Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,
с тяжёлыми множественными нарушениями развития
на территории Свердловской области
Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития
Закеряева Лариса Николаевна,
учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»
Макарова Елена Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»
Сенсорное развитие – целостный, специально организованный педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с ребёнком, обеспечивающее формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры.
Цель:
обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
Программно-методический материал
- Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие
- Кинестетическое восприятие
- Восприятие запаха
- Восприятие вкуса
Разделы содержания программного материала для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
- Объёмные фигуры (шар, куб, конус, брусок (кирпичик)
- Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал)
- Размер
- Цвет
- Слуховое восприятие
- Вкусовое восприятие
- Обоняние
- Кинестетическое восприятие (проприоцептивное, вестибулярное)
- Тактильное восприятие
Разделы программного содержания
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью
Обучающиеся с тяжёлой умственной отсталостью
Объёмные фигуры ( шар, куб, конус, брусок (кирпичик)
Объёмные фигуры ( шар, куб, брусок (кирпичик)
Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
Плоскостные фигуры ( круг, квадрат, треугольник)
Размер (большой, маленький, средний)
Цвет (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый)
Размер (большой, маленький)
Цвет (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий)
Слуховое восприятие
Неречевые звуки (музыкальные инструменты - дудка, колокольчик, маракас, бубен, барабан, металлофон)
Неречевые звуки (музыкальные инструменты - дудка, колокольчик, маракас, бубен, барабан)
Различение по степени громкости, тембру
Различение по степени громкости, тембру
Виды учебной деятельности (шар)
- ощупывает шарик, удерживает его всеми пальцами
- ощупывает разнофактурные шарики (гладкий – шершавый, колючий, мягкий – твердый, легкий – тяжёлый)
- рассматривает и осуществляет манипулятивные действия с шариками разной величины;
(большой удерживает в руке, маленький прячет в кулаке, впоследствии различение по величине 5-7 предметов)
- дифференцирует шарики по размеру (большие в большую коробку, маленькие – в маленькую)
- знакомится с шариками разной величины (большой, средний, маленький)
- дифференцирует шарики по размеру
- (раскладывает по трем коробкам – большая, средняя, маленькая)
- скатывает шарики с разными свойствами по наклонной поверхности, сопоставляет
- выбирает шарики из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (из мозаики, фасоли и т. п.)
- выбирает шарики «на ощупь» с использованием «волшебного мешочка»
- выбирает шарики на ощупь различные по величине ( большой – маленький)
- подбирает шарики одинаковые по цвету (без называния цвета (такой – не такой)
- выбирает один шарик из 2-х контрастных цветов: красный – синий (впоследствии предъявление жёлтого, зелёного, коричневого, оранжевого)
- выбирает из двух, различных по размеру, цвету или фактуре, контрастные по звучанию шарики(«пищащий, пыхающий»)
- практикуется в осуществлении выбора предметов, имеющих форму шара ( мяч, воздушный шарик, бусины, фрукты, овощи)
- выбирает фрукты, овощи круглой формы (банан- яблоко; банан- груша- яблоко); огурец – помидор - морковь; впоследствии – апельсин, редис, ягоды, арбуз; лук, капуста, и т.п.)
- знакомится с запахом, различным вкусом, цветом и размером яблок ( красное, сладкое, впоследствии жёлтое, зелёное, кислое, большое и маленькое, крупное, среднее, мелкое)
- знакомится с запахом, вкусом, цветом, размером помидора ( красный, кислый) и луковицы (резкий, горький)
- соотносит реальный предмет «яблоко, апельсин» с цветной картинкой
- узнаёт яблоко, апельсин на картинках без предъявления реального предмета;
- узнаёт изображение яблока, апельсина в чёрно-белом варианте
- узнаёт изображение яблока, апельсина по контуру
- составляет картинки «яблоко, апельсин» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации
- соотносит реальный предмет «помидор, лук» с цветной картинкой
- узнаёт помидор, лук на картинках без предъявления реального предмета
- составляет картинки «помидор, лук» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации
- узнаёт изображения помидора, луковицы в чёрно-белом варианте
- лепит из пластилина, солёного теста предметы круглой формы
- обводит рисунок яблока, луковицы по контуру
- раскрашивает, выполняет штриховку
- обводит по трафарету и шаблону
- составляет сериационные ряды из шаров по возрастанию, убыванию ( от 3-х и более)
- составляет ритмически повторяющийся рисунок ( по цвету, по размеру АБ, АББ в различных вариациях)
- нанизывает шарики на стержень, шнур с учётом цвета и размера
- вкладывает шарики в отверстия разного диаметра
- выполняет различные упражнения с массажными мячиками разной величины, фактуры и твёрдости
- выбирает предметы круглой формы из окружающих предметов
Кинестетическое восприятие
Проприоцептивное
- удержание заданной позы
- формирование и расширение спектра физических действий (бег, лазание, ползание, вис, топанье, прыжки, отжимание, толкание и подтягивание предметов, сгребание, заворачивание, прижимание и др.)
- качество движений (быстрые – медленные), техника движений (отрывистые - плавные)
- способы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика)
- работа с ритмом; имитация движений с воображаемыми предметами
Вестибулярное
- управление глазодвигательными мышцами (фиксация и прослеживание взглядом перемещаемых предметов)
- выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в горизонтальной плоскости
- выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в вертикальной плоскости
- выполняет поступательно-возвратные движения
- вращательные движения
- выполняет упражнения на статико-динамическую устойчивость
Благодарим за внимание!