СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание образования. Подготовка учащихся к непрерывному образованию.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности развития в современном мире. Имеет место исторические аспекты становления концепции непрерывного образования, отражаются его цели, задачи, функции, компоненты, принципы, значение для разностороннего развития личности.

Просмотр содержимого документа
«Содержание образования. Подготовка учащихся к непрерывному образованию.»

Статья для публикации и форума преподавателей.

Статью подготовил В.В.Шейн



Шейн Валентин Викторович

преподаватель ГПОУ "Торезский горный техникум имени

А.Ф. Засядько."

Образование высшее

Стаж педагогической работы 19 лет.

Статья: Содержание образования. Подготовка учащихся к

непрерывному образованию.





Аннотация.

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности развития в современном мире. Имеет место исторические аспекты становления концепции непрерывного образования, отражаются его цели, задачи, функции, компоненты, принципы, значение для разностороннего развития личности.

Содержание



Введение.

Основная часть

1. Глава 1. Содержание образования сегодня.

2. Глава 2. Новые направления в определении Содержания образования.

3. Глава 3. Подготовка учащихся к непрерывному образованию.

Заключение.

Список литературы.



Введение.

Образование это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития формирование мировоззрения и познавательных интересов. Образование является процессом который характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитания социально-приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. В структуру образования входят учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагог и обучающийся); учебный процесс как вид деятельности (построение педагогического процесса). В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития.

Особенно важным является переход от общего среднего (полного) к высшему профессиональному образованию, поскольку на данном этапе формируются мотивы и необходимые компетентности для обучения в течение жизни. В настоящее время система образования не в полной мере выполняет обозначенную функцию, теоретические положения концепции не достаточно эффективно реализуются на практике, что обуславливает несоответствие качества подготовки выпускников школ требованиям, предъявляемым на высшей ступени образования, снижает эффективность взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Социальная функция системы образования это подготовка к непрерывному образованию и во многом является инновационной. Формирование этой социальной функции определяется изменениями, происходящими в современном обществе, в котором информация и основанные на ней знания становятся товаром. Как говорит Бернар Корню: «Общество знания – это общество непрерывного образования, в котором знания и опыт развиваются непрерывно. Подготовку к непрерывному образованию следует рассматривать как одну из основных социальных функций системы образования.

Анализ ситуации в образовательном процессе указывает на необходимость скорейшего разрешения противоречий: между увеличивающимся объёмом научной информации и традиционными педагогическими технологиями, не позволяющими обучаемым её своевременно усвоить.



Глава 1. Содержание образования сегодня.

Содержание образования представляет собой совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, которые отражают определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки. Содержание образования построено на педагогически адаптированной системе знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.

Содержание специального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

Но в общем конкретное содержание образования зависит, прежде всего, от контингента учащихся: младшие школьники или старшеклассники, дошкольники или студенты. Цели, а потом и содержание образования в каждом случае специфичны. И если контингент учащихся уже известен, то в зависимости от цели определяется конкретное содержание образования и обучения. Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Большинство современных школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Но что происходит сегодня. Современное образование становится общего направления. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что естественно приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места общеобразовательной или университетской подготовке и духовно-нравственному воспитанию. Первое заменяется получением необходимой начальной грамотности и различными уровнями компетенции, второе - коммуникативными тренингами и технологиями общения. Наибольший ущерб современные реформы образования нанесли содержанию образования. Реформы в школе накапливают разрушительный потенциал. Проект стандартов создаёт ощущение, что государство не контролирует изменения. А те, кто их проводит, делают всё для создания внешне "красивой картинки". Неопределенность ориентиров (а рынок труда изменчив и не всегда прогнозируем) привела к неуправляемой вариативности содержания образования, следствием чего является постепенный распад единого образовательного пространства - одной из основ единения народа и целостности государства. Ориентация ребенка, молодого человека, а значит, и всей семьи, на раннюю профессионализацию лишает человека в первую очередь свободы на профессиональное определение. В современных государственных нормативных актах, теоретических и эмпирических исследованиях вопрос о целях и содержании образования представлен на недостаточном уровне. В большей степени здесь можно говорить лишь о поверхностном или демонстративно-фиктивном отражении проблем. В сегодняшнем содержании образования не прописаны механизмы реализации, контроля, санкции за неисполнение норм. Вместе с тем, очевидно, что без осмысления общих вопросов (уяснения основных целей) образования, обеспечить решение частных - его нормального содержания, невозможно.

Например, чем сегодня обоснован набор учебных дисциплин, которым обучают молодое поколение? Как определяется объем изучения по предметам? Обоснованных ответов, отражающих объективные потребности общества в образованных людях - специалистах можно найти немного. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления изучения различных предметов предполагается подготовить исследователя-энциклопедиста, широкообразованного естественника, гуманитария-краеведа. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника. Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В педагогике существует принцип: связь школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка.

Известно, что в вузы поступает около трети выпускников школы. Учитывая только этот факт, во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору; можно было снизить требования к невузовским учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной подготовки. Вторая ошибка заключается в том, что, усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы в то же время меньше уделяют внимания основам наук. В результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся. Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом образования должно быть предусмотрено: выделение ядра образования, обязательного для всех школ; усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования; сохранение внимания к естественно-математическому циклу предметов; усиление внимания к развитию школьников; Минимальное общее среднее образование не гарантирует продолжения образования в вузе, но является обязательным для овладения рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возможность продолжения образования в вузе по одному из выбранных профилей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяются уровнем требований к абитуриентам соответствующих вузов. Выпускник школы должен иметь необходимый уровень развития всех основных сфер человека.

В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной. Таким образом, содержание образования на современном этапе нуждается в более тщательной проработке, больше внимания должно быть уделено всестороннему развитию личности, наравне с ориентацией содержания образования на рынок труда и создания конкурентно-способной личности. В стандарте должны быть более четко прописаны механизмы реализации цели, контроля, санкции за неисполнение норм.

Что можно сказать - средняя школа перестает быть школой общеобразовательной. Изучение основ широкого спектра наук заменяется получением информации из различных областей знаний и жизненных сфер, практикуется создание специализированных школ и профильных классов, воспитание ориентирует молодых людей на карьерный рост , заменивший рост личностный. Аналогичную картину можно наблюдать и в высшей школе. Рассматривается вопрос о более узкой специализации выпускников вузов, меньше внимания уделяется общеобразовательной подготовке. Ранняя специализация ориентирует детей на участие в зарабатывании денег , а значит , подразумевает включение детского труда в современную экономику. Традиционно детей привлекали к хозяйственному домашнему труду с целью передачи им жизненного опыта, получения ими необходимых профессиональных и хозяйственных навыков и для помощи семье. Современный способ включения детей в сферу экономических отношений больше похож на эксплуатацию детского труда на малооплачиваемых неквалифицированных работах. Часто возникающий азарт зарабатывания денег отвлекает детей от дальнейшего профессионального и образовательного роста, вовлекает их в сферу криминального бизнеса. Иллюзия самостоятельной жизни приводит их к отрыву от семьи, что является причиной многих современных горестей и бед как для родителей, так и для самих детей. Наибольший ущерб современными реформами образования был нанесен содержанию образования. Неопределенность ориентиров, а рынок труда изменчив и не всегда прогнозируем, привела к неуправляемой вариативности и атеистической направленности содержания образования. Следствием этого является постепенное распадение единого образовательного пространства государства - одной из основ единения народа и целостности государства. Атеистическая направленность закономерна, если вся жизнь человека низводится только до земной жизни и приспосабливания к ней. Такая точка зрения, привычная для так называемого "современного цивилизованного мира" с его либеральными ценностями, является нетрадиционной для нашего общества. К сожалению, некоторые руководители системы образования, имея атеистическое мировоззрение, навязывают его всему современному обществу. Ориентация ребенка, молодого человека, а значит , и всей семьи на раннюю профессионализацию лишает человека в первую очередь свободы на профессиональное определение. Общеобразовательная школа, обеспечивая изучение основ наук в гуманитарной и естественнонаучной сфере, дает возможность своим выпускникам свободно определиться в дальнейшей жизни, так как они одинаково подготовлены для поступления как в гуманитарные, так и в технические учебные заведения. Напротив, ранняя специализация практически лишает молодых людей возможности изменить профиль своего образования в случае ошибки в избрании ими профессионального направления, что создает немало проблем в их дальнейшей жизни. Высшая школа, осуществляя профессиональное обучение, должна обеспечить общеобразовательную подготовку , достаточную для самообразования и саморазвития в избранной профессиональной сфере. Система среднего профессионально-технического образования, давая профессиональные навыки, должна выпускать специалиста умелого, или умельца, способного освоить необходимые смежные специальности. Профессиональная подготовка, обеспечивая человеку возможность честно заработать средства на содержание себя и своей семьи, не защищает его от внутреннего беспокойства, возникающего при отсутствии осознания цели и смысла жизни.



Глава 2. Новые направления в определении Содержания образования.

На сегодняшний день, очевидно, что вся система образования постепенно приобретает профессиональную направленность. Происходит ориентация системы образования на рынок труда. Будущее человека, прежде всего, связывается с необходимостью найти свое место в мире профессий - профессий престижных, нужных обществу. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, наличия талантов и способностей.

Для того чтобы сегодня исправить ситуацию в стране к лучшему, чтобы перейти к экономике высокотехнологичной промышленности и опережающего развития, необходимо наращивать темпы подготовки высокообразованных специалистов с одновременным улучшением качества образования. Нынешнее время показывает: без высокоразвитых технологий государство не сможет существовать. А технологии невозможны без высочайшего уровня образования. Собственно, и чрезвычайно высокий уровень советского образования является для этого явно недостаточным. Его следовало наращивать - а не снижать. Целенаправленное снижении качества и количества образования будет иметь результатом ускоренную деградацию отечественной науки и промышленности, снижение качества человеческого материала, резкое повышение уровня бедности, преступности, социального расслоения (т. е. усиление социальной напряжённости, чреватой острейшими внутренними конфликтами). Таким образом, изменения в содержании образования может быть губительна не только для отдельно взятого человека, семьи или школы, но и для всей страны в целом. Как уже было отмечено, на сегодняшний день содержание образования ориентированно на рынок труда. «Бизнес» является заказчиком. Однако, заказчиком образования должно выступать государство. «Бизнес» не справится с задачей развития страны, если этим не будет заниматься само государство (собственно, ради этого люди и выбирают «власть»). Задача государства и власти - не в урезании образования, а в создании условий для развития проектов, которые будут потреблять высокообразованных специалистов и укреплять страну. Таким образом, современные реформы содержания образования, полная коммерциализация среднего образования, введение стандартов нового поколения, где четко не прописаны способы реализации заданных целей, могут привести к упадку качества образования, а также и к более глобальным проблемам. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Во-первых, содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования: знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру. Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать: систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер; систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности. Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами. Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям: соответствие социальному заказу общества; соответствие потребностям учащихся; соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).

Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, определяет качество жизни. Таким образом, занятость становится важным параметром развития гражданского общества и благосостояния Европы в целом. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют определенных умений и навыков и доступа к современным знаниям. Именно на это должны быть нацелены сегодня и усилия государств-членов ЕС, и действия местных организаций - социальных партнеров, и стремления каждого отдельного человека, который, в конечном счете, и является главным действующим лицом в системе непрерывного образования. Существуют три вида образовательной деятельности: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. До сих пор, при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания.

Для выполнения поставленных задач требуется процесс преобразования Системы образования. Под преобразованием понимается процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию. В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.

В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества общего образования.

Характерными чертами преобразования Системы образования являются:

- образование для всех - ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;

- учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;

- максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;

- воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;

- личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения;

- адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;

- открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения.

Роль Системы образования очевидна - оно как раз и является той единственной сферой, в которой осуществляется приобретение человеком знаний и умений, обеспечивающих его полноценное существование в окружающем природном и социальном мире. Эта роль реализуется объективно -- независимо не только от форм и уровней развитости образовательных систем, но и от степени осознания их организаторами предназначения школы. Вместе с тем осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса. В критике современной школы немало «достается» содержанию программы общего образования. При этом нередко указывается, что она перегружена предметами естественнонаучного цикла, не уделяет должного внимания гуманитарным дисциплинам, призванным воспитывать ценностную основу личности. Они сводятся к решению задач общего развития молодого поколения и его подготовки к профессиональной деятельности. Но «профессиональная деятельность» у ребенка, в процессе обучения имеет особенность: она сводится к процессу приобщения к достижениям человеческой цивилизации и потреблению (материально-техническому, правовому, эстетическому и т.п.) результатов ее деятельности. Иными словами, перед образованием ставится цель вооружить человека знаниями и умением пользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации, массовой коммуникации и передвижения, грамотно ориентироваться в огромном мире окружающих нас вещей.

Наиболее важными являются следующие восемь содержательных направлений развития содержания образования.

Первое направление Системы образования это адекватную реальности естественнонаучную картину мира. Но при этом следует убедить молодое поколение в том, что одним из основных компонентов этой естественнонаучной картины мироздания является человеческое сообщество - социальная реальность, подчиненная не только природным, но и социальным законам развития. Решение этой задачи может быть возложено на комплекс естественных и гуманитарных наук. Между тем, как показали экспертные исследования, современный комплекс дисциплин, формирующих у школьников научную картину мира, является во многом эклективным, избыточным и безсистемным.

Второе направление Системы образования, как логическое продолжение первой задачи, заключается в предметах социальной направленности, в доведении до обучающихся правил их поведения в социуме. Поэтому уже со школьной скамьи человек должен знать установленные обществом социальные нормы и традиции социума, к которому он принадлежит. Это особенно актуально сейчас, когда в сознании подавляющего числа наций и народов устраняются старые идеологические стереотипы и начинают утверждаться общечеловеческие ценности. К сожалению, современное образование проявляет здесь известную робость, отдавая на откуп всевозможным сектантским, мистическим и другим (во многом шарлатанским) течениям души наших юных людей и формирование норм их взаимоотношений.

Третье направление Системы образования связано с физическими началами в человеке как части природы. Здесь актуальными выступают проблемы его безопасности и выживания. Современная отечественная школа до настоящего времени проявляет лишь робкие шаги в реализации данного направления. Изучение проблем обеспечения жизненной безопасности и гигиены человека должно в общем образовании занимать статус не второстепенных и факультативных (как это сейчас принято), а приоритетных предметов, наряду с комплексом естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Четвертое направление Системы образования сопряжена с тенденцией значительного ухудшения здоровья молодого поколения. Поэтому растущий организм должен получить оздоровляющее воздействие в школе, а не в условиях профессиональной деятельности, когда на это, как правило, нет времени или уже поздно. В нашей стране такой комплекс ещё не совсем развит, но существует: дети во время каникул могут посещать санаторий при школе.

Пятое направление Системы образования целесообразно связать с развитием природных способностей молодого поколения. Древний девиз: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия», -- наверное, не совсем правомерен. Отдавая должное нашим предкам, обратим внимание на существование в нашей стране и за рубежом целого ряда педагогических методик совершенствования художественных, музыкальных, лингвистических, физических и т.п. способностей детей, которые ждут своего применения в общеобразовательной сфере. Попытки внедрения на массовом уровне школы подобных инновационных технологий, учитывающих индивидуальность обучаемого и развивающего его способности, в современном общем образовании остаются лишь единичными, далекими от совершенства образцами.

Шестой направление развития Системы образования обусловлен необходимостью приобщения школьников к достижениям культуры, формированию у них навыков ориентации в ее многообразных проявлениях. Театр и кино, музыка и танцы, архитектура и живопись, литература и народное творчество - перечень областей культурного наследия человечества можно продолжать. К сожалению, данная направленность в процессе обучения человека в условиях современного общего образования считается второстепенной, не только по причине отсутствия квалифицированных педагогических кадров, но и живучести прагматических и технократических стереотипов у самих педагогов и чиновников от образования.

Седьмое направление Системы образования предполагается обязательное овладение не только родным, но и иностранными языками. Их незнание ведет к нашей изоляции от мирового образовательного пространства и ограничению межкультурного общения. То, что происходило и продолжает происходить в этой сфере образования иначе как целенаправленным абсурдом не назовешь: десятилетия школьники изучают иностранные языки и в итоге их не знают.

Восьмое направление Системы образования - здесь должен стать человек как профессионально грамотный потребитель материальных и духовных продуктов общества. Наш социальный альтруизм не должен выходить за рамки разумного. Мы должны признать, что человек должен быть не только мыслящим и производящим.

Рассмотрим, какие возникают тенденции в развитии содержания образования в «школе третьего тысячелетия»

1. Гуманизация

2. Гуманитаризация

3. Дифференциация

4. Демократизация


Гуманизация(личностная направленность) - ключевой момент нового педагогического мышления. Это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей. Это ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов - в детстве, отрочестве, юности. Гуманизация реализуется путем последовательной индивидуализации всего педагогического процесса (учет личностной специфики у) и его "персонализации" (учет инд. особенностей личности педагогов). Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Таково веление времени не только для нашей школы, но и практически для любого развитого общества, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в не новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Гуманитаризация.

Под гуманитаризацией общего образования понимается повышение удельного веса предметов гуманитарного цикла в структуре учебного плана. Однако суть гуманитаризации заключается в особой, собственно человеческой форме отношения человека к миру. Гуманитаризация образования обеспечивается обращением школы к мировой культуре, истории, духовным ценностям. Повышение статуса гуманитарных предметов определяется их обновлением, освобождением их от плоского рационализма, выявлением в них духовности, человеческой сущности. Гуманитаризация образования требует глубокой перестройки всего его содержания, которое должно обеспечивать развитую устную и письменную речь, понимание людей других времен и народов, историческое мышление, человеческое отношение к природе.

Дифференциация.

Усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся - глобальная тенденция современной школы Педагогически нецелесообразно вводить ограничение и запрет на любую образовательную деятельность, помимо обязательной. Недогрузка способных и мотивированных на учебу детей, может нанести им не меньший ущерб, чем перегрузка обязательной учебной работой учащихся с ослабленным здоровьем, детей, чьи интересы не ограничиваются только школьными занятиями. Поэтому любой добровольный и самостоятельный выбор учеником дополнительных занятий сверх установленного нормами объема может быть удовлетворен образовательным учреждением, если на то имеется согласие родителей (или законных представителей ребенка) и отсутствуют медицинские или психологические противопоказания. Основными формами дифференциации являются распределение по разным типам уч. заведений, на профили и потоки внутри одной школы, группировки в классе. Обычно дифференциация начинается после окончания начальной школы. Она осуществляется в уч. заведениях разного типа: грамматическая и современная школы (Англия), реальное училище, гимназия и основная школа (Германия), технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей (Франция), обычная средняя школа, лицей, гимназия, колледж (Россия). Главным отличительным признаком в этих учебных заведениях являются программы.

Демократизация (доступность).

В понимании демократизма общеобразовательной школы есть два взаимоисключающих подхода. Один основан на идее эгалитаризма и единообразия. Согласно этому подходу, все дети равны от рождения. В практике образования это приводит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощрению одних учеников по сравнению с другими. Все больше сторонников, однако, у антиэгалитаристского подхода. Они считают, что концепция формально единой школы, в соответствии с которой проходили многие реформы в 20 веке, нанесла ущерб всем учащимся, помешав учитывать различия их способностей.

Признаки системы образования демократического типа:

1. Равенство членов общества перед образованием, т.е., его доступность независимо от соц. положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности.

2. Децентрализация школьной системы, означающая, в частности, право местных органов распоряжаться финансами и отбирать педагогические кадры.

3. Открытость системы, трактуемая как преемственность всех её ступеней.

4. Право родителей и учеников на выбор учебного заведения.

5. Организация учебного процесса, при котором формируется человек, способный свободно, творчески мыслить.

Рассматривая представленные аргументы развития образования можно заметить, что Система образования постоянно изменяется, каждый раз изменяются его цели, функции, состав, появление новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. Одним из важных направлений является прямой поток образования школа-техникум-вуз. Такая система непрерывного образования является одним из важных условий модернизации системы образования. Постоянное образование на современном уровне – это своеобразная деятельность, которая ориентируется на приобретение знаний и всестороннего развития как в масштабе одного человека, так и в масштабах всей страны. Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Достичь этого можно только тогда, когда Система образования уже проходит тщательную отработку.


Глава 3. Подготовка учащихся к непрерывному образованию.

Термин «непрерывное образование» многозначен. Во-первых, непрерывное образование обозначает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде (профессиональной, социальной). Во-вторых, под этим термином понимается система взглядов на образовательный процесс в целом. Эта система рассматривает учебную деятельность как неотъемлемую и основную составляющую образа жизни человека в любом возрасте; предполагает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни человека. В-третьих, непрерывное образование предусматривает постоянное обогащение творческого потенциала личности, развитие человека как творческой личности.

Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни. В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны, — удовлетворять стремление человека к самообразованию, разностороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни. Истоки идеи непрерывного образования можно обнаружить во взглядах Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Л. А. Сенеки, Вольтера, И. В. Гете, Ж. Ж. Руссо, которые связывали их с достижением полноценного развития человека как личности. Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были осуществлены в XIII-XIV вв. в городах Европы на основе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами. Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, в работах которого содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования. Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появились новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающего населения. Однако к концу 60-х годов XX века концепция непрерывного образования претерпела неудачу, так и не успев стать центральной образовательной системой. Обращения к этой проблеме основаны были во многом на интуиции отдельных ученых и практиков. Термин «непрерывное образование» впервые был употреблен в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а в 1972 году принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира. В настоящее время большое внимание уделяется развитию системы непрерывного образования. Меняются представления общества, расширяются научные знания, возникают новые взгляды на образовательный процесс, его цели, задачи, возможности. Жизнь выдвигает свои требования: развивать способность человека быстро реагировать на все изменения, проявлять инициативу, развивать коммуникативные навыки и т. п. В условиях быстро меняющегося мира даже очень хорошего образования может быть недостаточно. Изменилась цель образования, связанная с возможностью человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Постепенно "образование на всю жизнь" заменяется "образованием через всю жизнь".

Подготовку к непрерывному образованию следует рассматривать как одну из основных социальных функций Системы образования. Особенно важным является реализация этой функции на стадии перехода от общего среднего (полного) к высшему профессиональному образованию, поскольку на данном этапе формируются мотивы и необходимые компетентности для обучения в течение жизни. Социальная функция института образования - подготовка к непрерывному образованию - во многом является инновационной. Формирование этой социальной функции детерминировано изменениями, происходящими в современном обществе, в котором информация и основанные на ней знания становятся товаром. В научной литературе описывается социальная функция расширения знаний и познаний, которая состоит в том, что человеку на протяжении всей жизни необходимо учиться. Достижение этого осуществляется через формулу: «научить учиться», т.е. необходимо формировать установку на самостоятельное получение знания, на учебу с помощью других как собственную, лично ориентированную и постоянную деятельность. Следовательно, функция подготовки к непрерывному образованию осуществляется за счет формирования мотивов и необходимых компетенций для обучения в течение всей жизни.

Применительно к школе, функция подготовки к непрерывному образованию рассматривается как приведение знаний в соответствие с требованиями формальной Систе­мы образования, а также как освоение усложненных языковых кодов. Наряду с явными функциями необходимо выделить латентные, под которыми понимает культурную стандартизацию навыков, реализацию принципа полезно­сти, стигматизацию и ограничение возможностей тех, кто представляет другую культуру. Таким образом, школа готовит к непрерывному образованию, основываясь на стандартных моделях обучения, которые формируют унифицированное мышление и рекрутируют конформных личностей. Подготовка к непрерывному образованию может рассматриваться как одна из основных социальных функций Системы образования. Реализация этой функции приобретает особое значение на стадии перехода от общего среднего (полного) к высшему профессиональному образованию, поскольку на этом этапе формируются мотивы и необходимые компетенции для обучения в течение жизни.

Проанализируем механизм, способный принципиально повлиять на проблему подготовки к непрерывному образованию в системе "школа - техникум - вуз" - введение профильного обучения в старших клас­сах школы. Это одно из важнейших на­правлений обновления отечественного школьного образования. На старшей сту­пени школы завершается общее образова­ние учащихся, обеспечивающее их общее развитие, формирование функциональ­ной грамотности, социальную адаптацию личности, происходит профессиональное и гражданское самоопределение молодых людей. Поэтому в Концепции модерниза­ции Системы образования ставится задача создания системы специализиро­ванной подготовки (профильного обуче­ния) в старших классах общеобразова­тельной школы, ориентированной на ин­дивидуализацию обучения и социализа­цию учащихся, в том числе с учетом ре­альных потребностей рынка труда, отра­ботки гибкой системы профилей и коо­перации старшей ступени школы с уч­реждениями начального, среднего и выс­шего профессионального образования. Введение профильных предметов в школе создает условия для самореализации старшеклассников, обоснованной оценки своих познавательных способностей, на­мерений, мотивирует к продолжению образования и способствует профессиональному самооп­ределению.

Вместе с тем, существует ряд проблем, затрудняющих внедрение модели профильного обучения в Систему образования. Эти проблемы можно классифицировать следующим образом: учебно-методические проблемы, к ним относятся, например, невысокое качество предлагаемых учебников по профильным и элективным курсам; проблемы контроля, которые заключаются в несогласованности принципов профилизации и практики ЕГЭ; организационные проблемы, которые состоят в невысоком уровне применения интерактивных методов обучения и в недостаточном обеспечение школ необходимыми средствами обучения.

Перейдем к рассмотрению основных положений использования компетентностного подхода в образовательном процессе. Необходимо учитывать следующие критерии: "человек, опираясь на результаты обучения, понимает суть профессиональной ответственности и последствий своей деятельности; человек способен выполнять поставленные перед ним профессиональные задачи». Компетенция рассматривается как "способность личности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области". Результаты обучения понимаются как "освоенные профессиональные знания, умения и навыки".

Существует ряд ключевых принципов при подготовке учащихся для Системы непрерывного образования:

Принцип 1. Новые базовые знания и навыки для всех Следует гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.

Принцип 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы Важно значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет образованных людей.

Принцип 3. Инновационные методики преподавания и учения Целью данного принципа является разработка новых методологий обучения для системы непрерывного образования - длиною и шириною в жизнь. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям.

Принцип 4. Новая система оценки полученного образования Очень важно коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов. В обществе и экономике полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха.

Принцип 5. Развитие наставничества и консультирования Каждый человек должен быть обеспечен свободным доступом к информации об образовательных возможностях в стране. Следовательно, должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Сама эта служба также должна активно выходить к своим клиентам, поддерживая их мотивацию к учению, помогая найти свой путь в море образовательных услуг и предупреждая возможные неудачи. Это должно быть чем-то вроде "брокерской конторы", где интересы клиента ставятся превыше всего, а задачей брокера является оптимальный подбор информации для выработки наилучшего плана действий на будущее.

Действительно, непрерывное образование — это постоянное совершенствование человека, вызванное необходимостью "идти в ногу со временем", стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде. Кроме того, непрерывное образование является важным компонентом взаимодействия науки, экономики и образования. Идея непрерывного образования возникла также как ответ на динамичные изменения в науке и производстве. В большинстве стран мира её связывали с обучением, а впоследствии с необходимостью развития личности в процессе непрерывного образования. Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность и возможность образовательной деятельности определяются взаимосвязями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами. Непрерывное образование может рассматриваться как часть структуры "обучения в течение всей жизни" Развитие системы непрерывного образования направлено на поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. Компетентностный подход в образовании создает все необходимые условия для разностороннего развития личности, формирования компетенций и личностных качеств, позволяющих эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации образования "не на всю жизнь, а через всю жизнь"









Заключение.

Таким образом, цели и задачи нашли решение в процессе проведенного исследования. Целью исследования было установить соответствие содержания современного образования современному мировому уровню. На данный момент, содержание современного образования не вполне соответствует мировому уровню, в условиях модернизации содержания образования весьма значимой оказывается проблема анализа, адаптации и использования образовательного опыта других стран, интегрирование его в содержание Системы образования. В процессе проведенного исследования выявлены проблемы содержания современного российского образования, а именно: в современных государственных нормативных актах, теоретических и эмпирических исследованиях вопрос о целях и содержании образования представлен на недостаточном уровне; в новом государственном проекте о содержании образования не прописаны механизмы реализации, контроля, санкции за неисполнение норм; неопределенность ориентиров привела к неуправляемой вариативности содержания образования, следствием чего является постепенный распад единого образовательного пространства; не продуманы критерии отбора содержания образования.

Исходя из написанного, можно сказать, что непрерывное образование призвано установить более тесные связи с жизнью, проложить новые пути развития в области теории и методики обучения, обеспечить индивидуализацию обучения, использовать новые технологии, наиболее перспективные технические средства. Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества. Оно становится непрерывным, связанным с жизнью, а не просто окончательным, предписанным человеку в период его обучения в школе, техникуме или вузе. Развитие системы непрерывного образования позволяет создать все необходимые условия для обеспечения реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики.

Потребность в формировании человека III тысячелетия - это серьезный вызов всей системе образования. Насколько ясно и адекватно мы сможем определить его цели и содержание, настолько продуктивно образование выполнит этот исторический заказ.





Список литературы.


1. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. - 2001. - № 2. . Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, // Педагогика. - 2005. - № 3.

2. Лернер И.Я. Содержание образования/ И.Я. Лернер // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., -1999.- Т. 2. С. 349 .
3.         Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник ТГПУ.-2009.- № 7.-С.106.
4. Кондратенко Н.А. Подготовка к непрерывному образованию как социальная функция института образования в современной России. Монография. -  Тула: Изд-во ТулГУ, 2008.- 212 с. 

5.     Непрерывное образование [Электронный ресурс] / Гуманитарно- правовой портал.- Режим доступа: http// psyera.ru


Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586294
© Библиофонд


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!