СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Содержание курса «Забайкаловедение» по русскому языку и литературе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный курс "Забайкаловедение". Нужно ли сегодняшнему школьнику знать историю своей малой Родины?

Просмотр содержимого документа
««Содержание курса «Забайкаловедение» по русскому языку и литературе»»

«Содержание курса «Забайкаловедение»

по русскому языку и литературе»

Нужно ли сегодняшнему школьнику знать историю своей малой родины?! Существует много споров и мнений на эту тему. Некоторые согласятся, ведь введение данного курса будет содействовать становлению личности гражданина России, воспитанию патриотизма и социализации, а в дальнейшем профессиональному самоопределению и трудоустройству в пределах региона. Другие ответят, что нынешние школьники перегружены, вводятся предметы, по которым учащийся не будет сдавать экзамены, следовательно, и не нужно изучать. Я придерживаюсь первой позиции, поскольку считаю, что в основном курсе русского языка лингвокультурологический подход представлен в недостаточной степени, но имеет широкие возможности для интеллектуального, духовно-нравственного и личностно-деятельностного развития учащихся. Что является предметом изучения школьниками на этой дисциплине? Конечно же, местный языковой материал, прежде всего, диалектный. Почему выбор пал именно на эту разновидность лексики? Да потому, что он отражает особенности быта, реалии жизни, занятия, систему ценностей, что в целом представляет и национальную картину мира, и региональную картину мира жителей того или иного региона. Какой местный языковой материал будет интересно изучать детям на данной дисциплине? Несомненно, это народно-разговорная речь с местными словами, забайкальские фразеологические сочетания, пословицы, поговорки, топонимика сел, история русских имен и фамилий Забайкалья, а также произведения фольклора и забайкальских писателей. Произведения каких забайкальских писателей можно включить в содержание курса «Забайкаловедения»? Безусловно, В. Балябина, Г. Головатого, Г. Граубина, Кузакова,, Вишнякова, Кузакова, Лавринайтиса, Стефанович, А.Б. Бобожина, Ященко, В. Балябиной, Вьюнова, Апрелкова, Черкасова и др. Для развития познавательной активности учащихся в содержание курса также необходимо внести материал из истории своего села. Одним из эффективных способов реализации системно-деятельностного подхода в рамках исследования местного языкового материала является учебно-исследовательская деятельность учащихся: реферат, доклад, презентация и др. Как же приобщить учащихся к культуре в целом и русскому языку в его региональном варианте, чтобы на практике лучше узнать и почувствовать социум, его речевые особенности, историю и культуру региона? Это можно сделать, проводя экскурсии в краеведческий музей, встречи-беседы со старожилами, используя в ходе обучения игровые технологии, современные средства наглядности. Таким образом, содержание, методы и формы работы с учащимися школьного курса «Забайкаловедение» смогут оживить учебный процесс, вызвать у школьников познавательный интерес к изучению русского языка и обеспечить формирование и развитие деятельной личности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!