни)       Общая моторика . Двигательное развитие - непродолжительное время удерживает в положении полусидя при условии фиксации головы и тела валиками и подушками; - переворачивается со спины на бок; - поворачивает голову в стороны или одну сторону в положении лежа на спине; - удерживает голову в положении лежа на животе, на боку; - приподнимает тело (подтягивает), держась за борты кровати; - поворачивает голову в стороны; - поднимает и отводит руки и ноги в положении лежа на спине, на боку; - поднимает и сгибает руки и ноги в положении лежа на спине, на боку. - непродолжительное время удерживается в положении стоя с помощью вертикализатора (по медицинским показаниям).

Примерные ориентиры в отборе содержания и ожидаемых (возможных)результатов образования обучающихся (второй и третий условные уровни)

Общая моторика . Двигательное развитие

- непродолжительное время удерживает в положении полусидя при условии фиксации головы и тела валиками и подушками;

- переворачивается со спины на бок;

- поворачивает голову в стороны или одну сторону в положении лежа на спине;

- удерживает голову в положении лежа на животе, на боку;

- приподнимает тело (подтягивает), держась за борты кровати;

- поворачивает голову в стороны;

- поднимает и отводит руки и ноги в положении лежа на спине, на боку;

- поднимает и сгибает руки и ноги в положении лежа на спине, на боку.

- непродолжительное время удерживается в положении стоя с помощью вертикализатора (по медицинским показаниям).

 Мелкая моторика  - разжимает кулачки; -активировать разжимание кулачков; - непродолжительное время удерживает вкладываемый в руку предмет; -стимулировать ответную двигательную реакцию от ребёнка путём прикосновения к кисти рук кисточками, губками, разнофактурными материалами (мягкими, жёсткими, тёплыми, прохладными), шнурками, бусинами разного размера, массажными шариками. Педагог совершает растирающие, разглаживающие движения по внутренней и тыльной стороне ладони ребёнка - проявляет внимание к рукам (рассматривает руки, пальцы)

Мелкая моторика

- разжимает кулачки;

-активировать разжимание кулачков;

- непродолжительное время удерживает вкладываемый в руку предмет;

-стимулировать ответную двигательную реакцию от ребёнка путём прикосновения к кисти рук кисточками, губками, разнофактурными материалами (мягкими, жёсткими, тёплыми, прохладными), шнурками, бусинами разного размера, массажными шариками. Педагог совершает растирающие, разглаживающие движения по внутренней и тыльной стороне ладони ребёнка

- проявляет внимание к рукам (рассматривает руки, пальцы)

Предметно-практические действия  В силу выраженности дефектов развития предметно-практические действия не могут быть сформированы. Специфические манипуляции с предметами отсутствуют.  У некоторых детей отмечаются элементарные неспецифические манипуляции Отсутствуют даже неспецифические манипуляции с предметами

Предметно-практические действия

В силу выраженности дефектов развития предметно-практические действия не могут быть сформированы. Специфические манипуляции с предметами отсутствуют.

У некоторых детей отмечаются элементарные неспецифические манипуляции

Отсутствуют даже неспецифические манипуляции с предметами

 Сенсорное развитие   Зрительное восприятие  -фиксирует и удерживает взгляд на лице взрослого, игрушках, предметах непродолжительное время;  - фиксирует и удерживает взгляд на лице взрослого, игрушках, предметах крайне непродолжительное время (до 3 минут); - поворачивает голову в сторону источника света (светящегося предмета); - наблюдает за движениями окружающих людей - направляет взгляд и пытается повернуть голову в сторону источника света (светящегося предмета); - спокойно реагирует на присутствие в комнате знакомых людей (педагоги, персонал)

Сенсорное развитие Зрительное восприятие

-фиксирует и удерживает взгляд на лице взрослого, игрушках, предметах непродолжительное время;

- фиксирует и удерживает взгляд на лице взрослого, игрушках, предметах крайне непродолжительное время (до 3 минут);

- поворачивает голову в сторону источника света (светящегося предмета);

- наблюдает за движениями окружающих людей

- направляет взгляд и пытается повернуть голову в сторону источника света (светящегося предмета);

- спокойно реагирует на присутствие в комнате знакомых людей (педагоги, персонал)

 Слуховое восприятие  - проявляет положительную и/или нейтральную реакцию на обращенную речь, свое имя;  - прислушивается («замирает») к различным неречевым звукам; - проявляет положительную и/или нейтральную реакцию на обращенную речь, свое имя; - пытается повернуть голову или перевести взгляд в сторону источника звука; - прислушивается («замирает») к различным неречевым звукам; - демонстрирует предпочтение какому-либо звуку (музыка, погремушка, неваляшка и др.), то есть проявляет на него эмоционально положительную реакцию - пытается повернуть голову или перевести взгляд в сторону источника звука;  - проявляет на знакомые звуки (музыка, погремушка, неваляшка и др.) положительную и/или нейтральную (спокойную) реакцию

Слуховое восприятие

- проявляет положительную и/или нейтральную реакцию на обращенную речь, свое имя;

- прислушивается («замирает») к различным неречевым звукам;

- проявляет положительную и/или нейтральную реакцию на обращенную речь, свое имя;

- пытается повернуть голову или перевести взгляд в сторону источника звука;

- прислушивается («замирает») к различным неречевым звукам;

- демонстрирует предпочтение какому-либо звуку (музыка, погремушка, неваляшка и др.), то есть проявляет на него эмоционально положительную реакцию

- пытается повернуть голову или перевести взгляд в сторону источника звука;

- проявляет на знакомые звуки (музыка, погремушка, неваляшка и др.) положительную и/или нейтральную (спокойную) реакцию

 Вестибулярное восприятие    - поворачивает голову в разные стороны, вверх-вниз;  - прослеживает глазами предметы (игрушки), перемещаемые в разных направлениях: - поворачивает голову в разные стороны, вверх-вниз; - вправо - влево; - прослеживает глазами предметы (игрушки), перемещаемые в разных направлениях: - вверх – вниз; - вправо - влево; - проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на массаж и пассивную гимнастику - вверх – вниз; - проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на массаж и пассивную гимнастику

Вестибулярное восприятие

- поворачивает голову в разные стороны, вверх-вниз;

- прослеживает глазами предметы (игрушки), перемещаемые в разных направлениях:

- поворачивает голову в разные стороны, вверх-вниз;

- вправо - влево;

- прослеживает глазами предметы (игрушки), перемещаемые в разных направлениях:

- вверх – вниз;

- вправо - влево;

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на массаж и пассивную гимнастику

- вверх – вниз;

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на массаж и пассивную гимнастику

 Тактильное восприятие  - проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на прикосновение руками педагога к телу, рукам и ногам ребёнка;  проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на прикосновение к телу, рукам и ногам ребёнка разнофактурными и разнотемпературными материалами, игрушками; - проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на прикосновение руками педагога к телу, рукам и ногам ребёнка; - проявляет положительную/ нейтральную реакцию на тактильные игры проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на прикосновение к телу, рукам и ногам ребёнка разнофактурными и разнотемпературными материалами, игрушками; - проявляет положительную/ нейтральную реакцию на тактильные игры.

Тактильное восприятие

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на прикосновение руками педагога к телу, рукам и ногам ребёнка;

проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на прикосновение к телу, рукам и ногам ребёнка разнофактурными и разнотемпературными материалами, игрушками;

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на прикосновение руками педагога к телу, рукам и ногам ребёнка;

- проявляет положительную/ нейтральную реакцию на тактильные игры

проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на прикосновение к телу, рукам и ногам ребёнка разнофактурными и разнотемпературными материалами, игрушками;

- проявляет положительную/ нейтральную реакцию на тактильные игры.

 Проприоцептивное восприятие  - проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на:  - массаж и пассивную гимнастику; - проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на: - сгибание, разгибание, приподнимание рук и ног; - массаж и пассивную гимнастику; - изменение положения тела (усаживание, вертикализация) - сгибание, разгибание, приподнимание рук и ног; - изменение положения тела

Проприоцептивное восприятие

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на:

- массаж и пассивную гимнастику;

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на:

- сгибание, разгибание, приподнимание рук и ног;

- массаж и пассивную гимнастику;

- изменение положения тела (усаживание, вертикализация)

- сгибание, разгибание, приподнимание рук и ног;

- изменение положения тела

 Обонятельное восприятие     -проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на знакомые запахи. ВАЖНО!!! Не предъявлять запахи, которые могут вызвать у ребёнка аллергическую реакцию - проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на знакомые запахи. ВАЖНО!!! Не предъявлять запахи, которые могут вызвать у ребёнка аллергическую реакцию

Обонятельное восприятие

-проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на знакомые запахи.

ВАЖНО!!! Не предъявлять запахи, которые могут вызвать у ребёнка аллергическую реакцию

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на знакомые запахи.

ВАЖНО!!! Не предъявлять запахи, которые могут вызвать у ребёнка аллергическую реакцию

 Вкусовое восприятие      проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на знакомые вкусовые ощущения   У обучающихся не сформирован глотательный рефлекс. Питание осуществляется через назогастральный зонд или гастростому ВАЖНО!!! Работа по формированию вкусовых ощущений проводится строго в соответствии с рекомендациями врача

Вкусовое восприятие

  • проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на знакомые вкусовые ощущения

У обучающихся не сформирован глотательный рефлекс. Питание осуществляется через назогастральный зонд или гастростому

  • ВАЖНО!!! Работа по формированию вкусовых ощущений проводится строго в соответствии с рекомендациями врача

 Коммуникативное взаимодействие - фиксирует взгляд на лице педагога; - проявляет положительные и/или нейтральные реакции на обращенную речь, прикосновения; - фиксирует взгляд на лице педагога; - гулит, вокализирует, произносит некоторые гласные звуки; - проявляет положительные и/или нейтральные реакции на обращенную речь, прикосновения; - вступает в голосовой «диалог» с педагогом («вокальный теннис») - гулит, вокализирует, произносит некоторые гласные звуки; - вступает в голосовой «диалог» с педагогом («вокальный теннис»)

Коммуникативное взаимодействие

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- проявляет положительные и/или нейтральные реакции на обращенную речь, прикосновения;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- гулит, вокализирует, произносит некоторые гласные звуки;

- проявляет положительные и/или нейтральные реакции на обращенную речь, прикосновения;

- вступает в голосовой «диалог» с педагогом («вокальный теннис»)

- гулит, вокализирует, произносит некоторые гласные звуки;

- вступает в голосовой «диалог» с педагогом («вокальный теннис»)

Доступные действия с игрушками

- фиксирует и удерживает взгляд на игрушке непродолжительное время;

- фиксирует и удерживает взгляд на игрушке 2-3 секунды;

- прослеживает взглядом за игрушкой, перемещаемой по горизонтали и вертикали;

- прикасается, захватывает, удерживает непродолжительное время и отпускает игрушку;

- прослеживает взглядом за игрушкой, перемещаемой по горизонтали и вертикали;

- реагирует на звучащую игрушку, расположенную в непосредственной близости;

- реагирует на звучащую игрушку, расположенную в непосредственной близости;

- проявляет положительную и/или нейтральную реакцию на прикосновение к телу игрушками, различными по фактуре;

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на

- проявляет положительную реакцию на тактильные игры типа «Идет коза рогатая» и др.;

прикосновение к телу игрушками, различными по фактуре;

- проявляет нейтральную (спокойную) реакцию на тактильные игры типа «Идет коза рогатая» и др.

- совершает доступные специфические манипуляции и операциям с игрушками:

- захватывает, удерживает и отпускает игрушку (погремушку);

- нанизывает кольца пирамидки на стержень;

- опускает игрушки в корзину (коробку);

- демонстрирует предпочтение какой-либо игрушке (любимая), проявляет положительную реакцию

 Социально-бытовые навыки  Потребность в полном и постоянном уходе и присмотре  Потребность в полном и постоянном уходе и присмотре

Социально-бытовые навыки

Потребность в полном и постоянном уходе и присмотре

Потребность в полном и постоянном уходе и присмотре

 Базовые учебные действия Формирование базовых учебных действий недоступно в силу выраженности нарушений психофизического развития Формирование базовых учебных действий недоступно в силу выраженности нарушений психофизического развития

Базовые учебные действия

Формирование базовых учебных действий недоступно в силу выраженности нарушений психофизического развития

Формирование базовых учебных действий недоступно в силу выраженности нарушений психофизического развития

 Примерное содержание занятий с обучающимися отделения «Милосердие» ритуал приветствия лёгкие поглаживания тела ребёнка соматическая стимуляция вибрационная стимуляция вестибулярная стимуляция завершающий этап

Примерное содержание занятий с обучающимися отделения «Милосердие»

  • ритуал приветствия
  • лёгкие поглаживания тела ребёнка
  • соматическая стимуляция
  • вибрационная стимуляция
  • вестибулярная стимуляция
  • завершающий этап
 Методика «Сонатал»  Впервые в истории медицины, педагогики и психологии разработана и апробирована система пренатального (дородового) развития ребенка. Основатель метода профессор Михаил Львович Лазарев

Методика «Сонатал»

Впервые в истории медицины, педагогики и психологии разработана и апробирована система пренатального (дородового) развития ребенка. Основатель метода профессор Михаил Львович Лазарев

Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися второго и третьего условного уровня РН –нейтральная реакция на предъявляемые раздражители РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители  Виды реакции   - Голосовая  - Двигательная  - Физиологическая  - Эмоциональная

Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися второго и третьего условного уровня

  • РН –нейтральная реакция на предъявляемые раздражители
  • РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители
  • РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители

Виды реакции

- Голосовая

- Двигательная

- Физиологическая

- Эмоциональная

Устойчивость формируемых положительных реакций  РС - реакция стабильная (устойчивая)  РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)

Устойчивость формируемых положительных реакций

РС - реакция стабильная (устойчивая)

РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!