СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития  Закеряева Лариса Николаевна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»  Макарова Елена Викторовна,  учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Закеряева Лариса Николаевна,

учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Макарова Елена Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Сенсорное развитие – целостный, специально организованный педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с ребёнком, обеспечивающее формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры.

Сенсорное развитие – целостный, специально организованный педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с ребёнком, обеспечивающее формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры.

 Цель:   обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы

Цель:

обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы

 Программно-методический материал  Зрительное восприятие  Слуховое восприятие  Кинестетическое восприятие  Восприятие запаха  Восприятие вкуса

Программно-методический материал

  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие
  • Кинестетическое восприятие
  • Восприятие запаха
  • Восприятие вкуса
    Разделы содержания программного материала для обучающихся с умеренной умственной отсталостью Объёмные фигуры (шар, куб, конус, брусок (кирпичик) Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник, овал) Размер Цвет  Слуховое восприятие Вкусовое восприятие Обоняние Кинестетическое восприятие (проприоцептивное, вестибулярное) Тактильное восприятие

Разделы содержания программного материала для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

  • Объёмные фигуры (шар, куб, конус, брусок (кирпичик)
  • Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал)

  • Размер
  • Цвет
  • Слуховое восприятие
  • Вкусовое восприятие
  • Обоняние
  • Кинестетическое восприятие (проприоцептивное, вестибулярное)
  • Тактильное восприятие
 Разделы программного содержания Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью  Обучающиеся с тяжёлой умственной отсталостью Объёмные фигуры ( шар, куб, конус, брусок (кирпичик) Объёмные фигуры ( шар, куб, брусок (кирпичик) Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) Плоскостные фигуры ( круг, квадрат, треугольник) Размер (большой, маленький, средний) Цвет (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый) Размер (большой, маленький) Цвет (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий)  Слуховое восприятие Неречевые звуки (музыкальные инструменты - дудка, колокольчик, маракас, бубен, барабан, металлофон) Неречевые звуки (музыкальные инструменты - дудка, колокольчик, маракас, бубен, барабан) Различение по степени громкости, тембру Различение по степени громкости, тембру

Разделы программного содержания

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью

Обучающиеся с тяжёлой умственной отсталостью

Объёмные фигуры ( шар, куб, конус, брусок (кирпичик)

Объёмные фигуры ( шар, куб, брусок (кирпичик)

Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Плоскостные фигуры ( круг, квадрат, треугольник)

Размер (большой, маленький, средний)

Цвет (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый)

Размер (большой, маленький)

Цвет (белый, чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий)

Слуховое восприятие

Неречевые звуки (музыкальные инструменты - дудка, колокольчик, маракас, бубен, барабан, металлофон)

Неречевые звуки (музыкальные инструменты - дудка, колокольчик, маракас, бубен, барабан)

Различение по степени громкости, тембру

Различение по степени громкости, тембру

 Виды учебной деятельности (шар) ощупывает шарик, удерживает его всеми пальцами ощупывает разнофактурные шарики (гладкий – шершавый, колючий, мягкий – твердый, легкий – тяжёлый) рассматривает и осуществляет манипулятивные действия с шариками разной величины;  (большой удерживает в руке, маленький прячет в кулаке, впоследствии различение по величине 5-7 предметов) дифференцирует шарики по размеру (большие в большую коробку, маленькие – в маленькую) знакомится с шариками разной величины (большой, средний, маленький)

Виды учебной деятельности (шар)

  • ощупывает шарик, удерживает его всеми пальцами
  • ощупывает разнофактурные шарики (гладкий – шершавый, колючий, мягкий – твердый, легкий – тяжёлый)
  • рассматривает и осуществляет манипулятивные действия с шариками разной величины;

(большой удерживает в руке, маленький прячет в кулаке, впоследствии различение по величине 5-7 предметов)

  • дифференцирует шарики по размеру (большие в большую коробку, маленькие – в маленькую)
  • знакомится с шариками разной величины (большой, средний, маленький)
дифференцирует шарики по размеру (раскладывает по трем коробкам – большая, средняя, маленькая) скатывает шарики с разными свойствами по наклонной поверхности, сопоставляет выбирает шарики из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (из мозаики, фасоли и т. п.) выбирает шарики «на ощупь» с использованием «волшебного мешочка» выбирает шарики на ощупь различные по величине ( большой – маленький)
  • дифференцирует шарики по размеру
  • (раскладывает по трем коробкам – большая, средняя, маленькая)
  • скатывает шарики с разными свойствами по наклонной поверхности, сопоставляет
  • выбирает шарики из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (из мозаики, фасоли и т. п.)
  • выбирает шарики «на ощупь» с использованием «волшебного мешочка»
  • выбирает шарики на ощупь различные по величине ( большой – маленький)
подбирает шарики одинаковые по цвету (без называния цвета (такой – не такой) выбирает один шарик из 2-х контрастных цветов: красный – синий (впоследствии предъявление жёлтого, зелёного, коричневого, оранжевого) выбирает из двух, различных по размеру, цвету или фактуре, контрастные по звучанию шарики(«пищащий, пыхающий») практикуется в осуществлении выбора предметов, имеющих форму шара ( мяч, воздушный шарик, бусины, фрукты, овощи) выбирает фрукты, овощи круглой формы (банан- яблоко; банан- груша- яблоко); огурец – помидор - морковь; впоследствии – апельсин, редис, ягоды, арбуз; лук, капуста, и т.п.)
  • подбирает шарики одинаковые по цвету (без называния цвета (такой – не такой)
  • выбирает один шарик из 2-х контрастных цветов: красный – синий (впоследствии предъявление жёлтого, зелёного, коричневого, оранжевого)
  • выбирает из двух, различных по размеру, цвету или фактуре, контрастные по звучанию шарики(«пищащий, пыхающий»)
  • практикуется в осуществлении выбора предметов, имеющих форму шара ( мяч, воздушный шарик, бусины, фрукты, овощи)
  • выбирает фрукты, овощи круглой формы (банан- яблоко; банан- груша- яблоко); огурец – помидор - морковь; впоследствии – апельсин, редис, ягоды, арбуз; лук, капуста, и т.п.)
знакомится с запахом, различным вкусом, цветом и размером яблок ( красное, сладкое, впоследствии жёлтое, зелёное, кислое, большое и маленькое, крупное, среднее, мелкое) знакомится с запахом, вкусом, цветом, размером помидора ( красный, кислый) и луковицы (резкий, горький) соотносит реальный предмет «яблоко, апельсин» с цветной картинкой узнаёт яблоко, апельсин на картинках без предъявления реального предмета; узнаёт изображение яблока, апельсина в чёрно-белом варианте
  • знакомится с запахом, различным вкусом, цветом и размером яблок ( красное, сладкое, впоследствии жёлтое, зелёное, кислое, большое и маленькое, крупное, среднее, мелкое)
  • знакомится с запахом, вкусом, цветом, размером помидора ( красный, кислый) и луковицы (резкий, горький)
  • соотносит реальный предмет «яблоко, апельсин» с цветной картинкой
  • узнаёт яблоко, апельсин на картинках без предъявления реального предмета;
  • узнаёт изображение яблока, апельсина в чёрно-белом варианте
узнаёт изображение яблока, апельсина по контуру составляет картинки «яблоко, апельсин» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации соотносит реальный предмет «помидор, лук» с цветной картинкой узнаёт помидор, лук на картинках без предъявления реального предмета составляет картинки «помидор, лук» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации узнаёт изображения помидора, луковицы в чёрно-белом варианте лепит из пластилина, солёного теста предметы круглой формы обводит рисунок яблока, луковицы по контуру
  • узнаёт изображение яблока, апельсина по контуру
  • составляет картинки «яблоко, апельсин» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации
  • соотносит реальный предмет «помидор, лук» с цветной картинкой
  • узнаёт помидор, лук на картинках без предъявления реального предмета
  • составляет картинки «помидор, лук» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации
  • узнаёт изображения помидора, луковицы в чёрно-белом варианте
  • лепит из пластилина, солёного теста предметы круглой формы
  • обводит рисунок яблока, луковицы по контуру
раскрашивает, выполняет штриховку обводит по трафарету и шаблону составляет сериационные ряды из шаров по возрастанию, убыванию ( от 3-х и более) составляет ритмически повторяющийся рисунок ( по цвету, по размеру АБ, АББ в различных вариациях) нанизывает шарики на стержень, шнур с учётом цвета и размера вкладывает шарики в отверстия разного диаметра выполняет различные упражнения с массажными мячиками разной величины, фактуры и твёрдости выбирает предметы круглой формы из окружающих предметов
  • раскрашивает, выполняет штриховку
  • обводит по трафарету и шаблону
  • составляет сериационные ряды из шаров по возрастанию, убыванию ( от 3-х и более)
  • составляет ритмически повторяющийся рисунок ( по цвету, по размеру АБ, АББ в различных вариациях)
  • нанизывает шарики на стержень, шнур с учётом цвета и размера
  • вкладывает шарики в отверстия разного диаметра
  • выполняет различные упражнения с массажными мячиками разной величины, фактуры и твёрдости
  • выбирает предметы круглой формы из окружающих предметов
 Кинестетическое восприятие   Проприоцептивное удержание заданной позы формирование и расширение спектра физических действий (бег, лазание, ползание, вис, топанье, прыжки, отжимание, толкание и подтягивание предметов, сгребание, заворачивание, прижимание и др.) качество движений (быстрые – медленные), техника движений (отрывистые - плавные) способы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика) работа с ритмом; имитация движений с воображаемыми предметами

Кинестетическое восприятие

Проприоцептивное

  • удержание заданной позы
  • формирование и расширение спектра физических действий (бег, лазание, ползание, вис, топанье, прыжки, отжимание, толкание и подтягивание предметов, сгребание, заворачивание, прижимание и др.)
  • качество движений (быстрые – медленные), техника движений (отрывистые - плавные)
  • способы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика)
  • работа с ритмом; имитация движений с воображаемыми предметами
 Вестибулярное  управление глазодвигательными мышцами (фиксация и прослеживание взглядом перемещаемых предметов) выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в горизонтальной плоскости выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в вертикальной плоскости выполняет поступательно-возвратные движения вращательные движения выполняет упражнения на статико-динамическую устойчивость

Вестибулярное

  • управление глазодвигательными мышцами (фиксация и прослеживание взглядом перемещаемых предметов)
  • выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в горизонтальной плоскости
  • выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в вертикальной плоскости
  • выполняет поступательно-возвратные движения
  • вращательные движения
  • выполняет упражнения на статико-динамическую устойчивость
 Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!