СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание программы государственного экзамена по специальности 2-01 01 01 дошкольное образование учебный предмет «психология»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержание программы государственного экзамена по специальности 2-01 01 01 дошкольное образование учебный предмет «психология»»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2-01 01 01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ПСИХОЛОГИЯ»


Тема 1. Общее понятие о психологии как науке

Общее понятие о психологии как науке. Место психологии в системе научных знаний. Психология – наука, изучающая психику и закономерности ее развития. Краткая история развития психологической науки.

Цели, задачи психологической науки на современном этапе. Основные этапы развития психологии: наука о душе, наука о сознании, наука о поведении, наука о фактах, закономерностях, механизмах психики.

Отрасли психологии: общая психология, возрастная психология, психология развития, педагогическая психология, социальная психология, медицинская психология, патопсихология, зоопсихология и др.

Тема 2. Методы исследования в психологии

Классификация психологических методов (Б.Г. Ананьев): организационные, эмпирические, интерпретационные, методы обработки данных. Краткая характеристика эмпирических и психодиагностических методов (наблюдение, эксперимент, беседа, анкета, тест, анализ продуктов деятельности, биографический метод). Особенности использования психологического наблюдения, эксперимента, беседы, анализа продуктов детской деятельности, рисуночных тестов в изучении психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Обработка и оформление результатов психологического обследования детей дошкольного возраста. Использование опросников, анкет, бесед в изучении особенностей взаимоотношений родителей и воспитателей с детьми дошкольного возраста.

Тема 3. Основные закономерности и факторы психического развития

Понятие о психическом развитии. Движущие силы и закономерности психического развития.

Основные факторы развития психики ребенка (природные и социальные). Наследственные особенности и врожденные свойства организма как предпосылки психического развития. Социальные факторы как условие психического развития.

Роль собственной активности человека, его деятельности в психическом развитии.

Тема 4. Внимание как психический процесс

Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на объекте. Роль внимания в обеспечении жизнедеятельности и регуляции психической деятельности. Внешние и внутренние объекты внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Источники возникновения и проявления разных видов внимания. Основные свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, колебание, распределение, переключение.

Условия возникновения и удерживания сосредоточения, причины отвлечения внимания. Внимательность и рассеянность личности. Причины рассеянности и ее преодоление.

Тема 5. Развитие внимания у детей раннего и детей дошкольного возраста

Предпосылки развития внимания. Рефлекс «что такое?», сосредоточение (слуховое и зрительное) как первичные формы проявления внимания в младенческом возрасте. Особенности внимания у детей раннего и дошкольного возраста. Основные направления развития внимания. Виды внимания и их проявление в разных видах детской деятельности.

Непроизвольное внимание у детей дошкольного возраста: средства поддержания и развития.

Условия и средства формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Роль речи в формировании произвольного внимания у детей. Развитие внимания как условие успешного протекания умственной и практической деятельности, формирования произвольности психических функций. Игра как средство развития внимания.

Проявление и развитие основных свойств внимания у детей дошкольного возраста. Методы изучения и коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Детская рассеянность, ее причины и пути преодоления

Тема 6. Понятие об ощущении. Виды и свойства ощущений

Ощущение как отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности, воздействующих непосредственно на органы чувств.

Рефлекторная сущность ощущений. Органы чувств – анатомо-физиологический аппарат, обеспечивающий возникновение ощущений. Деятельность анализатора – физиологическая основа ощущений.

Виды ощущений и их зависимость от расположения рецепторов. Экстероцептивные (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые), интероцептивные (органические, проприоцептивные (кинестезические) ощущения.

Свойства ощущений: качество (модальность), интенсивность, длительность, отчетливость (ясность), пространственная локализация раздражителя.

Основные закономерности ощущений: зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, изменение ощущений от длительности воздействия раздражителя. Абсолютный и относительный порог ощущений. Адаптация ощущений.

Взаимодействие ощущений: синестезия, сенсибилизация. Развитие ощущений, способы повышения чувствительности. Компенсация ощущений. Сенсорная депривация: условия возникновения и особенности проявления.




Тема 7. Понятие о восприятие. Виды и свойства восприятия

Восприятие − целостное психическое отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии органов чувств. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов.

Свойства восприятия: предметность, структурность, осмысленность, целостность, константность, избирательность. Предмет и фон восприятия. Апперцепция и ее влияние на восприятие.

Виды восприятия в зависимости от активности анализатора: зрительное, слуховое, вкусовое, обоняние, осязание. В зависимости от цели и участия воли: непреднамеренное, преднамеренное. Сложные виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, восприятие искусства, восприятие человека. Иллюзии восприятия. Индивидуальные особенности восприятия.

Тема 8. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Развитие сенсорных процессов в дошкольном возрасте. Сенсорные эталоны, этапы и особенности их усвоения в дошкольном возрасте. Роль овладения сенсорными эталонами в развитии ощущений и восприятия ребенка. Развитие перцептивных действий: внешние ориентировочно-обследовательские действия, внутренние умственные действия. Развитие основных видов ощущений в разных видах деятельности. Особенности восприятия воспитанниками дошкольного возраста пространства, времени, движения, литературных и художественных произведений. Создание предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования для сенсорного развития воспитанников. Сенсорное развитие – основа умственного развития. Индивидуальные различия в сенсорном развитии детей.

Тема 9. Общая характеристика памяти

Определение и общая характеристика памяти. Память − процесс запоминания, сохранения и воспроизведение прошлого опыта. Значение памяти в жизни человека. Физиологические механизмы памяти. Ассоциации и смысловые связи как основа сохранения информации в памяти. Разные теоретические подходы к обоснованию механизмов памяти.

Виды памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая), характеру целей деятельности (непроизвольная, произвольная), продолжительности сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная). Факторы, влияющие на продуктивности памяти.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Виды запоминания: непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное); механическое, ассоциативное, осмысленное.

Заучивание – специально организованное запоминание информации.

Объем и сложность информации, их влияние на запоминание. Мнемические приемы (способы запоминания): перекодирование, достраивание, ассоциации, повторение. Способы, повышающие эффективность запоминания: структурирование, схематизация, аналогия. Психологические особенности запоминания («эффект Зейгарник», «эффект края»). Сохранение – удерживание информации в памяти. Факторы, влияющие на продолжительность сохранения информации.

Вытеснение информации, забывание. Амнезия – утрата способности сохранения информации, ее причины и последствия.

Воспроизведение усвоенной информации. Этапы воспроизведения: узнавание, припоминание, точное и полное воспроизведение. Факторы, повышающие эффективность воспроизведения заученной информации. Индивидуальное и коллективное воспроизведение.

Тема 10. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте

Особенности развития памяти как ведущей психической функции у детей дошкольного возраста. Характеристика основных видов памяти детей дошкольного возраста. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дошкольном возрасте. Основные направления развития памяти у детей дошкольного возраста.

Особенности проявления и развития непроизвольной и произвольной памяти. Условия повышения продуктивности памяти у детей дошкольного возраста. Овладение дошкольниками мнемической деятельностью, роль обучения в развитии памяти детей. Игровые приемы развития детской памяти. Специальные мнемические приемы и упражнения, повышающие продуктивность памяти.

Тема 11. Общая характеристика мышления как высшей формы познавательной деятельности личности

Общая характеристика мышления как высшей формы познавательной деятельности личности. Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных свойств предметов и явлений, окружающей действительности, связей и закономерностей между ними. Аналитико-мыслительная деятельность человека как высший уровень психического отражения окружающей действительности. Единство мышления и других познавательных психических процессов. Л.С. Выготский о взаимосвязи мышления и речи.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация.

Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Характеристика основных видов понятий (конкретные, абстрактные), суждений (единичные, частные, общие), умозаключений (индуктивные, дедуктивные). Основные этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

Виды мышления: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), характеру (теоретическое, практическое), степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), степени новизны (репродуктивное, продуктивное или творческое). Индивидуальные качества продуктивности мышления: быстрота, широта, глубина, гибкость, критичность, самостоятельность, сообразительность. Особенности творческого (креативного) мышления, основные признаки его проявления в разных сферах человеческой деятельности. учреждения.

Тема 12. Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Особенности мышления детей дошкольного возраста. Значение развития мышления для развития других познавательных процессов психики. Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития. Детские вопросы как проявление умственной активности детей дошкольного возраста.

Роль игровой, экспериментально-познавательной, учебной деятельности в развитии мышления. Характеристика мыслительных операций дошкольника. Особенности основных форм мышления у детей дошкольного возраста (понятие, суждение, умозаключение). Наглядно-образное мышление – ведущий вид мышления в дошкольном возрасте.

Развитие мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое). Роль взрослых в усвоении детьми умственных действий и решения мыслительных задач.

Условия развития творческого мышления у детей дошкольного возраста в организации разных видов деятельности.

Тема 13. Общая характеристика воображения, особенности развитие воображения в дошкольном возрасте

Общая характеристика воображения. Воображение – психический познавательный процесс создания нового образа на основе преобразования имеющихся представлений. Роль воображения в жизни человека. Способы создания образов воображения: комбинирование, агглютинация, акцентирование (утрирование, гиперболизация, типизация).

Характеристика видов воображения: по степени активности: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное). Особенности образов пассивного воображения (сновидение, галлюцинация, бред). Отличие образов репродуктивного (воссоздающего) и творческого воображения. Идеал, фантазия, мечта – основа творческой деятельности.

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский о психологических механизмах детского воображения, соотношении воображения и творчества. Особенности детской фантазии.

Особенности воссоздающего воображения детей дошкольного возраста, его роль в овладении механизмами подражания и замещения.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: игровой, художественной, музыкальной, познавательно-экспериментальной.

Условия развития детского творческого воображения. Индивидуальные различия детского воображения. Роль взрослых в развитии детского воображения и творчества.

Тема 14. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте

Значение внутриутробного периода развития и естественного процесса рождения на дальнейшее психическое развитие ребенка. Период новорожденности, его значение в дальнейшем психическом развитии.

Роль врожденных рефлексов в адаптации к новым условиям развития новорожденного ребенка. Формирование условных рефлексов и их значение в адаптации ребенка. Роль взрослых в обеспечении психологического комфорта и полноценного психического развития ребенка в период новорожденности. Особенности психического развития в период младенчества. Первое и второе полугодие как основные этапы первого года психического развития. Взаимосвязь физического и психического развития младенца. Значение своевременного образования условных рефлексов. Развитие анализаторов на первом году жизни. Социальная ситуация в младенческом возрасте.

Эмоциональное общение с взрослыми – ведущая деятельность в младенчестве. Улыбка, «комплекс оживления эмоциональная привязанность к матери как показатели психологического благополучия младенца. Значение овладения движениями и манипулятивной деятельностью в развитии ребенка. Основные психические новообразования младенчества. Психологический кризис детей первого года.

Значение младенческого возраста в развитии психики человека.

Тема 15. Кризис трех лет и основные формы его проявления

Закономерный характер кризиса трех лет. Противоречия, возникающие к концу периода раннего детства и порождающие кризис: противоречия между потребностями и возможностями, желаниями ребенка и требованиями взрослых.

Основные формы проявления кризиса. Капризы – неустойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в плаче, крике. Причины капризного поведения ребенка. Упрямство – необоснованное отстаивание своих интересов и желаний. Негативизм – сознательное стремление ребенка поступать вопреки требованиям взрослых, делать все наоборот.

Психологические приемы предупреждения и преодоления негативистических форм поведения ребенка раннего возраста. Роль родителей и воспитателей в поддержке ребенка в кризисный период. Психологически обоснованное отношение взрослых к ребенку в период переживания кризиса личностного развития: терпимость, единство требовательности с уважением к личности, доминирование положительных стимулов и игровых приемов в управлении поведением воспитанников.

Создание атмосферы психологического благополучия в группе детей раннего возраста как условие предупреждения и преодоления негативных проявлений кризиса. Индивидуально-коррекционная работа с детьми раннего возраста в период кризисного развития. Формирование самостоятельности и внутренней личностной позиции ребенка («Я») как последствие переживания кризиса.

Тема 16. Деятельность как проявление целенаправленной активности личности. Структура деятельности

Общее понятие о жизнедеятельности и деятельности. Личность – субъект сознательной деятельности. Деятельность как проявление целенаправленной активности личности. А.Н. Леонтьев о взаимосвязи личности, сознания и деятельности. Деятельность – необходимое условие психического развития человека. Деятельность как совокупность активных сознательных действий личности, объединенных общим мотивом. Общественный характер деятельности человека.

Структура деятельности: цель, мотив, действие (включающее в себя операции), результат. Уровни освоения деятельности: знания, умения, навыки. Интериоризация и экстериоризация действий. Деятельность и направленность личности.

Тема 17. Понятие об общении. Стороны общения

Понятие об общении. Общение как специфическая форма активности, порождаемая потребностями совместной деятельности.

Цель, средства, содержание общения. Общение – многоплановый процесс развития контактов между средствами и содержанием общения.

Основные функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффектно-коммуникативная. Основные стороны общения: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие), перцептивная (взаимовосприятие).

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией - условие совместной деятельности и саморазвития личности.

Вербальные и невербальные средства общения. Психологические условия восприятия информации в процессе общения, межличностного взаимодействия.

Интерактивная сторона общение как субъектно-субъектное взаимодействие людей в процессе совместной деятельности.

Деловое, личностное, интимное общение. Императивное, манипулятивное взаимодействие, партнерство и сотрудничество. Понятие о межличностном взаимодействии. Взаимоотношение как внутренняя основа межличностного взаимодействия.

Транзакции и внутренняя психологическая позиция в процессе взаимодействия (Э. Берн). Поведенческие сценарии в системе межличностного взаимодействия.

Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции (восприятие человека человеком): идентификация, рефлексия, стереотипизация.

Тема 18. Общее понятие о группе. Основные виды групп

Группа – объединение людей по определенным мотивам. Большие группы. Психологические механизмы взаимодействия в больших группах: подражание, внушение, психическое заражение. Особенности проявления личности в толпе (снижение субъективного контроля, преобладание эмоций над разумом, утрата личной ответственности). Виды малых групп: условные и реальные, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), кратковременные и долговременные, референтные и нереферентные. Виды малых групп в процессе формирования: диффузная, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.

Межличностные отношения в малой группе.

Статус личности в системе межличностных отношений: по степени активности (лидер, инициатор, активный, пассивный, изолированный) и по эмоциональной притягательности («звезда», предпочитаемый, принятый, непринятый). Социометрическое исследование межличностных отношений в малой группе.

Тема 19. Особенности общения в группе детей дошкольного возраста

Специфика общения детей дошкольного возраста. Мотивы общения. Содержание и средства общения. Развитие связной речи как основного средства общения. Развитие форм общения в дошкольном возрасте: ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная (М.И. Лисина). Роль общения в психическом развитии ребенка.

Особенности общения со сверстниками детей разного возраста (младший, средний, старший дошкольный возраст). Специфика взаимодействия мальчиков и девочек в дошкольной группе.

Тема 20. Профессиональное педагогическое взаимодействие с детьми дошкольного возраста

Профессиональное педагогическое взаимодействие с детьми дошкольного возраста. Внешний (поведение, вербальное и невербальное общение, стиль педагогического взаимодействия) и внутренний компонент (ценностные ориентации, установки, отношение к детям) педагогического взаимодействия.

Стили педагогического взаимодействия: авторитарный, демократический, либерально-попустительский.

Типы отношения воспитателя к детям дошкольного возраста (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько): устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчиво-положительный, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный. Социальная перцепция педагога дошкольного учреждения. Особенности общения воспитателя с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Педагогический такт во взаимоотношениях воспитателя с детьми и их родителями.

Тема 21. Понятие о личности. Структура личности

Биосоциальная природа человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность – результат социализации индивида. Свойства личности: активность, единство, устойчивость. Структура личности (по С.Л. Рубинштейну): направленность (мотив, потребности, интерес); знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Мотивационная, когнитивная и эмоционально-волевая сфера личности.

Условия формирования личности. Социальные роли личности: социальные ожидания, ролевое поведение, социальный контроль. Механизмы психологической защиты личности: вытеснение, подавление, обособление, рационализация, проекция, идентификация, компенсация, фантазии, формирование реакций, отрицание, регрессия, конверсия. Саморазвитие личности. Признаки личностной зрелости.

Самосознание личности. «Я-концепция»: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (волевой) компонент. Установки личности к самому себе: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное», «Я-динамическое», «Я-маска».

Самооценка личности: адекватная, завышенная, заниженная. Взаимосвязь самооценки и уровня притязания личности. Взаимосвязь самооценки и оценки личности другими людьми.

Тема 22. Понятие о темпераменте. Типология темперамента

Общее понятие о темпераменте как индивидуально-типологической особенности личности, определяющей ее психодинамику. Краткая история развития учения о природе темперамента (Гиппократ, К. Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).

Физиологическая основа темперамента, его зависимость от основных свойств нервных процессов (сила, подвижность, устойчивость). Соотношение типов НС и темперамента.

Экстравертированный и интровертированный тип личности (К. Юнг).

Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, темп реакции, пластичность, эмоциональная возбудимость, ригидность. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности. Психологическая характеристика личности разного типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический (В.С. Мерлин).

Тема 23. Особенности поведения и деятельности детей разного типа темперамента

Возрастные особенности НС ребенка и особенности проявления свойств темперамента у детей дошкольного возраста. Особенности поведения и деятельности детей разного типа темперамента (холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов). Учет индивидуально-типологических особенностей дошкольников в организации и проведении разных видов деятельности.

Особенности общения взрослых и сверстников с детьми разного типа темперамента.

Тема 24. Общее понятие о характере. Черты характера

Общее понятие о характере как совокупности существенных и устойчивых индивидуально – психологических особенностях личности, обуславливающих ее типичное поведение и отношение к окружающим.

Свойства характера: сила, глубина, активность, устойчивость, цельность, устойчивость, изменчивость. Признаки проявления характера. Взаимосвязь характера с другими свойствами личности. Влияние типа НС и социальных факторов на формирование характера. Черты характера: проявляющиеся в деятельности, по отношению к окружающим и самому себе, к предметам окружающего мира. Черты характера, проявляющиеся в системе отношений личности: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Типичные и индивидуальные черты характера. Целостность и изменчивость характера. Акцентуация характера (А. Личко, К. Леонгард). Влияние воспитания и самовоспитания на характер. Характер и индивидуальный стиль отношения к деятельности и окружающим людям.

Тема 25. Психологические механизмы формирования характера у детей дошкольного возраста

Психологические механизмы формирования характера у детей. Факторы, влияющие на проявление и изменение характера ребенка. Роль семейного и общественного воспитания в становлении характера ребенка. Влияние стиля общения взрослых и особенностей взаимоотношения со сверстниками на формирование характера. Воспитание нравственных черт характера детей дошкольного возраста в разных видах деятельность. Стихийное влияние социальной среды на формирование черт характера у ребенка дошкольного возраста.

Особенности проявления характера детей разного возраста. Особенности проявления характера в поступках девочек и мальчиков.

Психологические предпосылки формирования негативных черт характера у ребенка дошкольного возраста. Способы предупреждения их формирования. Коррекция пограничных негативных характерологических проявлений в дошкольном возрасте.

Условия формирования положительных черт характера у детей дошкольного возраста. Роль нравственных представлений, эмоциональных переживаний, поведенческих упражнений ребенка в формировании черт характера.

Тема 26. Общая характеристика способностей

Способности как индивидуально-психологическая особенность личности, определяющая успех деятельности. Количественная и качественная характеристика способностей. Признаки проявления способностей. Взаимосвязь способностей и других свойств личности.

Задатки – природные (наследственные и врожденные) предпосылки развития способностей. Деятельность – условие развития способностей.

Влияние способностей на формирование интереса и склонности к деятельности. Виды способностей: общие (умственные или физические), специальные (музыкальные, художественные, литературные коммуникативные, артистические, двигательные, математические и др.). Особенности проявления и развития специальных способностей.

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Потенциальные и актуальные способности. Личность и саморазвитие способностей. Факторы, способствующие развитию или угасанию способностей.

Тема 27. Эмоции человека, их рефлекторная природа. Виды эмоциональных состояний

Эмоции человека, их рефлекторная природа. Значение эмоций в жизни. Формы выражения эмоций: физиологические, мимические, речевые. Функции эмоций: сигнальная, защитная, регулятивная. Виды эмоциональных переживаний (К. Изард): радость, восторг, удивление, интерес, грусть, страх, стыд, гнев, страдание, отвращение, презрение. Полярность эмоций. Стенические и астенические эмоции. Эмоциональная устойчивость и ее значение для педагогической деятельности.

Виды эмоциональных состояний человека: настроение, аффект, фрустрация, страсть, стресс. Условия возникновения и изменения настроения. Признаки аффективного и фрустрированного состояния человека.

Положительная и пагубная страсть. Причины возникновения и способы преодоления стресса. Динамика протекания эмоций. Управление психоэмоциональным состоянием с помощью сознательных волевых механизмов. Значение релаксации для снижения нервно – психического напряжения.

Тема 28. Воля и ее значение в жизни человека. Волевые качества личности и их характеристика

Воля и ее значение в жизни человека. Волевое усилие и волевое действие. Этапы волевого действия: подготовительный и исполнительный. Волевые качества личности и их характеристика.

Волевая саморегуляция. Воспитание и самовоспитание волевых черт характера.

Тема 29. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Общие закономерности и пути развития эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста.

Особенности проявления эмоций и чувств на разных этапах дошкольного детства. Проявление эмоций и чувств в разных видах детской деятельности.

Факторы, определяющие эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка. Благоприятный психологический микроклимат в семье и дошкольной группе – условие эмоционального благополучия. Роль эмоционально-насыщенных видов деятельности (музыкальной, театрально-игровой, утренников и развлечений) в формировании эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста. Причины возникновения негативных эмоциональных переживаний (чувство страха, чувство зависти, чувство ревности и т. д.) и способы их преодоления.

Особенности проявления и развития воли у детей дошкольного возраста. Формирование произвольности психических процессов в разных видах деятельности. Воспитание волевых качеств личности детей дошкольного возраста: целеустремленности, выдержки, настойчивости, смелости, решительности и т. д. Значение основных видов детской деятельности в развитии воли ребенка.

Тема 30. Основные структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе

Понятие «психологическая готовность ребенка к школе». Взаимосвязь физической, педагогической и психологической готовности.

Структурные компоненты психологической готовности: мотивационная, интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая, социально-психологическая.

Внешние и внутренние мотивы готовности к школьному обучению. Формирование осознанного отношения к учебе как общественно значимой деятельности – доминирующий мотив. Специфика проявления познавательных, оценочных, игровых мотивов. Коррекция мотивационной сферы личности дошкольника.

Интеллектуальная готовность: произвольность высших психических функций, сформированность фонематического слуха и связной речи, сформированность сенсомоторики, высокий уровень учебных умений и навыков, усвоение программы дошкольного образования.

Личностная готовность: внутренняя позиция («Я-ученик»), сформированность личностных качеств, адекватной самооценки, необходимых для успешной учебной деятельности.

Эмоционально-волевая готовность (эмоциональная устойчивость, положительное эмоциональное самочувствие, эмоциональное благополучие в группе сверстников) − условие успешного овладения учебной деятельностью в школе. Роль волевых усилий, проявления волевых качеств в достижении успехов в школе и преодолении трудностей в адаптационный период.

Социально-психологическая готовность – сформированность коммуникативных умений и навыков, высокий социометрический статус в системе межличностных отношений в группе, принятие групповых норм и ценностей, высокая адаптивнось, умение регулировать конфликтные ситуации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!